МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
История медицины (медицинская биохимия)
2012 г.
Занятие № 1. Медицина в странах Древнего Востока. Врачевание в Месопотамии и Египте. Цель занятия:
Сформировать у студентов знания и представления об основных исторических тенденциях развития медицинских знаний в странах Древнего Востока.
Задачи:
Выделить общие черты развития медицины в рабовладельческом обществе.
Изучить сущность стихийно-материалистического характера мировоззрения древних врачей.
Изучить основы врачевания в Вавилонии и Ассирии.
Выявить особенности развития медицины в Древнем Египте (врачебная специализация, бальзамирование, гигиена).
Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:
История медицины, врачевание, свод царя Хаммурапи, врачебная специализация, бальзамирование («Эр нум пэрэт эм хэру» / «Книга выхода в день»).
Вопросы для самоконтроля:
1. Опишите основные черты развития медицины в рабовладельческом обществе.
2. Какие врачебные манипуляции умели выполнять древние врачи?
3. Что такое «народная» медицина?
4. В чем заключались особенности врачевания в Древнем Вавилоне и Ассирии?
5. Каким образом Свод законов Хаммурапи регулировал деятельность врачей?
6. Какие особенности развития медицины Древнего Египта вы знаете и в чем они заключались? Основная литература:
Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.
Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.
Дополнительная литература:
Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Разделы и темы для самостоятельного изучения
| Виды и содержание самостоятельной работы
| Раздел 1. История медицины Древнего мира
- История медицины как предмет и как наука. Врачевание и лекарствоведение в первобытном обществе; - Медицина в странах Древнего Востока. Врачевание в Месопотамии и Египте.
| Проработка учебного материала по теме Написание реферата
|
Занятие № 2. Медицина в странах Древнего Востока. Врачевание в Индии и Китае. Цель занятия:
Сформировать у обучающихся знания об особенностях развития врачевания в Древней Индии и Древнем Китае.
Задачи:
1. Изучить особенности развития культуры и философской мысли древних цивилизаций Индии и Китая.
2. Изучить причины и факторы, способствовавшие формированию уникальных врачебных культур и традиций в Древней Индии и Древнем Китае.
3. Выделить основные формы древнейших гигиенических и санитарных сооружений Индии и Китая.
4. Раскрыть особенности и связи философии и традиции врачевания в Древнем Китае.
5. Выделить теоретические основы традиционной китайской медицины (сфигмометрия, акупунктура). Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:
Древнекитайская философия (даосизм, конфуцианство), буддизм, Свод законов Ману, традиционная медицина, акупунктура. Вопрос для самоконтроля:
Опишите основные философские концепции, явившиеся основой развития традиций врачевания в обществах Древней Индии и Древнего Китая;
Опишите и охарактеризуйте назначение древнейших санитарных и гигиенических сооружений Древней Индии (водопровод Мохенджо-Даро);
Опишите особенности традиционной медицины Древней Индии;
Опишите сущность законов Ману (Древняя Индия) в их влияние на развитие традиционной индийской медицины;
В чем заключаются достижения древнеиндийской хирургии?
Охарактеризуйте основы традиционной китайской медицины;
Определите степень влияния традиционной медицины Древней Индии и Древнего Китая на развитие медицинских знаний всего Древнего мира.
Основная литература:
Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.
Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.
Дополнительная литература:
Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Разделы и темы для самостоятельного изучения
| Виды и содержание самостоятельной работы
| Раздел 1. История медицины Древнего мира.
- Медицина в странах Древнего Востока. Врачевание в Индии и Китае.
| Обзор научных публикаций по теме раздела Подготовка сообщения или доклада по темам разделов по вопросам для самоконтроля
|
Занятие № 3. Медицина Древней Греции и Рима. Цель занятия:
Сформировать у обучающихся знания об особенностях развития медицинских знаний в Древней Греции и Древнем Риме.
Задачи:
Изучить философские основы древнегреческого врачевания, влияние натурфилософии и идеализма на его развитие.
Изучить историю становления врачебных школ Древней Греции (кротонская, книдская, сицилийская, косская).
Изучить особенности Предполисного и Полисного периода истории врачевания Древней Греции (XI – VI вв. до н.э.)
Выделить особенности храмового и светского врачевания Древней Греции.
Определить особенности развития медицинских знаний в Древнем Риме.
Определить вклад санитарно-гигиенического законодательства Древнего Рима и особенностей государственной медицины (в т.ч. военной) на развитие медицины в целом.
Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:
Натурфилософия, идеализм, врачебная школа, храмовое врачевание, светское врачевание, санитарно-гигиеническое законодательство, государственная медицина, медицина в профессиональной армии. Вопросы для самоконтроля:
Дайте характеристику философским основам древнегреческого врачевания;
Опишите особенности становления врачебных школ Древней Греции;
Раскройте сущность храмового и светского врачевания Античного мира;
В чем заключаются особенности развития медицинских знаний в Древнем Риме?
Опишите влияние санитарно-гигиенического законодательства Древнего Рима на развитие медицины;
Что такое государственная медицина?
В чем заключаются отличия организации медицинской помощи в профессиональной армии Древнего Рима от других древних цивилизаций?
Основная литература:
Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.
Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.
Дополнительная литература:
Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Разделы и темы для самостоятельного изучения
| Виды и содержание самостоятельной работы
| Раздел 1. История медицины Древнего мира
- Медицина Древней Греции и Рима.
| Литературный анализ с написанием эссе по темам разделов Подготовка сообщения или доклада по темам разделов по вопросам для самоконтроля
|
Занятие № 4. Медицина в период раннего (V-X) и развитого (XI –XV) Средневековья. Цель занятия:
Сформировать у обучающихся знания об особенностях развития медицинских знаний в период раннего и развитого Средневековья в Западной Европе.
Задачи:
Изучить особенности влияния традиций Византийского врачевания на развитие медицинских знаний Средневековой Европы;
Определить роль научных школ Средневековой Западной Европы на развитие медицинских знаний;
Определить вклад особенностей преподавания в западноевропейских университетах Средневековья на развитие медицинских знаний (схоластика);
Изучить особенности преподавания медицинских знаний в Салернском университете на развитие медицины как науки;
Определить вклад арабских ученых-медиков и алхимиков в развитие Средневековой медицины (Авиценна, Аль-Джахиз);
Изучить особенности санитарной организации в средневековых европейских городах.
Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:
Раннее Средневековье, Классическое Средневековье, Позднее Средневековье, Ренессанс, Салернская медицинская школа, Авиценна, средневековая схоластика, университетская средневековая медицина. Вопросы для самоконтроля:
Почему традиции Византийского врачевания оказали значительное влияние на развитие медицинских знаний Средневековой Европы?
С чем связано формирование средневековых научных центров именно на базе университетов?
В чем заключалось положительное и отрицательное влияние средневековых университетов на развитие медицинских знаний?
В чем суть схоластики как методики преподавания в средневековых европейских университетах?
В чем заключаются особенности традиций преподавания медицины в Салернской медицинской школе?
Оцените вклад арабский научной традиции на формирование медицинских знаний средневековой христианской Европы;
В чем заключались особенности санитарной организации в средневековых европейских городах?
Какое влияние имела санитарная ситуация в средневековых европейских городах на распространение эпидемий заразных заболеваний (чума, холера, туляремия)?
Основная литература:
Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.
Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.
Дополнительная литература:
Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Разделы и темы для самостоятельного изучения
| Виды и содержание самостоятельной работы
| Раздел 2. Медицина в Средние века
- Медицина в период раннего (V-X) и развитого (XI –XV) Средневековья.
| Анализ статей по теме Подготовка доклада по теме Литературный анализ с написанием эссе
|
Занятие № 5. Медицина в период позднего Средневековья (XV-XVII в.). Средневековая алхимия. Цель занятия:
Сформировать у обучающихся знания о развитии медицины в период позднего Средневековья (XV-XVII в.) в Западной Европе и влиянии на этот процесс средневековой алхимии.
Задачи:
Изучить особенности исторического процесса становления анатомии как научной дисциплины (Адреас Везалий (1514-1564)).
Изучить особенности исторического процесса становления физиологии как научной дисциплины (Френсис Бекон (1561-1626)).
Определить сущность ятрофизического направление в медицине эпохи Возрождения и Позднего Средневековья (Р. Декарт, С. Санторио).
Определить сущность ятрохимического направления в медицине эпохи Возрождения и Позднего Средневековья (Парацельс, Г. Агрикола).
Определить влияние средневековой европейской алхимии на развитие современной химии как науки.
Определить влияние научных открытий в области химии и медицины Позднего Средневековья на развитие аптечного дела.
Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:
Возрождение, Позднее Средневековье, анатомия, физиология, ятрохимия, ятрофизика, алхимия, аптека, аптечное дело. Вопросы для самоконтроля:
В чем заключаются особенности эпохи Возрождения и как они повлияли на развитие науки в целом?
В чем состоят достижения А.Везалиса в развитии знаний о строении тела человека и почему его считают основоположником анатомии как научной дисциплины?
Опишите процесс становления физиологии как науки.
Что такое ятрофизика? В чем состоит сущность ятрофизического направления в медицине эпохи Возрождения?
Что такое ятрохимия? В чем состоит сущность ятрохимического направления в медицине эпохи Возрождения?
Дайте характеристику понятию «средневековая алхимия».
Какое влияние на развитие современной химии имела алхимия?
Каким образом повлияли открытия средневековых алхимиков на развитие медицины и аптечного дела?
Основная литература:
Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.
Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.
Дополнительная литература:
Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Разделы и темы для самостоятельного изучения
| Виды и содержание самостоятельной работы
| Раздел 2. Медицина в Средние века.
- Медицина в период позднего Средневековья (XV-XVII в.). Средневековая алхимия.
| Написание реферата по темам раздела по выбору обучающегося Подготовка сообщения или доклада по темам разделов по вопросам для самоконтроля
|
Занятие № 6. Медицина и химия Нового времени в Европе и России (1640 – 1917). Медицина в России в XVIII веке. Цель занятия:
Сформировать у обучающихся знания об основных тенденциях в развитии медицины и химии Нового времени в Европе и России (1640 – 1917).
Задачи:
Изучить процесс формирования медико-биологических знаний в Западной Европе в XVII – начале XX века.
Определить предпосылки формирования лабораторного дела.
Изучить основные тенденции развития химии как науки в Западной Европе в XVIII – XIX вв.
Определить сущность понятий «макроскопический» и «микроскопический» периоды развития медицины.
Изучить процесс становления патологической анатомии и патологической физиологии как отдельных научных дисциплин.
Определить влияние реформ Петра I на формирование российской системы образования в XVIII веке (Петербургская Академия наук).
Определить вклад отечественных химиков в развитие химии как науки (Т.Е. Ловиц, М.В. Ломоносов).
Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:
Лабораторное дело, аналитическая химия, физическая химия, химия поверхностных явлений, «макроскопический период», «микроскопический период», патологическая анатомия, патологическая физиология. Вопросы для самоконтроля:
В чем заключаются особенности развития медицины и химии как отдельных научных дисциплин в Западной Европе в XVII – начале XX века?
Как отразился процесс накопления биологических и химических знаний на развитие медицины в Западной Европе в XVII – начале XX века?
Что явилось предпосылками формирования лабораторного дела в Западной Европе в XVIII – XIX вв.?
Раскройте основные тенденции развития химии как науки в Западной Европе в XVIII – XIX вв.
В чем заключается сущность понятий «макроскопический» и «микроскопический» периоды развития медицины?
Опишите процесс становления патологической анатомии и патологической физиологии как отдельных научных дисциплин в Западной Европе в XVIII – XIX вв.
В чем заключаются особенности развития отечественной медицинской науки в XVIII веке?
Какое влияние имели реформы Петра I на формирование российской системы образования в XVIII веке?
Какое влияние имели работы Т.Е. Ловица и М.В. Ломоносова на развитие химии как науки в нашей стране?
Основная литература:
Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.
Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.
Дополнительная литература:
Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Разделы и темы для самостоятельного изучения
| Виды и содержание самостоятельной работы
| Раздел 3. Медицина Нового времени
- Медицина и химия Нового времени в Европе и России (1640 – 1917). Медицина в России в XVIII веке.
| Обзор научных публикаций Подготовка доклада по теме Литературный анализ с написанием эссе
|
Занятие № 7. Медицина и химия Нового времени в Европе. Становление клинической медицины. Развитие лабораторного дела. Гигиена и общественная медицина. Цель занятия:
Сформировать у обучающихся знания об основных тенденциях становления клинической медицины, гигиены и общественной медицины, развития лабораторного дела в XIX – XX вв.
Задачи:
Изучить деятельность передовых медицинских научных центров Западной Европы в XVIII – начале XX вв.
Определить основные этапы утверждения клинического метода в европейской медицине XVIII – XIX вв.
Изучить сущность первых методов физического обследования больного, разработанных европейскими врачами (термометрия, перкуссия, аускультация).
Раскрыть сущность понятия «химическая революция» XVIII – XIX вв.
Определить степень влияния виталистических идей на развитие химии в Западной Европе в XVIII веке.
Определить вклад П. Бертло, Л. Пастера, Э. Бухнера в развитие лабораторного дела.
Раскрыть сущность понятия «Периода количественных законов» в истории развитии химии XVIII-XIX веков (закон эквивалентов, закон постоянства состава, закон кратных отношений, закон Авогадро и др.).
Раскрыть предпосылки зарождения демографической статистики, профессиональной патологии и идей государственного здравоохранения.
Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:
Клинический метод, физическое обследование, термометрия, аускультация, перкуссия, «химическая революция», витализм, «период количественных законов», демографическая статистика, профессиональная патология, государственное здравоохранение.
Вопросы для самоконтроля:
Дайте характеристику деятельности передовых медицинских научных центров Западной Европы в XVIII – начале XX вв.
Что такое «клинический метод»? Почему данный метод утвердился как основной вектор развития европейской медицины в XVIII – XIX веках?
Какие методы физического обследования больного знали европейские врачи в XVIII – XIX вв.? В чем заключается их сущность?
Раскройте сущность понятия «химическая революция». Какие открытия в химии были совершены в XVIII – XIX веках, и какое влияние они имели на развитие лабораторного дела и медицины в целом?
Что такое «витализм»? В чем заключается влияние идей витализма на развитие биологии и химии?
Дайте характеристику научным открытиям европейских биологов и химиков XIX века (П.Бертло, Л.Пастера, Э.Бухнера) и их влиянию на развитие лабораторного дела.
В чем заключается сущность понятия «Период количественных законов» в истории развитии химии XVIII-XIX веков? Какие научные открытия европейских химиков позволили назвать XVIII и XIX века переломными в развитии химии как науки (закон эквивалентов, закон постоянства состава, закон кратных отношений, закон Авогадро и др.)?
Что такое «демографическая статистика»? Как повлияли достижения математиков XVII – XIX веков на развитие современной демографической статистики?
Что послужило поводом становления систем государственного здравоохранения в странах Европы и России в XVIII – начале XX веков?
Основная литература:
Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.
Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.
Дополнительная литература:
Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Разделы и темы для самостоятельного изучения
| Виды и содержание самостоятельной работы
| Раздел 3. Медицина Нового времени.
- Медицина и химия Нового времени в Европе и России (1640 – 1917). Становление клинической медицины. Развитие лабораторного дела. Гигиена и общественная медицина.
| Подготовка доклада по теме Литературный анализ с написанием эссе
|
Занятие № 8. Медицина и химия в России в XIX веке. Цель занятия:
Сформировать у обучающихся знания о закономерностях развития медицины и химии в России в XIX веке.
Задачи:
Изучить влияние политико-экономической ситуации в России в начале XIX века на развитие науки в целом.
Изучить влияние реформы административного управления в России в эпоху царствования Александра I на развитие медицинского дела.
Определить вклад отечественных медиков в развитие учения о единстве и целостности организма (М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский).
Определить вклад работ А.М. Бутлерова в развитие теории строения органических соединений.
Изучить влияние работ Д.И. Менделеева на развитие химии как науки.
Охарактеризовать особенности становления государственной медицины в России в XIX веке (заводская, фабричная, земская медицина).
Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:
Университетский устав, академические (факультетские) клиники, земская медицина, городская медицина, военная медицина, фабричная медицина, Боткинское понимание клинической медицины, теория строения органических соединений, периодический закон Д.И. Менделеева. Вопросы для самоконтроля:
Определите степень влияния политико-экономической ситуации в России в начале XIX века на развитие науки в стране.
Какое влияние на развитие медицинского дела в России имела реформа административного управления в царствование Александра I?
В чем состоит сущность о единстве и целостности организма (М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский)?
Определите вклад работ А.М. Бутлерова в развитие теории строения органических соединений.
Какое влияние имели работы Д.И. Менделеева на развитие химии как науки?
В чем заключались особенности становления государственной медицины в России в XIX веке (заводская, фабричная, земская медицина)?
Основная литература:
Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.
Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.
Дополнительная литература:
Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Разделы и темы для самостоятельного изучения
| Виды и содержание самостоятельной работы
| Раздел 3. Медицина Нового времени.
- Медицина и химия в России в XIX веке.
| Подготовка доклада по теме
|
Занятие № 9. Фундаментальные исследования в области медицинской биохимии в XX веке в России и за рубежом. Цель занятия:
Сформировать у обучающихся знания о закономерностях развития биохимии в XX веке в России и за рубежом.
Задачи:
Изучить организационные принципы и этапы становления советского здравоохранения.
Изучить особенности развития медицины в Советском Союзе в годы Великой отечественной войны.
Определить вклад достижений советских ученых в развитие медицины и химии.
Изучить процесс формирования важнейших химических и медицинских научных школ в СССР.
Изучить сущность фундаментальных открытий в области органической химии за рубежом в XX веке (работы Ф. Сангера, Ф. Гриффита, Дж. Уотсона и Ф. Крика, и др.).
Определить основные этапы развития лабораторного синтеза органических веществ в XX веке в России и за рубежом.
Изучить сущность связей практической химии, фармации и медицины, основанных на научных открытиях XX века.
Изучить процесс развития методов молекулярной и клеточной биологии в современной биохимии.
Изучить вклад отечественной школы сравнительной биохимии (В.С. Гулевич) в развитие мировой науки.
Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:
Советское здравоохранение, органическая химия, лабораторный синтез, практическая химия, практическая фармация, современное лабораторное дело, молекулярная биология, клеточная биология, современная биохимия, отечественная школа сравнительной биохимии В.С. Гулевича. Вопросы для самоконтроля:
В чем заключались организационные принципы советского здравоохранения (Семашко Н.А.).
Как развивалась медицина в Советском Союзе в годы Великой отечественной войны?
Какие советские ученые внесли значительный вклад в развитие современной медицины и химии и в чем он состоял?
Какие важнейшие химические и медицинские научные школы в СССР вы знаете?
Охарактеризуйте сущность фундаментальных открытий в области органической химии за рубежом в XX веке (работы Ф. Сангера, Ф. Гриффита, Дж. Уотсона и Ф. Крика, и др.).
Определите основные этапы развития лабораторного синтеза органических веществ в XX веке в России и за рубежом.
Какие связи возникли между практической химией, фармацией и медициной вследствие научных открытий XX века?
Охарактеризуйте процесс развития методов молекулярной и клеточной биологии в современной биохимии.
Дайте характеристику вклада отечественной школы сравнительной биохимии (В.С. Гулевич) в развитие мировой науки.
Основная литература:
Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.
Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.
Дополнительная литература:
Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Разделы и темы для самостоятельного изучения
| Виды и содержание самостоятельной работы
| Раздел 4. Медицина новейшего времени. Медицина и здравоохранение в СССР и новой России
- Фундаментальные исследования в области медицинской биохимии в XX веке в России и за рубежом.
| Проработка учебного материала по теме Написание реферата
|
Занятие № 10. Развитие медицинской биохимии и лабораторной диагностики в конце XX – начале XXI вв. Цель занятия:
Сформировать у обучающихся знания об особенностях и тенденциях развития медицинской биохимии и лабораторной диагностики в конце XX – начале XXI вв.
Задачи:
Изучить процесс становления современной биохимической методологии.
Изучить процесс развития современных биохимических методов в лабораторной диагностике (хроматография (М.С. Цвет), центрифугирование (Т. Сведберг), электрофорез (А. Тизелиус)).
Изучить особенности начала практического применения методов молекулярной и клеточной биологии в современной биохимии.
Изучить особенности начала практического применения биохимических методов в современной лабораторной диагностике врожденных аномалий, метаболических нарушений.
Изучить историю начала практического применения новейших биохимических исследований (искусственная экспрессия генов, функциональная геномика и проч.).
Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:
Биохимическая методология, хроматография, центрифугирование, электрофорез, врожденные аномалии, диагностика метаболических нарушений, искусственная экспрессия генов, функциональная геномика.
Вопросы для самоконтроля:
Опишите процесс становления современной биохимической методологии.
Какой вклад внесли М.С. Цвет, Т. Сведберг, А. Тизелиус в развитие применения современных биохимических методов в лабораторной диагностике?
Какие практические задачи имеет применение методов молекулярной и клеточной биологии в современной биохимии?
Как развивается практическое применение новейших биохимических исследований (искусственная экспрессия генов, функциональная геномика и проч.) в начале XXI века?
Основная литература:
Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.
Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.
Дополнительная литература:
Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Разделы и темы для самостоятельного изучения
| Виды и содержание самостоятельной работы
| Раздел 4. Медицина новейшего времени. Медицина и здравоохранение в СССР и новой России
- Развитие медицинской биохимии и лабораторной диагностики в конце XX – начале XXI вв.
| Проработка учебного материала по теме Написание реферата
| |