Образовательная программа проектирования





НазваниеОбразовательная программа проектирования
страница1/7
Дата публикации22.06.2014
Размер0.91 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > География > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7

Министерство образования и науки РФ


Сеть федеральных инновационных площадок

Федеральная инновационная площадка

Инновационный центр повышения квалификации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательное учреждение лицей № 9 «Лидер»



Образовательная программа проектирования

культурно-образовательной инициативы

по специализации: методист-проектировщик инновационной деятельности и организатор экспертной деятельности в команде







Полные методические указания
для преподавателя Инновационного центра повышения квалификации


Красноярск 2011


Полные методические указания преподавателю ИЦПК. – Красноярск, 2011.

Авторы: Осетрова И. Г., Барзенкова А.Г., Бантыш С.В., Бронникова И.И., Власенко Г. В., Карпенко Е.Н., Мугако Е. В., Савельева О.В., Сметанина И. В., Шарапова Л.А.
Пособие ориентировано на расширение представления о современной социокультурной ситуации, об основных направлениях изменения содержания образования, освоение способов и методов проектировочной и проектной деятельности, вхождение в современные системы развития и поддержки проектной деятельности.

В задачи пособия входит оказание помощи слушателям в осмыслении собственной проблематики (в рамках освоенных теоретических понятий), в «запуске» проектной деятельности в собственном ОУ, в анализе и рефлексии этой деятельности.




  • Сеть федеральных инновационных площадок

  • Федеральная инновационная площадка

  • Инновационный центр повышения квалификации

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательное учреждение лицей № 9 «Лидер»

Содержание

Введение ………………………………………………………4

Шаг 0…………………………………………………………. 7

Шаг 1………………………………………………………….10

Шаг 2…………………………………………………………18

Шаг 3…………………………………………………………20

Шаг 4…………………………………………………………37

Шаг 5 ………………………………………………………...39

Шаг 6…………………………………………………………51

Учебно-тематический план ………………………………54

Приложение …………………………………………………56

Сведения об авторах………………………………………...57

Введение




Общие принципы организации деятельности



Источником понятий, представлений, заложенных в основу данной образовательной программы, является инновационная деятельность МБОУ Лицея № 9 «Лидер» (далее – лицей) г. Красноярска на протяжении 15 лет. За это время лицей прошел путь от Федеральной экспериментальной площадки, Федеральной авторской экспериментальной школы до Федеральной инновационной площадки. В лицее создан и работает Инновационный центр повышения квалификации педагогических кадров (далее ИЦПК). Проектировочная деятельность лицея была оформлена в методологической схеме, которая описывает организацию проектной деятельности ОУ поэтапно.
Основной способ организации деятельности по реализации проекта с учетом этих понятий отражен в следующей схеме:

1.


Новая идея
2.

3.


Оформ-ление резуль-тата

Рефле-ксия
4. 5. 6. 7 8 8


Идея

Проект

Дело

Социальный эффект





8,9


Оформление культурного результата
7 7


Библиотека


Отношение школьного сообщества







1. Предъявление идеи школьному аналитически-проектировочному семинару или экспертному совету.

  1. Поиск сторонников, организация инициативной группы.

  2. Составление инициативной группой проекта своей деятельности. При этом организуется возможность получить научную поддержку и консультирование.

  3. Поиск группой руководителя проекта (внешнего или внутри группы).

  4. Оформленный проект проходит экспертизу (экспертный совет, школьный семинар).

  5. Практическая реализация проекта. При этом осуществляется мониторинг проекта.

  6. Анализ полученных результатов с учетом отношения школьного сообщества, отношения профессионалов в области инициативы. При этом отношение должно быть специально организованно как содержательное авторами проекта.

  7. Доработка проекта с учетом анализа всех полученных отношений (как результат рефлексии своей деятельности).

  8. Помещение оформленного результата (если он отчуждаем) в библиотеку, где он может быть использован любым желающим.

Под «социальным эффектом» мы понимаем изменение социального статуса человека, появление новых ценностей и норм.

Способом проектирования образовательного пространства ИЦПК явился перенос способа организации проектной деятельности лицея на деятельность слушателей и преподавателей. В результате получилась следующая схема:



Школа слушателя




ИЦПК



Школа слушателя


ИЦПК


Школа слушателя



ИЦПК



ИЦПК


0

образ.

аудит

2

набор команды

3

проект

4

дело

5

рефлек-сия

6

проект

1

инициа-

тива




«Образо-вательный аудит с целью выявления образова-тельной инициа-

тивы»


«Предъяв-

ление инициа-тивы»


«Набор команды»


«Офор-мление заявки на участие в кон-курсе»


«Деятель-ность по реализа-ции проекта в школе слушате-ля»


«Реф-

лексия»


«Офор-мление проекта на участие в конкур-се»



Так как деятельность, описываемая схемой, не может полностью охватываться учебным пространством ИЦПК, то этапы «Образовательный аудит», «Набор команды», «Дело» переносится в пространство школы слушателя. Деятельность команды слушателей на данных этапах отражается на сайте школы слушателя. Консультации и отчеты команды слушателей осуществляются, как в дистанционном режиме на форуме сайта лицея, так и в онлайн режиме с помощью ресурса сайта лицея. Экспертно-проектировочные семинары проводятся, как в очном режиме в пространстве ИЦПК, так и в онлайн режиме с помощью ресурса сайта лицея.

Деятельность преподавателей ИЦПК является ресурсом для развития проекта лицея; необходимым условием этой деятельности является присутствие детского экспертного сообщества в пространстве ИЦПК.

Важно, чтобы между 0 и I, V и VI этапами была организована деятельность в пространстве школы слушателя. Между всеми этапами необходимо выполнение “домашних заданий”, которые являются способом организации рефлексии собственной деятельности.

Деятельность преподавателей ИЦПК обеспечивается следующими позициями:

- эксперт;

- научный руководитель;

- консультант;

- организатор мониторинга

и осуществляется в следующих видах:

- руководство семинаром;

- координация работы групп;

- организация и руководство практикумом;

- организация тренингов;

- предъявление обобщенного опыта педагогов лицея в форме мастерских;

- организация дистантной поддержки;

- лекции.

Общее описание деятельности руководителя семинара:

  • задает и удерживает общую рамку семинара;

  • организует экспертное содержательное отношение;

  • организует коммуникацию;

  • задает рамку организации рефлексии на координационном совете.

Общее описание деятельности руководителя практикумов

  • уточняет понимания материала лекций;

  • конкретизирует понятия лекций в ситуации слушателя;

  • организует обсуждение системности понятий;

  • организует обсуждение способов применения системы понятий на практике.

Общее описание деятельности координатора групп

  • организует коммуникативные отношения;

  • организует содержательное отношение к текстам участников группы;

  • удерживает общую рамку организации проектной деятельности, соответствующую этапу;

  • организует ситуации для выявления содержательного лидера.

Общее описание деятельности слушателя

Деятельность слушателя складывается из учебной деятельности, осуществляемой через лекции и практикумы, и проектировочной деятельности, осуществляемой на экспертно-проектировочных семинарах и в пространстве ОУ слушателя.

Деятельность слушателя в пространстве своего ОУ задается специальным домашними заданиями, формами отчетности и возможностью дистантого консультирования.

При этом деятельность слушателя включает в себя мониторинг и рефлексию собственной деятельности.
Рамки детского экспертного отношения.
1. Ценности подросткового и старшего школьного возраста.

2. Образовательные потребности учащихся.

3. Возможность использования инициативы слушателя для развития детских проектов в лицее
Шаг 0

Образовательный аудит с целью выявления образовательной инициативы”
Место проведения: школа слушателя.
Общая рамка на этап: оформление идеи и представление о ресурсе.
Формы деятельности: экспертно-аналитический семинар.

Тема: «Образовательный аудит и определение социокультурного контекста идеи слушателя»

Общие рамки для руководителя семинара:

1. Социо-культурная ситуация (социальная - актуальность идеи слушателя, культурная - философско-педагогические идеи).

2. Образовательный аудит, анализ схемы управления и ситуации в школе слушателя через изучение:

- документации на предмет наличия или отсутствия локальных актов, отражающих особенности управления, детского сообщества, педагогического коллектива;

- расписания с целью анализа использования школьного компонента;

- “физического” присутствия ребенка в пространстве школы.
Ожидаемые результаты деятельности, получаемые

руководителями курса

1.аналитическая справка о специфике образовательной ситуации в школе слушателя, об актуальности и культуросообразности предъявленной идеи;

2. указание на область педагогической культуры, где идея слушателя может иметь основания.
слушателями:

осознание необходимости оформления идеи с позиции социо-культурного контекста (актуальность и культуросообразность идеи).
Домашнее задание слушателю:

1. оформить философско-педагогическое обоснование идеи (становящейся инициативы);

2. подготовить предъявление идеи для взрослых и детских экспертов.
Форма отчетности слушателя:

Текст с философско-педагогическим обоснованием идеи (прислать за 1 неделю до начала следующего этапа).

Основные направления рефлексии слушателя: рефлексия затруднений в собственной деятельности и собственных дефицитов.
Общие рамки деятельности и экспертного отношения руководителя семинара и координатора групп.
1. Социокультурная ситуация (под социальной составляющей понимается актуальность идеи слушателя, под культурной составляющей – философско-педагогическая система).


  1. Образовательный аудит ситуации в школе слушателя через изучение:

    • схемы управления;

    • документации (на наличие или отсутствие локальных актов, отражающих особенности управления, педагогического коллектива, детского сообщества);

    • расписания (с целью анализа использования школьного компонента;

    • отражение присутствия ребенка в пространстве школы.



Основные направления деятельности координатора группы на шаге 0.


  1. Определение социо-культурного контекста идеи слушателя.

  2. Определение актуальности идеи слушателя.

  3. Определение областей педагогической культуры, где идея слушателя может иметь основания.

  4. Выявление ресурсной базы идеи слушателя.


Вопросы и ситуации, позволяющие осуществлять деятельность на шаге О.

  • Как родилась ваша идея?

  • На чем основана ваша идея?

  • Какие понятия (ключевые слова) вы считаете базовыми?

  • Считаете ли вы эти понятия базовыми для всей школы? Почему?

  • Насколько актуальна ваша идея в пространстве школы?

  • Актуальна ли ваша идея для социума?

  • Соотносится ли ваша идея с общей педагогической культурой и как?

  • В чем новизна идеи и есть ли она?

  • В какой области вашего образовательного пространства появилась идея?

  • Где еще вы видите места приложения идеи (на уроке, в дополнительном образовании, во внеурочной деятельности)?

  • Что необходимо для реализации вашей идеи?

  • Что мешает в реализации идеи?

  • Какое место в идее занимает ребенок?

Предполагаемая форма отчета




Первоначальное представление о деятельности

Находки

Проблемы, способы преодоления

Способы наращивания собственных ресурсов

Предложения по изменению работы на данном этапе

















ШАГ 1

Предъявление инициативы”
Место проведения: Инновационный центр повышения квалификации.
Общая рамка: понимание места инициативы в образовательной программе образовательного учреждения слушателя, как меняет инициатива образовательную программу ОУ.
Формы деятельности:
лекции

1. “Современная ситуация в образовании”

2. “Становление культурно-образовательной инициативы”

3. “Инновационная образовательная программа”
практикум

по лекции № 3,
сообщение

“Способы и методы набора команды для реализации заявляемой инициативы”
проектно-аналитический семинар:

“Обострение противоречий. Проблематизация нехватки ресурсов для реализации заявляемой культурной инициативы”.

Общие рамки руководителя семинара:

1. Понятие и представление о проектной деятельности, представленные в виде схемы ОПД (организации проектной деятельности ) в лицее.

2. Философско-педагогические системы, в которых возможно проектирование.
тренинг:

“Позиционирование деятельности”
Ожидаемые результаты деятельности, получаемые руководителями курсов:

1. аналитическая справка о возможной проблематике слушателя;

2. экспертное заключение о потенциальных возможностях команды слушателей.
слушателями:

1. выявление противоречий в деятельности своей школы;

2. осознание необходимости набора команды для реализации инициативы. Появление представления о структуре команды с точки зрения деятельностного подхода (позиций) и психологической совместимости.
Домашнее задание.

1. Набор команды.

2. Пошаговый отчет по организации собственной деятельности по набору команды.

3. Оформление проблематики.
Форма отчетности:

1. тексты отчетов о деятельности по набору команды по электронной почте;

2. текст по выявленной проблематике (прислать через месяц после конца этапа).
Основные направления рефлексии слушателя: рефлексия затруднений собственной деятельности и собственных дефицитов с точки зрения новых освоенных понятий.

Лекция

Тема: “Современная ситуация в образовании”.
Введение: Что такое образование? Анализ образовательной ситуации в России. Механизмы образовательной политики. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Нормативно-правовая база. Система общественных образовательных институтов.
I. Характеристика основных понятий:

  • образование;

  • институт образования;

  • система образования;

  • образовательная политика;

  • образовательная идеология;

  • образовательный договор;

  • ресурсы образования.




  1. Стратегия модернизации образования:

1) модернизация страны опирается на модернизацию образования;

  • человеческий потенциал;

  • место России в ряду развитых государств;

2) модернизация общества;

  • переход;

  • приоритеты.

3) роль образования в модернизации экономики.

4) основные направления в модернизации образования: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества, каждого гражданина

  • инновационный характер базового образования;

  • модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития

  • создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров

  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.


Лекция

Тема: “Образовательная программа”
Введение: что такое образовательная программа.

  1. Понятия и характеристики образовательной программы:

  • программа развития образования;

  • программа развития образовательного учреждения;

  • программа деятельности образовательного учреждения;

  • образовательная программа ступени образования, соответствующая требованиям ФГОС;

  • образовательная программа школы

  • рабочая учебная программа;

  • учебный план

III. Образовательная программа на основе Закона Российской Федерации “Об образовании”:

  • характеристические признаки образовательной программы.




  1. Разработка и реализация образовательной программы

  • индивидуальность и дифференциация образовательной программы;

  • внешние и внутренние факторы;

  • создание условий;

  • положительные явления при разработке образовательной программы и её реализации;

  • отрицательные явления при разработке и реализации образовательной программы.


Задание на практикум:

    1. образовательная программа;

    2. структура образовательной программы;

    3. формирование понимания с помощью сопоставления собственных основных понятий с трактовкой этих же понятий в статьях Закона РФ «Об образовании”, ФГОС.


Нормативно-правовые документы:


      1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

      2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.

      3. Закон Российской Федерации “Об образовании”.

      4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении

      5. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (приказ Минобрнауки от 22.12.2009№ 373)

      6. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17.12.2010 « 1897)

      7. Базисный учебный план.

Методические рекомендации руководителю практикума к лекции

Образовательная программа”.
Цель: сформировать у слушателя представление об образовательной программе.

Создать условия осознанного понимания места собственной инициативы в образовательной программе учреждений.
I. Уточнение основных понятий лекции.

  • Образовательная программа;

  • Инициатива;

  • Структура образовательной программы;

  • Ресурсное обеспечение (команда, материально-технические ресурсы, программно-методическое обеспечение, нормативно-правовое обеспечение)

  • Формирование понимания осуществляется с помощью сопоставления собственных основных понятий с трактовкой этих же понятий в статьях “Закона об образовании”

  • Слушателям предлагаются статьи из “Закона РФ об образовании”, ФГОС начального общего, основного общего образования, примерная образовательная программа (тексты прилагается).


II. Конкретизация понятий.

1. Осуществляется с помощью анализа слушателями факторов, влияющих на программу образовательного учреждения.

Факторы:

- тип школы;

  • уровень и направленность дифференциации;

  • учет потребности населения микрорайона в образовании;

  • организация образовательного процесса;

  • кадровое и учебно-методическое обеспечение;

  • выбор уровней обучения;

  • выбор педагогических технологий.

2. На основании анализа внешних и внутренних факторов дается оценка инновационной обстановки в школе, инновационного потенциала коллектива.

III. Обсуждение системности понятий.

Слушателям предлагается образовательная программа учреждения для определения типа данной школы

На примере данной образовательной программы слушатели анализируют:

  • какую проблему решает реализация данной программы;


  • что является условием успешной реализации образовательной программы;

  • кто может обеспечить реализацию программы.

У слушателей появляется осознание необходимости создания команды как необходимое условие реализации образовательной программы.

Для реализации образовательной программы предлагается следующее задание:

  1. подобрать команду, исходя из потребностей и целей программы;

  2. распределить роли и функциональные обязанности внутри команды, текст образовательной программы прилагается.



  1. Практическое применение понятий в ситуации слушателя.

Слушателям предлагается составить структуру образовательной программы своего учреждения по следующим разделам:

  • назначение программы, цель ее разработки;

  • аналитическое обоснование;

  • проблемы, сдерживающие развитие школьников; концептуальные подходы к их решению

  • ( по ступеням обучения и этапам);

  • учебный план школы;

  • мониторинг качества и результатов образования;

  • управление реализацией программы.

Это задание может быть домашним.


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа проектирования iconБогдановой Ольгой Николаевной Данная образовательная программа
Данная образовательная программа конкретна и содержательна, составлена с учетом всех требований к ней. Структура программы носит...
Образовательная программа проектирования iconПрограмма «Новые технологии проектирования, строительства и эксплуатации...
Особенности проектирования водопропускных плит из гофрированных металлических листов
Образовательная программа проектирования iconМетодические указания для курсового проектирования по дисциплине
Технология проектирования на базе комплекса российских стандартов гост 34
Образовательная программа проектирования iconРешение проблем автоматизации проектирования с по­мощью ЭВМ основывается...
Чем глубже разработана теория того или иного класса технических систем, тем большие возможности объективно существуют для автоматизации...
Образовательная программа проектирования iconРабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана...
Изучаются основные стандарты и методология проектирования, построения профилей открытых информационных систем (ИС), методология управления...
Образовательная программа проектирования iconОтчет по программе «Инновационная образовательная программа подготовки...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образовательная программа проектирования iconПрограмма одобрена на заседании каф. «Системы автоматизированного проектирования»
Для студентов специальностей 22. 03. 00 Системы автоматизированного проектирования, 35. 15. 00 Математическое обеспечение и
Образовательная программа проектирования iconЕгэ по математике
Данная образовательная программа конкретна и содержательна, составлена с учетом всех требований к ней. Структура программы носит...
Образовательная программа проектирования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование...
Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования,...
Образовательная программа проектирования iconРабочая программа учебной дисциплины «интегрированные системы технической...
Задачи дисциплины освоение методов проектирования и исследования интегрированных систем управления и проектирования; сформировать...
Образовательная программа проектирования iconУчебное пособие по курсам «Технологии проектирования информационных систем»
Целью учебного пособия является получение студентами знаний и практических навыков по современным методам и case-средствам анализа...
Образовательная программа проектирования icon1 Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом...
Изучение курса «Инструментальные средства проектирования информационных систем» имеет целью- получение базовых знаний по применению...
Образовательная программа проектирования iconРабочая программа по дисциплине в проектирование изделий в сапр
Целью преподавания дисциплины «Проектирование изделий в сапр» является изучение этапов и составляющих процесса трехмерного автоматизированного...
Образовательная программа проектирования iconПроект) (КР,КП), Расчётно-графическая работа (ргр) Домашнее задание...
Формирование глубоких и систематических знаний о работе гидросооружений любого назначения, изучение основ проектирования водоподпорных...
Образовательная программа проектирования iconПрограмма учебной дисциплины «проектирования систем электроснабжения»
Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области проектирования и расчета систем электроснабжения и установок горного...
Образовательная программа проектирования iconТема: "Концептуальное и логическое проектирования баз данных"
Курсовой проект предназначен для практического освоения проектирования реляционных баз данных (БД). В работе используется трехуровневый...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск