Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование»





Скачать 218.2 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование»
Дата публикации29.11.2014
Размер218.2 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Историко-филологический факультет

Кафедра истории России

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

050400 ОПД.Р.05 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ рОССИИ для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование», профиль подготовки «История»

Аннотация

Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 050400 «Социально-экономическое образование», профиль подготовки «История».

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования», по направлению 050400 «Социально-экономическое образование», профиль подготовки «История»; «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008 г., № 8, ст. 731), письмом Министерства образования Российской Федерации от 19 мая 2000 г. №14-52-357ин/13, письмом Рособрнадзора от 17 апреля 2006 г. №02-55-77ин/ак, Уставом ТГПУ; «Положением об Учебно-методическом комплексе» (утверждено Ученым Советом ТГПУ 06 ноября 2008 г.), положением «О программах учебных дисциплин» (утверждено Ученым Советом ТГПУ 2011 г.).

Составные компоненты учебно-методического комплекса:

-аннотация к Учебно-методическому комплексу

-рабочая программа по дисциплине, с методическими рекомендациями к изучению дисциплины и материалами, устанавливающими содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций по дисциплине, и содержание, выносимое на итоговую аттестацию (вопросы для самостоятельной работы, вопросы для экзамена)

-материалы, устанавливающие порядок и содержание текущей, промежуточной, итоговой аттестации по дисциплине

Автор-составитель учебно-методического комплекса

к.и.н., доцент кафедры истории России

Нестеренко П.Л.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Рабочая программа дисциплины

050400 ОПД.Р.05 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ рОССИИ

Томск 2011

1. Цели и задачи дисциплины


Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования с целью ознакомления бакалавров с наиболее значимыми событиями в области социально-экономического и культурного развития России и проблемами их изучения.

Программа базируется на обязательном минимуме содержания профессиональной образовательной программы по направлению 540400 Социально-экономическое образование Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Цели курса:

  • сформировать целостное представление об особенностях социальной истории как области знания;

  • выявить и проанализировать наиболее важные и противоречивые события в динамике развития социальной жизни России IX-XX вв.;

  • обобщить сведения, полученные по другим дисциплинам, затрагивающим проблемы социальной истории России.

Задачи курса:

  • обучение студентов методике профессиональной оценки событий истории России;

  • обучение использованию основных источников по социальной истории России;

  • обучение магистров навыкам работы с научной и научно-публицистической литературой для выявления и взвешенного анализа наиболее спорных и дискуссионных моментов социальной истории России, которые представлены в работах отечественных и зарубежных авторов.

2. Требования к уровню освоения

содержания дисциплины

Студент должен знать:

  • системную периодизацию отечественной истории;

  • основные даты, события и достижения истории России в обозначенный отрезок времени;

  • имена, термины и понятия, относящиеся к социальной истории Российской Федерации.

Студент должен уметь:

  • указать основные проблемы социальной истории России;

  • провести рациональную реконструкцию отдельных фактов и явлений отечественной истории;

  • грамотно прокомментировать основное содержание важнейших направлений в развитии политики, экономики, социально-культурной сферы страны;

Студент должен иметь навыки:

  • комплексного подхода в оценке социальной истории России;

  • работы с основными видами источников и литературы по отечественной истории;

  • пользоваться компьютерными программами и базами данных по предмету.

Навыки отрабатываются на лекциях и в процессе самостоятельной работы.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы
Всего

часов
Семестры










6













Общая трудоемкость дисциплины




























Аудиторные занятия

72










72













Лекции

36










36













Семинары (с)

36










36













Самостоятельная работа




























Реферат




























Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)

зачет










зачет














4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины

Лекции

Семинары

Самост. работа


1

Социальная история: между историей и социологией

4

4


2

Норманнский фактор в истории Руси

4

4


3

Формирование Руси как государства в народном сознании

4

4


4

Социальные последствия монголо-татарского ига

4

4


5

Реформы Петра I в сознании общества

4

4


6

Екатерина II: социальные аспекты просвещенного абсолютизма

4

4


7

Социальные проблемы рубежа XIX-XX вв.

4

4


8

Гражданская и Вторая мировая война в социальной истории

4

4


9

Проблемы социальной истории СССРи современной России.

4

4


4.2. Содержание разделов дисциплины:

  1. Социальная история: между историей и социологией. Рождение социальной истории как области исследования. История и социология XIX – начала XX столетий. «Социологизирующие» историки (Ф.Гизо, Ж.Мишле, Кюстель де Куланж, К.Д.Кавелин, В.О.Ключевский, А.С.Лаппо-Данилевский) и историческая социология (К.Маркс, М.Вебер и др.) Социальная история России. Советская историография. Американские школы социальных историков-русистов. Л.Хаймсон, М.Левин, Р.Зельник, Ш.Фитцпатрик и др.

  2. Норманнский фактор в истории Руси. Норманизм и антинорманизм. Современные представления о норманнском факторе в истории Руси. Летопись как исторический источник.

  3. Формирование Руси как государства в народном сознании. Факторы формирования русского государства. Факторы своеобразия русской государственности. Фактор географии. Фактор религии. Особенности восприятия государства. Причины политической раздробленности. Поместное дворянство и вотчинники: генезис единого слоя земельной служилой аристократии. Посады Московского царства. Крестьяне и холопы как объекты частной собственности. Соборное уложение 1649 г. Система власти: была ли Россия сословно-представительной монархией?

  4. Социальные последствия монголо-татарского ига. Проблема ига на Руси. Взгляды Л.Н.Гумилёва на проблему монгольского ига. Система ордынского господства. Проблема культурных последствий ига.

  5. Реформы Петра I в сознании общества. Культурные преобразования Петра I.Принудительный отказ от самобытности русского дворянства. Утверждение абсолютизма. Традиция и инновация в общественном сознании. Проблема образа царя в общественном сознании. Социальные последствия петровских реформ. Изменения в области культуры и быта.

  6. Екатерина II: социальные аспекты просвещенного абсолютизма. Екатерина и просветители. Характер Екатерины II и ее взаимоотношения с подданными. Наказ Уложенной Комиссии. Государь и закон. Уголовное право и судопроизводство. Комиссия уложения. «Потемкинские деревни». Эволюция социального статуса дворянства в XVIII – XIX вв. Служба. Быт и культура российской аристократии. Усадьбы, землевладения; образование; космополитизм и традиционализм.Внутренняя стратификация: двор, высшая аристократия и «захудалые» дворяне. Дворянское самоуправление и политическая активность.

  7. Социальные проблемы рубежа XIX-XX вв. Проблема «третьего сословия». Интеллигенция. Предпринимательство. О существовании «третьего сословия» в России: современные дискуссии. Люди «свободных профессий» - разночинцы и интеллигенция в глазах «власти»: законодательство и политика. Урбанизация в России: сравнительный анализ в европейской перспективе. Горожанин: социальный портрет. Рабочие. О времени возникновения понятия и явления. Проблема законодательного регулирования: о несуществовании рабочих в русском законодательстве до конца XIX в. Семья в России: религиозные, социальные нормы. Русская женщина в семье и обществе. Национальная структура Российской империи. Национальность как фактор социальной стратификации. Региональная и религиозная идентичности. Генезис «национализмов» и национальных вопросов.

  8. Гражданская и Вторая мировая война в социальной истории. Город и деревня в послереволюционной России.«Социальная программа» правительства: 1917 – 1928. Гражданская война, военный коммунизм, нэп. Советская деревня и коллективизация. Город в 1920-1930-е гг. Проект советского “welfare state”: современные концепции. Общество и война. Россия в двух мировых войнах. Демографические, социальные последствия. Психология войны. Феномен гражданской войны. Социальная политика в годы войны. Война и память

  9. Проблемы социальной истории СССР и современной России. Феномен советской культуры и его основные черты. Кризисные явления в советской экономике, системе государственно-политического управления. Проведение Всесоюзного референдума (март 1991 г.), его итоги и значение. Обсуждение вопроса о возможном сохранении Союза ССР (Ново-Огаревский переговорный процесс). Выборы Президента РСФСР (июнь 1991 г.). Попытка государственного переворота в августе 1991 г. – ход и итоги. Начало процесса ликвидации общесоюзных органов власти в конце лета – осенью 1991 г.Опыт развития российского парламентаризма в течение 1990-х гг. Законодательные основы существования современного российского парламента. Государственная дума России и ее место в политической жизни России. Парламентские выборы 1990-х гг. – общие и специфические черты.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. История России с древнейших времен до наших дней [Текст]:учебник для вузов : в 2 т./[А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков].-М.:Проспект. Т. 1.-2008.-540 с.

  2. Барсенков, А.С. 1917-2007 [Текст]:учебное пособие для вузов/А. С. Барсенков, А. И. Вдовин.-Изд. 2-е, доп. и перераб.-М.:АСПЕКТ ПРЕСС,2008.-831, [1] с.

Дополнительная:

  1. Авторханов, А. Технология власти / А. Авторханов. – Франкфурт-на-Майне: Посев, 1983. – 814 с.

  2. Аксютин, Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 – 1964 гг. / Ю.В. Аксютин. – М.: РОССПЭН, 2004. – 488 с.

  3. Алексеева, Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период / Л.М. Алексеева. – М.: ЗАО РИТЦ «Зацепа», 2001. – 382 с.

  4. Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю 1985 – 1991 гг.: Курс лекций / А.С. Барсенков. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 367 с.

  5. Барсенков, А.С., Вдовин, А.И. История России. 1917 – 2007: Учебное пособие / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 826 с.

  6. Батюк, В.И. Истоки «холодной войны»: Советско-американские отношения в 1945 – 1950 гг. / В.И. Батюк. – М.: РНФ, 1992. – 250 с.

  7. Бойко, М.А. Конфликты и диалог политических культур в современной России / М.А. Бойко, Л.П. Волкова, А.В. Глухова [и др.]; под ред. А.В. Глуховой. – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2005. – 215 с.

  8. Боффа, Дж. История Советского Союза. В 2 т. Т.2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941 – 1964 гг. / Дж. Боффа. Пер с итал. – 2-е изд. – М.: Международные отношения, 1994 – 632 с.

  9. Боффа, Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964 – 1994 / Дж. Боффа. Пер. с ит. Хаустовой Л.Я. – М.: Международные отношения,1996 – 320 с.

  10. Бушуев, В.Г. Свет и тени: от Ленина до Путина. Заметки о развилках и персонах российской истории / В.Г. Бушуев. – М.: «Культурная революция», 2006. – 624 с.

  11. Восленский, М. Номенклатура / М. Восленский. – М.: Захаров, 2005. – 640 с.

  12. Горский, А.А. Происхождение названия «Русь» в современной советской историографии. / А.А. Горский // История СССР. – 1989. №3. С. 131-137.

  13. Горский, А.А. Русь в конце X – начале XII века: территориально-политическая структура («земли» и «волости»). / А.А. Горский // Отечественная история. – 1992. №4. – С. 154-161.

  14. Дворниченко, А.Ю. Кривошеев, Ю.В. «Феодальные войны» или демократические альтернативы? / А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Кривошеев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. Языкознание. Литературоведение. – Вып. 3. – 1992. С. 3-12.

  15. Докторов, Б.З., Ослон, А.А., Петренко, Е.С. Эпоха Ельцина: мнения россиян: Социологические очерки / Б.З. Докторов, А.А. Ослон, Е.С. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. – 382 с.

  16. Древнерусские княжества X-XIII вв. / АН СССР, Инт-т Истории СССР. - М.: Наука, 1975. 303 с.

  17. Ельцин, Б.Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления / Б.Н. Ельцин. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 428 с.; ил.

  18. Загладин, Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии / Н.В. Загладин. – М.: Международные отношения, 1990. – 229 с.

  19. Зимин А.А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. / А.А. Зимин. - М.: Мысль, 1991. 286 (2) с.

  20. Зимин, А.А. Россия на пороге Нового времени. / А.А. Зимин. - М.: Мысль, 1972. 452 с.

  21. Зимин, А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI в. / А.А. Зимин.– М.: Наука, 1988. 348 с.

  22. Зимин, А.А. Холопы на Руси (с древнейших времен до конца XV в.). / А.А. Зимин. - М.: Наука, 1973. 391 с.

  23. Зиновьев, В.П. Страны СНГ и Балтии: Учебное пособие / В.П. Зиновьев. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. – 296 с. + 2 вкл.

  24. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964 / Е.Ю. Зубкова. – М.: Россия молодая, 1993. – 198 с.

  25. История России (IX – начало XXI в.): Учебник / Под ред. проф. А.Ю. Дворниченко и проф. В.С. Измозика. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 479 с.

  26. История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебное пособие для вузов. А.Н. Сахаров, Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов. - М.: АСТ, 2000. 574 (2) с.

  27. История России с начала XIX века до начала XXI века: Учебник для вузов: В 2 томах. Т. 2. / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 2003. – 682 с., ил.

  28. История России. ХХ век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др., - М.: Издательство АСТ, 1996. – 608 с.: ил.

  29. Кива, А.В. Российские реформы в контексте мирового опыта. Вопросы теории и политической практики / А.В. Кива. – М.: Институт востоковедения РАН, 2006. – 368 с.

  30. Киев и западные земли Руси в IX-XIII вв. / Ин-т истории АН БССР, Ин-т Истории АН УССР. - Минск: Наука и техника, 1982. 125 (3) с.

  31. Кобрин, В.Б. Власть и собственность в средневековой Руси (XV-XVI вв.). / Кобрин. - М.: Мысль, 1985. 280 с.

  32. Козлов, В.А. Массовые беспорядки при Хрущеве и Брежневе (1953 – начало 1980-х гг.) / В.А. Козлов. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. – 416 с.

  33. Конотопов, М.В. История экономики России: учебник для вузов / М.В. Конотопов, С.И. Сметанин. – 7-е изд., стереотип. – М.: КНОРУС, 2008. – 351 с.

  34. Коржаков, А.В. Борис Ельцин: От рассвета до заката / А.В. Коржаков. – М.: Интербук, 1997. – 479 с.

  35. Кречмар, Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970 – 1985 / Д. Кречмар. – М.: АИРО-ХХ, 1997. – 320 с.

  36. Кузьмин, А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. В 2 Кн. Кн.1. (Учебник для студентов вузов) / А.Г. Кузьмин; под общей ред. А.Ф. Киселева. – М.: Владос, 2004. 447 (1) с.

  37. Лимонов, Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. / Ю.А. Лимонов. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1987. 213 (2) с.

  38. Ловмяньский, Х. Происхождение славянских государств. / Х. Ловмяньский // Вопросы истории. – 1977. №12. – С. 20-28.

  39. Малиа, М. Советская трагедии: История социализма в России. 1917 – 1991 / М. Малиа. – Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 584 с.

  40. Медведев, Р.А. Время Путина? Россия на рубеже веков / Р.А. Медведев. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Издательство «Фолио», 2002. – 367 с.

  41. Медведев, Р.А. Н.С. Хрущев. Политическая биография / Р.А. Медведев. – М.: Книга, 1990. – 286 с.

  42. Медведев, Р.А. Неизвестный Андропов / Р.А. Медведев. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. – 512 с.

  43. Млечин, Л.М. Брежнев / Л.М. Млечин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 520 с.

  44. Млечин, Л.М. Кремль. Президенты России. Стратегия власти от Б.Н. Ельцина до В.В. Путина / Л.М. Млечин. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. – 703 с.

  45. Назаров, В.Д. «Двор» и «дворяне» по данным новгородского и северо-восточного летописания (XII-XIV вв.). / В.Д. Назаров // Восточная Европа в древности и средневековье. – М.: Наука, 1978. 367 с.

  46. Назаров, В.Д. О структуре «Государева двора» в середине XVI в. / В.Д. Назаров // Общество и государство в феодальной России. – М.: Наука, 1975. 351 с.

  47. Новосельцев, А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель / А.П. Новосельцев // Вопросы истории. – 1991. №1-2. – С. 3-20.

  48. Отечественная история (1917 – 2001): Учебник / Отв. ред. проф. И.М. Узнародов. – М.: Гардарики, 2002. – 557 с.: карты-схемы.

  49. Паин, Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России / Э.А Паин. – М.: Институт социологии РАН, 2004. – 328 с.

  50. Парламентаризм в России: Исторический опыт, проблемы и перспективы: Курс лекций / Научн. Ред.: Н.В. Поправко, К.Н. Ширко; рук. проекта С.Д. Кузнецов. – Томск: Dart, 2007. – 222 с., + 1 CD.

  51. Пискотин, М.И. Россия в ХХ веке: неоконченная трагедия / М.И. Пискотин. – М.: Издательство ФОРУМ, 2001. – 448 с.

  52. Пихоя, Р.Г. Советский Союз: история власти: 1945 – 1991 / Р.Г. Пихоя. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. – 684 с.

  53. Политические партии России: история и современность. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. – 631 с.

  54. Политические партии, движения и организации современной России на рубеже веков. 1999 г. Аналитический справочник / Под ред. И.Н. Барыгина. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 208 с.

  55. Политковская, А.С. Вторая чеченская / А.С. Политковская. – М.: Захаров, 2003. – 302 с.

  56. Россия и СССР в войнах ХХ века: Статистическое исследование. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 608 с.: ил.

  57. Россия на путях централизации. / АН СССР, Ин-т истории СССР. - М.: Наука, 1982. 295 (1) с.

  58. Руби, А. Ельциниада. Первое десятилетие постсоветской России / А. Руби. Пер. с итал. – М.: Международные отношения, 2004. – 480 с.

  59. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945 – 1985) Новое прочтение / Отв. ред. Л.Н. Нежинский. – М.: Международные отношения, 1995. – 512 с.

  60. Согрин, В.В. Политическая история современной России. 1985 – 2001: От Горбачева до Путина / В.В. Согрин. – М.: ИФРА-М, 2001. – 260 с.

  61. Соколов, А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941 – 1991 / А.К. Соколов, В.С. Тяжельникова. – М.: Высшая школа, 1999. – 415 с.

  62. Союз можно было сохранить. Белая книга: Документы и факты о политике М.С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. – 526 с. [2] с.: 24 л. ил.

  63. Тайны советской эпохи. От Хрущева до Горбачева / Автор-сост. Н.Н. Непомнящий. – М.: Вече, 2004. – 384 с., илл.

  64. Тимошина, Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие для вузов / Т.М. Тимошина. Под ред. М.Н. Чепурина. – 14-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2008. – 421 с.

  65. Тимощук, Б.А. Восточнославянская община в VI-X вв. / Б.А. Тимощук. – М.: Наука, 1990. 184 (4) с.

  66. Толочко, П.П. Киев и Киевская земля в эпоху феодальной раздробленности XII-XIII вв. / П.П. Толочко. - Киев: Наукова думка, 1980. 254 (2) с.

  67. Третьяков, В.Т. Наука быть Россией: наши национальные интересы и пути их реализации / В.Т. Третьяков. – М.: Русскiй мiръ, 2007. – 768 с.

  68. Ферр, Г. Антисталинская подлость / Гровер Ферр; [пер. с англ. В.Л. Боброва]. – М.: Алгоритм, 2007. – 464 с.

  69. Чешко, С.В. Распад Советского Союза / С.В. Чешко. – М.: РАН. Ин-т этн. и антр. им. Миклухо-Маклая, 1996. – 310 с.

  70. Шубин, А.В. От «застоя» к реформам в СССР в 1917 [1978] – 1985 гг. / А.В. Шубин. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 768 с.

  71. Щетинов, Ю.А. История России. ХХ век: Учебное пособие / Ю.А. Щетинов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 352 с.

  72. Эггелинг, В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе. 1953 – 1970 гг. / В. Эггелинг. – М.: «АИРО-ХХ», 1999. – 312 с.

  73. Яковенко, И.Г. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы / И.Г. Яковенко. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Новый хронограф, 2008. – 320 с.

  74. Янин. В.Л. Средневековый Новгород в свете 50-летних раскопок. / В.Л. Янин // Россия и Испания: историческая ретроспектива: Сборник статей. – М., 1987. С. 110-112.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Контрольно-измерительные материалы, тесты, электронный кейс, компьютерная сеть ТГПУ.

7. Материально - техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс (8 корпус ТГПУ).

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

(тематика семинарских занятий)

1.Социальная история: между историей и социологией.

  1. Рождение социальной истории как области исследования.

  2. История и социология XIX – начала XX столетий.

  3. «Социологизирующие» историки (Ф.Гизо, Ж.Мишле, Кюстель де Куланж, К.Д.Кавелин, В.О.Ключевский, А.С.Лаппо-Данилевский) и историческая социология (К.Маркс, М.Вебер и др.)

  4. Социальная история России.

2.Норманнский фактор в истории Руси.

  1. Норманизм и антинорманизм.

  2. Современные представления о норманнском факторе в истории Руси. Летопись как исторический источник.

3.Формирование Руси как государства в народном сознании.

  1. Факторы формирования русского государства.

  2. Факторы своеобразия русской государственности.

  3. Причины политической раздробленности.

4.Социальные последствия монголо-татарского ига.

  1. Проблема ига на Руси.

  2. Взгляды Л.Н.Гумилёва на проблему монгольского ига.

  3. Система ордынского господства.

  4. Проблема культурных последствий ига.

5.Реформы Петра I в сознании общества.

  1. Культурные преобразования Петра I.

  2. Принудительный отказ от самобытности русского дворянства. Утверждение абсолютизма.

  3. Традиция и инновация в общественном сознании.

  4. Проблема образа царя в общественном сознании.

  5. Социальные последствия петровских реформ. Изменения в области культуры и быта.

6.Екатерина II: социальные аспекты просвещенного абсолютизма.

  1. Екатерина и просветители. Характер Екатерины II и ее взаимоотношения с подданными.

  2. Наказ Уложенной Комиссии. Государь и закон.

  3. Уголовное право и судопроизводство.

  4. Эволюция социального статуса дворянства в XVIII – XIX вв.

7.Социальные проблемы рубежа XIX-XX вв.

  1. Проблема «третьего сословия».

  2. Люди «свободных профессий» - разночинцы и интеллигенция в глазах «власти»: законодательство и политика.

  3. Урбанизация в России: сравнительный анализ в европейской перспективе.

  4. Горожанин: социальный портрет.

  5. Национальная структура Российской империи. Национальность как фактор социальной стратификации. Региональная и религиозная идентичности. Генезис «национализмов» и национальных вопросов.

8.Гражданская и Вторая мировая война в социальной истории.

  1. Город и деревня в послереволюционной России.

  2. «Социальная программа» правительства: 1917 – 1928.

  3. Проект советского “welfare state”: современные концепции.

  4. Общество и война. Россия в двух мировых войнах.

  5. Психология войны.

  6. Феномен гражданской войны.

  7. Социальная политика в годы войны.

  8. Война и память

9.Проблемы социальной истории СССР и современной России.

  1. Феномен советской культуры и его основные черты.

  2. Кризисные явления в советской экономике, системе государственно-политического управления.

  3. Парламентские выборы 1990-х гг. – общие и специфические черты.



9. Вопросы к зачету:

  1. Рождение социальной истории как области исследования.

  2. История и социология XIX – начала XX столетий.

  3. «Социологизирующие» историки (Ф.Гизо, Ж.Мишле, Кюстель де Куланж, К.Д.Кавелин, В.О.Ключевский, А.С.Лаппо-Данилевский) и историческая социология (К.Маркс, М.Вебер и др.)

  4. Социальная история России.

  5. Норманизм и антинорманизм.

  6. Современные представления о норманнском факторе в истории Руси. Летопись как исторический источник.

  7. Факторы формирования русского государства.

  8. Факторы своеобразия русской государственности.

  9. Причины политической раздробленности.

  10. Проблема монгольского ига на Руси.

  11. Взгляды Л.Н.Гумилёва на проблему монгольского ига.

  12. Система ордынского господства.

  13. Проблема культурных последствий ига.

  14. Культурные преобразования Петра I.

  15. Принудительный отказ от самобытности русского дворянства. Утверждение абсолютизма.

  16. Традиция и инновация в общественном сознании в эпоху Петра I.

  17. Проблема образа царя в общественном сознании.

  18. Социальные последствия петровских реформ. Изменения в области культуры и быта.

  19. Екатерина и просветители. Характер Екатерины II и ее взаимоотношения с подданными.

  20. Наказ Уложенной Комиссии. Государь и закон.

  21. Уголовное право и судопроизводство.

  22. Эволюция социального статуса дворянства в XVIII – XIX вв.

  23. Проблема «третьего сословия» в России.

  24. Люди «свободных профессий» - разночинцы и интеллигенция в глазах «власти»: законодательство и политика.

  25. Урбанизация в России: сравнительный анализ в европейской перспективе.

  26. Горожанин: социальный портрет.

  27. Национальная структура Российской империи. Национальность как фактор социальной стратификации. Региональная и религиозная идентичности. Генезис «национализмов» и национальных вопросов.

  28. Город и деревня в послереволюционной России.

  29. «Социальная программа» правительства: 1917 – 1928.

  30. Проект советского “welfare state”: современные концепции.

  31. Общество и война. Россия в двух мировых войнах.

  32. Психология войны.

  33. Феномен гражданской войны.

  34. Социальная политика в годы войны.

  35. Война и память

  36. Феномен советской культуры и его основные черты.

  37. Кризисные явления в советской экономике, системе государственно-политического управления.

  38. Парламентские выборы 1990-х гг. – общие и специфические черты.



Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования направление 540400 Социально-экономическое образование по направлению «История».

Программу составил:

к.и.н., доцент кафедры истории России ТГПУ Нестеренко П.Л.

Содержание и порядок проведения текущих, промежуточных и итоговых аттестаций по дисциплине

1.Текущая аттестация.

Текущая аттестация проводится в форме контрольной точки по дисциплине.

Текущий контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия в следующих формах:

  • микроконтрольные работы;

  • контрольные работы;

  • письменные домашние задания;

  • написание эссе;

  • подготовка докладов, рефератов, выступлений;

  • подготовка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;

  • промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

2.Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация (зачет) проводится по данной дисциплине в форме тестирования и других форм контроля.

Зачет может быть проведен

  • в устной форме;

  • в письменной форме

  • в форме тестирования

3.Итоговая аттестация

Вынесение вопросов по дисциплине на итоговую аттестацию не предусмотрено.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconРабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы...
Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История средних веков» с другими дисциплинами специальности 050400. 62 социально-экономическое...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профили «История», «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400....
Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400....
Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История», квалификация Бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «Юриспруденция», квалификация Бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история в период перехода...
Рабочая программа составлена д и н., профессором кафедры отечественной истории Ю. Н. Яблоковым
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине “Экономика России” по...
Составитель: Дышаев А. Ю., к э н., доцент кафедры экономики и методики обучения экономическим
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки...
Итоговая государственная аттестация бакалавра социально-экономического образования включает итоговый междисциплинарный экзамен по...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconРабочая программа по дисциплине «История древнего мира» по направлению...
Утверждена отделом документационно-содержательного обеспечения учебного процесса Ургпу
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дисциплина «Источниковедение истории России» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 050400 Социально-экономическое...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине б в. Дв. 12. 1 Педагогическая конфликтология для студентов направления подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое...
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование» iconРабочая программа составлена в 2008 г
Направление подготовки: 050400. 65 «Социально-экономическое образование», профиль «Юриспруденция»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск