Скачать 188.93 Kb.
|
Л. ИВАНОВА, начальник Центра подготовки специалистов по делам миграции Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, майор милиции Т. ОБЫДЕНОВА, доцент кафедры педагогики Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, майор милиции ПЕДАГОГиКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ совершенствования повышения квалификации сотрудников Федеральной миграционной службы Разрешение проблем образования и повышения квалификации и переподготовки кадров, в частности, безусловно, относится к области первоочередных задач, стоящих перед государством и обществом. Модернизация образования — это одна из составляющих развития человеческого капитала1. Осознавая всю важность среднего и высшего образования, авторы считают целесообразным предложить комплекс мер совершенствования дополнительного профессионального образования, которое призвано вооружить специалиста системой передовых знаний, сформировать приемы и навыки по реализации этих знаний в практической деятельности. При этом процесс повышения квалификации должен реализовываться с применением передовых образовательных технологий. Повышение качества образования должно основываться на интеграции образования, науки и практической деятельности2. Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России1 на протяжении более чем трех десятилетий решает задачи ведомственного дополнительного профессионального образования различных категорий. Основной целью обучения является формирование сотрудника органов внутренних дел, обладающего современными профессиональными, правовыми, психологическими знаниями, организаторскими способностями, умениями и навыками самостоятельного решения служебных задач в различных обстоятельствах, в условиях динамичности оперативной обстановки, умеющего противостоять новым угрозам и вызовам. Для подготовки специалистов Федеральной миграционной службы (ФМС России) в ноябре 2004 г. был создан Центр подготовки специалистов по делам миграции2. За время его существования был подготовлен 471 специалист, включая представителей правоохранительных органов государств — участников СНГ. Важной составляющей процесса обучения, помимо самого учебного процесса, разработки учебно-программной документации и методического обеспечения, подготовки изданий, является проведение научных исследований. С 2005 г. Центр подготовки специалистов по делам миграции ВИПК МВД России проводит исследования по теме: «Актуальные проблемы миграции в России». Некоторые результаты исследования легли в основу данной статьи. Существенной проблемой повышения квалификации сотрудников ФМС России является небольшой процент проходящих обучение. Приведем некоторые статистические данные. Таблица 1Число обученных с 2001 по 2005 гг.3
Проведенное исследование не носило официального характера, было исключительно добровольным. Сразу было оговорено, что ответы респондентов не будут использоваться в индивидуальном порядке, а лишь в обобщенном виде. Безусловно, эти факторы не могли не сказаться на объективности данных. Следовательно, представленные ответы содержат долю условности, свойственную любым подобным опросам. Тем не менее, инициаторы исследования старались обеспечить презентативность, что, думается, позволяет сделать ряд выводов. Результаты исследования за 2006 г., которые будут приводиться далее, подтверждают ранее высказанную мысль. На вопрос: «Проходили ли Вы повышение квалификации в занимаемой должности?», 90 % респондентов ответили отрицательно, 10 % указали, что проходили ранее обучение в ВИПК МВД России. Для Службы, насчитывающей около 30 тысяч сотрудников, это очень низкие показатели. Тем более проводимые исследования показывают, что более 60 % сотрудников ФМС России имеют стаж в занимаемой должности не более пяти лет (диаграмма 1). Диаграмма 1Графическое выражение стажа в занимаемой должности, % Е ще один интересный факт. Проводимое Центром М исследование по вопросам трудовой миграции в России, в котором наряду с другими группами респондентов приняли участие сотрудники УФМС России по Москве, показало, что половина из них являются вновь назначенными. К этим данным мы обратимся ниже. Представленные данные свидетельствуют о том, что большинство опрошенных не имеют длительного опыта работы в области миграции, при этом уже довольно долгое время служат в органах внутренних дел. Из данного соотношения можно сделать следующий вывод: сотрудники Службы нуждаются в обучении, что обусловлено и их стажем работы, и необходимостью получения знаний в условиях изменений в законодательстве, регламентирующего деятельность ФМС России, и проблемами в правоприменительной практике. Диаграмма 2Графическое выражение стажа службы респондентов в органах внутренних дел, % И еще один важный показатель: каждый слушатель, обучающийся в Центре М, проходит входной — выходной контроль уровня знаний, который является обязательной составляющей учебного процесса в институте. Прежде чем проанализировать его результаты в контексте проводимого исследования, несколько слов следует сказать о сущности входного — выходного контроля, что, думается, будет интересно и представителям образовательных учреждений для возможного использования в учебном процессе, и практикам для контроля знаний. Входной — выходной контроль знаний слушателей является средством установления уровня теоретической и практической подготовленности работников ФМС России в данном случае к решению задач, составляющих содержание должностной квалификационной характеристики конкретной категории или проверки уровня подготовленности к решению задач, определяемых темой специализированного семинара. Анализ результатов контроля дает возможность выработать меры приведения содержания обучения в соответствие с интересами и потребностями обучающихся, т. е. скорректировать тематику, количество часов, виды занятий, применить дифференцированный подход к обучению. Помимо этого, анализ результатов входного — выходного контроля позволяет сделать выводы об уровне подготовленности слушателей, что может определить принципиальные подходы к обучению, проверить эффективность учебного процесса, оценить знания слушателей, полученные в процессе обучения в институте. Вопросы входного — выходного контроля распределены по блокам: — Блок знаний профессиональной деятельности (№ 1). — Блок правовых знаний, необходимых для исполнения служебных обязанностей (№ 2). — Блок знаний по управленческой деятельности (№ 3). — Блок психолого-педагогических знаний при работе с личным составом (№ 4). — Блок знаний, необходимых при возникновении чрезвычайных обстоятельств (№ 5). Анализ результатов показывает, что вначале слушатели демонстрируют очень низкий уровень знаний — в среднем около 3 баллов (диаграмма 3). Наибольшую трудность представляет профессиональный блок, особенно если речь идет о вопросах, которые на первый взгляд не составляют основу профессиональной деятельности (например, у инспекторского состава территориальных органов ФМС России, занимающегося оформлением виз и регистраций, трудность вызывают вопросы о регистрации граждан России, хотя сейчас, не имея подзаконных актов о регистрации иностранных граждан, в работе они часто используют именно эти нормы). Такой, если можно так выразиться, узкопрофильный подход становится препятствием к применению такого важного принципа, как взаимозаменяемость. Диаграмма 3Результаты среднего балла прохождения слушателями Центра подготовки специалистов по делам миграции входного — выходного контроля уровня знаний Трудны и вопросы из области управления. Налицо явные пробелы в знаниях, обусловленные малым стажем работы и проблемами обучения. Все перечисленные факторы указывают на то, что необходимо активизировать процесс повышения квалификации. К числу основных вопросов повышения квалификации можно отнести определение целей и мотивов обучения (таблицы 2 и 3). Таблица 2Распределение ответов на вопрос: «В чем Вы видите главную цель повышения квалификации?», %
Безусловно, позитивно то, что сотрудники ФМС России, участвовавшие в опросе, осознают цель обучения. Однако результаты ответов респондентов на следующий вопрос показывают, что знания помогут в практической деятельности, только 23,3 % подтвердили влияние обучения на карьерный рост. А показатели по позиции «Затрудняюсь ответить» скорее можно корреспондировать с отрицательными ответами. Необходимо, чтобы нормативные правовые акты, регламентирующие кадровые вопросы, содержали взаимосвязь между включением в резерв, назначением на должность с большим объемом работы, различными поощрениями и повышением квалификации. Таблица 3Распределение ответов на вопрос: «Влияет ли повышение квалификации на карьерный рост?», %
Авторам исследования было интересно узнать мнение о возможных путях совершенствования повышения квалификации (диаграмма 4). Как видим, опрошенные выделили два аспекта: увеличение сроков обучения (43,3 %) и улучшение материально-технической базы (33,3 %). Как правило, сотрудники в качестве оптимального срока называют четыре недели, при этом чаще всего на это обращают внимание слушатели, повышающие квалификацию в рамках специализированных семинаров (10 учебных дней). Более важен, на наш взгляд, второй аспект. Именно в Институте сотрудники должны увидеть процесс выдачи биометрического паспорта, на практике изучить формирование центрального банка данных учета иностранных граждан и лиц без гражданства, опробовать современные методики дактилоскопирования и т.д. Где, как не в рамках повышения квалификации, сотрудник может осознать перспективы развития Службы, ознакомиться с передовым опытом, но не в теории, а на практике. Д |
1. | Лекции | 6,7 |
2. | Практические занятия | 33,3 |
3. | Игры, «круглые столы», дискуссии | 50 |
4. | Затрудняюсь ответить | — |
5. | Иное (укажите) | 10 |
1. | Оставить реферат | 33,3 |
2. | Ваш вариант | 33,3 |
3. | Затрудняюсь ответить | 33,3 |
| Да | Нет |
Оснащено ли Ваше подразделение компьютерной техникой? | 83,3 | 16,7 |
Обеспечен ли доступ в Интернет? | 13,3 | 86,7 |
Возможно ли обучение без отрыва от службы? | 30 | 70 |
Рабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы... Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования... | Актуальные проблемы особо опасных инфекционных болезней и санитарная... Шарль Николь еще в прошлом столетии предсказал актуальные проблемы сегодняшнего дня в области борьбы с инфекционными болезнями: "В... | ||
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития... | Рабочая программа дисциплины Актуальные проблемы спортивного права... Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы спортивного права России» предназначена для магистрантов юридического факультета... | ||
Реферат объемом до 10 строк должен кратко излагать предмет статьи... В журнале «Современные проблемы науки и образования» публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера... | К реферату и аннотации научной статьи Структура реферата отражает структуру работы. Вводная часть минимальна. Необходимо осветить цель исследования, методы, результаты... | ||
«Актуальные вопросы аритмологии: механизмы возникновения, вопросы... Фгу российский кардиологический научно-производственный комплекс Минздравсоцразвития России | Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные... Опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование»,... | ||
«Актуальные проблемы административного права» ... | Реферат (резюме) статьи на русском и английском языках Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в Международной заочной интернет-конференции «актуальные проблемы физико-математического... | ||
Проблемы эволюции национальной идентичности в таджикской публицистике... Охватывает весь эволюционный процесс развития проблемы. Именно этот фактор обусловил наш выбор данной научной темы в качестве диссертационного... | Исследования определяется учащимся самостоятельно, исходя из критерия... Комитет по народному образованию Солнечногорского района и Компьютерный центр информационных технологий проводят конкурс лучших проектов... | ||
Программа научного семинара «Актуальные проблемы экономики невозобновляемых ресурсов» Программа предназначена для магистрантов направления подготовки 080100. 68 «Экономика», обучающихся по магистерской программе «Мировая... | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Проблемы взаимодействия ит и филигранологии (основные результаты исследования) 16 | ||
Тесты на уроках математики Под логическими математическими тестами подразумеваются специально составленные задания, в основу которых легли идеи известного английского... | Требования к публикуемым статьям в журнале «Современные исследования социальных проблем» Журнал публикует статьи и краткие сообщения о результатах социологических исследований и экспериментов в сфере экономической, педагогической,... |