Скачать 179.22 Kb.
|
Организационное обеспечение реализации регионального комплексного проекта Качество комплекса мероприятий по обновлению системы повышения квалификации работников общего образованияАнализ ситуации в системе повышения квалификацииАнализ структуры повышения квалификации. Имеющиеся в Пермском крае ресурсы повышения квалификации работников общего образования представляют собой совокупность учреждений различной направленности и правового статуса: Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования; структуры дополнительного образования взрослых в вузах г. Перми: ПГУ, ПГТУ, ПГПУ, филиал ВШЭ, ПГИИиК; складывающиеся негосударственные институты, повышающие квалификацию работников общего образования; различного рода центры, имеющие значительный потенциал в аспекте трансляции передового педагогического опыта.Отличительной чертой складывающейся новой системы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров становится организация Университетских округов. Цель Университетского округа - обеспечение комплексного сопровождения научно-методической, инновационной деятельности учреждения и повышение квалификации руководящих и педагогических кадров общеобразовательных учреждений, вошедших в состав Университетского округа. Инновационность такого подхода в том, что обеспечивается овладение новыми компетенциями всеми участниками школьной команды. В настоящее время Университетские округа созданы при Пермском государственном университете и Пермском филиале Государственного университета «Высшая школа экономики». Перспективным направлением в развитии краевой структуры повышения квалификации следует считать и создание центров инновационного опыта. Такие центры создаются на базе школ – победителей приоритетного национального проекта «Образование» (в городе Перми в настоящее время их создано 10). С 2004 года увеличивается количество денежных средств из краевого бюджета на повышение квалификации для распределения на конкурсной основе (2006 г. – 5 млн. рублей, 2007 год – 9 млн. рублей). Значительный объем муниципальных средств на повышение квалификации, например в г. Перми, направляется непосредственно в учреждения общего образования (до 60 %). Таким образом, элементы краевой структуры повышения квалификации сформированы. Однако все вышеперечисленные звенья структуры значительно отличаются по направленности, формам и методам повышения квалификации, качеству услуг, не всегда ориентированы на конечный продукт, результаты повышения квалификации не нормированы и т.д., рыночные механизмы работают пока слабо. В настоящий период начата реструктуризация региональной системы повышения квалификации. Функции Пермского краевого института повышения квалификации работников образования (ПКИПКРО) будут переданы ведущим вузам города (ПГУ, ПГПУ). Центр оценки качества образования ПКИПКРО в 2008 году станет самостоятельным юридическим лицом с реализацией функций повышения квалификации кадров. Анализ содержания повышения квалификации. Решение проблемы качества образования в региональной системе повышения квалификации кадров базируется на следующих основных подходах: региональный заказ на результативные комплексные программы повышения квалификации, конкурсные процедуры, проектно-деятельностный характер повышения квалификации, сетевые формы повышения квалификации, введение Университетских округов. Содержание курсовой подготовки слушателей во многом обновлено, направлено на решение конкретных задач модернизации общего образования. Основные направления повышения квалификации: современный менеджмент; эффективное использование новых стимулирующих систем оплаты труда работников, ориентированных на результат; особенности управления образовательным учреждением в условиях нормативного подушевого финансирования; управление качеством образования на различных уровнях; организация профильного обучения; введение механизмов государственно-общественного управления образовательными учреждениями; освоение информационно-коммуникационных технологий; стратегическое планирование в образовании. Проблемы содержания курсовой подготовки учителей:
Проблемы содержания курсовой подготовки руководителей: преобладание знаниевого компонента в содержании курсовой подготовки по основным направлениям модернизации образования. Отсутствие практической направленности. Технологии формирования заказа и конвертации его в техническое задание. Рыночная система распределения фонда средств на повышение квалификации складывается в течение последних трех лет. Директора общеобразовательных учреждений, управленцы муниципального уровня обладают реальным правом выбора предлагаемых программ повышения квалификации. Технологии формировании заказа на повышение квалификации как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне края в целом не сформированы. Способ формирования заказа по преимуществу заключается в сборе предложений со стороны структур повышения квалификации. В связи с этим следует отметить еще одну существенную проблему: содержание заказа на повышение квалификации зачастую ориентировано не на реальные потребности модернизации краевой системы образования, а на те возможности, которыми актуально обладают структуры повышения квалификации. Само техническое задание на повышение квалификации представляет собой, как правило, набор тематических курсов с жестко фиксированными двумя показателями: количеством слушателей и объемом учебной программы. В этих условиях конкурс превращается только в конкурс «меньших цен». Заказчик (Министерство образования Пермского края) в качестве результата получает только отчет об объеме обученных слушателей и выданных удостоверениях. Однако в настоящее время частично отработаны новые стратегии формирования заказа на повышение квалификации руководителей на основе изучения их потребностей и перспектив развития муниципальной системы образования. Технологии обучения в значительном количестве центров повышения квалификации зачастую не соответствуют задачам овладения управленцами и учителями новыми методами деятельности и компетентностями. Как следствие, управленцы и учителя, освоившие «новые методы», не несут ответственности за внедрение их в практику работы. Как правило (исключение составляют курсы в ВШЭ и в отдельных структурных подразделениях ПГУ), по окончанию курсов, педагоги сдают выпускную работу в форме реферата по теме, выбранной слушателем. Существенной проблемой является отсутствие нормативных требований к знаниям, умениям, компетентностям слушателей, полученным в ходе курсовой подготовки. Таким образом, ключевыми проблемами существующей системы повышения квалификации работников общего образования являются:
Концепция обновления системы повышения квалификации работников общего образованияГлавной концептуальной идеей развития региональной системы подготовки кадров общеобразовательных учреждений является идея построения продуктно-ориентированной системы повышения квалификации педагогов и менеджеров образования. Это означает, что повышение квалификации должно заканчиваться конкретным продуктом (результатом), разработанным слушателем в ходе курсовой подготовки (проектом, учебной программой, нормативно-правовым документом, и т.д.), при этом данный продукт должен оцениваться и с точки зрения освоенных слушателем знаний, сформированных компетентностей, и с точки зрения реализуемости его в конкретной деятельностной ситуации. Принципы, на которых основываются процессы, обновления повышения квалификации работников общего образования.
Исходя из данных принципов концептуальные идеи обновления системы повышения квалификации заключаются в следующем. Система повышения квалификации должна включать в себя следующие компоненты:
Выявление потребностей системы общего образования проводится по 3-м уровням: - институциональный — выявление потребностей отдельных педагогов и отдельных руководителей; - муниципальный — формулировка потребностей повышения квалификации муниципальными органами управления образованием на основании муниципальной программы развития образования; - региональный — выявление потребностей в повышения квалификации исходя из целей и задач приоритетных региональных образовательных программ и проектов. Сформированный реестр востребованных образовательных услуг в сфере повышения квалификации преобразовывается в формат технического задания на программы повышения квалификации кадров. В оказании услуг по повышению квалификации смогут принимать участие не только учреждения Пермского края, но и России. Средства на повышение квалификации распределяются по 3-м уровням: 1. В образовательные учреждения: для организации повышения квалификации педагогов по потребностям педагогов и самих образовательных учреждений. 2. В органы местного самоуправления: для организации повышения квалификации кадров в соответствии с перспективными планами и программами социально – экономического развития муниципальной территории. 3. В министерство образования: для организации повышения квалификации кадров в соответствии с целями региональной образовательной политики. В систему повышения квалификации включаются программы не только курсовой подготовки, но и программы сопровождения внедренческой деятельности педагога (руководителя) в послекурсовой период (тьюторство), а также программы сопровождения проектной деятельности различных рабочих (проектных) групп от момента разработки проекта до его полной реализации. В случае реализации масштабных образовательных проектов муниципального и межмуниципального уровней организуются комплексные рефлексивно-проектные формы повышения квалификации. Предусматривается разработка нормативно-правовых механизмов, обеспечивающих реализацию модульно-накопительного характера повышения квалификации. Каждый педагог должен получить право обучаться по разным проблемам в разных «центрах» повышения квалификации, имея при этом возможность «суммировать» все модули в единый «пакет». Механизмом реализации такого подхода может быть введение сертификата на повышение квалификации с определенной стоимостью и разбивкой на модули. В Пермском крае накоплен определенный опыт предоставления услуги на основе ее сертифицирования (например, в системе дополнительного образования детей), поэтому сертифицирование услуг повышения квалификации педагогических кадров может быть реализовано с минимальными рисками. В Пермском крае есть опыт организации деятельности опорных школ и центров инновационного опыта на базе образовательных учреждений. Необходимо создать сеть центров по разработке и эффективной трансляции инновационного опыта на всей территории края. Описание модели обновлённой системы повышения квалификации В рамках предлагаемой модели результат рассматривается как образовательный продукт, представленный соответствующим проектом, или учебной программой, учебно-методическим пособием, нормативно-правовым актом; а также образовательный результат, выраженный в виде более высокого уровня профессиональной компетентности (знание предмета, современных образовательных технологий, психолого-педагогических знаний). Механизмом оценки качества образовательного продукта является мониторинг, который носит непрерывный характер, начинаясь на этапе работы над образовательным продуктом, и продолжается на этапе внедрения результатов. Предлагаемая региональная модель повышения квалификации работников общего образования состоит из пяти функциональных блоков:
Второй и третий блок нормированы законодательством РФ и не нуждаются в особых комментариях. Рассмотрим более подробно принципиальные схемы 1, 4 и 5 блоков. Процесс формирования заказа в предлагаемой модели представлен на следующей схеме:
Образовательное учреждение (институциональный уровень) формирует собственный заказ на повышение квалификации, включающий задачи, формы и технологии организации, описание результата. Часть заказа размещается в центрах повышения квалификации (ЦПК). Вторая часть передается на муниципальный уровень. Реализация данной системы формирования заказа требует разработки и легитимации единых требований к формату заказа на повышение квалификации. Принципиальная схема оценки качества освоения слушателем повышения квалификации учебной программы в предлагаемой нами модели представлена в следующей таблице.
Схема внедрения образовательного продукта в новой системе повышения квалификации работников образования Пермского края показана в следующей таблице.
Этапы деятельности по организации повышения квалификации: Уровень образовательного учреждения Первый этап: Изучение потребностей педагогов в повышении квалификации в образовательных учреждениях. Осуществляется методической службой, администрацией образовательного учреждения. Второй этап: Построение возможных индивидуальных образовательных траекторий для каждого учителя. Третий этап: Выбор поставщика образовательной услуги, используя сформированную базу программ повышения квалификации. Четвертый этап: Заключение договоров с поставщиками услуг, в том числе на сопровождение деятельности учителя в послекурсовой период (при необходимости). Пятый этап: Организация поставщиком услуги образовательного процесса для педагогов. Возможно проведение обучения всего педагогического коллектива. Обязательное проведение входного и выходного мониторинга для оценки уровня подготовленности. Предусмотреть возможность рекомендаций по результатам повышения квалификации на аттестацию педагогов. Шестой этап: Применение полученных новых знаний и образовательных продуктов в педагогической (управленческой) деятельности. Возможно тьюторское сопровождение. Седьмой этап: Оценка результативности повышения квалификации профессиональным сообществом по разработанной методике. Муниципальный (региональный) уровень Первый этап: Формирование единой заявки и направление ее в муниципальный (региональный) орган управления образованием. В заявке указываются потребности образовательных учреждений в комплексном повышении квалификации педагогических коллективов по отдельным направлениям. При формировании заявки учитываются потребности сферы образования данной территории (региона). Второй этап: Формирование единого муниципального (регионального) реестра потребностей в повышении квалификации. Производится с учетом выделяемого на эти цели финансирования. Третий этап: Проведение конкурсных процедур для определения поставщика на закупку услуг по повышению квалификации. Четвёртый этап: Направление групп педагогов на курсы повышения квалификации или организация услуг на базе отдельных образовательных учреждений данной территории. Пятый этап: Мониторинг качества образовательных услуг по специально разработанным методикам. Предлагается разработка электронной версии банка образовательных программ с учетом сроков реализации, объема часов, тем, краткой аннотации, форм контрольно-измерительных процедур, форм организации и реализации образовательной услуги, контингента слушателей, авторов программ и создание соответствующего интернет-сайта. Привлечение инновационных образовательных учреждений к предоставлению услуг повышения квалификации. К предоставлению услуг по повышению квалификации привлекаются образовательные учреждения двух категорий: - базовые общеобразовательные учреждения. Вузы, оказывающие услуги по повышению квалификации, формируют сеть базовых учреждений по различным направлениям деятельности, в которых может осуществляться практическая часть программы повышения квалификации, а также опытно-экспериментальная, проектная деятельность. Таким учреждениям может направляться государственное задание (заказ); - центры инновационного опыта. Центрами инновационного опыта становятся школы – победители национального проекта «Образование», а также школы, получившие данный статус по результатам опытно-экспериментальной деятельности. В таких центрах происходит не только трансляция инновационного опыта, но и организована разработка инновационных продуктов. Педагоги-инноваторы, победители в конкурсе лучших учителей национального проекта «Образование», становятся центральным звеном в системе повышения квалификации педагогов. Их опыт не просто транслируется (общеизвестно, что транслируемый опыт перенимается с трудом), главное – они собирают вокруг себя единомышленников для работы над новыми идеями и овладения новыми компетенциями. Таким образом, формируется насыщенная инновационная среда, обеспечивающая профессиональное развитие педагогов. Конструирование индивидуальных образовательных маршрутов. Потребности развития профессиональной карьеры являются основанием для выбора соответствующих курсов повышения квалификации. Индивидуальный маршрут выстраивается в межкурсовой период, при этом возможно использование тьюторов. Индивидуальное сопровождение учителя требует больших затрат, и может использоваться только при включении в программу долгосрочного развития учреждения. В связи с этим оно не может носить массового характера. Реализация вариативных форм повышения квалификации. Территория Пермского края характеризуется большой протяженностью, малой плотностью и значительным расстоянием между населенными пунктами. В связи с этим затруднены различного рода прямые коммуникации, снижена активность сельского учительства при сохранившейся и увеличивающейся потребностью в повышении квалификации. При этом в каждом образовательном учреждении есть доступ к сети Интернет, кадры высшей школы готовы работать с учительской аудиторией в различных форматах. Перспективными могут быть формы обучения коллектива отдельных школ с выездом обучающей команды на места. Такие технологии апробированы, получены высокие результаты. Следует пересмотреть формы предоставления услуги с учетом особенностей территориального расположения районов и учреждений.
Аттестация и сертификация освоения программ повышения квалификации. Формы аттестации освоения программ повышения квалификации разрабатываются поставщиком образовательных услуг, и информация о них заблаговременно размещается в электронном банке образовательных программ. Процесс аттестации осуществляется в форме итогового испытания, защиты проекта, презентации образовательной программы, учебно-методического пособия, нормативно-правового акта и сертифицируется необходимыми документами. Учет освоения программ повышения квалификации при аттестации кадров. Новая система аттестации кадров предусматривает учет освоения программ повышения квалификации. Этот учет осуществляется аттестуемым в профессиональном портфолио. Электронный вариант портфолио разработан в городе Перми и началась его экспериментальная апробация. Повышение квалификации является одним из обязательных критериев профессиональной деятельности аттестуемого. Выявление и учет удовлетворенности работников оказанными услугами повышения квалификации. Степень удовлетворенности потребителя в образовательной услуге выявляется в процессе реализации соответствующего компонента мониторинга, в ходе которого осуществляется анализ и оценка качества образовательной услуги работником образования (потребителем услуги) на уровне образовательного учреждения. Учет удовлетворенности работников оказанными услугами должен осуществляться образовательным учреждением. Требуется разработка технологии проведения диагностики результативности повышения квалификации, в том числе удовлетворенности педагогов полученными услугами. |
«Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации... Нной политики в области образования. Ведь от уровня профессиональных компетенций руководителей и педагогов зависит результативность... | Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | ||
Учебное пособие для системы повышения квалификации специалистов системы... Учебное пособие предназначено для работников социальной сферы, специального образования, административного управления, представителей... | Курса повышения квалификации для педагогогических работников системы общего образования на тему Учебно-методические комплексы для основного общего и среднего (полного) общего образования | ||
Главное управление общего и профессионального образования иркутской... Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22 | Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... Повышения квалификации специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» | ||
Литература Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | 2007 Обзор информационных ресурсов сети Интернет Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский областной... | ||
«О порядках и сроках прохождения повышения квалификации и профессиональной... Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | Самарская епархия русской православной церкви Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | ||
Служба по контролю в области образования Красноярского края Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | Урока по информатике в 5 классе согласно фгос по теме «Хранение информации» Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | ||
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования План мероприятий по модернизации школьного питания в Алексеевском районе на 2012-2014 годы | Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования План мероприятий по модернизации школьного питания в Алексеевском районе на 2012-2014 годы | ||
Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное образовательное учреждение дополнительного профессиональногообразования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... |