Скачать 193.76 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Медицинская биохимия» 2013 г. Введение Курс патологической физиологии на медико-биологическом факультете преподается в контексте всех остальных курсов медицины, в течение 6-7 семестров. Итоговые зачетные занятия проводятся по окончании 6 и 7 семестров. Итоговая аттестация по патофизиологии проводится в виде государственного экзамена в конце 7 семестра. Студентам будут прочитаны лекции по патофизиологии (согласно расписанию учебной части), также будут проведены практические занятия (согласно расписанию кафедры). Практические занятия будут построены на разборе домашнего задания (в соответствии с темой занятия), разборе клинических задач, докладов по тематике занятий (перечень в рабочей тетради.); экспериментальной части, включающей моделирование патологических процессов на животных или просмотр учебных фильмов. Для домашней подготовки к занятиям используется рабочая тетрадь, в которой указаны вопросы для подготовки к практическим занятиям, темы докладов, клинические задачи, темы рефератов для самостоятельной работы, литература, с указанием соответствующих параграфов и страниц учебника и протоколы опытов. При подготовке к занятию и докладам студенты должны использовать учебные издания, указанные в списке основной и дополнительной литературы, лекционный материал, Интернет-ресурсы, статьи из научных журналов. Доступ к материалам курса и информации:
Философия образования: Курс «Патофизиология» составлен с учетом учебного плана и учебной программы по данной дисциплине, утвержденной кафедрой. В обучении главная роль отводится желанию студентов учиться медицине, что в свою очередь приводит к активному участию в своем образовании. Ответственность за образование и достижение результатов ложится на студентов. Описание курса: Программа курса разработана для студентов 3-4 курсов медико-биологического факультета. Цель дисциплины - овладение знаниями об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, принципах их выявления, лечения и профилактики, структурных основах и морфологических изменений органов и тканей при патологических процессах. Знания по патофизиологии могут использоваться в дальнейшей профессиональной медицинской практике. Результаты: с окончанием обучения на курсе студенты должны будут
Расписание курса: Дисциплина «Патофизиология» у 3-4 курсов медико-биологического факультета рассчитана на два семестра, двухчасовые занятия. Количество часов практических занятий- 64 (48 - в шестом семестре и 48 - в седьмом семестре). Количество часов лекций: 48 (за учебный год). Расписание, темы лекций и практических занятий представлены на стенде кафедры. Правила поведения на кафедре:
3. Дресс-код. На практических занятиях по патофизиологии обязательно наличие медицинских халатов. Оценка результатов курса:
На кафедре введен постоянный мониторинг успеваемости и активности студентов- рейтинг-контроль. В рейтинг-контроле учитываются:
года - максимум 6 баллов) На нашей кафедре приветствуется и учитывается любая творческая активность студентов. За дополнительные виды деятельности к основному рейтингу добавляются дополнительные баллы. По решению кафедры студенты, имеющие высокий рейтинг (от 85% от максимально установленной суммы) освобождаются от сдачи экзамена с проставлением в зачетную книжку оценки «отлично». Студенты, набравшие по рейтинговому контролю количество баллов, соответствующее оценке «хорошо» (70-84%) и «удовлетворительно» (51-69%), сдают экзамен, оценка за который является итоговой. Студенты, имеющие неудовлетворительный рейтинг (менее 50%), не допускаются к сдаче экзамена, пока не наберут сумму баллов, соответствующую удовлетворительному уровню. Условия посещения занятий и проведения отработок: Лекции: Посещение лекций обязательно. При пропуске лекции - необходимо предоставление справки из деканата о причине пропуска и подробный реферат, согласно требованиям, представленным в рабочей тетради. Практические занятия: Посещение практических занятий обязательно. При пропуске необходимо предоставление справки из деканата о причине пропуска. Все пропущенные занятия, не зависимо от причины пропуска - отрабатываются. Зачет за семестр получают студенты, не имеющие академической задолженности и набравшие зачетное количество баллов. Правила приема отработок: При пропуске или получения неудовлетворительной оценки на занятии, студен обязан его отработать в течение 1 месяца. Отработки принимаются по субботам дежурным преподавателем (график дежурств размещен на информационном стенде кафедры). Если в течение этого срока занятие будет отработано, то студент получает за него минимальный балл; при несоблюдении этого срока, при отработке занятия баллов не присуждается. По окончании изучения дисциплины студенты медико-биологического факультета сдают государственный экзамен, который проводится в три этапа: 1 этап - с использованием тестовых форм контроля, 2 и 3 этапы - устное собеседование по экзаменационному билету и оценка изменений в клинических анализах крови и микропрепаратах. Пользование электронными приборами (телефонами) запрещено. При нарушении этого правила - студент может быть удален с экзамена. Пропуск экзамена без уважительной причины повлечет за собой неудовлетворительную оценку. Студенты, пропустившие экзамен по уважительной причине, получают возможность сдать его в другой день. 1. Тема занятия, его цели и задачи Патофизиология как фундаментальная и интегративная наука. Предмет и задачи патофизиологии. 1. Цели и задачи занятия: Обосновать фундаментальную роль предмета в формировании врачебного мышления. Изучить принципы моделирования патологических процессов, методы воспроизведения некоторых из них, принципы экспериментальной терапии. Уметь охарактеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Владеть методами патофизиологии. 2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Патофизиология как наука, предмет изучения, методы, виды экспериментов, клиническая патофизиология, общая нозология, типовые патологические процессы. 3. Вопросы к занятию
4. Вопросы для самоконтроля
5. Основная и дополнительная литература к теме Основная литература: 1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: В 2т. : Учеб. для студентов мед. вузов, Т. 1/ П.Ф. Литвицкий. -3-е изд., испр. и доп.. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. - С. 9-40, 44- 50. 2. Патофизиология: в 2 тт. : учебник для мед. вузов, Т. 1/ под ред.: В. В. Новицкого, Е. Д. Гольдберг, О. И. Уразовой. -4-е изд., перераб. и доп.. -М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -С. 25-60. Дополнительная литература
Электронная библиотечная система «Консультант Студента»
http://www. studmedlib. ru/cgi-bin/mb4 4. Патофизиология [Электронный ресурс] : учебник : в 2 т. Т. 2/ под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 640 с. : ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4
6. Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Тема занятия, его цели и задачи Общая нозология. Реактивность. Цели и задачи: Знать основные механизмы формирования специфической реактивности организма. Изучить роль реактивности в развитии болезней и патологических состояний, основные механизмы формирования реактивности организма. Уметь объяснять влияние внутренних и внешних факторов на реактивность. Владеть оценкой реактивности и резистентности организма по данным клинико-лабораторных исследований (состояние нервной системы, неспецифических барьеров, гормонального фона, иммунной системы и др.). 2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Норма, здоровье, патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние, типовой патологический процесс, болезнь, предболезнь. Этиология. Причина болезни, условия болезни. Факторы риска. Патогенез, "порочный круг". Саногенез. Терминальные состояния. Преагония, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. Чувствительность, раздражимость, реактивность, резистентность. Реактивность (видовая, групповая, индивидуальная). Реактивность (физиологическая, патологическая; специфическая и неспецифическая). Нормергия, гиперергия, гипоергия, дизергия, анергия. Резистентность организма (пассивная и активная, первичная и вторичная, специфическая и неспецифическая). Типы конституции. 3. Вопросы к занятию
10. Влияние на реактивность и резистентность организма возраста, пола, типа конституции, особенностей обмена веществ, состояния нервной, эндокринной, иммунной и других систем организма, а также факторов внешней среды. 4. Вопросы для самоконтроля
17. Что такое полиэтиологические болезни, абсолютный и относительный полиэтиологизм?
25. Каково значение анатомо-физиологических систем (нервной, эндокринной, иммунной и др.), их функционального состояния и особенностей обмена веществ в механизмах формирования реактивности.
Тестовые задания для самоконтроля: 1. Проявлениями биологической (видовой) реактивности являются: 1.сезонный анабиоз;
2. К системам, определяющим реактивность, относят:
3. К показателям реактивности, характеризующим состояние нервной системы, относят:
4. Проявлениями специфической физиологической реактивности могут быть: 1.шок
5. Проявлениями неспецифической физиологической реактивности могут ....быть:
Эталоны ответов: 1.1,4 2.1,3 3.3 4.3 5.1 Задача. В зимний период года во время эпидемии гриппа в студенческой группе 25% студентов перенесли тяжелую форму заболевания, 55% — средней тяжести, а 20% были не чувствительны к вирусу. При лабораторном обследовании в их организме был обнаружен вирус гриппа. Пример решения Исследуется групповая реактивность. По форме реактивности выделено 3 группы людей. У 55% студентов, перенесших заболевание средней степени тяжести, ответ организма на вирус адекватный, следовательно, реактивность нормергическая. У 25% студентов, перенесших тяжелую форму, которая характеризуется высокой лихорадкой, выраженной интоксикацией, развитием осложнений, реактивность гиперергическая. У 20% студентов, которые не заболели, положительная анергия, которая может быть связана с наличием антител к вирусу гриппа или усилением функции неспецифических барьеров. 5. Основная и дополнительная литература к теме Основная литература: 1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: В 2т.: Учеб. для студентов мед. вузов, Т. 1/ П.Ф. Литвицкий. -3-е изд., испр. и доп.. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. - С. 26- 50. 2. Патофизиология: в 2 тт. : учебник для мед. вузов, Т. 1/ под ред.: В. В. Новицкого, Е. Д. Гольдберг, О. И. Уразовой. -4-е изд., перераб. и доп.. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -С 308-324. Дополнительная литература:
СПб. - 2005 Т. 3 : Механизмы развития болезней и синдромов. Кн. 1. Патофизиолог, основы гематологии и онкологии. - СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2005. - 507 с.
Электронная библиотечная система «Консультант Студента»
http://www. studmedlib. ru/cgi-bin/mb4 5. Патофизиология [Электронный ресурс]: учебник : в 2 т. Т. 1/ под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 848 с. : ил. - Режим доступа: http://www. studmedlib. ru/cgi-bin/mb4
Тема занятия, его цели и задачи. Нарушение периферического кровообращения и микроциркуляции. Цели и задачи занятия: Знать основные формы патологии периферического кровообращения. Уметь дифференцировать форму патологии периферического кровообращения по внешним проявлениям и особенностям кровотока в сосудах и определять ее механизмы развития и последствия. Владеть компетенциями диагностики и принципов лечения данной патологией. 2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Артериальная гиперемия. Ишемия. Венозная гиперемия. Стаз. Тромбоз. Эмболия. 3. Вопросы к занятию
4. Вопросы для самоконтроля 1. По каким параметрам описываются типовые микроциркуляторные расстройства? 2. Дайте определение артериальной гиперемии. 3. Дайте определение венозной гиперемии.
9. Назовите органы и ткани, чувствительные к ишемическому повреждению. 10. Как меняется снабжение тканей кислородом при различных гиперемиях? 11. Каковы микроскопические признаки артериальной и венозной гиперемии? 12. Что такое маятникообразное движение крови? 13. Каково влияние артериальной и венозной гиперемии на функцию органа? 14. Когда и почему венозная гиперемия может иметь положительное значе ние для организма? 15. Особенности и примеры смешанной гиперемии. 16. Определение и признаки ишемии. 17. Каково изменение скорости кровотока в ишемизированном участке? 18. Какие физико-химические изменения возникают в ишемизированной ткани? 19. Модель нейрогенной ишемии. 20. Каково соотношение притока и оттока при ишемии? Как изменяется количество функционирующих капилляров? 21. Каковы последствия и исходы ишемии? 22. Что такое инфаркт? 23. Что такое стаз? 24. Классификация стазов и их отличия. 25. Какова принципиальная обратимость различных видов стаза? 26. Каково центральное патогенетическое звено истинного стаза? 27. Определение тромбоза. 28. Условия тромбообразования (триада Вирхова). 29. Стадии тромбообразования. 30. Виды тромбов. 31. Состав тромбов (белого, смешанного, красного)? 32. Назовите причины тромбоза. 33. Чем характеризуется первая фаза тромбообразования? 34. Какова роль тромбоцитов в тромбообразовании? 35. Каковы исходы тромбоза? 36. Физиологическое значение тромбоза. 37. Как называют тромбы в зависимости от их расположения? 38. Что такое эмболия? 39. Принципы классификации эмболии. 40. Пути распространения эмболов. |
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | ||
Методические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | ||
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | Методические указания по самостоятельной работе студентов Красноярск... Методические указания предназначены для студентов специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена структура дисциплины,... | ||
Биохимия мембран Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена... | Биохимия мембран Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена... | ||
Методические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине Методические указания по дисциплине «Контроль и ревизия» предназначены для студентов заочной формы обучения Новосибирского Университета... | Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной... Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности | ||
Методические указания по дисциплине «Английский язык» Учебно-методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов, обучающихся заочно по всем направлениям. В методических указаниях... | Рабочая программа По дисциплине «Общая и медицинская генетика» Для... По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 315 часов | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания к спецкурсу «Этнопсихология» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» |