Российской Федерации Федеральное агентство по образованию





Скачать 203.91 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Дата публикации23.02.2015
Размер203.91 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Право > Самостоятельная работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Факультет иностранных языков

Кафедра английского языка (основная специальность)

УТВЕРЖДАЮ:
декан факультета__________М.С. Гвоздева

«___» ____________ 200 __ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Лексикология современного английского языка

По подготовке специалиста

По направлению (специальности) 033200 иностранный язык

курс 3, семестр 6

Нормативная трудоемкость дисциплины


Семестр

Учебные занятия

Форма итоговой аттестации (зач., экз.)

Всего часов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа студентов

6

80

18

-

18

44

экзамен























Петрозаводск
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) шифр и название

Рабочая программа разработана на основе (с использованием) типовой программы, утвержденной УМО
Разработчик программы доцент кафедры, кандидат филол. наук В.О. Павлов

« » ____________ 200 г.

__________________ (подпись)
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры английского языка, номер протокола заседания кафедры и дата его проведения.

Заведующий кафедрой кандидат педагогических наук, доцент, М.С. Гвоздева

« » ____________ 200 г.

__________________ (подпись)


Настоящая программа не может быть использована

другими вузами или подразделениями университета

без разрешения разработчика программы.



  1. Внешние требования (Требования ГОС)




Шифр

дисциплины

Содержание учебной дисциплины

Часы




Теоретическая и прикладная лексикология. Связь лексикологии с другими разделами языкознания.

Слово как основная единица лексической системы. Основные способы номинации в языке. Этимологические основы лексикона.

Семасиология. Семантика лексических единиц. Значение слова в функциональном аспекте. Методы разграничения значений и выявления компонентов значения. Национально-культурная специфика смысловой структуры соотносительных слов в русском и английском языках. Историческая изменчивость смысловой структуры слова. Семантические группировки в лексической системе языка.

Омонимия и её место в лексической системе языка. Источники омонимии.

Словообразование. Морфологическое и деривационное строение слова. Историческая изменчивость структуры слова. Принципы и методы морфемного и словообразовательного анализа структуры слова в языке. Понятие словообразовательной модели. Основные и комплексные единицы системы словообразования. Способы словообразования в языке. Национально-культурная специфика словообразования.

Сочетаемость лексических единиц. Понятие валентности. Свободные и устойчивые словосочетания. Фразеологические единицы. Соотнесённость фразеологической единицы и слова. Классификация фразеологических единиц.

Социальная и территориальная дифференциация словарного состава.

Основы лексикографии.

80


2. Цели и задачи преподавания дисциплины
2.1 Цель:

  1. Сообщить теоретические знания о лексических единицах и создать представление о словарном составе языка как о системе.

  2. Ознакомить студентов с действием лингвистических законов, а также с правилами формирования и употребления лексических единиц.

  3. Курс создаёт базу для приобретения и развития навыка обобщения наблюдаемых лингвистических явлений и, по возможности, прививает студентам навыки самостоятельного, критического отношения к фактам языка.



2.2 Задачи. В результате изучения дисциплины студент будет

иметь представление (понимать и уметь объяснить):
Специалист, изучавший данную дисциплину, должен знать:

  • базовые понятия лексикологии как науки о словарном составе языка

  • основные точки зрения на компонентный состав лексики в языке

  • роль и функции морфем в структуре слова, роль и функции сем в значении слова


Специалист, изучавший данную дисциплину, должен уметь:

  • производить морфологический анализ слова

  • вычленять семы в структуре значения слова

  • группировать слова по сходству значения и по сходству формы


Специалист, изучавший данную дисциплину, должен иметь представление:

  • об основных типах образования слов в английском языке

  • о принципах лингвистического анализа лексических единиц

  • о территориальных вариантах английского языка

  • о языковой норме и отклонениях от неё



3. Содержание и структура дисциплины
3.1 Сводные данные об учебной дисциплине




Блок, модуль, раздел, тема

Количество часов занятий

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1.

Лексикология как раздел науки о языке

1







1

2.

Общая характеристика словарного состава современного английского языка

2







2

3.

Слово как основная единица языка

2







2

4.

Морфологическая структура слова и словообразование в английском языке

2




2

3

5.

Лексическое значение слова. Типы лексических значений.

2




2

3

6.

Многозначность слова

1




2

3

7.

Классификация лексики по сходству значения. Синонимия. Антонимия

2




2

3

8.

Классификация лексики по сходству формы. Омонимия. Паронимия

1




2

2

9.

Этимологическая характеристика словарного состава английского языка

1




2

3

10.

Обогащение словарного состава языка за счёт иноязычных заимствований. Интернациональная лексика

1




2

2

11.

Фразеология современного английского языка

2




2

3

12.

Стилистическая дифференциация лексики







2

3

13.

Неологизмы, историческая и архаичная лексика

1







2

14.

Английский язык за пределами Великобритании










2

15.

Английская лексикография










2




написание рефератов/контрольных работ










8 / 2




Всего: 80

18




18

44


3.2 Лекции

Темы и их краткое содержание



Тема 1 Лексикология как раздел науки о языке


  1. Предмет лексикологии. Место лексикологии в ряду наук о языке.

  2. Разделы лексикологии как науки.

  3. Задачи лексикологии и её методологическая база.

  4. Значение лексикологии в практике преподавания иностранных языков.



Тема 2 Общая характеристика лексикона современного английского языка

  1. Системный характер лексического состава современного английского языка.


  2. Типы слов в лексической системе современного английского языка.

  3. Различные возможные принципы группировки лексем.



Тема 3 Слово как основная единица языка




  1. Проблема определения слова.

  2. Отношение между словом и обозначаемым (проблема знаковости).

  3. Проблема тождества слова или выделение слов в языке.

  4. Проблема отдельности слова или выделение слов в потоке связной речи.

  5. Мотивировка слова.



Тема 4 Морфологическая структура слова и словообразование в

современном английском языке

  1. Морфема – минимальная значащая единица языка, корневые и аффиксальные морфемы. Классификация аффиксов по продуктивности, частотности, происхождению. Полисемия, омонимия, синонимия аффиксов.


  2. Морфологический анализ слова. Основа – единица словообразовательного анализа.

  3. Словопроизводство и словосложение. Критерии сложного слова в английском языке. Проблема отграничения сложного слова от словосочетания.

  4. Конверсия. Семантические модели при конверсии. Реверсия или обратное словообразование.

  5. Сокращение слов и словосочетаний. Типы сокращений. Основные модели словостяжения.

  6. Чередование, редупликация, сдвиг ударения, лексикализация грамматических форм.

  7. Звукоподражание (звукоизображение и звукосимволизм). Принципиальное отличие звукоподражания от других словообразовательных способов.

Тема 5 Лексическое значение слова. Типы лексических значений.





  1. Референциальный подход к значению. Семантический треугольник Огдена и Ричардса (C.R. Ogden, I.A. Richards).

  2. Лексическое и грамматическое значения, их роль в слове.

  3. Структура лексического значения: понятийное ядро и коннотации. Соотношение компонентов лексического значения в разных типах лексики.

  4. Типы лексических значений. Мотивировка слова и значение.


Тема 6 Многозначность слова


  1. Понятие полисемии в синхронии и диахронии.

  2. Понятие лексико-семантического варианта. Соотношение лексико-семантических вариантов в слове.

  3. Контекст. Единица контекста. Типы контекста. Контекст и речевая ситуация (Н.Н. Амосова).

  4. Историческая изменчивость смысловой структуры слова. Языковые и неязыковые причины такой изменчивости.

  5. Перенос значения. Метафора. Метонимия.

  6. Многозначность слова в речи. Роль контекста в сохранении многозначности.


Тема 7 Классификация лексики по сходству значения. Синонимия. Антонимия


  1. Различные семантические варианты группировки лексики.

  2. Проблема определения синонимов. Критерии синонимичности. Классификации синонимов. Синонимия в языке и речи.

  3. Антонимия слов. Классификации антонимов.

  4. Проблема выделения конверсивов и комплементариев.


Тема 8 Классификация лексики по сходству формы. Омонимия. Паронимия


  1. Омонимия – особый вид системных отношений между словами. Распространенность омонимии в английском языке.

  2. Классификация омонимов. Моделированная омонимия.

  3. Источники омонимии.

  4. Разграничение омонимии и полисемии. Метод объяснительной трансформации. (И.В. Арнольд).


Тема 9-10 Этимологическая характеристика словарного состава английского языка. Обогащение словарного состава языка за счёт иноязычных заимствований


  1. Понятие исконной и заимствованной лексики.

  2. Основные источники заимствований (латынь, скандинавские диалекты, французский язык).

  3. Пути проникновения заимствований. Этимологические дублеты.

  4. Ассимиляция заимствований. Факторы, обуславливающие степень ассимиляции. Классификация заимствований по степени ассимиляции.

  5. Интернациональная лексика.

  6. Борьба с избыточными заимствованиями. Пуризм.

  7. Современные заимствования из английского языка в другие языки.


Тема 11 Фразеология современного английского языка


  1. Свободные и устойчивые словосочетания.

  2. Понятие о фразеологической единице (ФЕ). Соотношение ФЕ и слова. Основные критерии ФЕ: устойчивость, раздельнооформленность, переосмысление значения, немоделированность.

  3. Различные классификации ФЕ (В.В. Виноградов, А.И. Смирницкий, Н.Н. Амосова, А.В. Кунин)

  4. Структурные типы ФЕ в английском языке. Источники ФЕ.

  5. Пословицы и поговорки, их статус. Крылатые слова.


Темы 12-13 Стилистическая дифференциация лексики. Неологизмы, историческая и архаичная лексика


  1. Основные стилистические слои: нейтральная, книжная, разговорная лексика.

  2. Субклассификация книжной лексики.

  3. Субклассификация разговорной лексики.

  4. Понятие о функциональном стиле. Функциональные стили английского языка в синхронии и диахронии.

  5. Понятие языковой нормы.

  6. Неологизмы, историческая и архаичная лексика


Тема 14 Английский язык за пределами Великобритании


  1. Исторические причины распространения английского языка (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия).

  2. Территориальный вариант языка.

  3. Особенности английского языка в США. Американизмы и бритицизмы, их классификация.

  4. Проблема Black English (Ebonics).


Тема 15 Английская лексикография


  1. История возникновения словарного дела в Англии.

  2. Основные типы словарей. Энциклопедические и филологические словари.

  3. Словарь С. Джонсона.

  4. Словарь Н. Вебстера.

  5. Большой оксфордский словарь.

  6. Большой англо-русский словарь и Новый большой англо-русский словарь.

  7. Структура словарной статьи.


3.3 Практические (семинарские), лабораторные занятия

Практические занятия




ПР

Наименование и содержание практических занятий (ПР)

№ темы

Кол-во часов

1

Семинар 1. Морфологическая структура слова. Типы словообразования в современном английском языке

4

2

2

Семинар 2. Значение слова

5,6

4

3

Семинар 3. Синонимия, антонимия, омонимия слов

7,8

4

4

Семинар 4. Этимологическая характеристика словарного состава английского языка

9,10

4

5

Семинар 5. Фразеология английского языка

11

2

6

Семинар 6. Стилистическая дифференциация лексики

12

2




Всего:




18


3.4 Самостоятельная работа студентов






Наименование и содержание самостоятельной работы

№ темы

Кол-во часов

1

Антрушина Г.Б. и др.: стр. 6-10, упр. на стр. 11

1

1

2

Сравнительный анализ изложения темы в различных учебных пособиях (Арнольд И.В., Уфимцева А.А., Елисеева В.В.)

2

2

3

Обзор изложения темы в различных учебных пособиях

3

2

4

Выполнение упражнений № 3-5, с. 98, № 1-2, с. 94-95, № 6-13, с. 98-103, № 1-10, с. 120-127 (пособие 1)* и № 1-11 (пособие 7)

4

3

5

Выполнение упражнений № 1, с. 142, № 9, с. 146 (пособие 1) и № 12-16 из пособия 7

5

3

6

Выполнение упражнений № 2-8, с. 142-146, № 1-9, с. 160-164 из пособия 1 и № 17-20 из пособия 7

6

3

7

Выполнение упражнений № 1-12, с. 198-206, № 2-8, с. 220-224 из пособия 1 и № 21-28 из пособия 7

7

3

8

Выполнение упражнений № 1-8, с. 175-182 из пособия 1 и № 29-32 из пособия 7

8

2

9

Выполнение упражнений № 1-12, с. 56-61 из пособия 1 и № 33-36 из пособия 7

9

3

10

Выполнение упражнений № 1-14, с. 71-77 из пособия 1 и № 37-38 из пособия 7

10

2

11

Выполнение упражнений № 1-14, с. 236-241, № 1-11, с. 251-258 из пособия 1 и № 39-49 из пособия 7

11

3

12

Выполнение упражнений № 1-4, с. 21-26, № 1-4, с. 38-43, № 13, с. 206 из пособия 1 и № 51 из пособия 7

12

3

13

Выполнение упражнения № 50 из пособия 7

13

2

14

Выполнение упражнений № 1-19, с. 266-275 из пособия 1

14

2

15

Выполнение упражнений № 8, с. 146 из пособия 1 и № 52-53 из пособия 7

15

2

16

Написание контрольной работы




2

17

Написание реферата




8




Всего:




44

*Номер пособия соответствует номеру книги в списке обязательной литературы (см. ниже).

4. Список литературы по дисциплине
Основная (обязательная)

  1. Антрушина Г.Б., Афанасьева О.В., Морозова Н.Н. Лексикология английского языка: Учеб. пособие для студентов. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с.

  2. Арбекова Т.И. Лексикология английского языка (практический курс): Учеб. пособие для студентов. — М.: Высш. школа, 1977. — 240 с.

  3. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка: Учеб. для ин-тов и фак. иностр. яз. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1986. — 295 с., ил. — на англ. яз.

  4. Елисеева В.В. Лексикология английского языка. – СПб.: СПбГУ, 2003. – 58 с. (электронная версия учебника).

  5. Никитин М.В. Знак – значение – язык: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 226 с.

  6. Минаева Л.В. Лексикология и лексикография английского языка. – М.: СТУПЕНИ, 2003. – 224 с. – на англ. яз.

  7. Практические задания к курсу лексикологии современного английского языка, сост. Павлов В.О. – Петрозаводск, 2007. – 14 с. (электронная версия)


Дополнительная

  1. Банкевич Л.В. Словообразование в английском языке: упражнения. – Л.: Учпедгиз, 1961. – 129 с.

  2. Весник Д.А., Хидекель С.С. Сборник упражнений по словообразованию современного английского языка. – М.: ИМО, 1964. – 120 с.

  3. Годлинник Ю.И., Малишевская Е.В., Федосеева Д.А. Пособие по синонимике английского языка. – М-Л.: Просвещение, 1965.- 255 с.

  4. Гринберг Л.Е., Кузнец М.Д., Кумачёва А.В., Мельцер Е.М. Exercises in Modern English Lexicology. – М.: Высшая школа, 1966. – 239 с. – на англ. языке.

  5. Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка. – М.: Высшая школа, 1986. – 332 с.

  6. Лексикологические задачи (методические рекомендации), сост. Кабакчи В.В. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. – 46 с.

  7. Николенко Л.В. Лексикология и фразеология современного русского языка: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2005. – 144 с.

  8. Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. – М.: Прогресс, 1969. – 232 с.


5. Методические материалы
5.1 Инструкции и методические указания по проведению занятий

Для преподавателя
Перечень экзаменационных вопросов


  1. Предмет лексикологии. Место лексикологии в ряду наук о языке.

  2. Слово – основная единица языка.

  3. Лексическое значение слова.

  4. Грамматическое значение слова.

  5. Морфологическая структура слова.

  6. Семантическая структура слова.

  7. Причины изменения значения слова.

  8. Контекст. Теория контекста Н.Н. Амосовой.

  9. Типы лексических значений.

  10. Метафора.

  11. Метонимия.

  12. Полисемия.

  13. Лексико-семантический вариант.

  14. Мотивировка слова. Мотивировка и значение.

  15. Омонимия.

  16. Синонимия.

  17. Антонимия.

  18. Словообразовательная система английского языка.

  19. Словопроизводство.

  20. Словосложение.

  21. Словостяжение.

  22. Конверсия.

  23. Сокращение слов и словосочетаний.

  24. Второстепенные способы словообразования.

  25. Аффиксация. Классификация аффиксов.

  26. Проблема тождества слова.

  27. Критерии отграничения сложных слов от словосочетаний.

  28. Типы словосочетаний.

  29. Понятие о фразеологической единице. Критерии ФЕ.

  30. Соотношение ФЕ и слова.

  31. Классификации ФЕ.

  32. Структурные типы ФЕ.

  33. Понятие о функциональном стиле. Функциональные стили английского языка.

  34. Термины.

  35. Неологизмы и окказионализмы.

  36. Общий и специальный сленг.

  37. Территориальные варианты английского языка.

  38. Социальные варианты английского языка.

  39. Диалектная лексика.

  40. Роль заимствований в формировании словарного состава языка.

  41. Ассимиляция заимствований.

  42. Классификация заимствований.

  43. Американизмы и бритицизмы.

  44. Критерии исконной лексики.

  45. История английской лексикографии.

  46. Типы словарей.

  47. Структура словарной статьи.

  48. Стилистическая дифференциация лексики.

  49. Основные особенности американского варианта английского языка.

  50. Лексика как система.



Для студентов

Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ


  1. Омонимия суффиксов словообразования и словоизменения в современном английском языке.

  2. Теория семантических полей в лексике и грамматике.

  3. Семантическое поле лексем со значением «жилище» в современном английском языке.

  4. Семантическое поле лексем со значением «богатство» в современном английском языке.

  5. Лексемы, образованные по способу словостяжения в совр. английском языке.

  6. Продуктивные способы словообразования в современном английском языке.

  7. Фразеологические единицы с компонентом значения «внешность».

  8. Фразеологические единицы, содержащие лексемы с описанием цвета.

  9. Русскоязычные заимствования в современном английском языке.

  10. Современный американский студенческий сленг.



6. Требования к уровню освоения дисциплины

и используемые формы

текущего, промежуточного и итогового контроля
6.1 Требования к уровню освоения дисциплины

6.2 Используемые формы контроля знаний, их содержание




п/п

Наименование и содержание форм контроля

Срок выполнения

1.

Реферат. В соответствии с перечнем тем рефератов и программой дисциплины

6 семестр

2.

Контрольная работа

6 семестр

3.

Экзамен. В соответствии с перечнем экзаменационных вопросов и программой дисциплины.

6 семестр


7. Изменения в рабочей программе,

которые произошли после утверждения программы


Характер изменения в рабочей программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное...
Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconПрограмма по дисциплине «Концептуальные основы домоведения»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты 3
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция...
Ведерников Н. Т., Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук,...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconОбеспеченность электронными образовательными ресурсами
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Методы обследования и функциональная диагностика в терапии (73 вопроса)
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconРазвитие воображения у детей
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconТемы конкурса рефератов
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию iconПротокол №7 от «22» марта 2011 г
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск