Скачать 1.34 Mb.
|
Программа развития на 2012-2015 гг. 1. Актуальность проблемы В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах — обучение на дому, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего назначения. В настоящее время в системе специального образования наметились определенные позитивные изменения: • появились нормативно-правовые акты, определяющие основные права лиц с ограниченными возможностями и регулирующие основы государственной политики применительно к этой категории населения, соответствуя в основном международным нормативно-правовым актам; • идет дальнейшее развитие системы школьных, коррекционно-образовательных учреждений. Сегодня функционирует 8 видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья; • возникли и получают распространение инновационные модели специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Новая государственная образовательная политика привела к смене парадигмы педагогической науки. Это выразилось в переориентации образовательной политика на ребенка с его проблемами и отклонениями в развитии. В основу современных педагогических стратегий положены научные теории на основе исследований Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, П.Я.Гальперина, А.Р.Лурия, Л.В. Занкова и пр. Идеи поиска оптимальных условий развития личности ребенка как своеобразной индивидуальности стала центральной задачей учебно-воспитательного процесса. Педагогический и воспитательный корпус образовательных учреждений в основе своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий и пр. Учреждения коррекционного направления, в первую очередь, реализуют учение Л.С.Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка. Именно ориентация на сохранные стороны личности ребенка, его потенциальные возможности, резервы организма является идеологическим стержнем данной Программы. Однако, учитывая контингент коррекционных школ, который неоднороден по-своему составу с точки зрения картины нарушений у каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно-развивающее сопровождение разноуровневых групп детей одного возраста и одного вида нарушений. В качестве таких инновационных технологий мы используем систему коррекционно-развивающего обеспечения, разработанную Е.Д.Худенко. Одним из основных условий ее реализации является интеграция коррекционного компонента в систему планирования всех служб учреждения, в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста в отдельности и всех вместе взятых. Конкретные методические разработки, предлагаемые автором этой системы, делают ее конкретной и понятной каждому педагогу и воспитателю в плане моделирования и организации новых форм учебно-воспитательного процесса. Кроме содержательно-организационных инноваций при разработке Программы мы учитывали социально-экономические факторы, экологические условия, которые отрицательно'сказываются на здоровье ребенка. Снижение уровня жизни, рост преступности, кризис семьи, безработица - все эти факторы влияют на школу в целом, и на каждого отдельного человека. Именно поэтому, при разработке Программы развития школы эти условия учитывались при разработке перспективного планирования служб учреждений. При разработке данной Программы мы руководствовались также Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации11 (19.98 г), согласно которому деятельность образовательных учреждений входит в компетенцию органов местного самоуправления. Учитывая этот факт, при разработке Программы развития коррекционнои школы мы ориентировались на учет федеральной, региональной и местной политики в сфере коррекционного образования. Условия региона и конкретно нашего города диктуют необходимость подготовки кадров для работы в сфере промышленного производства, здравоохранения (санитарно-технический персонал), в сфере услуг (повар, помощник повара и т.п.) Учитывая все вышеизложенное, целью настоящей Программы является создание модели коррекционнои школы , работающей в едином образовательном режиме саморазвития в соответствующей правовой среде, с учетом складывающихся динамичных, социально-экономических и социокулътурных условий, традиций, насущных потребностей и перспектив развития области. Главной целью коррекционных школ России является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения. 2. Условия и направления проектирования программы Программа разработана на основе рекомендаций Комитета Министров государствам-членам о Плане действий Совета Европы по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе (2006-2015гг), а также с учетом основных требований Концепции модернизации образования, утвержденной правительством России. Стратегическими ориентирами программы являются инклюзивное образование, рассматриваемое в качестве перспективы, для достижения которой необходимо отработать модели интегрированного обучения, эффективно работающие с различным контингентом детей с ОВЗ в условиях современного общества. Данная программа предусматривает: 1. Структурную перестройку: построение модели коррекционно-развивающей школы с системой гибких структур (подразделений), обеспечивающих "равный доступ к услугам образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) со сложным дефектом с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка), а так же ориентированной на максимальное включение («инклюзив») учащихся и воспитанников в жизнь «среды» и «среды» в учреждение. 2. Апробацию и внедрение системы разноуровневого обучения для обеспечения детей со сложной структурой дефекта специально разработанными инновационными программами, обеспечивающих реализацию прав и возможностей ребенка инвалида, ребенка с ОВЗ в сфере образования, подготовки его к дальнейшей профессиональной жизни. Главное внимание в этой программе уделено ребенку, ученику, воспитаннику с позиций последовательного и комплексного подхода реализации прав человека, основных свобод и достоинств, утвержденных Комитетом Министров ОБСЕ от 5 апреля 2006г. на 961 заседании (подписан Россией 2006г.). Развитие материально-технического и финансового потенциалов в условиях разграничения федеральных, региональных и муниципальных технологий ставит перед администрацией учреждения задачу сохранения текущего финансирования и поиска новых форм финансовой поддержки учреждения. Организация фондов поддержки, создание банка данных возможных спонсоров, подключение СМИ и общественности к поиску финансовых ресурсов для сохранения коррекционного учреждения, на текущий момент в том виде, в каком они работали, но с представлением четкой программы развития учреждения на ближайший период, в котором парадигма «от пациента к гражданину» и переход от «медицинской модели» инвалидности к инвалидности как к проблеме, связанной с социальными правами и правами человека будет очевиден.
• Создание адекватной системы трудоустройства детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность; • Подготовка и повышение квалификации психолого-педагогического состава школы, воспитательского корпуса с целью: 1. внедрения новых форм методической службы учреждения; 2. создания партнерских отношений с родителями и включением их в образовательную программу в качестве заинтересованных лиц; 3. определение и разработки стандартов (показателей) обучения и способов их достижения; 4. создание картотеки коррекционно-развивающих упражнений по каждому предмету; 5. создание и поэтапное внедрение модели информационного компьютерного обучения. • Создание службы мониторинга образования с целью оптимизации управления учреждением на основе солидарной ответственности всех работающих с целью повышения категоричности учреждения в случае достижения им высоких результатов работы - вот основные направления проектирования программы. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Данная образовательная программа составлена для муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида «Надежда» и представляет собой документ, который определяет приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации, учебно-методического обеспечения образовательного процесса в школе. В документе в доступной для всех участников образовательного процесса форме излагается основное содержание образования, реализуемое школой, дается исчерпывающая характеристика особенностей организации и содержания образовательного процесса на всех ступенях обучения. Образовательная программа предназначена для родителей, обучающихся, педагогов школы, специалистов общеобразовательных учреждений, работников муниципальных и государственных органов управления образованием, а также для всех тех, кто интересуется проблемами современного школьного образовании в России. Образовательная программа составлена на 2012-2015 учебные годы. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Нормативная база образовательной деятельности школы Раздел I. Информационно-аналитическая справка о школе Раздел II. Ценности и цели образовательного процесса Раздел III. Учебные планы школы Раздел IV. Образовательная программа школы I ступени Раздел V. Образовательная программа школы II ступени Раздел VI. Воспитательная деятельность в школе Раздел VII. Управление образовательной деятельностью школы Раздел VIII. Медико -психолого-педагогическое, социальное и логопедическое сопровождение образовательного процесса Раздел IX. Мониторинг качества образовательного процесса Раздел X. Организация методической работы в школе Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков… (А.В.Луначарский) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая образовательная программа является программой образовательного учреждения – муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида «Надежда» (в дальнейшем – Школы) - основным нормативным документом, который определяет приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации, учебно-методического обеспечения образовательного процесса в данной Школе. Основные категории потребителей, для которых предназначена образовательная программа: Первая категория (главная) – родители обучающихся (их законные представители) и родители детей школьного возраста, которые могут стать обучающимися Школы. Образовательная программа способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, предоставляемых Школой, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг. В настоящей образовательной программе ясно и четко излагается основное содержание образования в Школе и гарантии его качества (соответствие федеральным и региональным требованиям). Родители и обучающиеся могут вникнуть в содержание образования с целью выбора образовательных услуг в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Вторая категория – педагогический коллектив, для которого образовательная программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов. Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность учебного заведения и его взаимодействие с другими образовательными учреждениями. Поскольку образовательная программа является подробным описанием объекта управления, она служит основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления образовательным процессом (в частности, составления Программы развития), позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, контроль, анализ. Третья категория – муниципальный орган управления образованием, для него образовательная программа является основанием для определения качества реализации федеральных и региональных запросов Школой. Образовательная программа, таким образом, выполняет следующие функции: во-первых, регламентирует приоритетные стратегические цели образовательного процесса в Школе, то есть убеждения педагогического коллектива о назначении образовательного учреждения, основных направлениях и средствах, которые позволяют это назначение реализовать. во-вторых, определяет особенности содержания образования и организации образовательного процесса через характеристику совокупности программ обучения, воспитания и развития детей, а также описание организации и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В целом образовательная программа особое внимание уделяет образовательному процессу, достаточно подробно стандартизируя его компоненты. Образовательная программа является важнейшим документом, дополняющим учебный план Школы. Учебный план является несущей конструкцией образовательной программы, ее внутренней формой. Образовательная программа наполняет учебный план конкретным содержанием, описывает учебно-методическое обеспечение его выполнения. Данная образовательная программа является внутренним стандартом образовательного учреждения. Она показывает, через какие учебные программы реализуется содержание образовательных стандартов. Данная образовательная программа имеет все признаки целевой программы и направлена на реализацию целей обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ. Основными нормативными основаниями образовательной деятельности школы, с учетом которых составлена данная образовательная программа, являются: На федеральном уровне:
Нормативно-правовые акты локального (школьного) уровня:
РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ.
1.1.Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом
1.2.Учредитель
1.3..Дата регистрации Устава учреждения 22.12.2011 г. 1.4. Лицензия : РО № 007848, регистрационный № 64205 , дата выдачи 28 июля 2010 г., срок действия по 28 июля 2015 года. 1.5.Свидетельство об аккредитации: Серия АА 152710 , регистрационный № 1186, дата выдачи 28 декабря 2010 г., действительна по 28 декабря 2015 г. 1.6.Юридический адрес: 140415 г. Коломна ул. Октябрьской революции д.277. 1.7.Фактический адрес: 140415 г. Коломна ул. Октябрьской революции д.277, 1.8.Факс, E-mail
2.1. Директор образовательного учреждения (Ф.И.О. полностью)
2.1. Заместители директора ОУ по направлениям:
|
Проект "Здоровый образ жизни" на уроках английского языка Актуальность проблемы Актуальность проблемы: дефицит информации для подростков о вреде курения, правильном питании и двигательной активности | Реферат на тему: «Многоликая мандолина» Актуальность темы. В настоящее время проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры приобретают все большую... | ||
Темы рефератов по возрастной психологии для студентов 1 курса спецотделения Введение: смысл введение- в чем актуальность темы (соц запрос, научная актуальность- решение проблемы позволяет уточнить механизмы... | На 2012-2015 г г Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №7 на 2012-2015 годы | ||
Подпрограмма развития школьной библиотеки на 2012-2015 г г Цели и задачи создания и развития информационной образовательной среды образования | Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся на 2012-2015... Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и... | ||
Актуальность темы Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития... | Программа дополнительного образования Шарыповой Т. В. Предмет: математике... Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка... | ||
Научно-практическая конференция «проблемы развития предприятий и регионов» Международная заочная студенческая научно-практическая конференция: «Проблемы развития предприятий и регионов». Вязьма: филиал фгбоу... | В. А. Сухомлинский актуальность проблемы сегодня сохранение и укрепление... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» | ||
Конспект науки стать богатым Организация работы с молодежью. Актуальность данного курса как и самого направления обусловлена современной ситуацией развития общества,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Актуальность проблемы и темы исследования. Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития... | ||
Программы развития школы на 2011 2015 годы (за 2012 2013 учебный год) Демянской средней школы в 2012/2013 учебном году. Надеемся, что доклад будет способствовать развитию партнерских отношений между... | Научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса» Научно-практическая конференция: «Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса». Вязьма: филиал фгбоу впо «мгиу» в... | ||
Программа развития моу средней школы №71 на 2011-2015 год. (сокращенный... Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №71 г о. Тольятти на 2011-2015... | Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития... |