Скачать 0.54 Mb.
|
Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет гуманитарный Кафедра философии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫ ДС.Ф. Социолингвистика (код и название дисциплины по учебному плану специальности) Для специальности 040201Социология (код и название специальности) Цикл дисциплин учебного плана ДС (ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС) Компонент учебного плана: федеральный (федеральный, региональный, вузовский) Формы обучения очная Новокузнецк Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Кафедра философии Факультет гуманитарный РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины ДС.Ф. Социолингвистика (код и название дисциплины по учебному плану специальности) Для специальности 040201Социология (код и название специальности) Цикл дисциплин учебного плана ДС (ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС) Компонент учебного плана: федеральный (федеральный, региональный, вузовский) Формы обучения очная Составитель(и) / разработчик(и) программы Пашина Л.А.., к.ф.н., старший преподаватель Новокузнецк Рабочая программа учебной дисциплины «Социолингвистика» Пояснительная записка Социолингвистика как учебная дисциплина составляет необходимую часть современного социологического образования. Входя в круг дисциплин языкового направления, социолингвистика ставит своей задачей дать обучающимся систематизированные знания по вопросам, связанным с социальной природой языка, его общественными функциями, ролью языка в социальном континууме, воздействием социальных факторов на те или иные участки языковой системы в их эволюции и при выполнении заданных обществом функций. Данная дисциплина призвана отразить как непосредственную, так и опосредованную связь между варьированием социальных ситуаций и варьированием собственно языкового компонента в жизни общества. Структура курса. Социолингвистика представляет собой курс лекций и семинарских занятий социолого-лингвистического характера, читаемый студентам 4 курса дневного отделения, обучающимся на гуманитарном факультете по специальности 020300 – «Социология». Курс состоит из 15 тем, которые сгруппированы в три раздела: введение в социолингвистику, лингвистические и социальные взаимодействия, языковое многообразие. В настоящем издании к каждой теме рекомендуется как основная, так и дополнительная литература. Первая включает в себя основные источники по данной дисциплине, а во второй помещены книги, призванные помочь студентам при написании рефератов и более глубоком знакомстве с проблемами современной социолингвистики. В программе имеется обязательный терминологический минимум, отражающий содержание дисциплины. Программа рассчитана на 30 лекционных часов, 16 часов практических занятий и 17 часов самостоятельной подготовки. В зависимости от изменений в рабочих и учебных планах специальности, в данную программу могут быть внесены корректировки: часть материала может быть отдана на самостоятельное изучение, вынесена на обсуждение на семинарских занятиях. Целью изучения данного курса является формирование у студентов представлений об одном из направлений современного языкознания, находящегося на стыке нескольких наук: собственно лингвистики, социологии, социальной психологии, этнографии и некоторых других; о его проблематике и языке, средствах, методах и категориях, а так же об истории социолингвистики и ее современных проблемах. К основным задачам курса можно отнести следующие: освоение основных понятий и категорий социолингвистики, например, таких как «языковая ситуация», «диглоссия», «билингвизм», «языковая политика», «национальный язык» и многих других; знакомство с направлениями и методами социолингвистических исследований; овладение социолингвистическими методами анализа культурных взаимодействий, опосредованных языком; характеристика социальных разновидностей языка; уяснение соотношения социолингвистики с другими дисциплинами. В целом, основной задачей курса является изучение основ социолингвистики как раздела языкознания, исследующего обусловленность языковых явлений и языковых единиц социальными факторами. К такого рода факторам обычно относят обычаи, традиции, особенности общественной и культурной жизни людей, участвующих в языковом взаимодействии, а также конкретные условия коммуникации: время, место, социальный и культурный статусы участников, их цели. Место курса. Данный курс базируется на изучении курса «Семиотики» как теоретической основы для изучения функционирования языковых систем в обществе, взаимодействия языков и культур, их отдельных подсистем и структурных компонентов, а также на знаниях, полученных в ходе изучения курсов «Социологии», «Культуры речи», иностранных языков, что позволяет проводить необходимый сравнительный анализ и обусловливает не только ознакомительный, но, отчасти, и повторительный характер дисциплины. Изучение курса завершается написанием рефератов по актуальным проблемам социолингвистики. Эта работа призвана сориентировать студентов в многообразии проблем современной социальной лингвистики, помочь им в применении социолингвистических методов и материалов при написании курсовых и дипломных работ по широкому кругу социолингвистических и, собственно, социологических проблем. Требования к уровню освоения курса. Студент должен знать: - предмет, объект, цели, задачи социолингвистики; - содержание базовых социолингвистических понятий и их интерпретацию; - основные концепции, направления и персоналии в истории социолингвистики; - основные методы социолингвистики; - современную языковую ситуацию и социальные факторы, влияющие на эволюцию языка; - факторы, влияющие на социальную дифференциацию языка; - цели и задачи языковой политики. Студент должен уметь: - на основании демографических, социологических, лингвистических и прочих данных анализировать социальную ситуацию; - пользоваться терминологией социолингвистики и смежных наук; - различать языковые/речевые средства литературного языка и нелитературных форм; - анализировать мероприятия языковой политики. Учебно-тематический план
Итоговая форма контроля – зачет. Содержание разделов курса Раздел 1. Введение в социолингвистику Тема 1. Предмет социолингвистики. Социальные функции языка (2 ч.л. + 1 ч.пр.) Основные цели и задачи курса «Социолингвистики». Объект и предмет изучения. Становление социолингвистики, ее место среди других дисциплин о языке и обществе. Соотношение социолингвистики и семиотики. Общественные функции языка, их иерархизация. Тема 2. Направления социолингвистических исследований. Методы социолингвистики (2 ч.л.) Синхроническая, диахроническая, макро-, микро-, теоретическая, прикладная социолингвистика. Социология языка и социолингвистика. Методы сбора материала. Обработка и представление статистических результатов. Соотношение направлений и методов социолингвистических исследований. Тема 3. Знаковость языка (2 ч.л + 1 ч.пр.) Понятие знака в семиотике. Классификация знаков. Сущность языкового знака. План содержания и план выражения. Свойства языкового знака. Семантическая структура слова. Социальные импликации знаковости языка. Политика именований. Тема 4. Происхождение языка (2 ч.л.) Суть проблемы происхождения языка. Филогенез и онтогенез человека. Научные критерии проверки истинности гипотез о происхождении языка. Гипотезы о происхождении языка. Анализ их достоинств и недостатков. Тема 5. История развития письменности (2 ч.л.) Письменность и ранняя цивилизация. Различные ступени развития письма (зачатки письма, пиктография, идеографическое письмо, переходные письменности, фонетическое, силлабическое, алфавитное виды письма). Неалфавитные и алфавитные системы письма. Проблема единого международного алфавита. Происхождение современного русского языка. Цифры. Стенография. Раздел 2. Лингвистические и социальные взаимодействия Тема 6. Язык как общественное явление (4 ч.л.) Соотношение социального и биологического в природе языка. Понятие языковой способности. Язык, раса, нация. Отличие языка человека от коммуникативных систем животных. Своеобразие языка как общественного явления. Методологические основы отношения к языкам наций. Языковые универсалии. Носитель языка в социальной структуре. Структура общества. Социальное неравенство. Языковой компонент культуры социума. Языковая специфика социологических понятий. Проявления статуса и роли в языке. Языковая социализация. Демография как вспомогательная для социолингвистики дисциплина. Тема 7. Развитие языка и развитие общества (4 ч.л.) Развитие языка во внутриструктурном и функциональном аспектах. Понятие прогресса в языке. Соотношение темпов развития языка и развития общества. Своеобразие языка на различных ступенях общественно-экономических формаций. Социальная обусловленность языковой эволюции (социолингвистическая концепция Е. Д. Поливанова, теория антиномий, теория звуковой эволюции У. Лабова). Культурно-историческое развитие языка. Основные роды фактуры речи. Влияние их особенностей на общественные институты. Тема 8. Проблема отражения действительности в языке (2 ч.л.) Понятие образа мира и языковой картины мира. Национально-культурная специфика речевого поведения. История развития теоретических взглядов на проблему. Гипотеза лингвистической относительности Сепира–Уорфа. Влияние языка на познавательные процессы в филогенезе и онтогенезе. Язык и мышление. Виды мышления. Тема 9. Социальная и функциональная дифференциация языка и общества (2 ч.л. + 2 ч. пр.) Языковая норма как лингвистическая и социально-историческая категория. Признаки языковой нормы. Литературный язык, его основные характеристики. Социальная дифференциация языка в связи с социальным расслоением общества (профессиональные языки, групповые жаргоны, сленг, жаргоны деклассированных, арго). Проблема изоморфизма социальных и языковых структур. Территориальные и социальные диалекты. Основные черты функциональных стилей языка. Формы существования языка (литературный язык, просторечие, народно-разговорная речь (арго, жаргон)). Их взаимодействие и взаимовлияние. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социолингвистика» Направление подготовки Оценочные и диагностические средства итоговой аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» «Социолингвистика», с предметным содержанием философии как образовательной дисциплины и предполагает формирование навыков оперирования... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... |