Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В





Скачать 132.11 Kb.
НазваниеПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В
Дата публикации18.07.2014
Размер132.11 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

экономического образования ПГСГА

«__29_» _08_____________2013 г.

протокол № _1__

Программа итогового междисциплинарного экзамена

по направлению подготовки 050400.62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика»)

Разработчик: к.т н. Зелепухин Ю.В.
2013

Пояснительная записка

Итоговая государственная аттестация бакалавра социально-экономического образования включает итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки 050400.62 Социально-экономическое образование» (профиль «Экономика»).

Экзаменационные билеты включают в себя:

1) психолого-педагогические вопросы, обеспечивающие готовность выпускников к профессиональной деятельности;

2) вопросы профильной подготовки;

3) практикориентированное задание методической направленности.

Форма проведения экзамена - устная.

Ответы на вопросы итогового междисциплинарного экзамена оцениваются приведенным ниже критериям.

Итоговый междисциплинарный экзамен осуществляется по традиционной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Результаты итогового междисциплинарного экзамена объявляются в день его проведения после оформления в установленном порядке протокола заседания экзаменационной комиссии.

Содержание программы

Раздел 1. «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

1. Память, ее социально-историческая природа, ее виды, типы, качества. Процессы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание информации. Теории, механизмы и законы памяти. Формирование и развитие памяти. Индивидуальные различия памяти. Мнемотехнические приемы.

2.Характеристика мыслительных и интеллектуальных процессов и их особенности. Виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное; теоретическое и эмпирическое, конвергентное и дивергентное). Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Мышление как решение задач. Развития мышления и речи. Интеллектуальные и логические формы мышления. Индивидуальные особенности креативности мышления.

3.Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Индивидуальный стиль деятельности.

4. Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах.

5. Понятие группы в социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Параметры группы по Е.В. Андриенко: композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы. Классификация групп. Психология большой и малой группы. Групповые феномены.

6. Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. Историко-культурные и общественно-политические детерминанты межличностных отношений. Групповое взаимодействие. Структура межгрупповой перцепции: целостность и унифицированность. Динамические характеристики межгрупповой перцепции. Феномен межгруппового взаимодействия.

7. Психология малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы. Функции референтной группы: сравнительная и нормативная. Образование малой группы. Лидерство в малой группе.

8. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации. Сущность педагогической деятельности и ценностные характеристики. Профессиональная компетентность педагога. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература. Современная система отечественного образования: стратегия развития.

9. Методология педагогической науки и деятельности. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология педагогической науки и деятельности. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Методы педагогических исследований.

10.Педагогический процесс. Теории целостного педагогического процесса. Обучение как педагогический процесс. Проблема и концепция содержания современного обучения. Различные подходы к конструированию содержания образования для учащихся разных ступеней обучения. Формы, методы и технологический ресурс современного обучения. Диагностика результатов обучения.

11. Компетентностный подход в образовании. Основные идеи компетентностного подхода. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность» Ключевые компетенции. 

12. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.

13. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.

14. Виды и типы профессиональных педагогических задач. Профессиональная педагогическая задача, ее виды и типы. Алгоритм решения профессиональных педагогических задач. Оценка решения профессиональной педагогической задачи. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи.

15. Технология педагогической поддержки детей разного возраста. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений.
Раздел 2. «ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (ЭКОНОМИКА)»

1. Основные закономерности экономической организации общества. Потребности и их виды. Закон возвышения потребностей. Блага, их классификация. Ограниченность – фундаментальный принцип экономики. Экономические ресурсы: понятия, виды. Технологический выбор в экономике и кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.

2. Экономические системы. Традиционная, рыночная, командная экономика. Основные черты рыночной экономики. Функции рыночного механизма. Сущность и структура рынка. Субъекты рынка. Рыночный кругооборот. Условия существования рынка. Функции рынка. Границы рынка. Противоречия рыночной экономики. Роль государства в рыночной экономике. "Смешанная" экономика.

3. Основы теории спроса и предложения. Спрос. Функция спроса. Закон спроса. Предложение. Функция предложения. Закон предложения. Рыночный механизм установления равновесной цены и равновесного объема рынка. Изменение рыночного равновесия под влиянием изменений спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения.

4. Теория поведения потребителя. Общая и предельная полезность. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Равновесие потребителя. Реакция потребителя на изменение дохода и цен. Кривые "доход-потребление" и "цена-потребление".

5. Теория производства. Производство. Производственная функция. Производство в коротком периоде. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности. Производство в длительном периоде. Установление равновесного положения фирмы. Правило минимизации издержек. Эффект масштаба производства.

6. Теория издержек. Концепции издержек. Бухгалтерские и экономические издержки. Постоянные и переменные издержки. Предельные издержки. Издержки в коротком периоде. Издержки в длительном периоде. Определение оптимального размера предприятия.

7. Совершенная конкуренция. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции. Принципиальные варианты поведения фирмы. Максимизация прибыли. Совершенная конкуренция и эффективность экономики.

8. Несовершенная конкуренция. Общие черты несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Поведение фирмы в условиях олигополии и монополистической конкуренции. Монополия. Экономические и социальные последствия монополии. Естественные монополии и их регулирование. Принципы антимонопольной политики.

9. Предприятие в рыночной экономике. Типы предприятий по видам собственности и организационно-правовым формам. Признаки юридического лица. Коммерческие и некоммерческие организации. Частные предприятия. Государственные предприятия. Товарищества. Хозяйственные общества. Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Открытые и закрытые АО. Сравнительный анализ достоинств и недостатков.

10. Философия современной предпринимательской деятельности. Маркетинг, менеджмент. Понятие и характеристика бизнес-деятельности. Стратегия развития фирмы - маркетинг. Маркетинг: сущность, функции, принципы. Теория управления фирмой - менеджмент. Управленческое решение. Основные черты современного управления.

11. Валовой внутренний продукт: его структура и методы исчисления. Промежуточный и конечный продукт. Структурные элементы ВВП: потребительские товары и услуги, инвестиционные товары, товары и услуги, покупаемые государством, внешняя торговля и чистый экспорт товаров и услуг. Виды доходов и структура ВВП: амортизационные отчисления, заработная плата, прибыль, процент и рента, косвенные налоги. Метод суммирования потока затрат. Структура конечных затрат. Метод суммирования потока доходов. Добавленная стоимость.

12. Экономический рост. Понятие экономического роста. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста. Показатели экономического роста: производительность общественного труда, трудоемкость продукции, производительность капитала, капиталоемкость продукции. Модели экономического роста: неоклассическая, кейнсианская. Оценка вклада научно-технического прогресса в экономический рост.

13. Занятость и безработица. Структура населения и понятие занятости. Безработица и ее формы: фрикционная, структурная, циклическая. Естественная безработица и полная занятость. Скрытая и открытая безработица. Обеспечение социальных гарантий. Закон Оукена. Кривая Филлипса. Методы воздействия государства на уровень безработицы.

14. Инфляция. Понятие инфляции. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Причины возникновения инфляции спроса и инфляция издержек. Инфляционная спираль. Роль инфляционных ожиданий. Нормальная ("ползучая"), умеренная и галопирующая инфляция, гиперинфляция. Влияние различных видов инфляции на инвестиции, занятость, кредит и денежное обращение. Антиинфляционная политика государства. Скрытая инфляция и ее причины.

15. Денежно кредитная и фискальная политика государства. Бюджетно-финансовое регулирование. Дефицит Государственного Бюджета. Денежно-кредитная политика государства (сущность, виды). Бюджетное устройство и бюджетный процесс. Фискальная политика государства (дискреционная и автоматическая, сущность и виды). Бюджетно-финансовое регулирование (тактика, стратегия, механизм). Причины и пути устранения дефицита Государственного Бюджета. Внебюджетные фонды.
Раздел 3. «ПРАКТИКОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Определение цели, планируемых образовательных результатов, способов оценки образовательных результатов, форм и методов обучения занятия для указанных в задании категории обучаемых и учебного курса (дисциплины) в рамках тематического поля вопроса профильной подготовки (2 раздел программы).

Категории обучаемых: школьники – учащиеся основной школы; школьники – учащиеся старшей школы (10-11 классы); школьники – учащиеся старшей профильной школы (10-11 классы); студенты учреждений среднего профессионального образования.

Учебные курсы: школьные курсы «Обществознание», «Экономика»; дисциплины экономической направленности программ подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования.

Пример экзаменационного билета.

Билет № ___.

  1. Изложите вопрос «Память, ее социально-историческая природа, ее виды, типы, качества».

  2. Изложите вопрос «Основные закономерности экономической организации общества».

  3. Определите цель, планируемые образовательные результаты, способы оценки образовательных результатов, формы и методы обучения для проведения урока в рамках курса «Обществознание» для учащихся профильных классов общеобразовательной школы в рамках тематического поля «Основные закономерности экономической организации общества».

Критерии оценки ответов

Критерии ответов на 1 и 2 вопросов экзаменационного билета


Оценка

Критерии

Отлично

понимание сущности экономических, психологических и педагогических категорий, знание фактического материала вопросов, умение раскрыть их содержание, умение использовать систему научных методов (графического, экономико-математического, статистического, педагогических и психологических исследований и др.) при изложение сути вопросов, владение навыками научной аргументации с использованием конкретных примеров отечественного или зарубежного опыта

Хорошо

понимание сущности экономических, психологических и педагогических категорий, знание фактического материала вопросов, умение раскрыть их основное содержание, умение использовать отдельные научные методы (графический, экономико-математический, статистический, педагогических и психологических исследований и др.) при изложение сути вопросов, владение навыками научной аргументации с использованием конкретных примеров

Удовлетворительно

понимание сущности экономических, психологических и педагогических категорий, знание основных элементов фактического материала вопросов, умение раскрыть их основное содержание, владение навыками научной аргументации

Неудовлетворительно

несоответствие вышеизложенным критериям


Критерии ответов на 3 задание экзаменационного билета


Оценка

Критерии

Отлично

Цель и образовательные результаты сформулированы в полном соответствии с дидактическими требованиями1

Цель и образовательные результаты сформулированы в полном соответствии с требованиями соответствующих государственных стандартов (программ)

Определен полностью адекватный способ оценки (измерения) степени достижения запланированных образовательных результатов

Предложенные формы и методы обучения полностью соответствуют возрастным особенностям обучаемых

Хорошо

Цель и образовательные результаты сформулированы в основном в соответствии с дидактическими требованиями

Цель и образовательные результаты сформулированы в основном в соответствии с требованиями соответствующих государственных стандартов (программ)

Определен в основном адекватный способ оценки (измерения) степени достижения запланированных образовательных результатов

Предложенные формы и методы обучения в основном соответствуют возрастным особенностям обучаемых

Удовлетворительно

Цель и образовательные результаты сформулированы в частичном соответствии с дидактическими требованиями

Цель и образовательные результаты сформулированы в частичном соответствии с требованиями соответствующих государственных стандартов (программ)

Определен частично адекватный способ оценки (измерения) степени достижения запланированных образовательных результатов

Предложенные формы и методы обучения частично соответствуют возрастным особенностям обучаемых

Неудовлетворительно

несоответствие вышеизложенным критериям



Итоговая оценка ответов на вопросы экзаменационного билета определяется следующим образом:

Оценки за отдельные вопросы

Итоговая оценка

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос




Две оценки «отлично» или одна оценка «отлично» и одна «хорошо»

«отлично»

«отлично»

Не более одной оценки «удовлетворительно» при оценке «хорошо» и «отлично» по другому вопросу

«хорошо»

«хорошо»

Любые оценки, кроме неудовлетворительных

«удовлетворительно»

удовлетворительно

Хотя бы одна неудовлетворительная оценка

«неудовлетворительно»




1 Формулировка цели содержит указание на прогнозируемые результаты обучения, сформулированные в обобщенном виде с использованием терминов, принятых в дидактике (не содержит «безответственных» формулировок, например, «способствовать», «создать условия для…»; указаний на средства или условия достижения цели).

Формулировки планируемых образовательных результатов указывают на знания, умения, навыки, аспекты ключевых компетентностей, опыт деятельности, полученный учащимся. Отсутствуют формулировки, указывающие изменение полученного ранее образовательного результата («повышение», «развитие», «углубление» и т.п.).

Формулировки планируемых образовательных результатов написаны языком, доступным для понимания учащимися и их родителями.

Планируемые знаниевые образовательные результаты содержат описание единицы содержания и общеучебного умения, т.е. того, какие операции учащийся будет выполнять с освоенной единицей содержания.

Планируемые компетентностные образовательные результаты определены с помощью описания конкретной деятельности (операции), которую совершает учащийся, демонстрируя тот или иной уровень сформированности одной из компетентностей в том или ином аспекте.

Планируемый опыт практической деятельности определен через описание деятельности, объекта воздействия и условий (контекста) осуществления деятельности.

Формулировки планируемых образовательных результатов позволяют однозначно представлять деятельность, которая задается для проверки достижения учащимися указанного результата.

Для каждого из планируемых образовательных результатов существует возможность зафиксировать факт его достижения средствами педагогического измерения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400....
Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400....
Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В iconРабочая учебная программа по дисциплине «маркетинг» по направлению...
Составитель: Толстых Анатолий Александрович, к и н., доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В iconУчебно-методический комплекс по дисциплине “Экономика России” по...
Составитель: Дышаев А. Ю., к э н., доцент кафедры экономики и методики обучения экономическим
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История средних веков» с другими дисциплинами специальности 050400. 62 социально-экономическое...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «Юриспруденция», квалификация Бакалавр
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История», квалификация Бакалавр
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «Юриспруденция»
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В iconПо дисциплине «Этика и эстетика» по направлению «050400. 62 – Социально-экономическое...
Корникова Е. Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. Учебн пос. М., 1998
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные...
Опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование»,...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В iconРабочая программа составлена в 2008 г
Направление подготовки: 050400. 65 «Социально-экономическое образование», профиль «Юриспруденция»
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В icon«Социология семьи»
Ооп по направлению «050400 – Социально-экономическое образование» профиль «050405 – Социология»
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дисциплина «Источниковедение истории России» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 050400 Социально-экономическое...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профили «История», «Юриспруденция»
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена...
Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов экономического факультета по направлению подготовки 080100....
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050400. 62 Социально-экономическое образование (профиль «Экономика») Разработчик: к т н. Зелепухин Ю. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направление 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История», квалификация – бакалавр


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск