Скачать 0.91 Mb.
|
Министерство образования и науки РФСеть федеральных инновационных площадок Федеральная инновационная площадка Инновационный центр повышения квалификации Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение лицей № 9 «Лидер» Образовательная программа проектирования культурно-образовательной инициативы по специализации: методист-проектировщик инновационной деятельности и организатор экспертной деятельности в команде Полные методические указаниядля преподавателя Инновационного центра повышения квалификацииКрасноярск 2011Полные методические указания преподавателю ИЦПК. – Красноярск, 2011. Авторы: Осетрова И. Г., Барзенкова А.Г., Бантыш С.В., Бронникова И.И., Власенко Г. В., Карпенко Е.Н., Мугако Е. В., Савельева О.В., Сметанина И. В., Шарапова Л.А. Пособие ориентировано на расширение представления о современной социокультурной ситуации, об основных направлениях изменения содержания образования, освоение способов и методов проектировочной и проектной деятельности, вхождение в современные системы развития и поддержки проектной деятельности. В задачи пособия входит оказание помощи слушателям в осмыслении собственной проблематики (в рамках освоенных теоретических понятий), в «запуске» проектной деятельности в собственном ОУ, в анализе и рефлексии этой деятельности.
«Общеобразовательное учреждение лицей № 9 «Лидер» Содержание Введение ………………………………………………………4 Шаг 0…………………………………………………………. 7 Шаг 1………………………………………………………….10 Шаг 2…………………………………………………………18 Шаг 3…………………………………………………………20 Шаг 4…………………………………………………………37 Шаг 5 ………………………………………………………...39 Шаг 6…………………………………………………………51 Учебно-тематический план ………………………………54 Приложение …………………………………………………56 Сведения об авторах………………………………………...57 ВведениеОбщие принципы организации деятельностиИсточником понятий, представлений, заложенных в основу данной образовательной программы, является инновационная деятельность МБОУ Лицея № 9 «Лидер» (далее – лицей) г. Красноярска на протяжении 15 лет. За это время лицей прошел путь от Федеральной экспериментальной площадки, Федеральной авторской экспериментальной школы до Федеральной инновационной площадки. В лицее создан и работает Инновационный центр повышения квалификации педагогических кадров (далее ИЦПК). Проектировочная деятельность лицея была оформлена в методологической схеме, которая описывает организацию проектной деятельности ОУ поэтапно. Основной способ организации деятельности по реализации проекта с учетом этих понятий отражен в следующей схеме: 1. Новая идея 2. 3. Оформ-ление резуль-тата Рефле-ксия 4. 5. 6. 7 8 8 Идея Проект Дело Социальный эффект 8,9 Оформление культурного результата 7 7 Библиотека Отношение школьного сообщества 1. Предъявление идеи школьному аналитически-проектировочному семинару или экспертному совету.
Под «социальным эффектом» мы понимаем изменение социального статуса человека, появление новых ценностей и норм. Способом проектирования образовательного пространства ИЦПК явился перенос способа организации проектной деятельности лицея на деятельность слушателей и преподавателей. В результате получилась следующая схема:
0 образ. аудит 2 набор команды 3 проект 4 дело 5 рефлек-сия 6 проект 1 инициа- тива
Так как деятельность, описываемая схемой, не может полностью охватываться учебным пространством ИЦПК, то этапы «Образовательный аудит», «Набор команды», «Дело» переносится в пространство школы слушателя. Деятельность команды слушателей на данных этапах отражается на сайте школы слушателя. Консультации и отчеты команды слушателей осуществляются, как в дистанционном режиме на форуме сайта лицея, так и в онлайн режиме с помощью ресурса сайта лицея. Экспертно-проектировочные семинары проводятся, как в очном режиме в пространстве ИЦПК, так и в онлайн режиме с помощью ресурса сайта лицея. Деятельность преподавателей ИЦПК является ресурсом для развития проекта лицея; необходимым условием этой деятельности является присутствие детского экспертного сообщества в пространстве ИЦПК. Важно, чтобы между 0 и I, V и VI этапами была организована деятельность в пространстве школы слушателя. Между всеми этапами необходимо выполнение “домашних заданий”, которые являются способом организации рефлексии собственной деятельности. Деятельность преподавателей ИЦПК обеспечивается следующими позициями: - эксперт; - научный руководитель; - консультант; - организатор мониторинга и осуществляется в следующих видах: - руководство семинаром; - координация работы групп; - организация и руководство практикумом; - организация тренингов; - предъявление обобщенного опыта педагогов лицея в форме мастерских; - организация дистантной поддержки; - лекции. Общее описание деятельности руководителя семинара:
Общее описание деятельности руководителя практикумов
Общее описание деятельности координатора групп
Общее описание деятельности слушателя Деятельность слушателя складывается из учебной деятельности, осуществляемой через лекции и практикумы, и проектировочной деятельности, осуществляемой на экспертно-проектировочных семинарах и в пространстве ОУ слушателя. Деятельность слушателя в пространстве своего ОУ задается специальным домашними заданиями, формами отчетности и возможностью дистантого консультирования. При этом деятельность слушателя включает в себя мониторинг и рефлексию собственной деятельности. Рамки детского экспертного отношения. 1. Ценности подросткового и старшего школьного возраста. 2. Образовательные потребности учащихся. 3. Возможность использования инициативы слушателя для развития детских проектов в лицее Шаг 0 “Образовательный аудит с целью выявления образовательной инициативы” Место проведения: школа слушателя. Общая рамка на этап: оформление идеи и представление о ресурсе. Формы деятельности: экспертно-аналитический семинар. Тема: «Образовательный аудит и определение социокультурного контекста идеи слушателя» Общие рамки для руководителя семинара: 1. Социо-культурная ситуация (социальная - актуальность идеи слушателя, культурная - философско-педагогические идеи). 2. Образовательный аудит, анализ схемы управления и ситуации в школе слушателя через изучение: - документации на предмет наличия или отсутствия локальных актов, отражающих особенности управления, детского сообщества, педагогического коллектива; - расписания с целью анализа использования школьного компонента; - “физического” присутствия ребенка в пространстве школы. Ожидаемые результаты деятельности, получаемые руководителями курса 1.аналитическая справка о специфике образовательной ситуации в школе слушателя, об актуальности и культуросообразности предъявленной идеи; 2. указание на область педагогической культуры, где идея слушателя может иметь основания. слушателями: осознание необходимости оформления идеи с позиции социо-культурного контекста (актуальность и культуросообразность идеи). Домашнее задание слушателю: 1. оформить философско-педагогическое обоснование идеи (становящейся инициативы); 2. подготовить предъявление идеи для взрослых и детских экспертов. Форма отчетности слушателя: Текст с философско-педагогическим обоснованием идеи (прислать за 1 неделю до начала следующего этапа). Основные направления рефлексии слушателя: рефлексия затруднений в собственной деятельности и собственных дефицитов. Общие рамки деятельности и экспертного отношения руководителя семинара и координатора групп. 1. Социокультурная ситуация (под социальной составляющей понимается актуальность идеи слушателя, под культурной составляющей – философско-педагогическая система).
Основные направления деятельности координатора группы на шаге 0.
Вопросы и ситуации, позволяющие осуществлять деятельность на шаге О.
Предполагаемая форма отчета
ШАГ 1 “ Предъявление инициативы” Место проведения: Инновационный центр повышения квалификации. Общая рамка: понимание места инициативы в образовательной программе образовательного учреждения слушателя, как меняет инициатива образовательную программу ОУ. Формы деятельности: лекции 1. “Современная ситуация в образовании” 2. “Становление культурно-образовательной инициативы” 3. “Инновационная образовательная программа” практикум по лекции № 3, сообщение “Способы и методы набора команды для реализации заявляемой инициативы” проектно-аналитический семинар: “Обострение противоречий. Проблематизация нехватки ресурсов для реализации заявляемой культурной инициативы”. Общие рамки руководителя семинара: 1. Понятие и представление о проектной деятельности, представленные в виде схемы ОПД (организации проектной деятельности ) в лицее. 2. Философско-педагогические системы, в которых возможно проектирование. тренинг: “Позиционирование деятельности” Ожидаемые результаты деятельности, получаемые руководителями курсов: 1. аналитическая справка о возможной проблематике слушателя; 2. экспертное заключение о потенциальных возможностях команды слушателей. слушателями: 1. выявление противоречий в деятельности своей школы; 2. осознание необходимости набора команды для реализации инициативы. Появление представления о структуре команды с точки зрения деятельностного подхода (позиций) и психологической совместимости. Домашнее задание. 1. Набор команды. 2. Пошаговый отчет по организации собственной деятельности по набору команды. 3. Оформление проблематики. Форма отчетности: 1. тексты отчетов о деятельности по набору команды по электронной почте; 2. текст по выявленной проблематике (прислать через месяц после конца этапа). Основные направления рефлексии слушателя: рефлексия затруднений собственной деятельности и собственных дефицитов с точки зрения новых освоенных понятий. Лекция Тема: “Современная ситуация в образовании”. Введение: Что такое образование? Анализ образовательной ситуации в России. Механизмы образовательной политики. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Нормативно-правовая база. Система общественных образовательных институтов. I. Характеристика основных понятий:
1) модернизация страны опирается на модернизацию образования;
2) модернизация общества;
3) роль образования в модернизации экономики. 4) основные направления в модернизации образования: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества, каждого гражданина
Лекция Тема: “Образовательная программа” Введение: что такое образовательная программа.
III. Образовательная программа на основе Закона Российской Федерации “Об образовании”:
Задание на практикум:
Нормативно-правовые документы:
Методические рекомендации руководителю практикума к лекции “Образовательная программа”. Цель: сформировать у слушателя представление об образовательной программе. Создать условия осознанного понимания места собственной инициативы в образовательной программе учреждений. I. Уточнение основных понятий лекции.
II. Конкретизация понятий. 1. Осуществляется с помощью анализа слушателями факторов, влияющих на программу образовательного учреждения. Факторы: - тип школы;
2. На основании анализа внешних и внутренних факторов дается оценка инновационной обстановки в школе, инновационного потенциала коллектива. III. Обсуждение системности понятий. Слушателям предлагается образовательная программа учреждения для определения типа данной школы На примере данной образовательной программы слушатели анализируют:
У слушателей появляется осознание необходимости создания команды как необходимое условие реализации образовательной программы. Для реализации образовательной программы предлагается следующее задание:
Слушателям предлагается составить структуру образовательной программы своего учреждения по следующим разделам:
Это задание может быть домашним. |
Богдановой Ольгой Николаевной Данная образовательная программа Данная образовательная программа конкретна и содержательна, составлена с учетом всех требований к ней. Структура программы носит... | Программа «Новые технологии проектирования, строительства и эксплуатации... Особенности проектирования водопропускных плит из гофрированных металлических листов | ||
Методические указания для курсового проектирования по дисциплине Технология проектирования на базе комплекса российских стандартов гост 34 | Решение проблем автоматизации проектирования с помощью ЭВМ основывается... Чем глубже разработана теория того или иного класса технических систем, тем большие возможности объективно существуют для автоматизации... | ||
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана... Изучаются основные стандарты и методология проектирования, построения профилей открытых информационных систем (ИС), методология управления... | Отчет по программе «Инновационная образовательная программа подготовки... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа одобрена на заседании каф. «Системы автоматизированного проектирования» Для студентов специальностей 22. 03. 00 Системы автоматизированного проектирования, 35. 15. 00 Математическое обеспечение и | Егэ по математике Данная образовательная программа конкретна и содержательна, составлена с учетом всех требований к ней. Структура программы носит... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование... Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования,... | Рабочая программа учебной дисциплины «интегрированные системы технической... Задачи дисциплины освоение методов проектирования и исследования интегрированных систем управления и проектирования; сформировать... | ||
Учебное пособие по курсам «Технологии проектирования информационных систем» Целью учебного пособия является получение студентами знаний и практических навыков по современным методам и case-средствам анализа... | 1 Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом... Изучение курса «Инструментальные средства проектирования информационных систем» имеет целью- получение базовых знаний по применению... | ||
Рабочая программа по дисциплине в проектирование изделий в сапр Целью преподавания дисциплины «Проектирование изделий в сапр» является изучение этапов и составляющих процесса трехмерного автоматизированного... | Проект) (КР,КП), Расчётно-графическая работа (ргр) Домашнее задание... Формирование глубоких и систематических знаний о работе гидросооружений любого назначения, изучение основ проектирования водоподпорных... | ||
Программа учебной дисциплины «проектирования систем электроснабжения» Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области проектирования и расчета систем электроснабжения и установок горного... | Тема: "Концептуальное и логическое проектирования баз данных" Курсовой проект предназначен для практического освоения проектирования реляционных баз данных (БД). В работе используется трехуровневый... |