ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО И АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССОВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
НАПРАВЛЕНИе ПОДГОТОВКИ (031001)
– ПРАВОохранительная деятельность
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – СПЕЦИАЛИСТ
Ижевск – 2012 г.
Составитель: Шамсутдинова Р.З. - кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданского и арбитражного процессов Ижевского юридического института РПА Минюста России Рецензенты: Дедюхин К.Г. - кандидат юридических наук, заместитель директора по учебной и воспитательной работе Ижевского юридического института (ф) РПА Минюста России. Пустовалов А.Р. - кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник (филиал г.Ижевск) ФКУ НИИ ФСИН России.
Учебно-Методический комплекс дисциплины «Административное право» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (031001) «Правоохранительная деятельность» (квалификация (степень) «специалист»).
Учебно-методический комплекс содержит цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ООП ВПО, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, методические рекомендации преподавателю, методические указания студенту, тематические планы к действующим учебным планом по всем формам обучения, содержание дисциплины, планы практических занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, темы курсовых работ, вопросы к зачету (экзамену), вопросы для самостоятельной работы, тестовые задания.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения. Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гражданского и арбитражного процессов. Протокол № 6 от 25 июня 2012г. Учебно-методический комплекс рассмотрен с учебно-методическим советом Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России для студентов, обучающихся по направлению подготовки (031001) «Правоохранительная деятельность» (квалификация (степень) «специалист»).
© Ижевский юридический институт (филиал) РПА Минюста России, 2012
1. Организационно-методический раздел
1.1. Целью преподавания дисциплины «Административное право» является формирование у студентов знания теоретических основ государственного управления в Российской Федерации, сущности исполнительной власти, а также основных положений административно-правовых институтов, отраженных в нормативно-правовых актах. 1.2. Задачи курса - изучение правовой регламентации управленческой деятельности государства в различных сферах общественной жизни, форм и методов осуществления этой деятельности, системы субъектов, ее осуществляющих, особенностей правоотношений в рассматриваемой области, а также особенностей процедуры применения норм материального административного права в правоприменительной практике. 1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Административное право» представляет собой дисциплину базовой части цикла профессиональных дисциплин (С.3.1.5), преподается в 3,4 семестрах. Форма итогового контроля – экзамен.
Административное право – самостоятельная отрасль российского права, обладающая собственным предметом и методом правового регулирования, особой системой правовых норм. При этом дисциплина тесно связана с другими юридическими дисциплинами: теория государства и права, конституционное, уголовное, гражданское, трудовое, таможенное, экологическое, земельное, семейное, предпринимательское право. 1.4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Общекультурные компетенции (ОК):
- способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
- способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
- способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
- способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);
- способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
- способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-8);
- способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
- способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);
- способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
- способностью к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12);
- способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-13);
- способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14);
- способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-15);
- способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16).
Профессиональные компетенции (ПК)
в области правотворческой деятельности:
- способностью разрабатывать нормативные акты, участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности (ПК-1);
в области правоприменительной деятельности:
- способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3);
- способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-4);
- способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5);
- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-6);
- способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7);
в области экспертно-консультационной деятельности:
- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8);
- способностью осуществлять юридическую экспертизу проектов нормативных актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации (ПК-9);
в области оперативно-служебной деятельности:
- способностью выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка (ПК-10);
- способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);
- способностью выявлять, пресекать уголовные преступления и административные правонарушения (ПК-12);
- способностью раскрывать преступления (ПК-13);
- способностью осуществлять производство дознания по уголовным делам (ПК-14);
- способностью организовывать и осуществлять розыск лиц (ПК-15);
- способностью обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ПК-16);
- способностью осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и иные виды административных производств (ПК-17);
- способностью применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (ПК-18);
- способностью осуществлять профилактику, предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования закономерностей преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений (ПК-19);
- способностью реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений (ПК-20);
- способностью использовать при решении профессиональных задач особенности тактики проведения оперативно-служебных мероприятий в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности (ПК-21);
- способностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с правовыми и организационными основами правоохранительной деятельности, компетенцией правоохранительного органа (для службы в котором осуществляется подготовка специалиста) (ПК-22);
- способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять и использовать табельное оружие, специальные средства (ПК-23);
- способностью эффективно использовать при выполнении профессиональных задач криминалистическую и специальную технику, применяемую в деятельности правоохранительных органов (ПК-24);
- способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-25);
- способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-26);
- способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-27);
- способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-28);
в области организационно-управленческой деятельности:
- способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-29);
- способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-30);
- способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-31);
- способностью осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, представителями других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами, со средствами массовой информации (ПК-32);
в области научно-исследовательской деятельности:
- способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-33);
- способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-34);
- способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-35);
в области педагогической деятельности:
- способностью проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса по юридическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-36);
- способностью осуществлять правовое информирование и воспитание (ПК-37). В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Студент знает:
- Основную нормативно-правовую базу административного законодательства и принципов государственного управления (ОК-1, ПК-1, ПК-6);
- Особенности осуществления исполнительной власти в государстве, основы государственной службы (ОК-6, ПК-6, ПК-4, ПК-5, ПК-29);
- Основную нормативно правовую базу в области законодательства об административных правонарушениях (ОК-6, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-26);
- Основы административных правоотношений (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК- 7, ПК-11, ПК-13, ПК-25, ПК-28, ПК-29, ПК-30).
Студент умеет:
Использовать полученные теоретические знания при освоении практических навыков в правоохранительных и судебных структурах (ОК-11,ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-19, ПК-23, ПК-25, ПК-27, ПК-29);
Составлять документацию по претензионно-исковой работе, (ОК-14, ОК-16, ПК-1, ПК-6, ПК- 7, ПК-12, ПК-19).
Студент владеет:
Навыками в работе со справочно-информационными системами (ОК-16);
Способами кодификации источников нормативно-правовой базы (ОК-16, ПК- 2, ПК-3, ПК-6).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО тЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ Тематический план для студентов очной формы
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Из них
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
| В том числе
| Лекции
| Практич.
занятия
|
| Общая часть
|
|
|
|
|
| 1
| Управление. Государственное управление. Исполнительная власть
| 6
| 2
| 1
| 1
| 4
| 2
| Понятие, предмет, методы и система административного права
| 6
| 2
| 1
| 1
| 4
| 3
| Административно-правовые нормы
| 6
| 2
| 1
| 1
| 4
| 4
| Административно-правовые отношения
| 6
| 2
| 1
| 1
| 4
| 5
| Физические лица как субъекты административного права
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
| 6
| Органы исполнительной власти как субъекты административного права
| 4
| 2
| 1
| 1
| 2
| 7
| Государственные служащие как субъекты административного права
| 7
| 3
| 1
| 2
| 4
| 8
| Государственные и негосударственные организации, учреждения, как субъекты административного права
| 7
| 3
| 1
| 2
| 4
| 9
| Административно-правовые формы реализации исполнительной власти
| 6
| 2
| 1
| 1
| 4
| 10
| Административно-правовые методы реализации исполнительной власти
| 6
| 2
| 1
| 1
| 4
| 11
| Законность и дисциплина в сфере исполнительной власти
| 6
| 2
| 1
| 1
| 4
| 12
| Административная ответственность и административное правонарушение. Административные наказания
| 7
| 3
| 1
| 2
| 4
| 13
| Административный процесс. Административные производства.
| 7
| 3
| 1
| 2
| 4
| 14
| Производство по делам об административных правонарушениях
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
|
| Всего за 3 семестр:
| 90
| 36
| 16
| 20
| 54
|
| Форма контроля
| Зачет
|
| Особенная часть
|
|
|
|
|
| 15
| Основы административно-правовой организации управления в современных условиях
| 7
| 3
| 1
| 2
| 4
| 16
| Организация межотраслевого управления
| 5
| 3
| 1
| 2
| 2
| 17
| Организация управления промышленностью и сельским хозяйством
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
| 18
| Организация управления строительством, транспортным комплексом и связью
| 10
| 6
| 2
| 4
| 4
| 19
| Организация управления в сфере предпринимательской деятельности
| 10
| 6
| 2
| 4
| 4
| 20
| Организация управления финансами и кредитом
| 10
| 6
| 2
| 4
| 4
| 21
| Организация управления в области науки, образования и культуры
| 12
| 8
| 4
| 4
| 4
| 22
| Организация управления в области здравоохранения, труда и социального развития
| 10
| 6
| 2
| 4
| 4
| 23
| Организация управления в области обороны и безопасности.
| 10
| 6
| 2
| 4
| 4
| 24
| Организация управления внутренними и иностранными делами, юстицией
| 8
| 6
| 2
| 4
| 2
|
| Итого за 4 семестр:
| 90
| 54
| 20
| 34
| 36
|
| Итого по курсу:
| 180
| 90
| 36
| 54
| 90
|
| Форма контроля:
| Экзамен
| |