МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет информационных систем в экономике и юриспруденции Кафедра информационной безопасности и прикладной информатики
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
__________А.К.Доргушаова
«____»_______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине_____Б.3.5. Проектирование информационных систем
по направлению
подготовки бакалавров 230700.62 Прикладная информатика________________
по профилю подготовки ____Прикладная информатика в экономике__________________ Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 230700.62 «Прикладная информатика в экономике» Составитель рабочей программы:
Доцент, кандидат экономических наук, доцент
|
|
| Сапиев А.З.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
информационной безопасности и прикладной информатики
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20___г.
|
|
|
Чефранов С.Г.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20___г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
Доргушаова А.К.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20___г.
|
|
|
Доргушаова А.К.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Чефранов С.Г.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины Дисциплина «Проектирование информационных систем» должна обеспечить формирование общекультурных и профессиональных компетенций в части выполнения проектных работ по автоматизации и информатизации прикладных процессов, созданию и эксплуатации информационных систем. Изучаются основные стандарты и методология проектирования, построения профилей открытых информационных систем (ИС), методология управления ИТ-проектами, инструментальные средства и информационно-коммуникационные технологии проектирования, CASE-технологии проектирования информационных систем.
Цель дисциплины: Изучение основных стандарты проектирования информационных систем, профилей ИС. Изучение методологические основы проектирования ИС с соответствующим инструментарием. Освоение студентами методики системного и детального проектирования ИС.
Основные задачи дисциплины «Проектирование информационных систем»:
изучение стандартов и регламентов процесса проектирования информационных систем;
овладение методами управления ИТ-проектами и технологией выполнения проектных работ;
разработка технико-экономического обоснования ИТ-проекта;
оформление проектной документации.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Проектирование информационных систем» относится к циклу профессиональных дисциплин, входит в его базовую часть, основана на компетенциях, сформированных в процессе изучения таких дисциплин, как:
«Информатика и программирование»;
«Вычислительные системы, сети и телекоммуникации»;
«Информационные системы и технологии»;
«Корпоративные информационные системы»;
«Базы данных»;
«Управление проектами»;
«Корпоративный документооборот».
Дисциплина «Проектирование информационных систем» тесно связана с параллельно читаемыми дисциплинами: «Программная инженерия», «Проектный практикум», «Информационный менеджмент», «Информационная безопасность».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ПК-3
| Способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра.
| Знать: основное и специализированное обеспечение, предназначенное для математических расчетов; физические основы компьютерной техники и средств передачи информации .
Уметь: составлять алгоритмы, позволяющие представлять множества, операции над ними, графы в компьютере, осуществлять реализацию разработанных алгоритмов на одном из языков программирования; использовать математический аппарат при выводе следствий физических законов и теорий.
Владеть: навыками работы в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное оборудование в соответствии с поставленными задачами.
| ПК-5
| Способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем.
| Знать: различные модели и методы моделирования информационных систем.
Уметь: представлять требования к ИС в виде системы требований и строить различные модели ИС.
Владеть: навыками выбора проектных решений по видам обеспечения ИС.
| ПК-6
| Способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла.
| Знать: правила оформления проектной документации.
Уметь: формулировать требования к создаваемым программным комплексам.
Владеть: навыками документирования программных комплексов.
| ПК-8
| Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов
| Знать: методы анализа прикладной области, информационных потребностей в формировании требований к ИС.
Уметь: проводить анализ предметной области, выявлять информационные потребности и разрабатывать требования к ИС.
Владеть: навыками управления требованиями к ИС.
| ПК-9
| Способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы
| Знать: методологии и технологии моделирования предметной области, прикладных и информационных процессов.
Уметь: моделировать и проектировать прикладные и информационные процессы.
Владеть: навыками работы с инструментальными средствами моделирования предметной области, прикладных и информационных процессов.
| ПК-15
| Способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач.
| Знать: особенности формирования экономических затрат на проекты по информатизации.
Уметь: рассчитывать и анализировать динамику и структуру экономических затрат на проекты по информатизации.
Владеть: методами выявления резервов снижения экономических затрат на проекты по информатизации.
|
4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (288 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 4
| 5
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 114/3,17
| 58/1,61
| 56/1,56
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 38/1,06
| 20/0,55
| 18/0,5
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 76/2,11
| 38/1,06
| 38/1,06
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 174/4,83
| 88/2,44
| 86/2,39
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| 50/1,39
|
| 50/1,39
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
| 48/1,33
| 48/1,33
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
| 40/1,11
| 40/1,11
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет, экзамен, курсовая работа
| 36/1
|
| 36/1
|
|
| Общая трудоемкость
| 288/8
| 146/4,05
| 142/3,95
|
|
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (288 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 4
| 5
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 30/0,83
| 12/0,33
| 18/0,5
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 12/0,33
| 6/0,17
| 6/0,17
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 18/0,5
| 6/0,17
| 12/0,33
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 258/7,17
| 128/3,56
| 130/3,61
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| 94/2,61
|
| 94/2,61
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
| -
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
| 128/3,56
| 128/3,56
|
-
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
Зачет, экзамен, курсовая работа
| 36/1
|
| 36/1
|
|
| Общая трудоемкость
| 288/8
| 140/3,89
| 148/4,11
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 4 семестр
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Введение. Основные понятия курса.
| 1-3
| 2
| 6
|
| 14
| Блиц-опрос
| 2.
| Методологические аспекты проектирования ЭИС
| 4-6
| 4
| 6
|
| 16
| Опрос
| 3.
| Организация канонического проектирования ЭИС
| 7-9
| 4
| 6
|
| 14
| Блиц-опрос
| 4.
| Содержание работ на стадии исследования предметной области и обоснования проектных решений по созданию ЭИС
| 10-12
| 2
| 6
|
| 14
| Блиц-опрос
| 5.
| Проектирование функциональной части ЭИС
| 13-15
| 4
| 8
|
| 16
| Опрос
| 6.
| Проектирование информационного обеспечения ЭИС
| 16-19
| 4
| 6
|
| 14
| Блиц-опрос
|
| Промежуточная аттестация
| 20
|
|
|
|
| Зачет
|
| всего
| 20
| 20
| 38
|
| 88
|
|
| 5 семестр
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Проектирование технологических процессов обработки данных в настольных и малых ЭИС
| 1-3
| 2
| 6
|
| 8
| Блиц-опрос
| 8.
| Проектирование технологических процессов обработки данных в корпоративных ЭИС
| 4-6
| 4
| 6
|
| 8
| Блиц-опрос
| 9.
| Методы и средства совершенствования технологии оригинального проектирования ЭИС.
| 7-9
| 4
| 6
|
| 8
| Блиц-опрос
| 10.
| Методы и средства прототипного проектирования ЭИС.
| 10-12
| 4
| 6
|
| 8
| Блиц-опрос
| 11.
| Типовое проектирование ЭИС
| 13-15
| 2
| 6
|
| 8
| Блиц-опрос
| 12.
| Технологии автоматизированного проектирования ЭИС
| 16-18
| 2
| 8
|
| 10
| Блиц-опрос
|
| Промежуточная
аттестация
| 18
|
|
|
| 36
| Экзамен в устной форме
|
| всего
| 18
| 18
| 38
|
| 86
|
|
| ИТОГО:
|
| 38
| 76
|
| 174
|
|
5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 4 семестр
|
|
|
|
|
| 1.
| Введение. Основные понятия курса.
|
| 2
| 2
|
| 18
| 2.
| Методологические аспекты проектирования ЭИС
|
| 2
| 2
|
| 22
| 3.
| Организация канонического проектирования ЭИС
|
| 2
| 2
|
| 22
| 4.
| Содержание работ на стадии исследования предметной области и обоснования проектных решений по созданию ЭИС
|
|
|
|
| 22
| 5.
| Проектирование функциональной части ЭИС
|
|
|
|
| 22
| 6.
| Проектирование информационного обеспечения ЭИС
|
|
|
|
| 22
|
| Промежуточная аттестация Зачет
|
|
|
|
|
|
| всего
|
| 6
| 6
|
| 128
|
| 5 семестр
|
|
|
|
|
| 7.
| Проектирование технологических процессов обработки данных в настольных и малых ЭИС
|
| 2
| 2
|
| 14
| 8.
| Проектирование технологических процессов обработки данных в корпоративных ЭИС
|
| 2
| 2
|
| 16
| 9.
| Методы и средства совершенствования технологии оригинального проектирования ЭИС.
|
| 2
| 2
|
| 16
| 10.
| Методы и средства прототипного проектирования ЭИС.
|
|
| 2
|
| 16
| 11.
| Типовое проектирование ЭИС
|
|
| 2
|
| 16
| 12.
| Технологии автоматизированного проектирования ЭИС
|
|
| 2
|
| 16
|
| Промежуточная
аттестация Экзамен
|
|
|
|
| 36
|
| всего
|
| 6
| 12
|
| 130
|
| ИТОГО:
|
| 12
| 18
|
| 258
| |