Скачать 2.64 Mb.
|
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Уровень основной образовательной программы Бакалавриат Направления подготовки 030900.62 Юриспруденция Формы обучения Очная, очно-заочная, заочная Срок освоения ООП Нормативный Кафедра Гражданско-правовых дисциплин МОСКВА, 2013 Нормативную правовую базу разработки УМК составляют: -Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 года №464.; -Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в последних редакциях); -Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71; -Нормативно-методические документы Минобрнауки России; - Учебные планы по направлениям подготовки (бакалавриат) Юриспруденция Ученым советом НОЧУ ВПО «МНЮИ» от 17 мая 2012г. Протокол №8 Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 24 января 2013года При разработке настоящего УМК использованы материалы Учебно-методического комплекса «ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» высшего профессионального образования специальности 030501.65 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, подготовленного Буяновой М.О., профессором кафедры гражданско-правовых дисциплин МНЮИ, доктором юридических наук, Холиковым И.В., доктором юридических наук, доцентом, Павловской О.Ю. кандидатом юридических наук Рецензент: Кирикова В.В., кандидат юридических наук, доцент Настоящий учебно-методический комплекс является собственностью МНЮИ и не может быть использован другими вузами и иными структурами без разрешения МНЮИ. Учебно-методический комплекс составлен с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс». © МНЮИ Оглавление РАЗДЕЛ 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ. ТЕКУЩИЙ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 13 РАЗДЕЛ 10. ГЛОССАРИЙ (СЛОВАРЬ) 143 РАЗДЕЛ 11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 145 РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью изучения данной учебной дисциплины является реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций на основе овладения системой знаний, формирование у студентов целостного представления о правовом регулировании отношений по обеспечению граждан пенсиями, пособиями, компенсационными выплатами, субсидиями, различными формами социального обслуживания и связанных с ними процедурных и процессуальных отношений как предпосылки для правильного применения правовых норм на практике. Задачи освоения учебной дисциплины: реализация требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области основ права социального обеспечения, обеспечить уяснение концепции и основных положений нового законодательства о социальном обеспечении, особенностей их реализации в современных условиях. Содержание учебного курса составляют: основные понятия изучаемой отрасли права, ее предмет и метод, история формирования и развития; источники и принципы правового регулирования; состав и содержание правоотношений; и поэтому не только отражает состояние правовой науки, но и учитывает потребности практики, формулируя нерешенные вопросы.
Исходя из цели изучения данной дисциплины подлежат освоению следующие дидактические единицы: Формирование российской государственной системы социального обеспечения, перспективы ее развития в условиях рыночной экономики. Формы социального обеспечения. Понятие права социального обеспечения как самостоятельной отрасли и как научной дисциплины. Предмет, метод отрасли и научной дисциплины. Международные акты как источники права социального обеспечения: Конституция Российской Федерации и Основы законодательства РФ о праве граждан на социальное обеспечение. Федеральные законы, регулирующие пенсионное обеспечение. Федеральные законы, регулирующие обеспечение граждан страховыми выплатами и социальными пособиями Законы РФ и Законы субъектов Российской Федерации., закрепляющие систему льгот Формирование в России федеральной системы социального обеспечения . Виды общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения. Виды пенсионных правоотношений. Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение. Виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж. Исчисление общего, специального и страхового (смешанного и специального) стажа. Страховой стаж.. Порядок исчисления страхового стажа. Основные положения пенсионной реформы, осуществленной в 2010 г. Валоризация трудовых пенсий.. Основные принципы определения размеров пенсий. Понятие пенсии по старости. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для отдельных категорий граждан. Пенсии за выслугу лет Пенсии по инвалидности Пенсии по случаю потери кормильца Пенсионное и дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий, социальные пенсии. Круг лиц, обеспечиваемых пенсиями на условиях, предусмотренных для военнослужащих. Назначение, перерасчет, индексация, выплата и доставка пенсий. Пособия, компенсационные выплаты и жилищные субсидии по системе социального обеспечения Медицинская помощь и лечение. Виды медико-социальной помощи Социальное обслуживание Общая характеристика системы социального обслуживания Льготы по системе социального обеспечения Общая характеристика системы льгот . 1.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Право социального обеспечения» относится к профессиональному циклу Б3. ООП (базовая часть) по направлению «Юриспруденция». 1.3.1. Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами Дисциплина базируется на курсах цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, входящих в модули философия, экономика безопасность жизнедеятельности , цикла информационно-правовых дисциплин, входящих в модуль информационные технологии в юридической деятельности . Дисциплина «Право социального обеспечения»». основывается на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Теория государства и права», «Трудовое право», «Семейное право» «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право». Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Право социального обеспечения», используются обучаемыми при изучении других дисциплин профессионального цикла ООП. 1.3.2.Объем и виды учебной работы по дисциплине ООП- Юриспруденция, Код дисциплины по УП – Б.3.Б.20 , Трудоемкость – 5 ЗЕТ, 180 часов
1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины 1.4.1 Требования к освоению компонентов компетенции ПК – 5
1.4.2 Требования к освоению компонентов компетенции ПК – 6
1.4.3 Требования к освоению компонентов компетенции ПК – 7
1.4.4.Требования к освоению дисциплины Исходя из цели курса в результате изучения дисциплины студенты должны: Знать: - основные положения права социального обеспечения -сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, отношений в праве социального обеспечения, правовой статус субъектов и участников данных отношений - действующее социально-обеспечительное законодательство, законодательство о социальном страховании, пенсионном обеспечении, сущность и содержание понятий категорий, институтов права социального обеспечения, правовых статусов субъектов отношений по социальному обеспечению; - правоприменительную, в т.ч. судебную практику. Уметь: - оперировать юридическими понятиями и категориями права социального обеспечения - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними отношения в праве социального обеспечения - анализировать, толковать и правильно применять нормы законодательства в области права социального обеспечения - принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом - осуществлять правовую экспертизу нормативных актов - давать квалифицированные юридические консультации по праву социального обеспечения ; -правильно толковать и применять действующее законодательство к конкретным ситуациям; осуществлять правовую экспертизу нормативных актов; Владеть: - юридической терминологией права социального обеспечения ; - навыками работы с законодательством о социальном обеспечении ; - навыками: анализа различных правовых явлений в области социального обеспечения, юридических фактов, правовых норм и правоотношений; анализа правоприменительной и правоохранительной практики в социального обеспечения; разрешения правовых проблем и коллизий в праве социального обеспечения; реализации правовых норм; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина средствами права социального обеспечения ; - понятиями и категориями права социального обеспечения; -навыками работы с правовыми актами по вопросам регулирования социально-обеспечительных правоотношений и навыками анализа правоприменительной практики; - навыками разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм законодательства о социальном страховании, пенсионном обеспечении, законодательства о государственном социальном обеспечении, в том числе в целях защиты прав и охраняемых законом интересов субъектов социально-обеспечительных отношений. РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ 2.1. Состав образовательных технологий по дисциплине В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов. При реализации программы дисциплины «Право социального обеспечения» используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий занятия проводятся в виде лекций, практические занятия сочетаются с интерактивными методами обучения, предусматривающими решение юридических задач по рассматриваемым темам, подготовку докладов студентов, дискуссии по спорным вопросам. Самостоятельная работа предполагает подготовку домашних заданий, приобретение навыков использования ПК для поиска нормативных актов, судебной практики, постановлений и определений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изменений и дополнений в законодательство о социальном обеспечении. По данной учебной дисциплине предусмотрены следующие образовательные технологии: 1.лекции; 2. активные / интерактивные формы практических занятий; 3.семинарские и практические занятия в традиционной форме; 4. самостоятельная работа; 5.подготовка к экзамену 6 подготовка к контрольным работам и тестированию В ходе организации образовательного процесса по освоению дисциплины используются следующие инновационные технологии:
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по реализации образовательных технологий изложены в соответствующих разделах настоящего УМК. 2.2. Формирования компонентов компетенций Образовательные технологии по освоению компетенций и схема формирования знаний, умений и навыков приведены в таблице №2 Таблица № 2. Образовательные технологии по освоению компетенций
Примечания к таблице 3: 1. Знаком «+» обозначен виды учебной работы по освоению соответствующего компонента компетенции. Ниже в скобках указаны условное обозначение формы обучения и номера тем Тематических планов. 2. Содержание подготовки к зачету приведены в соответствующих разделах настоящего УМК и являются едиными для всех форм обучения.
Активное обучение студентов по данной дисциплине обеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студентов с целью формирования практических навыков в сфере права социального обеспечения. Задачами активного и интерактивного обучения по дисциплине являются: - закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины; - овладение методикой и практическими навыками; -систематизация практических навыков исследования нормативно – правовых документов. - обобщение всего комплекса знаний по дисциплине; - приобретение навыков публичных выступлений. Реализация активных технологий по дисциплине осуществляется на аудиторных семинарских и практических занятиях для всех форм обучения. Осуществление занятий в интерактивной форме возможно с применением следующих образовательных технологий: Адаптивное обучение – способ организации учебного процесса с учётом индивидуального уровня подготовки обучаемого до начала обучения и/или в процессе обучения. Активное обучение – способ организации учебного процесса, при котором невозможно пассивное участие: каждый студент либо имеет определенное ролевое задание, о выполнении которого он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой задачи. Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике. Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив.. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (вопросы к зачёту и практические задания, используемые в ходе текущего контроля). Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности и межличностного профессионального поведения в общении (практические занятия по темам). Методика проведения тренинга предусматривает наличие общей программы тренинга, подготовленной преподавателем, рабочего сценария тренинга, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов. Вводная часть тренинга составляет не более 10 минут от всего времени занятия и предназначена для определения и разъяснения преподавателем конкретных условий модели тренинга. Цель и содержание практических занятий в активной форме изложены в планах проведения практических занятий . План тренинга включает:
Все практические занятия предусматривают вводные установки преподавателя по теме (или нескольким темам) занятия в течение до 10 минут с целью определения и разъяснения основных задач практического занятия, однозначности интерпретации содержания норм законодательства применительно к теме практического занятия. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная» Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Право социального обеспечения» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Право социального обеспечения» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине «европейское право» О. В. Кислицина. Европейское право: Учебно-методический комплекс для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной/заочной формы... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право» Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право» : учебно-методическое пособие / составитель А. М. Жуков. – Тольятти... | Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы... Право социального обеспечения : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский... | Учебно-методический комплекс международное частное право направление 030900 юриспруденция Международное частное право: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Гриненко С. Б., Калининград, 2013 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-исполнительное... Уголовно-исполнительное право. Учебно-методический комплекс. Киров: Кировский филиал Академии фсин россии, 2009 г. – 107 с | Учебно-Методический комплекс дисциплины «Административное право» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «административное право» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» Международное гуманитарное право [Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2006. 56 с | ||
Учебно-методический комплекс страховое право высшее профессиональное образование специальность Учебно-методический комплекс подготовлен Ермаковым Д. Н. доктором политических наук, профессором | Учебно-методический комплекс по дисциплине «муниципальное право россии» Кипров И. А., кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин. Учебно-методический комплекс по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Хозяйственное право» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)» Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного... |