НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Б.3.11
направление подготовки 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр».
Санкт-Петербург
2012
Уголовный процесс: рабочая программа
/ авт.-сост. О.Н. Громова, В.П. Топоров – СПб.: ИВЭСЭП, 2012, 38 с.
Утверждена на заседании кафедры
уголовно-правовых дисциплин и криминалистики
протокол № 1 от 11.09.2012 Утверждена и рекомендована к печати
Научно-методическим Советом,
протокол № 2 от 17.10.2012
Автор-составитель кандидат юридических наук, доцент О.Н. Громова
старший преподаватель В.П.Топоров
Рецензенты доктор юридических наук, профессор. С.А. Смирнова
кандидат юридических наук, доцент А.Б. Сапельников
СПб.: ИВЭСЭП, 2012.
1. Цели и задачи дисциплины:
Учебная дисциплина «Уголовно-процессуальное право» («Уголовный процесс») имеет своей целью подготовку квалифицированных юристов, обладающих комплексом необходимых теоретических знаний, обеспечивающих реализацию задач государства по укреплению законности и правопорядка в обществе, охраны и защиты прав и законных интересов человека и гражданина, осуществлению принципов социальной справедливости, глубоко знающих уголовно-процессуальное право и умеющих его применять в практической деятельности.
Занятия по учебной дисциплине «Уголовно-процессуальное право» («Уголовный процесс») направлены на выполнение следующих задач:
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Учебная дисциплина «Уголовно-процессуальное право («Уголовный процесс»)входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 – «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Дисциплина «Уголовный процесс» относится к дисциплинам гуманитарного цикла. Она логично связана с дисциплинами «Уголовное право», «Криминалистика», «Криминология», «Юридическая психология», «Уголовно-исполнительное право», «Правоохранительные органы».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Основные задачи учебной дисциплины «Уголовно-процессуальное право («Уголовный процесс») направлены на формирование следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
ОК-1 осознание социальной значимости будущей профессии юриста и обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОК-3 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации;
ОК-4 владение знаниями российского законодательства, регламентирующего порядок производства по уголовным делам;
ОК-5 обладание культурой поведения, готовность к работе в коллективе, освоение этических понятий в профессиональной деятельности юриста;
ОК-6 иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к закону;
ОК-7 стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства;
ОК-8 способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
ОК-9 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
б) профессиональных (ПК)
ПК-1 способности участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
в правоприменительной деятельности:
ПК-2 способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
ПК-3 способности обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;
ПК-8 готовности к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;
ПК-9 способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
ПК-10 способности выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;
ПК-11 способности осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
ПК-16 способности давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;
ПК-17 способности преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;
ПК-18 способности управлять самостоятельной работой обучающихся;
ПК-19 способности эффективно осуществлять правовое воспитание.
Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, приобретенные умения и навыки помогут при освоении ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для прохождения производственной практики. В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:- основные теоретические положения о месте уголовного процесса в системе научного знания, взаимосвязи уголовного процесса с другими науками, основные понятия уголовно-процессуального права, права и обязанности должностных лиц государственных органов, ведущих производство по уголовным делам, и граждан, вовлекаемых в том или ином качестве в уголовное судопроизводство; Уметь:- анализировать и толковать положения уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего порядок производства по уголовным делам, учитывать и использовать в правоприменительной деятельности материалы следственной и судебной практики, давать квалифицированные юридические заключения и консультации.
Владеть:- практическими навыками по, осуществлению предварительной проверки заявлений о преступлениях, собиранию, проверке и оценке доказательств, а также использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе, производству следственных действий,
составлению процессуальных документов и протоколов следственных действий, принятию законных и обоснованных процессуальных решений.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
по ФГОС/
| Семестры
| 6
| 7
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 153
| 27
| 126
| -
| -
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Лекции
| 45
| 7
| 38
| -
| -
| Практические занятия (ПЗ)
| 108
| 20
| 88
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| -
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа (всего)
| 135
| 33
| 102
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| -
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| -
| -
| -
| Реферат
| -
| -
| -
| -
| -
| Другие виды самостоятельной работы
| -
| -
| -
| -
| -
| Вид промежуточной аттестации
(зачет, экзамен)
| зачет/
экзамен
| зачет
| экза-
мен
| -
| -
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 288
| 60
| 228
| -
| -
| 8
|
|
| -
| -
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины «Уголовно-процессуальное право» («Уголовный процесс»)
Раздел I. Общая часть (МОДУЛЬ 1) Тема 1. Уголовный процесс: основные положения
Сущность и основные понятия уголовного процесса. Его цели и задачи. Соотношение понятий «уголовный процесс», «уголовное судопроизводство», «правосудие».
Уголовно-процессуальное право. Предмет, метод и система уголовно-процессуального права. Источники уголовно-процессуального права. Уголовно-процессуальное закон и его действие. Уголовно-процессуальные нормы. Значение решений Конституционного суда РФ, постановлений Пленума Верховного суда РФ, нормативных актов министерств и ведомств РФ. Взаимосвязь уголовно-процессуального права с другими отраслями права.
Уголовный процесс как система действий и отношений. Уголовно-процессуальные правоотношения. Уголовно-процессуальные функции. Уголовное преследование и защита. Уголовно-процессуальная форма. Унификация и дифференциация процессуальной формы. Направления дифференциации процессуальной формы. Стадии уголовного процесса и их характеристика. Уголовно-процессуальные гарантии.
Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) как наука и учебная дисциплина. Система курса “Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)”.
Тема 2. Типы, формы и виды уголовного процесса
Развитие положений уголовно-процессуальной науки о типах, видах и формах уголовного процесса.
Типология уголовного судопроизводства. Подходы к определению типа уголовного процесса. Понятие типа уголовного процесса. Идеальный, национальный (морфологический) и исторический тип (форма) уголовного процесса.
Обвинительный, розыскной, состязательный и смешанный уголовные процессы с позиции идеальной и исторической типологий.
Тип российского уголовного процесса. Тема 3. Принципы уголовного процесса
Понятие принципов уголовного процесса. Соотношение уголовно-процессуальных принципов и общих условий производства на отдельных стадиях.
Классификация принципов уголовного процесса. Системы принципов розыскного и состязательного процессов.
Понятие и содержание отдельных принципов российского уголовного процесса. Законность, публичность уголовного преследования, осуществление правосудия только судом, уважение чести и достоинства личности, неприкосновенность личности, охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, неприкосновенность жилища, тайна сообщений и переговоров, презумпция невиновности, состязательность, обеспечение права на защиту, свобода оценки доказательств, непосредственность исследования доказательств, язык уголовного судопроизводства, право на обжалование, гласность.
|