Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика
страница1/5
Дата публикации24.03.2015
Размер0.54 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»
Факультет гуманитарный

Кафедра философии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.Ф. Социолингвистика

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология

(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ДС

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: федеральный

(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения очная

Новокузнецк

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»
Кафедра философии

Факультет гуманитарный



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

ДС.Ф. Социолингвистика

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология

(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ДС

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: федеральный

(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения очная


Составитель(и) / разработчик(и) программы
Пашина Л.А.., к.ф.н., старший преподаватель

Новокузнецк



Рабочая программа учебной дисциплины «Социолингвистика»

Пояснительная записка

Социолингвистика как учебная дисциплина составляет необходимую часть современного социологического образования. Входя в круг дисциплин языкового направления, социолингвистика ставит своей задачей дать обучающимся систематизированные знания по вопросам, связанным с социальной природой языка, его общественными функциями, ролью языка в социальном континууме, воздействием социальных факторов на те или иные участки языковой системы в их эволюции и при выполнении заданных обществом функций. Данная дисциплина призвана отразить как непосредственную, так и опосредованную связь между варьированием социальных ситуаций и варьированием собственно языкового компонента в жизни общества.

Структура курса. Социолингвистика представляет собой курс лекций и семинарских занятий социолого-лингвистического характера, читаемый студентам 4 курса дневного отделения, обучающимся на гуманитарном факультете по специальности 020300 – «Социология». Курс состоит из 15 тем, которые сгруппированы в три раздела: введение в социолингвистику, лингвистические и социальные взаимодействия, языковое многообразие.

В настоящем издании к каждой теме рекомендуется как основная, так и дополнительная литература. Первая включает в себя основные источники по данной дисциплине, а во второй помещены книги, призванные помочь студентам при написании рефератов и более глубоком знакомстве с проблемами современной социолингвистики. В программе имеется обязательный терминологический минимум, отражающий содержание дисциплины.

Программа рассчитана на 30 лекционных часов, 16 часов практических занятий и 17 часов самостоятельной подготовки. В зависимости от изменений в рабочих и учебных планах специальности, в данную программу могут быть внесены корректировки: часть материала может быть отдана на самостоятельное изучение, вынесена на обсуждение на семинарских занятиях.

Целью изучения данного курса является формирование у студентов представлений об одном из направлений современного языкознания, находящегося на стыке нескольких наук: собственно лингвистики, социологии, социальной психологии, этнографии и некоторых других; о его проблематике и языке, средствах, методах и категориях, а так же об истории социолингвистики и ее современных проблемах.

К основным задачам курса можно отнести следующие: освоение основных понятий и категорий социолингвистики, например, таких как «языковая ситуация», «диглоссия», «билингвизм», «языковая политика», «национальный язык» и многих других; знакомство с направлениями и методами социолингвистических исследований; овладение социолингвистическими методами анализа культурных взаимодействий, опосредованных языком; характеристика социальных разновидностей языка; уяснение соотношения социолингвистики с другими дисциплинами. В целом, основной задачей курса является изучение основ социолингвистики как раздела языкознания, исследующего обусловленность языковых явлений и языковых единиц социальными факторами. К такого рода факторам обычно относят обычаи, традиции, особенности общественной и культурной жизни людей, участвующих в языковом взаимодействии, а также конкретные условия коммуникации: время, место, социальный и культурный статусы участников, их цели.

Место курса. Данный курс базируется на изучении курса «Семиотики» как теоретической основы для изучения функционирования языковых систем в обществе, взаимодействия языков и культур, их отдельных подсистем и структурных компонентов, а также на знаниях, полученных в ходе изучения курсов «Социологии», «Культуры речи», иностранных языков, что позволяет проводить необходимый сравнительный анализ и обусловливает не только ознакомительный, но, отчасти, и повторительный характер дисциплины. Изучение курса завершается написанием рефератов по актуальным проблемам социолингвистики. Эта работа призвана сориентировать студентов в многообразии проблем современной социальной лингвистики, помочь им в применении социолингвистических методов и материалов при написании курсовых и дипломных работ по широкому кругу социолингвистических и, собственно, социологических проблем.

Требования к уровню освоения курса.

Студент должен знать:

- предмет, объект, цели, задачи социолингвистики;

- содержание базовых социолингвистических понятий и их интерпретацию;

- основные концепции, направления и персоналии в истории социолингвистики;

- основные методы социолингвистики;

- современную языковую ситуацию и социальные факторы, влияющие на эволюцию языка;

- факторы, влияющие на социальную дифференциацию языка;

- цели и задачи языковой политики.

Студент должен уметь:

- на основании демографических, социологических, лингвистических и прочих данных анализировать социальную ситуацию;

- пользоваться терминологией социолингвистики и смежных наук;

- различать языковые/речевые средства литературного языка и нелитературных форм;

- анализировать мероприятия языковой политики.

Учебно-тематический план




Название и содержание разделов, тем и модулей

Объем часов



Общий

Аудиторная работа



Самостоя-тельная

работа студентов

Лекции

Семи-

нары

Раздел 1. Введение в социолингвистику

1


Предмет социолингвистики. Социальные функции языка

5

2

1

2

2

Направления социолингвистических исследований. Методы социолингвистики.

4

2

0

2

3


Знаковость языка

7

2

1

4

4

Происхождение языка

6

2

0

4

5

История развития письменности

6

2

0

4

Раздел 2 Лингвистические и социальные взаимодействия

6

Язык как общественное явление

8

4

0

4

7

Развитие языка и развитие общества

10

4

0

6

8

Проблема отражения действительности в языке

8

2

0

6

9

Социальная и функциональная дифференциация языка и общества

10

2

2

6

10

Языковая личность

6

2

0

4

11

Речевое поведение

8

0

4

4

12

Невербальная коммуникация

6

0

2

4

Раздел 3. Языковое многообразие

13

Взаимодействие языков и обществ

12

2

2

8

14

Языковая ситуация

10

2

0

8

15

Языковая политика

14

2

4

8

Итого

120

30

16

74



Итоговая форма контроля – зачет.

Содержание разделов курса
Раздел 1. Введение в социолингвистику
Тема 1. Предмет социолингвистики. Социальные функции языка (2 ч.л. + 1 ч.пр.)

Основные цели и задачи курса «Социолингвистики». Объект и предмет изучения. Становление социолингвистики, ее место среди других дисциплин о языке и обществе. Соотношение социолингвистики и семиотики. Общественные функции языка, их иерархизация.
Тема 2. Направления социолингвистических исследований. Методы социолингвистики (2 ч.л.)

Синхроническая, диахроническая, макро-, микро-, теоретическая, прикладная социолингвистика. Социология языка и социолингвистика. Методы сбора материала. Обработка и представление статистических результатов. Соотношение направлений и методов социолингвистических исследований.
Тема 3. Знаковость языка (2 ч.л + 1 ч.пр.)

Понятие знака в семиотике. Классификация знаков. Сущность языкового знака. План содержания и план выражения. Свойства языкового знака. Семантическая структура слова. Социальные импликации знаковости языка. Политика именований.
Тема 4. Происхождение языка (2 ч.л.)

Суть проблемы происхождения языка. Филогенез и онтогенез человека. Научные критерии проверки истинности гипотез о происхождении языка. Гипотезы о происхождении языка. Анализ их достоинств и недостатков.
Тема 5. История развития письменности (2 ч.л.)

Письменность и ранняя цивилизация. Различные ступени развития письма (зачатки письма, пиктография, идеографическое письмо, переходные письменности, фонетическое, силлабическое, алфавитное виды письма). Неалфавитные и алфавитные системы письма. Проблема единого международного алфавита. Происхождение современного русского языка. Цифры. Стенография.
Раздел 2. Лингвистические и социальные взаимодействия
Тема 6. Язык как общественное явление (4 ч.л.)

Соотношение социального и биологического в природе языка. Понятие языковой способности. Язык, раса, нация. Отличие языка человека от коммуникативных систем животных. Своеобразие языка как общественного явления. Методологические основы отношения к языкам наций. Языковые универсалии.

Носитель языка в социальной структуре. Структура общества. Социальное неравенство. Языковой компонент культуры социума. Языковая специфика социологических понятий. Проявления статуса и роли в языке. Языковая социализация. Демография как вспомогательная для социолингвистики дисциплина.
Тема 7. Развитие языка и развитие общества (4 ч.л.)

Развитие языка во внутриструктурном и функциональном аспектах. Понятие прогресса в языке. Соотношение темпов развития языка и развития общества. Своеобразие языка на различных ступенях общественно-экономических формаций. Социальная обусловленность языковой эволюции (социолингвистическая концепция Е. Д. Поливанова, теория антиномий, теория звуковой эволюции У. Лабова).

Культурно-историческое развитие языка. Основные роды фактуры речи. Влияние их особенностей на общественные институты.
Тема 8. Проблема отражения действительности в языке (2 ч.л.)

Понятие образа мира и языковой картины мира. Национально-культурная специфика речевого поведения. История развития теоретических взглядов на проблему. Гипотеза лингвистической относительности Сепира–Уорфа. Влияние языка на познавательные процессы в филогенезе и онтогенезе. Язык и мышление. Виды мышления.
Тема 9. Социальная и функциональная дифференциация языка и общества (2 ч.л. + 2 ч. пр.)

Языковая норма как лингвистическая и социально-историческая категория. Признаки языковой нормы. Литературный язык, его основные характеристики. Социальная дифференциация языка в связи с социальным расслоением общества (профессиональные языки, групповые жаргоны, сленг, жаргоны деклассированных, арго). Проблема изоморфизма социальных и языковых структур. Территориальные и социальные диалекты. Основные черты функциональных стилей языка.

Формы существования языка (литературный язык, просторечие, народно-разговорная речь (арго, жаргон)). Их взаимодействие и взаимовлияние.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социолингвистика» Направление подготовки
Оценочные и диагностические средства итоговой аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия»
«Социолингвистика», с предметным содержанием философии как образовательной дисциплины и предполагает формирование навыков оперирования...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социолингвистика iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск