Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации05.05.2014
Размер0.61 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
кафедра отечественной истории


  1. Теория и методика обучения истории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ





  1. Направление 050400.62 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История», квалификация – бакалавр

  2. социально-экономического образования





Красноярск 2011
Рабочая программа составлена к.п.н., доцентом Молодцовой И.В.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры отечественной истории 7.05.2010 г.
"7" мая 2010 г.
и.о. заведующего кафедрой И.Н. Ценюга

Одобрено учебно-методическим советом исторического факультета


"____" ___________201__ г.
Председатель НМСС С.И. Кангун

Протокол согласования рабочей программы дисциплины

«Теория и методика обучения истории»

с другими дисциплинами НАПРАВЛЕНИЯ 050400.62

«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «ИСТОРИЯ»

на 2012/13 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Теория и методика преподавания обществознания

Всеобщей истории

Перенесение сроков прохождения курса и сроков педагогической практики

Протокол кафедры №3 4.03.2012

Педагогическая практика

Всеобщей истории

Согласование групповых заданий по практике


Протокол кафедры №3 4.03.2012


лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Дополнение литературной карты.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры отечественной истории "4" марта 2012 г.

Внесенные изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой

"_____"___________ 20__г.

Оглавление


  1. Пояснительная записка 6 стр.

  2. Рабочая программа дисциплины 7 стр.

    1. Выдержка из стандарта 8 стр.

    2. Введение 9 стр.

    3. Содержание теоретического курса дисциплины 11 стр.

    4. Тематический план 12 стр.

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины-13 стр.

    6. Карта литературного обеспечения 15 стр.

    7. Технологическая карта рейтинга 18 стр.

  3. Методические рекомендации для студентов 20 стр.

  4. Банк контрольных заданий и вопросов 23 стр.

  5. Вопросы к зачёту и экзамену 44 стр.

  6. Тематика контрольных и курсовых работ 45 стр.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Теория и методика обучения истории» для студентов очной формы обучения по направлению 050400.62 «Социально-экономическое образование», профиль «История» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  1. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Теория и методика обучения истории».

  2. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Теория и методика обучения истории», который представлен различными тестами и заданиями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны тестовые вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  3. Вопросов к зачёту и экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом компетенций.

  4. Тематики контрольных и курсовых работ, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы современной теории и методики обучения истории, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050400.62 Социально-экономическое образование утверждён 31.01.2005 г. Дисциплина «Теория и методика обучения истории» входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин.

ОПД.Ф.03

Теория и методика обучения (по дисциплинам профильной подготовки)

Методика обучения как педагогическая наука. Методика обучения как учебная дисциплина. Роль самовоспитания, саморазвития и самообразования студента в профессиональной методической подготовке.Этапы становления и развития общего образования в России (по дисциплинам профильной подготовки). Современная система общего образования в РФ (по дисциплинам профильной подготовки). Обязательный минимум содержания образования. Требования к уровню подготовки выпускников. Учебные программы. Место профильной дисциплины в системе общего образования. Цели образования, его структура. Общие и возрастные особенности ученического познания. Обучение как процесс познавательной и творческой деятельности школьников. Теоретические основы разработки содержания учебных дисциплин. Принципы отбора содержания. Модели построения курсов. Развивающий потенциал учебного материала. Классификация учебных умений. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Воспитательный потенциал учебного содержания и особенности его отбора. Межпредметные, межкурсовые, внутрикурсовые преемственные связи в обучении. Теоретические основы разработки процесса обучения. Методы, приемы, средства, формы обучения, их классификация, условия использования. Современные предметные технологии. Технологии оценивания результатов обучения и оценка достижений обучающихся в освоении предметной области. Особенности построения образовательных маршрутов учащихся. Внеклассная работа по предмету. Основные направления деятельности учителя.

200



Введение

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

Цели и задачи теории и методики обучения истории состоят в том, чтобы дать студентам прочные знания по вопросам методологии и методики подготовки и проведения уроков истории для теоретической и практической подготовки студентов педагогических вузов к преподаванию «Истории» в школе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть важнейшие этапы становления методики преподавания истории в нашей стране, выявить специфику методических концепций и подходов к преподаванию на различных этапах;

- познакомить студентов с основными государственно-нормативными документами, регулирующими изучение курса истории в школе, новейшими достижениями методики обучения истории, применением современных образовательных технологий, тенденциями развития исторического образования, как в нашей стране, так и за рубежом; изложить различные концепции отбора содержания школьных курсов истории, концепции авторских программ и подходы к отбору содержания учебного материала, показать соотношение интегративных и модульных курсов;

- осветить проблемы современного школьного учебника и учебно-методической литературы, раскрыть содержание альтернативных учебников, показать приемы работы с источниками знаний на уроках истории, возможности их использования для дифференциации образовательного процесса;

- изучить инновационные модели обучения истории и обществознанию: исследовательскому и дискуссионному подходам в обучении, дидактическим играм;

- исследовать вопросы развития интереса учеников к предмету, выявить различные пути формирования мотивации школьников к обучению истории и обществознанию, в том числе использования обновленного содержания предметов, современных наглядных пособий (макетов, видеофильмов, компьютерных программ), активных форм обучения;

- ознакомить с различными вариантами планирования основных и модульных курсов, научить устанавливать межпредметные, внутрикурсовые и внутрипредметные связи, использовать их для решения образовательных, воспитательных и развивающих целей курсов, привлекать материалы средств массовой информации в целях установления тесных связей изучаемого материала с явлениями социальной действительности.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

- учебно-воспитательная;

- научно-методическая;

- социально-педагогическая;

- культурно-просветительная;

- коррекционно-развивающая;

- организационно-управленческая.

Изучение дисциплины «Теория и методика обучения истории» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

- использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

- организация и проведение внеклассных мероприятий; в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования;

в области социально-педагогической деятельности:

- планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

- оказание помощи в социализации учащихся;

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры учащихся;

в области коррекционно-развивающей деятельности:

- реализация личностно ориентированного подхода к образованию и развитию детей;

- работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области организационно-управленческой деятельности:

- организация контроля над результатами обучения и воспитания;

- организация внеурочной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Студент, изучивший дисциплину, должен

владеть:

- системой знаний об основных этапах становления и развития методики обучения истории, современном состоянии науки, анализировать научно-методическую литературу по соответствующим периодам и отдельным проблемам;

знать:

- основные понятия методики преподавания истории как науки, иметь представление о предмете, задачах и методологических основах методики обучения истории, специфике «истории» как предмета школьного обучения, принципах отбора содержания исторического образования, владеть основными методами научного исследования процесса школьного обучения;

уметь:

- ориентироваться в современной учебно-методической, научной и научно-популярной литературе по истории для школы, уметь анализировать программы и учебники;

- использовать содержание учебных курсов для формирования нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры, выявления национальных и общечеловеческих ценностей, воспитания гражданственности, социализации личности учащихся;

- владеть основными методами, приемами и средствами изучения исторических фактов и теоретического содержания;

- выявлять зависимость использования приемов и средств обучения от содержания учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; понимать необходимость активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории, уметь организовать учебную деятельность на трех уровнях познавательной деятельности при изучении исторического учебного материала, владеть методикой организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы, формирования и развития умений и творческих способностей учащихся;

- знать методические пути подготовки учителя к урокам истории, составлять план-конспект урока, учитывать в нем как деятельность учителя, так и деятельность учащихся на уроке, планировать применение и использование современных средств обучения, а также прогнозировать результаты обучения.

Дисциплина изучается в 5 и 6-м семестрах, формы аттестации – зачет, экзамен.

Содержание теоретического курса дисциплины

Модуль I. Основные этапы становления и развития методики обучения истории

Тема 1. Теория и методика обучения истории как педагогическая наука

Предмет методики обучения истории в школе. Методика обучения истории как педагогическая наука. Предмет, задачи методики обучения истории. Основные факторы процесса обучения: цели, содержание, познавательные возможности, деятельность учителя и учащихся, результаты. Связь методики обучения истории с другими науками.
Тема 2. Становление и развитие методики обучения истории: основные этапы

Становление школьного исторического образования и методики обучения в XVIII-XIX вв. История как предмет в первых школах XVIII в. Всеобщая история. Книги для чтения. Учебник Гильона Кураса (1747). Хронология и геральдика. Факультативный подход к изучению истории. Монографическое и синхронистическое изложение событий. «Краткий Российский летописец с родословием» М.В. Ломоносова (1760). Способы работы учителя и учащихся. Вопросно-ответная система обучения.

История как средство воспитания верноподданных. Дворянское направление в историографии. Приемы обучения истории. Хронологические таблицы Язвицкого. Формальный метод обучения. Влияние идей Белинского, Добролюбова, Чернышевского на обучение истории. Позиции Д.И. Иловайского, И.И. Беллярминова, М.М. Стасюлевича в изучении истории. Репетиционный и реальный методы обучения. Группирующий метод Видермана (1860). Биографический, коллективно-категорический, хрестоматический, «прогрессивный и регрессивный» методы.

Процесс школьного обучения истории в начале XX в. Труды передовых методистов начала XX века по изучению истории. Реальный метод на основе исторических источников (Н.А. Рожков и М.Н. Покровский, С.В. Фарфоровский). Лабораторный метод. Метод документации (Я. С. Кулжинский). Метод драматизации (А.Ф. Гартвиг). Методы иллюстративный, трудовой, экскурсионный. Метод рефератов (Н.П. Покотило и Б.А. Влахопулов). Точка зрения методистов С.П. Сингалевича, В.Я. Уланова, К.В. Сивкова на изучение истории. Школьные программы по истории начала XX века. Учебники и хрестоматии.

Школьное историческое образование в России XX в. Основные этапы развития школьного исторического образования, цели обучения на каждом этапе. Программа 1920 года по истории. Отказ от предметного преподавания истории. Роль самостоятельной работы учащихся в обучении истории. "Рабочие книги по истории". Приемы и методы учебной работы. Возвращение к предметному обучению истории. Разработка программ и учебников, их достоинства и недостатки. Новые формы и методы преподавания. Линейный принцип обучения. Усиление воспитательной роли истории в годы Великой Отечественной войны. Разработка методических проблем в 50-70-е годы. Поворот в развитии методики в 80-90-е годы. Реформа школы и преподавание истории. Переход от линейного к концентрическому преподаванию истории в школе.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск