ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО И АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССОВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО» ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
(КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»)
Ижевск – 2011 г.
Составитель: Шамсутдинова Р.З. - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского и арбитражного процессов Ижевского юридического института РПА Минюста России Рецензенты: Дедюхин К.Г. - кандидат юридических наук, заместитель директора Ижевского юридического института (ф) РПА Минюста России по учебной и воспитательной работе. Луковников Г.Д. - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Ижевского юридического института (ф) РПА Минюста России.
Учебно-Методический комплекс дисциплины «Административное право» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Учебно-методический комплекс содержит цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ООП ВПО, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, методические рекомендации преподавателю, методические указания студенту, тематические планы к действующим учебным планом по всем формам обучения, содержание дисциплины, планы практических занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, темы курсовых работ, вопросы к зачету (экзамену), вопросы для самостоятельной работы, тестовые задания.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения. Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гражданского и арбитражного процессов. Протокол № 2 от 17 октября 2011г. Учебно-методический комплекс согласован с учебно-методическим советом Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», (квалификация (степень) «Бакалавр»).
© Ижевский юридический институт (филиал) РПА Минюста России, 2011
1. Организационно-методический раздел
1.1. Целью преподавания дисциплины «Административное право» является формирование у студентов знания теоретических основ государственного управления в Российской Федерации, сущности исполнительной власти, а также основных положений административно-правовых институтов, отраженных в нормативно-правовых актах. 1.2. Задачи курса - изучение правовой регламентации управленческой деятельности государства в различных сферах общественной жизни, форм и методов осуществления этой деятельности, системы субъектов, ее осуществляющих, особенностей правоотношений в рассматриваемой области, а также особенностей процедуры применения норм материального административного права в правоприменительной практике. 1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Административное право» представляет собой дисциплину базовой части цикла профессиональных дисциплин (ПЦ.Б.05), преподается в 3,4 семестрах. Форма итогового контроля – экзамен.
Административное право – самостоятельная отрасль российского права, обладающая собственным предметом и методом правового регулирования, особой системой правовых норм. При этом дисциплина тесно связана с другими юридическими дисциплинами: теория государства и права, конституционное, уголовное, гражданское, трудовое, таможенное, экологическое, земельное, семейное, предпринимательское право. 1.4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Общекультурные компетенции (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.
Профессиональные компетенции (ПК)
в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Студент знает:
- Основную нормативно-правовую базу административного законодательства и принципов государственного управления (ОК-1, ПК-1, ПК-5);
- Особенности осуществления исполнительной власти в государстве, основы государственной службы (ОК-11, ПК-3, ПК-4, ПК-5);
- Основную нормативно правовую базу в области законодательства об административных правонарушениях (ОК-11, ПК-5, ПК-7, ПК-13, ПК-14);
- Основы административных правоотношений (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК- 7ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13).
Студент умеет:
Использовать полученные теоретические знания при освоении практических навыков в правоохранительных и судебных структурах (ОК-10,ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10);
Составлять документацию по претензионно-исковой работе, (ОК-11, ПК-1, ПК-6, ПК- 7, ПК-13, ПК-15, ПК-16 ).
Студент владеет:
Навыками в работе со справочно-информационными системами (ОК-11,ОК-12);
Способами кодификации источников нормативно-правовой базы (ОК-11, ОК-12, ПК- 2, ПК-3, ПК-6).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО тЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ Тематический план для студентов очной формы
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Из них
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
| В том числе
| Лекции
| Практич.
занятия
|
| Общая часть
|
|
|
|
|
| 1
| Управление. Государственное управление. Исполнительная власть
| 10
| 4
| 2
| 2
| 6
| 2
| Понятие, предмет, методы и система административного права
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
| 3
| Административно-правовые нормы
| 8
| 2
|
| 2
| 6
| 4
| Административно-правовые отношения
| 10
| 4
| 2
| 2
| 6
| 5
| Физические лица как субъекты административного права
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
| 6
| Органы исполнительной власти как субъекты административного права
| 10
| 4
| 2
| 2
| 6
| 7
| Государственные служащие как субъекты административного права
| 10
| 4
| 2
| 2
| 6
| 8
| Государственные и негосударственные организации, учреждения, как субъекты административного права
| 8
| 2
| -
| 2
| 6
| 9
| Административно-правовые формы реализации исполнительной власти
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
| 10
| Административно-правовые методы реализации исполнительной власти
| 6
| 2
| -
| 2
| 4
| 11
| Законность и дисциплина в сфере исполнительной власти
| 8
| 2
| -
| 2
| 6
| 12
| Административная ответственность и административное правонарушение. Административные наказания
| 10
| 6
| 2
| 4
| 4
| 13
| Административный процесс. Административные производства.
| 10
| 6
| 2
| 4
| 4
| 14
| Производство по делам об административных правонарушениях
| 12
| 6
| 2
| 4
| 6
|
| Всего за 3 семестр:
| 126
| 54
| 20
| 34
| 72
|
| Форма контроля
| Зачет
|
| Особенная часть
|
|
|
|
|
| 15
| Основы административно-правовой организации управления в современных условиях
| 8
| 4
| -
| 4
| 4
| 16
| Организация межотраслевого управления
| 10
| 6
| 2
| 4
| 4
| 17
| Организация управления промышленностью и сельским хозяйством
| 14
| 8
| 2
| 6
| 6
| 18
| Организация управления строительством, транспортным комплексом и связью
| 14
| 8
| 2
| 6
| 6
| 19
| Организация управления в сфере предпринимательской деятельности
| 14
| 8
| 2
| 6
| 6
| 20
| Организация управления финансами и кредитом
| 12
| 6
| 2
| 4
| 6
| 21
| Организация управления в области науки, образования и культуры
| 14
| 8
| 2
| 6
| 6
| 22
| Организация управления в области здравоохранения, труда и социального развития
| 12
| 8
| 2
| 6
| 4
| 23
| Организация управления в области обороны и безопасности.
| 14
| 8
| 2
| 6
| 6
| 24
| Организация управления внутренними и иностранными делами, юстицией
| 14
| 8
| 2
| 6
| 6
|
| Итого за 4 семестр:
| 126
| 72
| 18
| 54
| 54
|
| Итого по курсу:
| 252
| 126
| 38
| 88
| 126
|
| Форма контроля:
| Курсовая работа, экзамен
| |