Билеты по обществознанию 9 класс с ответами





НазваниеБилеты по обществознанию 9 класс с ответами
страница1/12
Дата публикации03.03.2015
Размер1.63 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами

Билет № 1

1. Религия, ее роль в жизни современного общества.

Слово «религия» имеет несколько распространенных значений. В общем смысле, религия — одна из форм общественного сознания — совокупность представлений, основывающихся на вере в существование богов, духов.

Выделяют несколько мировых религий: буддизм, христианство, ислам и др. Каждое направление включает, помимо вероучений, религиозные культы (определенные обряды), религиозные организации (церковь).

Для догматических вероучений характерно наличие определенных утверждений — догматов, которые должны приниматься на веру без рассуждений и логического анализа. Боги и духи являются предметом поклонения. Происходящие события объясняются вмешательством этих сверхъестественных существ.

Полезно знать, что такие недружелюбно настроенные друг к другу религии, как иудаизм, христианство, ислам, основываются на одних и тех же преданиях, входящих в священное писание («Ветхий Завет» у христиан — часть Библии, включающей кроме того «Новый Завет». У мусульман — Коран). Раскол произошел в первые века нашей эры в силу различного отношения к личности Иисуса Христа (это произношение принято у христиан) и порядку отправления религиозных культов.

Христианство на сегодня составляют православие, католическая церковь и множество протестантских деноминаций: лютеране, баптисты, пятидесятники и др.

Для ранних религий (язычество) характерно наличие множества богов (политеизм) и поклонение идолам, или кумирам, (идолопоклонство). Для более поздних религий характерно поклонение одному богу (монотеизм).

Отрицание существования бога получило название атеизм.

Появление религий на ранних стадиях развития общества связывают с попытками разгадать происхождение мира, объяснить причины событий, недоступных пониманию на основе известных фактов. Религиозные представления и служители культов стали использоваться властями для управления подданными.

В современном обществе уровень развития науки позволяет объяснять эти вопросы без привлечения сверхъестественных сил.

Формально, Россия — светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Тем не менее, религия остается инструментом влияния, а во многих странах, например, мусульманских, частью государственного аппарата.

Роль догматических вероучений (в частности, православия) как формы сознания, препятствующей распространению научного знания, в целом является отрицательной и тормозит решение прогрессивных задач, стоящих перед обществом.

В то же время, церковь, будучи сложным явлением, может вносить и полезный вклад в конкретных вопросах, например, способствовать борьбе за мир, организовывать помощь нуждающимся, вести просветительную работу в области нравственности. Многие церкви организуют работу с молодежью, досуг.

Поскольку официальная наука уделяет недостаточно внимания важнейшим вопросам, волнующим людей: смысл человеческой жизни и т.п., — религиозная литература для многих становится первым шагом на пути просвещения, становления духовной личности.

Официально православие стало религией Древнерусского государства в 988 г.

После того, как в конце XIX века в России в результате развития науки доверие населения к церковным догматам стало стремительно падать, нравственные устои догматических вероучений перестали быть непререкаемым авторитетом и утратили свое внешнее влияние на поведение людей.

2. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?

Основные причины обнищания населения России:

  1. Приватизация
    В ходе приватизации наиболее доходные предприятия государственного сектора (газо- и нефтедобывающие отрасли, предприятия цветной металлургии) были за бесценок переданы в собственность частным лицам. Это привело к снижению доходов государства и, как следствие, к снижению зарплаты работников, занятых в бюджетной сфере (врачей, учителей, военных, государственных служащих) и пенсионеров.

  2. Законодательство и налогообложение
    Были приняты законы, способствовавшие экспорту сырья за границу и позволяющие вывозить капитал за рубеж. Высокие налоги сделали убыточным производство товаров промышленности и сельского хозяйства. Это привело к резкому снижению производства в России, снижению зарплат, повышению безработицы.

  3. Отсталое производство, распад Советского Союза
    Рентабельность производителей товаров была к тому же подорвана импортом дешевых и зачастую более качественных товаров из-за рубежа, разрывом хозяйственных связей между бывшими республиками СССР, ставшими суверенными государствами.

  4. Рост бюрократического аппарата, коррупция
    При этом росла численность бюрократического аппарата. Бюрократические барьеры препятствовали развитию малого бизнеса — важного сектора экономики.

  5. Организованная преступность
    Преступные группировки подкупали чиновников, несогласных убивали, захватывая новую собственность. Предпринимателей обкладывали «данью». Добивались монопольного положения на рынке, что позволяло завышать цены на свои товары и услуги.

  6. Низкая организованность населения
    Население России в целом оказалось не готовым к создавшейся ситуации. Преобладали потребительские настроения как у избирателей, так и у депутатов. Профсоюзы были фактически «задавлены» еще при советской власти. Наиболее активные и образованные граждане в ходе Октябрьского переворота 1917 г., репрессий и пр., были высланы из страны или погибли.
    Всё это позволило провести перечисленные пагубные преобразования без заметного противодействия со стороны трудящихся.

Государство практикует следующие меры социальной поддержки населения с низким уровнем доходов:

  1. Денежные или натуральные выплаты (бесплатные обеды, одежда) для безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

  2. Услуги, оказываемые социальными службами (социальная работа).

  3. Бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, лагеря отдыха и пр.,

  4. Содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях ( домах престарелых и пр.)

  5. Бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения.

3. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает в учебе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

При ответе на этот вопрос следует учитывать два момента:

1. Группа для выступления должна включать людей, способных подготовить и провести выступление. Роли можно распределить следующим образом:

  • кто интересуется компьютером и умеет на нем работать, — техническая часть;

  • кто интересуется поэзией, литературой — тексты для выступления;

  • творческие, креативные личности — «генераторы идей»;

  • интересующиеся педагогикой (собираются стать учителем) — учебные программы для компьютера;

  • (если Вы не собираетесь сами руководить) организаторы — общее руководство.

2. На практике приходится брать во внимание и заинтересованность товарищей в данном выступлении. Тут могут пригодиться:

  • Ваши друзья, которые всегда готовы помогать Вам; или все, кто просто любит общаться;

  • лидеры и другие члены коллектива, заинтересованные в приумножении своего авторитета;

  • одноклассники, у которых в пятом классе учатся младшие братья или сестры (или мама ведет классное руководство в том классе);

  • одноклассники, которым участие в мероприятиях нужно для портфолио (или характеристики).

Также обращаем внимание на ответственность, дисциплинированность — чтобы не подвели в последний момент.

Билет № 2

1. Власть. Роль политики в жизни общества.

Власть — право и возможность воздействовать на других людей, подчинять их своей воле. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Источники власти:

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, угроза применения силы)

  • Авторитет (семейные и социальные связи, глубокие познания в какой-то области и т.п.)

  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства).

К методам прямого насилия нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве базируется на институтах юридического права. Право является социальным источником власти, прежде всего право собственности.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов.

Слово «политика» греческого происхождения, переводится как искусство управления государством.
Политика — деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти. Часто под политической борьбой подразумевают борьбу за власть.

Выделяют следующие виды власти:

  • Законодательная (парламент)

  • Исполнительная (правительство)

  • Судебная (суды)

  • В последнее время средства массовой информации характеризуются как «четвёртая власть» (владение информацией)

Роль политики в жизни общества

  1. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе. Идеальная модель «правового государства» — признание населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.

  2. В демократическом гражданском обществе власть обеспечивает и охраняет, в первую очередь, права и свободы личности.

  3. На практике, власть достигается и с использованием, в той или иной мере, силы. Такая власть служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых, население.

Авторитарная власть разделяет общество на немногих, отдающих приказы и большинство, эти приказы принимающее. Отношения во всех сферах жизни отмечены властью, а не свободой. И так как свобода может быть создана только свободой, авторитарные общественные отношения не воспитывают и не могут воспитать личность в свободе — это может сделать только участие во всех областях жизни, самоуправление (wikipedia.org).

2. Люди, жившие в первой половине ХХ века, не знали ни телевизора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?

На этот вопрос существует, как минимум, две точки зрения:

1. Наиболее распространен следующий подход: Наука и образование в последние 100 лет развиваются стремительными темпами. Часто говорят, что «коренные изменения в системе научных знаний в XX в. превратили науку в непосредственную производительную силу общества». Особых успехов достигла технология производства сплавов металлов, полимерных материалов, полупроводников и цифровой техники, а также кибернетика (на ней основана компьютерная техника) и другие фундаментальные науки (математика, физика, химия). Что и сделало возможным производство названных высокотехнологичных изделий.

Данный скачок в развитии науки стал возможен благодаря новым подходам в образовании, в частности, его глубокой специализации, внедрению эффективных методик обучения и контроля знаний. Часто приводится мнение, что объем информации в современном обществе удваивается каждые 2 года.

Интернет делает образование общедоступным.

2. Другой подход отмечает, что рост производства товаров сопровождается дальнейшим ухудшением качества жизни населения, если принимать во внимание:

  • загрязнение окружающей среды и продуктов питания (бытовые отходы, нефтепродукты, ядохимикаты, отходы ядерных электростанций);

  • неблагоприятную среду обитания в мегаполисах (высокий уровень шума, загазованность атмосферы, нарушение естественных биоритмов организма и всего уклада жизни);

  • сокращение площади местообитаний для большинства видов животных и растений, что приводит к снижению продуктивности естественных экосистем и вымиранию видов.

Это свидетельствует об одностороннем развитии науки, поставленной на службу крупным промышленным корпорациям с целью извлечения максимальной прибыли путём роста производства и потребления. Общественные науки не указывают пути преодоления сложившейся ситуации, а пытаются оправдать существующий порядок.

Таким образом, наука сегодня не способна решать важнейшие задачи, стоящие перед обществом.

3. Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие действия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки телевизора до истечения гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?

  1. Чтобы воспользоваться правом на гарантийный ремонт, необходимо еще при покупке телевизора правильно оформить документы. Главное — сохранить кассовый чек, без которого гораздо сложнее доказать, что Вы приобрели товар именно в этом магазине (понадобятся свидетели и неизбежна длительная задержка). При наличии кассового чека, можно обратиться в магазин, после чего большинство солидных торговых точек в течение гарантийного срока, как правило, полугода, бесплатно ремонтируют изделие или заменяют на исправное.

Некоторые магазины, помельче, ограничивают свою ответственность более коротким периодом: для мелких покупок, таких как комнатная антенна или компьютерная мышь, до двух недель или 24 часов. Возможно, при ограниченных финансовых средствах, таких магазинов стоит избегать. В любом случае, необходимо оговорить при покупке, на какой срок гарантию дает именно магазин.

  1. Предприятие-изготовитель зачастую дает более длительную гарантию. Например, фирма Genius на комплектующие для компьютера дает гарантию 3 года. В этом случае, после истечения гарантии, данной магазином, необходимо обращаться в указанные в документации сервисные центры, которые по договору с производителем осуществляют бесплатный гарантийный ремонт. В сервисном центре могут потребовать, чтобы в паспорте изделия стоял штамп магазина с датой продажи. Поэтому, при дорогих покупках следует внимательно относиться к оформлению этих записей.

  2. Чтобы сдать телевизор в гарантийный ремонт в магазин или сервисный центр, обязательно нужно сохранить заводскую упаковку. Без этого могут возникнуть серьезные проблемы. Если магазин отказывается выполнять гарантийные обязательства, нужно подать письменную претензию, в которой подробно изложить обстоятельства дела и свои требования, приложить копию кассового чека.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребитель может:

  • потребовать замены на товар такой же марки (этой же модели);

  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

  • потребовать устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;

  • потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар, имеющий недостаток.

  • Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (на практике реализовать трудно).

Претензия пишется в двух экземплярах, один передается руководству магазина, на втором секретарь или делопроизводитель ставит дату получения и расписывается, он остается у покупателя. С этой даты начинается отсчет времени (месяц), после чего можно обращаться в суд. Если магазин отказывается ставить отметку о получении претензии, ее следует послать по почте, обязательно заказным письмом с извещением о доставке. Тогда месяц будет отсчитываться с даты получения письма.

До обращения в суд полезно обратиться в общество по защите прав потребителей, в комиссию местной администрации, контролирующую качество товаров и услуг.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconЭкзаменационные билеты с ответами по информатике

Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconЭкзаменационные билеты по обществознанию 11 класс. Базовый уровень
Положение о предметных комиссиях региональной и территориальной экзаменационных комиссий
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconБилеты по обществознанию 9 класс
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, дошкольного и начального образования
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconЭкзаменационные билеты по государственной (итоговой) аттестации обучающихся...
Комплект экзаменационных билетов составлен с учетом Обязательного минимума содержания основного общего образования по обществознанию...
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconРуководство по электросветотехническому обеспечению полетов в гражданской...
Перечень нормативных документов на основании которых разработаны экзаменационные билеты с альтернативными ответами для проверки знаний...
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconБилеты по обществознанию 9 класс
В результате 10% самых богатых в 1993 году получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие меры социальной...
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconЭкзаменационные билеты по обществознанию 9 класс
В результате 10% самых богатых в 1993 г получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические...
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconУрока по обществознанию для 5 класса Нечаева Л. Г., учитель истории...
Умк по обществознанию: Учебник «Обществознание. 5 класс» Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2012
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconТ. В. Иванова География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену
Подготовка младшего обслуживающего персонала С. Л. Мирский. Билеты составлены по основным темам данной программы за три последних...
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconПоложение о повышении квалификации и аттестации работников индивидуальных...
Перечень нормативных документов на основании которых разработаны экзаменационные билеты с альтернативными ответами для проверки знаний...
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconЭкзаменационные билеты по обществознанию 9 класс билет №1
Всеобщая история: История древнего мира, средних веков, новое и новейшее время / Сост. Ф. С. Капица, В. А. Григорьев, Е. П. Новикова,...
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconЭкзаменационные билеты по истории России (9 класс) Девятиклассники!...
Билет № Вопрос Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconЭкзаменационные билеты по химии
Экзаменационные билеты по химиии 9 класс
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconПоложение по организации проведения повышения квалификации специалистов...
Перечень нормативных документов на основании которых разработаны экзаменационные билеты с альтернативными ответами для проверки знаний...
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconРабочая программа пояснительная записка
Государственному образовательному стандарту по обществознанию, разработанному министерством образования РФ. Она разработана на основе...
Билеты по обществознанию 9 класс с ответами iconЭкзаменационные билеты с альтернативными ответами для проверки знаний по электробезопасности
Ключи от электроустановок должны находиться на учете у оперативного персонала. В электроустановках, не имеющих местного оперативного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск