Скачать 0.61 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» кафедра отечественной истории
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Красноярск 2011 Рабочая программа составлена к.п.н., доцентом Молодцовой И.В. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры отечественной истории 7.05.2010 г. "7" мая 2010 г. и.о. заведующего кафедрой И.Н. Ценюга Одобрено учебно-методическим советом исторического факультета "____" ___________201__ г. Председатель НМСС С.И. Кангун Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теория и методика обучения истории» с другими дисциплинами НАПРАВЛЕНИЯ 050400.62 «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «ИСТОРИЯ» на 2012/13 учебный год
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. Дополнение литературной карты. Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры отечественной истории "4" марта 2012 г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой "_____"___________ 20__г. Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Теория и методика обучения истории» для студентов очной формы обучения по направлению 050400.62 «Социально-экономическое образование», профиль «История» состоит из следующих элементов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050400.62 Социально-экономическое образование утверждён 31.01.2005 г. Дисциплина «Теория и методика обучения истории» входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин.
Введение ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ: Цели и задачи теории и методики обучения истории состоят в том, чтобы дать студентам прочные знания по вопросам методологии и методики подготовки и проведения уроков истории для теоретической и практической подготовки студентов педагогических вузов к преподаванию «Истории» в школе. Для этого необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть важнейшие этапы становления методики преподавания истории в нашей стране, выявить специфику методических концепций и подходов к преподаванию на различных этапах; - познакомить студентов с основными государственно-нормативными документами, регулирующими изучение курса истории в школе, новейшими достижениями методики обучения истории, применением современных образовательных технологий, тенденциями развития исторического образования, как в нашей стране, так и за рубежом; изложить различные концепции отбора содержания школьных курсов истории, концепции авторских программ и подходы к отбору содержания учебного материала, показать соотношение интегративных и модульных курсов; - осветить проблемы современного школьного учебника и учебно-методической литературы, раскрыть содержание альтернативных учебников, показать приемы работы с источниками знаний на уроках истории, возможности их использования для дифференциации образовательного процесса; - изучить инновационные модели обучения истории и обществознанию: исследовательскому и дискуссионному подходам в обучении, дидактическим играм; - исследовать вопросы развития интереса учеников к предмету, выявить различные пути формирования мотивации школьников к обучению истории и обществознанию, в том числе использования обновленного содержания предметов, современных наглядных пособий (макетов, видеофильмов, компьютерных программ), активных форм обучения; - ознакомить с различными вариантами планирования основных и модульных курсов, научить устанавливать межпредметные, внутрикурсовые и внутрипредметные связи, использовать их для решения образовательных, воспитательных и развивающих целей курсов, привлекать материалы средств массовой информации в целях установления тесных связей изучаемого материала с явлениями социальной действительности. Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: - учебно-воспитательная; - научно-методическая; - социально-педагогическая; - культурно-просветительная; - коррекционно-развивающая; - организационно-управленческая. Изучение дисциплины «Теория и методика обучения истории» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: в области учебно-воспитательной деятельности: - осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой; - планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом; - использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения; - использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; - применение современных средств оценивания результатов обучения; - воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода; - организация и проведение внеклассных мероприятий; в области научно-методической деятельности: - выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; - анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования; в области социально-педагогической деятельности: - планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания; - оказание помощи в социализации учащихся; в области культурно-просветительской деятельности: - формирование общей культуры учащихся; в области коррекционно-развивающей деятельности: - реализация личностно ориентированного подхода к образованию и развитию детей; - работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии; в области организационно-управленческой деятельности: - организация контроля над результатами обучения и воспитания; - организация внеурочной деятельности. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: Студент, изучивший дисциплину, должен владеть: - системой знаний об основных этапах становления и развития методики обучения истории, современном состоянии науки, анализировать научно-методическую литературу по соответствующим периодам и отдельным проблемам; знать: - основные понятия методики преподавания истории как науки, иметь представление о предмете, задачах и методологических основах методики обучения истории, специфике «истории» как предмета школьного обучения, принципах отбора содержания исторического образования, владеть основными методами научного исследования процесса школьного обучения; уметь: - ориентироваться в современной учебно-методической, научной и научно-популярной литературе по истории для школы, уметь анализировать программы и учебники; - использовать содержание учебных курсов для формирования нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры, выявления национальных и общечеловеческих ценностей, воспитания гражданственности, социализации личности учащихся; - владеть основными методами, приемами и средствами изучения исторических фактов и теоретического содержания; - выявлять зависимость использования приемов и средств обучения от содержания учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; понимать необходимость активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории, уметь организовать учебную деятельность на трех уровнях познавательной деятельности при изучении исторического учебного материала, владеть методикой организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы, формирования и развития умений и творческих способностей учащихся; - знать методические пути подготовки учителя к урокам истории, составлять план-конспект урока, учитывать в нем как деятельность учителя, так и деятельность учащихся на уроке, планировать применение и использование современных средств обучения, а также прогнозировать результаты обучения. Дисциплина изучается в 5 и 6-м семестрах, формы аттестации – зачет, экзамен. Содержание теоретического курса дисциплины Модуль I. Основные этапы становления и развития методики обучения истории Тема 1. Теория и методика обучения истории как педагогическая наука Предмет методики обучения истории в школе. Методика обучения истории как педагогическая наука. Предмет, задачи методики обучения истории. Основные факторы процесса обучения: цели, содержание, познавательные возможности, деятельность учителя и учащихся, результаты. Связь методики обучения истории с другими науками. Тема 2. Становление и развитие методики обучения истории: основные этапы Становление школьного исторического образования и методики обучения в XVIII-XIX вв. История как предмет в первых школах XVIII в. Всеобщая история. Книги для чтения. Учебник Гильона Кураса (1747). Хронология и геральдика. Факультативный подход к изучению истории. Монографическое и синхронистическое изложение событий. «Краткий Российский летописец с родословием» М.В. Ломоносова (1760). Способы работы учителя и учащихся. Вопросно-ответная система обучения. История как средство воспитания верноподданных. Дворянское направление в историографии. Приемы обучения истории. Хронологические таблицы Язвицкого. Формальный метод обучения. Влияние идей Белинского, Добролюбова, Чернышевского на обучение истории. Позиции Д.И. Иловайского, И.И. Беллярминова, М.М. Стасюлевича в изучении истории. Репетиционный и реальный методы обучения. Группирующий метод Видермана (1860). Биографический, коллективно-категорический, хрестоматический, «прогрессивный и регрессивный» методы. Процесс школьного обучения истории в начале XX в. Труды передовых методистов начала XX века по изучению истории. Реальный метод на основе исторических источников (Н.А. Рожков и М.Н. Покровский, С.В. Фарфоровский). Лабораторный метод. Метод документации (Я. С. Кулжинский). Метод драматизации (А.Ф. Гартвиг). Методы иллюстративный, трудовой, экскурсионный. Метод рефератов (Н.П. Покотило и Б.А. Влахопулов). Точка зрения методистов С.П. Сингалевича, В.Я. Уланова, К.В. Сивкова на изучение истории. Школьные программы по истории начала XX века. Учебники и хрестоматии. Школьное историческое образование в России XX в. Основные этапы развития школьного исторического образования, цели обучения на каждом этапе. Программа 1920 года по истории. Отказ от предметного преподавания истории. Роль самостоятельной работы учащихся в обучении истории. "Рабочие книги по истории". Приемы и методы учебной работы. Возвращение к предметному обучению истории. Разработка программ и учебников, их достоинства и недостатки. Новые формы и методы преподавания. Линейный принцип обучения. Усиление воспитательной роли истории в годы Великой Отечественной войны. Разработка методических проблем в 50-70-е годы. Поворот в развитии методики в 80-90-е годы. Реформа школы и преподавание истории. Переход от линейного к концентрическому преподаванию истории в школе. |