Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия)





Скачать 225.12 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия)
Дата публикации17.10.2014
Размер225.12 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > История > Методические указания
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История медицины (медицинская биохимия)

2012 г.

Занятие № 1. Медицина в странах Древнего Востока. Врачевание в Месопотамии и Египте.
Цель занятия:

  • Сформировать у студентов знания и представления об основных исторических тенденциях развития медицинских знаний в странах Древнего Востока.


Задачи:

  1. Выделить общие черты развития медицины в рабовладельческом обществе.

  2. Изучить сущность стихийно-материалистического характера мировоззрения древних врачей.

  3. Изучить основы врачевания в Вавилонии и Ассирии.

  4. Выявить особенности развития медицины в Древнем Египте (врачебная специализация, бальзамирование, гигиена).


Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:

История медицины, врачевание, свод царя Хаммурапи, врачебная специализация, бальзамирование («Эр нум пэрэт эм хэру» / «Книга выхода в день»).

Вопросы для самоконтроля:

1. Опишите основные черты развития медицины в рабовладельческом обществе.

2. Какие врачебные манипуляции умели выполнять древние врачи?

3. Что такое «народная» медицина?

4. В чем заключались особенности врачевания в Древнем Вавилоне и Ассирии?

5. Каким образом Свод законов Хаммурапи регулировал деятельность врачей?

6. Какие особенности развития медицины Древнего Египта вы знаете и в чем они заключались?
Основная литература:

  1. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.

  2. Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.


Дополнительная литература:

  1. Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

  2. Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 1. История медицины Древнего мира

- История медицины как предмет и как наука. Врачевание и лекарствоведение в первобытном обществе;
- Медицина в странах Древнего Востока. Врачевание в Месопотамии и Египте.

Проработка учебного материала по теме
Написание реферата



Занятие № 2. Медицина в странах Древнего Востока. Врачевание в Индии и Китае.
Цель занятия:

  • Сформировать у обучающихся знания об особенностях развития врачевания в Древней Индии и Древнем Китае.


Задачи:

1. Изучить особенности развития культуры и философской мысли древних цивилизаций Индии и Китая.

2. Изучить причины и факторы, способствовавшие формированию уникальных врачебных культур и традиций в Древней Индии и Древнем Китае.

3. Выделить основные формы древнейших гигиенических и санитарных сооружений Индии и Китая.

4. Раскрыть особенности и связи философии и традиции врачевания в Древнем Китае.

5. Выделить теоретические основы традиционной китайской медицины (сфигмометрия, акупунктура).
Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:

Древнекитайская философия (даосизм, конфуцианство), буддизм, Свод законов Ману, традиционная медицина, акупунктура.
Вопрос для самоконтроля:

  1. Опишите основные философские концепции, явившиеся основой развития традиций врачевания в обществах Древней Индии и Древнего Китая;

  2. Опишите и охарактеризуйте назначение древнейших санитарных и гигиенических сооружений Древней Индии (водопровод Мохенджо-Даро);

  3. Опишите особенности традиционной медицины Древней Индии;

  4. Опишите сущность законов Ману (Древняя Индия) в их влияние на развитие традиционной индийской медицины;

  5. В чем заключаются достижения древнеиндийской хирургии?

  6. Охарактеризуйте основы традиционной китайской медицины;

  7. Определите степень влияния традиционной медицины Древней Индии и Древнего Китая на развитие медицинских знаний всего Древнего мира.


Основная литература:

  1. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.

  2. Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.


Дополнительная литература:

  1. Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

  2. Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.



Вопросы и задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 1. История медицины Древнего мира.

- Медицина в странах Древнего Востока. Врачевание в Индии и Китае.


Обзор научных публикаций по теме раздела
Подготовка сообщения или доклада по темам разделов по вопросам для самоконтроля


Занятие № 3. Медицина Древней Греции и Рима.
Цель занятия:

  • Сформировать у обучающихся знания об особенностях развития медицинских знаний в Древней Греции и Древнем Риме.


Задачи:

              1. Изучить философские основы древнегреческого врачевания, влияние натурфилософии и идеализма на его развитие.

              2. Изучить историю становления врачебных школ Древней Греции (кротонская, книдская, сицилийская, косская).

              3. Изучить особенности Предполисного и Полисного периода истории врачевания Древней Греции (XI – VI вв. до н.э.)

              4. Выделить особенности храмового и светского врачевания Древней Греции.

              5. Определить особенности развития медицинских знаний в Древнем Риме.

              6. Определить вклад санитарно-гигиенического законодательства Древнего Рима и особенностей государственной медицины (в т.ч. военной) на развитие медицины в целом.


Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:

Натурфилософия, идеализм, врачебная школа, храмовое врачевание, светское врачевание, санитарно-гигиеническое законодательство, государственная медицина, медицина в профессиональной армии.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте характеристику философским основам древнегреческого врачевания;

  2. Опишите особенности становления врачебных школ Древней Греции;

  3. Раскройте сущность храмового и светского врачевания Античного мира;

  4. В чем заключаются особенности развития медицинских знаний в Древнем Риме?

  5. Опишите влияние санитарно-гигиенического законодательства Древнего Рима на развитие медицины;

  6. Что такое государственная медицина?

  7. В чем заключаются отличия организации медицинской помощи в профессиональной армии Древнего Рима от других древних цивилизаций?


Основная литература:

  1. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.

  2. Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.


Дополнительная литература:

  1. Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

  2. Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 1. История медицины Древнего мира

- Медицина Древней Греции и Рима.


Литературный анализ с написанием эссе по темам разделов
Подготовка сообщения или доклада по темам разделов по вопросам для самоконтроля



Занятие № 4. Медицина в период раннего (V-X) и развитого (XIXV) Средневековья.
Цель занятия:

  • Сформировать у обучающихся знания об особенностях развития медицинских знаний в период раннего и развитого Средневековья в Западной Европе.


Задачи:

        1. Изучить особенности влияния традиций Византийского врачевания на развитие медицинских знаний Средневековой Европы;

        2. Определить роль научных школ Средневековой Западной Европы на развитие медицинских знаний;

        3. Определить вклад особенностей преподавания в западноевропейских университетах Средневековья на развитие медицинских знаний (схоластика);

        4. Изучить особенности преподавания медицинских знаний в Салернском университете на развитие медицины как науки;

        5. Определить вклад арабских ученых-медиков и алхимиков в развитие Средневековой медицины (Авиценна, Аль-Джахиз);

        6. Изучить особенности санитарной организации в средневековых европейских городах.


Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:

Раннее Средневековье, Классическое Средневековье, Позднее Средневековье, Ренессанс, Салернская медицинская школа, Авиценна, средневековая схоластика, университетская средневековая медицина.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Почему традиции Византийского врачевания оказали значительное влияние на развитие медицинских знаний Средневековой Европы?

  2. С чем связано формирование средневековых научных центров именно на базе университетов?

  3. В чем заключалось положительное и отрицательное влияние средневековых университетов на развитие медицинских знаний?

  4. В чем суть схоластики как методики преподавания в средневековых европейских университетах?

  5. В чем заключаются особенности традиций преподавания медицины в Салернской медицинской школе?

  6. Оцените вклад арабский научной традиции на формирование медицинских знаний средневековой христианской Европы;

  7. В чем заключались особенности санитарной организации в средневековых европейских городах?

  8. Какое влияние имела санитарная ситуация в средневековых европейских городах на распространение эпидемий заразных заболеваний (чума, холера, туляремия)?


Основная литература:

  1. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.

  2. Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.


Дополнительная литература:

  1. Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

  2. Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 2. Медицина в Средние века

- Медицина в период раннего (V-X) и развитого (XI –XV) Средневековья.


Анализ статей по теме
Подготовка доклада по теме
Литературный анализ с написанием эссе



Занятие № 5. Медицина в период позднего Средневековья (XV-XVII в.). Средневековая алхимия.
Цель занятия:

  • Сформировать у обучающихся знания о развитии медицины в период позднего Средневековья (XV-XVII в.) в Западной Европе и влиянии на этот процесс средневековой алхимии.


Задачи:


  1. Изучить особенности исторического процесса становления анатомии как научной дисциплины (Адреас Везалий (1514-1564)).

  2. Изучить особенности исторического процесса становления физиологии как научной дисциплины (Френсис Бекон (1561-1626)).

  3. Определить сущность ятрофизического направление в медицине эпохи Возрождения и Позднего Средневековья (Р. Декарт, С. Санторио).

  4. Определить сущность ятрохимического направления в медицине эпохи Возрождения и Позднего Средневековья (Парацельс, Г. Агрикола).

  5. Определить влияние средневековой европейской алхимии на развитие современной химии как науки.

  6. Определить влияние научных открытий в области химии и медицины Позднего Средневековья на развитие аптечного дела.

Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:

Возрождение, Позднее Средневековье, анатомия, физиология, ятрохимия, ятрофизика, алхимия, аптека, аптечное дело.
Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем заключаются особенности эпохи Возрождения и как они повлияли на развитие науки в целом?

  2. В чем состоят достижения А.Везалиса в развитии знаний о строении тела человека и почему его считают основоположником анатомии как научной дисциплины?

  3. Опишите процесс становления физиологии как науки.

  4. Что такое ятрофизика? В чем состоит сущность ятрофизического направления в медицине эпохи Возрождения?

  5. Что такое ятрохимия? В чем состоит сущность ятрохимического направления в медицине эпохи Возрождения?

  6. Дайте характеристику понятию «средневековая алхимия».

  7. Какое влияние на развитие современной химии имела алхимия?

  8. Каким образом повлияли открытия средневековых алхимиков на развитие медицины и аптечного дела?


Основная литература:

  1. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.

  2. Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.


Дополнительная литература:

  1. Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

  2. Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 2. Медицина в Средние века.

- Медицина в период позднего Средневековья (XV-XVII в.). Средневековая алхимия.

Написание реферата по темам раздела по выбору обучающегося
Подготовка сообщения или доклада по темам разделов по вопросам для самоконтроля


Занятие № 6. Медицина и химия Нового времени в Европе и России (1640 – 1917). Медицина в России в XVIII веке.
Цель занятия:

  • Сформировать у обучающихся знания об основных тенденциях в развитии медицины и химии Нового времени в Европе и России (1640 – 1917).

Задачи:

  1. Изучить процесс формирования медико-биологических знаний в Западной Европе в XVII – начале XX века.

  2. Определить предпосылки формирования лабораторного дела.

  3. Изучить основные тенденции развития химии как науки в Западной Европе в XVIII – XIX вв.

  4. Определить сущность понятий «макроскопический» и «микроскопический» периоды развития медицины.

  5. Изучить процесс становления патологической анатомии и патологической физиологии как отдельных научных дисциплин.

  6. Определить влияние реформ Петра I на формирование российской системы образования в XVIII веке (Петербургская Академия наук).

  7. Определить вклад отечественных химиков в развитие химии как науки (Т.Е. Ловиц, М.В. Ломоносов).


Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:

Лабораторное дело, аналитическая химия, физическая химия, химия поверхностных явлений, «макроскопический период», «микроскопический период», патологическая анатомия, патологическая физиология.
Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем заключаются особенности развития медицины и химии как отдельных научных дисциплин в Западной Европе в XVII – начале XX века?

  2. Как отразился процесс накопления биологических и химических знаний на развитие медицины в Западной Европе в XVII – начале XX века?

  3. Что явилось предпосылками формирования лабораторного дела в Западной Европе в XVIII – XIX вв.?

  4. Раскройте основные тенденции развития химии как науки в Западной Европе в XVIII – XIX вв.

  5. В чем заключается сущность понятий «макроскопический» и «микроскопический» периоды развития медицины?

  6. Опишите процесс становления патологической анатомии и патологической физиологии как отдельных научных дисциплин в Западной Европе в XVIII – XIX вв.

  7. В чем заключаются особенности развития отечественной медицинской науки в XVIII веке?

  8. Какое влияние имели реформы Петра I на формирование российской системы образования в XVIII веке?

  9. Какое влияние имели работы Т.Е. Ловица и М.В. Ломоносова на развитие химии как науки в нашей стране?


Основная литература:

  1. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.

  2. Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.


Дополнительная литература:

  1. Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

  2. Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 3. Медицина Нового времени

- Медицина и химия Нового времени в Европе и России (1640 – 1917). Медицина в России в XVIII веке.

Обзор научных публикаций
Подготовка доклада по теме
Литературный анализ с написанием эссе



Занятие № 7. Медицина и химия Нового времени в Европе. Становление клинической медицины. Развитие лабораторного дела. Гигиена и общественная медицина.
Цель занятия:

  • Сформировать у обучающихся знания об основных тенденциях становления клинической медицины, гигиены и общественной медицины, развития лабораторного дела в XIX – XX вв.


Задачи:

  1. Изучить деятельность передовых медицинских научных центров Западной Европы в XVIII – начале XX вв.

  2. Определить основные этапы утверждения клинического метода в европейской медицине XVIII – XIX вв.

  3. Изучить сущность первых методов физического обследования больного, разработанных европейскими врачами (термометрия, перкуссия, аускультация).

  4. Раскрыть сущность понятия «химическая революция» XVIII – XIX вв.

  5. Определить степень влияния виталистических идей на развитие химии в Западной Европе в XVIII веке.

  6. Определить вклад П. Бертло, Л. Пастера, Э. Бухнера в развитие лабораторного дела.

  7. Раскрыть сущность понятия «Периода количественных законов» в истории развитии химии XVIII-XIX веков (закон эквивалентов, закон постоянства состава, закон кратных отношений, закон Авогадро и др.).

  8. Раскрыть предпосылки зарождения демографической статистики, профессиональной патологии и идей государственного здравоохранения.


Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:

Клинический метод, физическое обследование, термометрия, аускультация, перкуссия, «химическая революция», витализм, «период количественных законов», демографическая статистика, профессиональная патология, государственное здравоохранение.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте характеристику деятельности передовых медицинских научных центров Западной Европы в XVIII – начале XX вв.

  2. Что такое «клинический метод»? Почему данный метод утвердился как основной вектор развития европейской медицины в XVIII – XIX веках?

  3. Какие методы физического обследования больного знали европейские врачи в XVIII – XIX вв.? В чем заключается их сущность?

  4. Раскройте сущность понятия «химическая революция». Какие открытия в химии были совершены в XVIII – XIX веках, и какое влияние они имели на развитие лабораторного дела и медицины в целом?

  5. Что такое «витализм»? В чем заключается влияние идей витализма на развитие биологии и химии?

  6. Дайте характеристику научным открытиям европейских биологов и химиков XIX века (П.Бертло, Л.Пастера, Э.Бухнера) и их влиянию на развитие лабораторного дела.

  7. В чем заключается сущность понятия «Период количественных законов» в истории развитии химии XVIII-XIX веков? Какие научные открытия европейских химиков позволили назвать XVIII и XIX века переломными в развитии химии как науки (закон эквивалентов, закон постоянства состава, закон кратных отношений, закон Авогадро и др.)?

  8. Что такое «демографическая статистика»? Как повлияли достижения математиков XVII – XIX веков на развитие современной демографической статистики?

  9. Что послужило поводом становления систем государственного здравоохранения в странах Европы и России в XVIII – начале XX веков?


Основная литература:

  1. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.

  2. Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.


Дополнительная литература:

  1. Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

  2. Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 3. Медицина Нового времени.

- Медицина и химия Нового времени в Европе и России (1640 – 1917). Становление клинической медицины. Развитие лабораторного дела. Гигиена и общественная медицина.

Подготовка доклада по теме
Литературный анализ с написанием эссе



Занятие № 8. Медицина и химия в России в XIX веке.
Цель занятия:

  • Сформировать у обучающихся знания о закономерностях развития медицины и химии в России в XIX веке.


Задачи:

  1. Изучить влияние политико-экономической ситуации в России в начале XIX века на развитие науки в целом.

  2. Изучить влияние реформы административного управления в России в эпоху царствования Александра I на развитие медицинского дела.

  3. Определить вклад отечественных медиков в развитие учения о единстве и целостности организма (М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский).

  4. Определить вклад работ А.М. Бутлерова в развитие теории строения органических соединений.

  5. Изучить влияние работ Д.И. Менделеева на развитие химии как науки.

  6. Охарактеризовать особенности становления государственной медицины в России в XIX веке (заводская, фабричная, земская медицина).


Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:

Университетский устав, академические (факультетские) клиники, земская медицина, городская медицина, военная медицина, фабричная медицина, Боткинское понимание клинической медицины, теория строения органических соединений, периодический закон Д.И. Менделеева.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Определите степень влияния политико-экономической ситуации в России в начале XIX века на развитие науки в стране.

  2. Какое влияние на развитие медицинского дела в России имела реформа административного управления в царствование Александра I?

  3. В чем состоит сущность о единстве и целостности организма (М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский)?

  4. Определите вклад работ А.М. Бутлерова в развитие теории строения органических соединений.

  5. Какое влияние имели работы Д.И. Менделеева на развитие химии как науки?

  6. В чем заключались особенности становления государственной медицины в России в XIX веке (заводская, фабричная, земская медицина)?


Основная литература:

  1. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.

  2. Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.


Дополнительная литература:

  1. Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

  2. Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 3. Медицина Нового времени.

- Медицина и химия в России в XIX веке.

Подготовка доклада по теме




Занятие № 9. Фундаментальные исследования в области медицинской биохимии в XX веке в России и за рубежом.
Цель занятия:

  • Сформировать у обучающихся знания о закономерностях развития биохимии в XX веке в России и за рубежом.


Задачи:

  1. Изучить организационные принципы и этапы становления советского здравоохранения.

  2. Изучить особенности развития медицины в Советском Союзе в годы Великой отечественной войны.

  3. Определить вклад достижений советских ученых в развитие медицины и химии.

  4. Изучить процесс формирования важнейших химических и медицинских научных школ в СССР.

  5. Изучить сущность фундаментальных открытий в области органической химии за рубежом в XX веке (работы Ф. Сангера, Ф. Гриффита, Дж. Уотсона и Ф. Крика, и др.).

  6. Определить основные этапы развития лабораторного синтеза органических веществ в XX веке в России и за рубежом.

  7. Изучить сущность связей практической химии, фармации и медицины, основанных на научных открытиях XX века.

  8. Изучить процесс развития методов молекулярной и клеточной биологии в современной биохимии.

  9. Изучить вклад отечественной школы сравнительной биохимии (В.С. Гулевич) в развитие мировой науки.


Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:

Советское здравоохранение, органическая химия, лабораторный синтез, практическая химия, практическая фармация, современное лабораторное дело, молекулярная биология, клеточная биология, современная биохимия, отечественная школа сравнительной биохимии В.С. Гулевича.
Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем заключались организационные принципы советского здравоохранения (Семашко Н.А.).

  2. Как развивалась медицина в Советском Союзе в годы Великой отечественной войны?

  3. Какие советские ученые внесли значительный вклад в развитие современной медицины и химии и в чем он состоял?

  4. Какие важнейшие химические и медицинские научные школы в СССР вы знаете?

  5. Охарактеризуйте сущность фундаментальных открытий в области органической химии за рубежом в XX веке (работы Ф. Сангера, Ф. Гриффита, Дж. Уотсона и Ф. Крика, и др.).

  6. Определите основные этапы развития лабораторного синтеза органических веществ в XX веке в России и за рубежом.

  7. Какие связи возникли между практической химией, фармацией и медициной вследствие научных открытий XX века?

  8. Охарактеризуйте процесс развития методов молекулярной и клеточной биологии в современной биохимии.

  9. Дайте характеристику вклада отечественной школы сравнительной биохимии (В.С. Гулевич) в развитие мировой науки.


Основная литература:

  1. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.

  2. Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.


Дополнительная литература:

  1. Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

  2. Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 4. Медицина новейшего времени. Медицина и здравоохранение в СССР и новой России

- Фундаментальные исследования в области медицинской биохимии в XX веке в России и за рубежом.

Проработка учебного материала по теме
Написание реферата


Занятие № 10. Развитие медицинской биохимии и лабораторной диагностики в конце XX – начале XXI вв.
Цель занятия:

  • Сформировать у обучающихся знания об особенностях и тенденциях развития медицинской биохимии и лабораторной диагностики в конце XX – начале XXI вв.


Задачи:

  1. Изучить процесс становления современной биохимической методологии.

  2. Изучить процесс развития современных биохимических методов в лабораторной диагностике (хроматография (М.С. Цвет), центрифугирование (Т. Сведберг), электрофорез (А. Тизелиус)).

  3. Изучить особенности начала практического применения методов молекулярной и клеточной биологии в современной биохимии.

  4. Изучить особенности начала практического применения биохимических методов в современной лабораторной диагностике врожденных аномалий, метаболических нарушений.

  5. Изучить историю начала практического применения новейших биохимических исследований (искусственная экспрессия генов, функциональная геномика и проч.).


Основные понятия, которые должны быть усвоены курсантами в процессе изучения темы:

Биохимическая методология, хроматография, центрифугирование, электрофорез, врожденные аномалии, диагностика метаболических нарушений, искусственная экспрессия генов, функциональная геномика.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Опишите процесс становления современной биохимической методологии.

  2. Какой вклад внесли М.С. Цвет, Т. Сведберг, А. Тизелиус в развитие применения современных биохимических методов в лабораторной диагностике?

  3. Какие практические задачи имеет применение методов молекулярной и клеточной биологии в современной биохимии?

  4. Как развивается практическое применение новейших биохимических исследований (искусственная экспрессия генов, функциональная геномика и проч.) в начале XXI века?


Основная литература:

  1. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник для мед. вузов / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 391 с.: ил.

  2. Сорокина Т.С. История медицины: учеб. для студентов мед. вузов / Т.С. Сорокина. – 8-е изд., стер. – М. Академия, 2008. – 558 с.: ил.


Дополнительная литература:

  1. Мирский М. Б. История медицины и хирургии [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

  2. Бобров, Олег Евгеньевич. Антология интриг и предательства в медицине / О. Е. Бобров. - Донецк : Заславский изд. дом, 2009. - 270 с. : фото.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 4. Медицина новейшего времени. Медицина и здравоохранение в СССР и новой России

- Развитие медицинской биохимии и лабораторной диагностики в конце XX – начале XXI вв.

Проработка учебного материала по теме
Написание реферата

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconТематический план практических занятий дисциплины «История медицины»
«История медицины» для специальности 060601 «Медицинская биохимия» на 2013-2014 учебный год 2курс, 3семестр
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconРабочая программа по дисциплине: История медицины для специальности...
Целью освоения дисциплины является изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности...
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconМетодические указания для студентов по дисциплине «Медицинская биохимия»
Итоговые зачетные занятия проводятся по окончании 6 и 7 семестров. Итоговая аттестация по патофизиологии проводится в виде государственного...
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconРабочая учебная программа по дисциплине
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060601 – Медицинская биохимия. Дисциплина «История...
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconМетодические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconМетодические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconМетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconИстория экономических учений Методические указания по самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные...
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconМетодические указания по ведению занятий для студентов специальности «Фармация» Петрозаводск
...
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов Красноярск...
Методические указания предназначены для студентов специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена структура дисциплины,...
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,...
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconМетодические указания и контрольные задания для студентов факультета...
Настоящие методические указания составлены в соответ­ствии с программой по ветеринарной токсикологии для выс­ших сельскохозяйственных...
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconБиохимия мембран
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена...
Методические указания для студентов по дисциплине история медицины (медицинская биохимия) iconБиохимия мембран
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск