Скачать 312.83 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ростовский государственный колледж информатизации и управления» Методические рекомендации для начинающих преподавателей «Разработка, составление и оформление учебно-планирующей документации» Ростов –на –Дону 2010 г. Рассмотрено на заседание Утверждаю Методического совета колледжа Председатель Метод.совета ______________________ __________Гонтарева М.Н. Протокол №___ «_____»_____________2010 г. «___» ___________2010 г. Методические рекомендации предназначены для начинающих преподавателей Составитель: Легонькая Г.Р. Рецензент: Гонтарева М.Н. Содержание 1. Методические рекомендации по заполнению плана повышения теоретического уровня и деловой квалификации преподавателя. 2. Разработка календарно-тематических планов. 3.Разработка рабочих учебных программ. 4. Составление и оформление плана урока Приложения Литература 1.Методические рекомендации по заполнению плана повышения теоретического уровня и деловой квалификации преподавателя.
Пути реализации: открытый урок, классный час, внеклассное мероприятие по дисциплине, тестирование, зачет, экзамен, проверочная работа, деловая игра, конференция, олимпиада, конкретная тема учебно – методической разработки; творческая, исследовательская, самостоятельная работа студентов; курсовое и дипломное проектирование; конкурс по специальности, доклад, учеба и т.д. 1.2 Мероприятия, планируемые в Неделю комиссии Рекомендуемые мероприятия:
1.3 Планируемое учебно – методическое обеспечение учебного процесса (вне издательской деятельности) Разделы:
Следует помнить: Каждый член предметно – цикловой комиссии, независимо от разряда ЕТС, создает в учебный год не менее одного учебно – методического пособия, которое на момент защиты на ЦМК должно иметь внутреннюю и внешнюю рецензии. Виды учебно – методических разработок:
1.4. Планируемая издательская деятельность Виды издания: учебник: учебное пособие: методическое пособие; методическая разработка; методическое указание; методические рекомендации; авторские учебные программы Учебник - книга, излагающая основы научных знаний. по определенной учебной дисциплине в соответствии с учебной программой и предназначенная для целей обучения (учебник содержит не только информационную функцию, но и функцию руководства, наличие заданий, упражнений, проблемных ситуаций, контрольных вопросов и т.д.) Учебное пособие - учебная книга, необходимая при обучении чему-нибудь. Учебное пособие содержит печатные, графические, изобразительные и другие материалы, предназначенные для обеспечения наглядного восприятия изучаемых дисциплин и явлений, облегчения владения умениями. Например: конспекты лекций, опорные конспекты, сборники задач, контрольных вопросов и др. Методическое пособие - пособие, основой которого является подготовленные на базе результатов исследования, теоретически обоснованные методические рекомендации для совершенствования учебно-воспитательного процесса. В методическом пособии приводятся конкретные примеры применения рекомендательных методов и методических приемов в практике учебного заведения. Методическая разработка - подробно излагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее сложных для изучения тем учебных программ, сценарии проведения различных видов учебных занятий с применением технологий обучения. Методические указания - наставления, разъяснения, указывающее, как действовать (например, метод. указание для студентов – по выполнению лабораторных и практических работ, по составу и отдельным разделам (их выполнению) курсового проекта, выполнения контрольных работ, подготовке к экзаменам, зачетам, к итоговой Государственной аттестации и т.п.). Рекомендации должны обязательно рассматриваться на заседаниях Ц(П)МК. Методические рекомендации - рекомендации, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания, разрабатывается на основе изучаемого передового опыта. Рекомендации - благоприятный отзыв о ком или о чем-нибудь: совет, пожелание. Указание - наставление, разъяснение, указывающее как действовать. ИЗДАНИЕ ДОЛЖНО ОТРАЖАТЬ:
ИЗДАНИЕ ДОЛЖНО СОДЕРЖАТЬ:
Автор, цикловая комиссия и издательско-редакционный совет учебного заведения рассматривает целесообразность издания для распространения и внедрения в учебный процесс. “Инновация” означает новшество, новизну, изменения; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Инновация в педагогическом процессе означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучаемых. Критерии педагогических инноваций: новизна; оптимальность - затрата сил и средств педагогов и обучаемых для достижения результатов, при наименьших физических, умственных и временных затратах; высокая результативность - определенная устойчивость положительных результатов в деятельности преподавателей; возможности творческого применения инновации в массовом опыте. 2. Разработка календарно-тематических планов. Назначение календарно-тематического плана состоит в том, чтобы распределить содержание учебного материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям; заранее спланировать лабораторные и практические работы, экскурсии, деловые игры и учебные конференции; определить объемы домашних заданий, предусмотреть их равномерное распределение; подготовить нужные средства обучения (книги, наглядные пособия, дидактические материалы). Календарно-тематический план разрабатывается после утверждения рабочих учебных программ и используется на протяжении всех лет их действия. Ежегодно календарно-тематические планы пересматриваются, дополняются, корректируются и утверждаются. При пересмотре календарно-тематических планов необходимо обращать внимание на следующие вопросы:
В календарно-тематическом плане предусматривается определение средств обучения: наглядные пособия (натуральные пособия, изобразительные пособие, знаковые пособия):, технические средства обучения (аудиовизуальные), специальное оборудование (орудия и средства труда в профессиональной деятельности специалиста), вербальные средства (учебно-методическая литература, словари, инструкции). В графе «Тип и вид занятий» указывают те виды учебных занятий, которые предусмотрены Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования: лекция, урок, семинар, практическая работа, конференция, лабораторная работа, экскурсия, контрольная работа; и также типы уроков в соответствии с принятой классификацией: уроки изучения нового учебного материала; комбинированные, уроки формирования умений и навыков, уроки повторения, закрепления и систематизации знаний; уроки проверки и оценки знаний. С остальными графами календарно-тематического плана можно познакомиться на практике, внимательно изучив рекомендации по составлению календарно-тематического плана (в самом бланке календарно-тематического плана). 3.Разработка рабочих учебных программ. Рабочая программа – нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретной учебной дисциплины, содержание и последовательность изучения учебного материала. Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната. Рабочая программа дисциплины должна содержать:
Титульный лист должен содержать:
Оборотная сторона титульного листа содержит сведения об авторе и рецензентах. Рецензентов должно быть не менее двух, один из которых – из другого образовательного учреждения или организации. В пояснительной записке должны быть отражены следующие моменты: - место данной учебной дисциплины в системе подготовки специалиста ( к какому циклу относится, на что направлена в конечном результате); - задачи данной учебной дисциплины: в области формирования системы знаний; в области формирования практических умений; в области обеспечения общего уровня образованности, развития и воспитания студентов; - новизна данной учебной программы, ее отличие от примерной или ранее действующей; - межпредметные связи: на какие учебные дисциплины опирается данная и для каких дисциплин или видов практики является базой; если эти связи сильны, то целесообразно отметить, как они могут быть реализованы; - особенности организации учебного процесса по дисциплине при разных формах обучения и в условиях обучения на базе 9 и 11 классов; предпочтительные формы организации учебного процесса (лекция, уроки, семинары, практические занятия, лабораторные работы); предпочтительные формы контроля знаний, навыков и умений (текущего, рубежного, итогового); - рекомендуемые или предпочтительные методы обучения, обеспечивающие наиболее эффективное решение поставленных задач. В примерном тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, указывается распределение учебных часов по разделам и темам дисциплины как из расчета максимальной учебной нагрузки студента, так и аудиторных занятий. Содержание учебной дисциплины строится по разделам и темам в соответствии с примерным тематическим планом. Этот раздел следует начинать с «Введения», где дается характеристика дисциплины, ее место и роль в системе подготовки. По каждой учебной теме (разделу) приводятся: - номер и наименование темы (раздела); - обобщенные требования к знаниям и умениям студентов; - содержание учебного материала (дидактические единицы); - лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование); -виды самостоятельной работы студентов. Номера разделов и тем, их наименование должно соответствовать тематическому плану; требования к знаниям и умениям по темам должны соответствовать основным требованиям к знаниям и умениям, которыми должны овладеть студенты после изучения дисциплин, указанных в пояснительной записке программы; при планировании самостоятельной работы студента указываются виды внеаудиторной работы (чтение текста, конспектирование текста, работа со словарем, составление таблиц, подготовка рефератов, докладов, составление тематических кроссвордов, решение задач и упражнений по образцу и другие виды). При наличии курсовых работ или проектов указываются особенности организации ее (его) выполнения. В разделе «Литература и средства обучения» указываются основная и дополнительная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения. 4. Составление и оформление плана урока. План учебного занятия (поурочный план) представляет собой личный документ преподавателя, и жестких предписаний относительно его формы и содержания нет. Речь может идти только о рекомендациях, которые обеспечили бы большую целесообразность разработки и удобство пользования этим планом в практической деятельности. План необходим преподавателю в работе, поскольку он помогает в ее организации, облегчает процесс проведения учебного занятия, акцентирует внимание на главном. Поурочные планы в совокупности (по всему курсу) характеризуют стиль работы преподавателя, а их изменение и обогащение из года в год демонстрируют развитие профессионального мастерства. План учебного занятия обязательно включает в себя такие элементы, как цель, ход занятия, оснащение учебного процесса, домашнее задание. В число компонентов плана могут входить методы обучения, актуализация знаний по другим предметам, затраты времени на каждую часть занятия. План занятия должен быть удобен для пользования и последовательно раскрывать все его части и ход в целом. Разрабатываемые в некоторых образовательных учреждениях так называемые учебно-технологические карты часто неудобны для пользования, так как в них даются без взаимосвязи и оказываются разорванными пространственно отдельные характеристики учебного занятия. Например, на первой странице указываются тема, цель всего занятия и затраты времени на каждую его часть, на второй - ход и содержание, но без дозировки времени, на третьей - средства обучения, но без связи с ходом занятия и содержанием учебного материала. Наиболее удобна такая форма плана, где развертывается ход занятия и сразу каждой части дается полная характеристика. Такой план может быть оформлен как таблица.
Наиболее распространенные структуры занятий. Комбинированный урок Проверка знаний и умений студентов. Изучение нового учебного материала. Закрепление материала (может быть запланирована практическая, самостоятельная работа). Домашнее задание. Практическое занятие Проверка знаний (необходимых в практической деятельности). Инструктаж к выполнению практического задания. Выполнение практической работы. Подведение итогов самостоятельной работы (обсуждение от дельных работ, или анализ и оценка преподавателем работ, или теоретические выводы по результатам практической работы и т. п.). Аналогичное строение имеет обычно и лабораторная работа, выполняемая по инструкции. Но если лабораторная работа носит поисковый, исследовательский характер, ее структура может быть иной, например: Лабораторная работа Постановка проблемы и поиск путей ее решения (в ходе обсуждения и самостоятельной работы с книгой). Подготовка и отбор необходимого оборудования и материалов. Выполнение лабораторного эксперимента. Обсуждение результатов эксперимента. Семинар Установка на участие в семинаре (вступительное слово преподавателя). Обсуждение проблемы. Подведение итогов обсуждения. Урок изучения нового учебного материала Изучение нового учебного материала (с помощью разных методов). Закрепление знаний (может включать также и практическую, и поисковую лабораторные работы). Не всегда преподаватель выделяет самостоятельной частью закрепление знании: оно осуществляется либо в процессе выполнения практических работ, либо сразу после изложения учебного материала по вопросу (программированный машинный контроль, решение ситуационных задач, анализ конкретных ситуаций и т. д.). Контрольно-учетный урок и учетно-обобщающий урок Контрольно-учетный урок чаще всего имеет один элемент - проверку знаний и умений учащихся, учетно - обобщающий урок -проверку знаний и умений, обобщение и систематизацию знаний. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Перечень документации преподавателя
4. Комплексно-методическое обеспечение (КМО) преподаваемой дисциплины. Приложение 2 Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса п
о учебной дисциплине
1.9.* График проведения консультаций (по семестрам) Примечание: Экзаменационные билеты сдаются за две недели до сессии на подпись зам директора по УР, хранятся в учебной части, которые выдаются день проведения экзамена и после его проведения сдаются в учебную часть.
2.2.Сведения об учебно-методической издательской деятельности в колледже (наличие рабочих тетрадей, учебников, учебных пособий, метод. разработок и указаний и т.д.) 2.3.Перечень имеющихся в наличии методических разработок по дисциплине (пособия, разработки, рекомендации, указания, частные методики и т.д.) 2.4.Перечень имеющихся в наличии учебно-наглядных пособий: -изобразительных (плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы, альбомы и т. д.) -натуральных (приборы, механизмы, инструменты, детали, материалы, минералы, гербарии, модели, макеты, разрезы, муляжи и т. д.) 2.5.Перечень имеющихся в наличии технических средств обучения 3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ 3.1.Контрольные работы, методическое пособие для преподавателей 3.2.Контрольные срезы по дисциплине для проверки остаточных знаний студентов, методическое пособие для преподавателей 3.3.* Контрольные работы студентов. Примечание: Контрольные работы выполняются студентами на двойном листе по принятому образцу. Проверенные контрольные работы, их анализ, образец оформления хранятся в течении 1 года у преподавателя с момента выполнения работы 4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 4.1. Перечень лабораторных работ и практических занятий.
4.4.* Отчеты студентов по лабораторным работам и практическим занятиям Примечание: Отчеты студентов оформляются на отдельных листах (кроме изданных рабочих тетрадей) и хранятся в течении 1 года у преподавателя с момента получения зачета.
5.2. Перечень тем и заданий для курсового проектирования 5.3. График выполнения курсового проекта (работы) 5.4. График защиты курсовых проектов (работ) 5.5. Курсовые проекты (работы) студентов Примечание: Законченные и принятые от студентов курсовые проекты (работы) хранятся до окончания студентами курса обучения в колледже. Отлично выполненные курсовые проекты (работы) могут быть использованы колледжем в качестве наглядных пособий по спец. дисциплинам. Приложение 3 Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по специальности
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСЕХ ВИДОВ ПРАКТИК Виды: * Учебная (получение первичных профессиональных умений и навыков); * По профилю специальности для овладения целостной профессиональной деятельностью; * Квалификационная или стажировка для овладения первоначальным профессиональным опытом. Примерная программа производственной практики
8.5.* Отчеты студентов. Примечание: Перечень тем, заданий утверждается на ЦМК. Отчеты и дневники студентов хранятся в течении 1 года. Студенты, не выполнившие требований программы производственной практики или получившие от предприятия отрицательный отзыв, направляются учебным заведением на практику вторично. 9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 9.1.Методические указания (инструкции, руководства, рекомендации) по выполнению дипломных проектов. 9.2. Перечень тем и заданий для дипломного проектирования 9.3.График выполнения дипломных проектов 9.4. График защиты дипломных проектов 9.5.Дипломные проекты студентов Примечание: Выполненные студентами дипломные проекты после защиты их в ГАК хранятся в среднем специальном учебном заведении в течение 5 лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении дипломных проектов решается специальной комиссией, организуемой приказом директора среднего специального учебного заведения.
Приложение 4. Структура рабочей программы учебной дисциплины
Введение Раздел 1___________________________________________________ Тема 1.1___________________________________________________ Требования к знаниям: Требования к умениям: Содержание учебного материала (дидактические единицы). Перечень лабораторных и практических работ Курсовой проект (работа) при наличии. Виды самостоятельной работы студента Самостоятельная внеаудиторная работа студентов.
|
План работы теоретического отделения мбоу дод «Детская музыкальная... Обсуждение учебных программ на 2012-2013 учебный год, плана работы отделения и календарно-тематических планов преподавателей по предметам... | Методические указания по заполнению календарно-тематического плана... Календарно-тематический план (далее ктп) – это обязательный документ, регламентирующий деятельность преподавателя по выполнению учебной... | ||
Инструкция по составлению календарно-тематического плана Обсуждение и утверждение календарно-тематических планов производится по модулю в целом на предметной (цикловой) комиссии, утверждается... | Методические рекомендации по составлению тематического плана по предмету Гоу дополнительного и профессионального образования (повышения квалификации) специалистов | ||
Методические рекомендации по заполнению отчетных таблиц в 1 экз на... Областное государственное бюджетное учреждение «Белгородский региональный центр оценки качества образования» | Заседание мс 7 Рассмотрение календарно-тематических планов на заседаниях мо, педагогического совета | ||
Методические рекомендации для слушателей по освоению программы повышения... Методические рекомендации предназначены для оказания помощи слушателям при освоении программы повышения квалификации «Актуальные... | Образовательная программа проектирования Полные методические указания для преподавателя Инновационного центра повышения квалификации | ||
Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... Методические рекомендации для слушателей Тюменского института повышения квалификации мвд россии по подготовке рефератов. Тюмень:... | Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... Методические рекомендации для слушателей Тюменского института повышения квалификации мвд россии по подготовке рефератов. Тюмень:... | ||
Заседания методического объединения учителей естественно-гуманитарного цикла Рассмотрение календарно-тематических планов и рабочих программ на 2013-2014 уч год | План работы методобъединения «Геобиохим» за 2013-2014 учебный год. № О cоставлении календарно – тематических планов по предмету, кружков, факультативов. О руп | ||
План работы шмс на 2013/14учебный год № ... | Методические рекомендации по разработке планов эвакуации для объектов... Российской Федерации (ппб 01-03) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек... | ||
Календарно-тематический план преподавателя на 2009/2010 учебный год... ... | Методические указания по освоению образовательной программы повышения... Методические указания по освоению образовательной программы повышения квалификации |