Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими





Скачать 226.34 Kb.
НазваниеОб итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими
Дата публикации11.04.2015
Размер226.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы



СПРАВКА

«Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими, географическими и другими особенностями, а также реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническими общностям России

в первом полугодии 2007 года»
В первом полугодии 2007 г. в Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов федерации была проделана значительная работа, направленная на гармонизацию межнациональных отношений в российском обществе, предотвращение и профилактику межнациональных конфликтов.

В частности, активно развивалось взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества (Общественной палатой Российской Федерации, федеральными и региональными национально-культурными автономиями, неправительственными общественными организациями). В этом году в отличие от предыдущих лет в результате совместной работы Минрегиона России, профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации удалось предусмотреть на 2008-2010 гг. ежегодное выделение из федерального бюджета финансовых средств на реализацию государственной национальной политики в рамках отдельной целевой статьи расходов – "Мероприятия в сфере межнациональных отношений".

Кроме того, с 2007 года предусмотрены средства на мероприятия по формированию толерантного отношения к мигрантам в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Вместе с тем, предпринимаемые органами государственной власти шаги по своевременному предупреждению и профилактике межнациональных конфликтов требуют дальнейшей финансовой и идеологической поддержки, поскольку в России продолжает оставаться актуальной проблема политизации этнического фактора, причем как со стороны экстремистских организаций, ряда неправительственных организаций, так и некоторых партий, что ведет к повышению степени межэтнической напряженности в ряде регионов страны.

I. Состояние межнациональных отношений

в субъектах Российской Федерации
По данным мониторинга, проводимого Минрегионом России, а также по сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России, начиная с 2004 года, в стране наблюдается неуклонный рост числа конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. С учетом полиэтничной и многоконфессиональной структуры российского общества данная проблема становится одной из ключевых с точки зрения сохранения стабильного, поступательного развития и представляет собой угрозу национальной безопасности страны.

Мониторинг публикаций средств массовой информации по проблемам состояния межнациональных отношений и реализации государственной национальной политики, проводимый Минрегионом России, показывает заметный рост внимания общества к «национальному вопросу». Так, за первое полугодие 2007 г. зафиксировано около 61 тыс. публикаций по вопросам межнациональных отношений.

Наиболее яркие проявления экстремизма и ксенофобии, получившие отражение в СМИ, имели место в августе-сентябре 2006 г. в Сальске, в Москве, в Кондопоге, в Самаре, в феврале 2007 г. – в Новоалександровске, в мае-июне 2007 г. - в Ставрополе, в июне т.г. – в Москве.

Согласно данным Минрегиона России, лидерами по числу конфликтных ситуаций являются Москва и Подмосковье (40 конфликтных ситуаций в 2006 г. и 36 только за последние полгода), С-Петербург (21 инцидент в 2006 г., 18 – за первое полугодие 2007 г.), Нижний Новгород (7 конфликтных ситуаций в 2007 г.), Ставропольский край (6 – в 2007 г.). Остается высоким уровень напряженности в межнациональных отношениях в Ингушетии (14 конфликтных ситуаций в 2006 г.) и Дагестане (5 – в 2006 г.).

При соответствующем подсчете к межнациональным конфликтам были отнесены любые столкновения группового характера вне зависимости от численности участников, но произошедшие на почве межнациональной, межрелигиозной или межрасовой неприязни, а также акты вандализма (в отношении религиозных объектов), нападения на священнослужителей и т.д. Конфликтные ситуации между представителями различных национальностей, возникшие по данным следствия преимущественно на бытовой основе, а также произошедшие террористические акты - не учитывались.

Несмотря на некоторую условность методики определения числа подобных конфликтов, вышеприведенные данные свидетельствуют о существующей опасной тенденции: конфликтогенность формируется прежде всего в крупных мегаполисах, а также в стратегически важных узловых центрах. При этом во многих субъектах Российской Федерации наблюдается значительный уровень скрытой межнациональной и этноконфессиональной напряженности. С этим выводом согласуются и данные социологического опроса, проведенного "ЛЕВАДА-Центром" в мае 2007 г., согласно которым 22 % россиян отмечают межнациональную напряженность в тех городах и районах, где они проживают. Причем чем больше размер населенного пункта, тем выше уровень напряженности.

По оценкам экспертов, проанализировавших уровень конфликтогенности по федеральным округам на основе многофакторного анализа с учетом политической, социально-экономической, криминальной, территориальной, конфессиональной составляющих, наибольшая напряженность в межнациональных отношениях отмечается в Южном, Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах.

Причины возникновения конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений многообразны. Так, большинство участников конфликтов – молодые люди, процесс социализации которых проходил в период социально-политических трансформаций в 1990-е гг., на фоне появления многочисленных очагов конфликтов на постсоветском пространстве и фактического отсутствия государственной молодежной политики. В результате часть молодежи оказалась подвержена радикальной идеологии, в значительной мере привнесенной извне (ваххабизм, экстремизм и т.д.).

Существенное влияние на уровень конфликтности оказывает незавершенность реформирования российского общества, сложность его перехода к либеральной рыночной экономической модели; неудовлетворенность отдельных социальных, профессиональных и этнических групп своим материальным положением.

Еще одна причина – это отсутствие действенных механизмов интеграции мигрантов, значительная доля которых прибывает из регионов, где превалирует психология силового решения конфликтных ситуаций. Часть мигрантов плохо знает или совсем не владеет русским языком, что ограничивает возможности их социально-культурной адаптации в обществе.

Необходимо также отметить, что анализ ситуации в сфере межнациональных отношений указывает на существенное распространение негативных установок в отношении представителей ряда конкретных национальностей (представителей народов Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, а также цыган). С целью анализа причин возникновения подобных конфликтных ситуаций в 2007 году специалисты Департамента межнациональных отношений Минрегиона России побывали в Твери, Туле, Чудово (Новгородская обл.), где обсуждались пути урегулирования конфликтов в связи со сносом цыганских поселков.

Специфика складывающейся в России ситуации такова, что довольно большая часть местного населения продолжает видеть в мигрантах виновников своего ухудшающегося социально-экономического положения, конкурентов на рынках жилья и труда, на которых они сами испытывают немалые трудности. Раздражающими факторами, особенно в отношении к жителям республик Закавказья, являются также этнокультурные и этнопсихологические различия - манера поведения в общественных местах, неуважение к обычаям, традициям местного населения. Существуют и объективные причины этой неприязни - рост преступности на местах, вызванный вынужденной миграцией, передел сфер влияния, в том числе и экономического и т.д.

В качестве выраженной тенденции следует отметить рост противоречий не только между представителями коренных народов и мигрантами, но и внутри самих национальных диаспор в связи с переделом сфер влияния в регионах в экономике и торговле.

По данным ФМС России, наряду с зарегистрированными мигрантами, общее число которых на данный момент составляет более 1 200 тыс. человек, в стране (по неофициальным данным) насчитывается 10 - 15 млн. незаконных мигрантов. Принимаемые ФМС России меры по квотированию «иностранной рабочей силы» не могут в настоящее время коренным образом изменить ситуацию. Механизм «квотирования» требует доработки и совершенствования, на что потребуется время.

Наконец, мощный конфликтогенный потенциал, реализовавшийся в десятках межэтнических конфликтов 1990-х годов на всем постсоветском пространстве, был заложен национальным принципом административно-территориального деления Советского Союза. В настоящее время попытки пересмотра существующих административно-территориальных границ нередко предпринимаются в республиках Северного Кавказа.

Одновременно на конфликтогенность влияют и новые тенденции: деятельность ряда политических и общественных движений, таких как, РНЕ (Русское национальное единство), ДПНИ («Движение против нелегальной миграции»), НБП («Национал-большевистская партия»), неразвитость и зависимость ряда институтов гражданского общества от зарубежных грантодателей, социально-экономические проблемы депрессивных регионов.

Сказывается и несовершенство действующего федерального законодательства, когда большинство функций в сфере межнациональных отношений и профилактической работы оказались сосредоточены на региональном уровне. Полномочия федерального центра и органов местного самоуправления оказались явно недостаточны.

Вместе с тем, в 2007 г. в сфере межнациональных отношений имели место и позитивные тенденции, в частности, большое количество состоявшихся в субъектах федерации мероприятий этнокультурного и этнополитического характера, способствовавших формированию позитивной этнической и региональной идентичности, укреплению единой российской гражданской нации.

Среди наиболее ярких событий в этнокультурной жизни страны, способствующих укреплению гражданской солидарности, распространению установок этнической толерантности в обществе, которые произошли в первой половине 2007 г., следует отметить, в частности, Вторую Всероссийскую выставку-ярмарку художественных промыслов и ремесел финно-угорских народов (25-27 января 2007 г., г. Саранск), Межрегиональный форум «Финно-угорский этнокультурный проект» (15-18 мая 2007 г., г. Йошкар-Ола), XIII Международную научную конференцию финно-угорских студентов «International Finno-Ugrist Student Conference» IFUSCO-2007 (май 2007 г., г. Саранск) и др.

Так, стратегической целью Межрегионального форума «Финно-угорский этнокультурный проект» явилось стимулирование развития проектной деятельности и содействие в расширении географии реализации социально значимых инициатив в области этнокультурного развития финно-угорских и других народов Российской Федерации.

19-21 июля 2007 г. в Саранске состоялся Первый Международный фестиваль культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!», на открытии которого присутствовали главы России, Венгрии и Финляндии.

Фестиваль собрал порядка 1400 участников, около шести тысяч находилось на трибунах. Впервые он стал фольклорным: были представлены изделия народных мастеров, художников, блюда национальной кухни, прошел конкурс фотовыставки, открылся театр мод.

Среди других событий в сфере межнациональных отношений и реализации государственной национальной политики первого полугодия 2007 г. можно отметить прошедший 18 июня 2007 г. в Краснодаре круглый стол на тему "Роль многонационального народа России и значение русского языка в укреплении государственной целостности Российской Федерации: этнокультурный аспект", организованный Комитетом Государственной Думы ФС РФ по делам национальностей и Законодательным Собранием Краснодарского края.

В мероприятии участвовали члены Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам национальностей, депутаты кубанского парламента, представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, члены Общественной палаты Российской Федерации, видные деятели науки.

Цель мероприятия состояла в том, чтобы определить духовно-нравственный потенциал многонационального народа в укреплении российской государственности, место и роль русского языка в современном полиэтническом пространстве, высказать рекомендации по основным направлениям деятельности государственных структур и общественных объединений граждан в совершенствовании межэтнических отношений.

В принятых рекомендациях было указано на необходимость воссоздания Совета по русскому языку при Правительстве РФ, а также предложено организовать в структуре Правительства РФ Департамент по русскому языку как государственному языку РФ (учитывая опыт многих зарубежных государств), распространить практику создания Советов по русскому языку в субъектах Российской Федерации.

Кроме того, 21 июня 2007 г. в Якутске начал свою работу IV Конгресс народов России. Общей идеей участников Конгресса стало стремление донести дух единства до граждан всех субъектов Российской Федерации, укрепить дружбу народов страны, пресекать любые проявления этнического национализма, шовинизма в стране.

Представляется, что проведение подобных мероприятий в условиях увеличения частоты проявлений этнического экстремизма и ксенофобии препятствует дальнейшему распространению экстремистской идеологии, способствует консолидации многонационального российского общества и формированию общероссийской гражданской идентичности путем выработки конкретных механизмов взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления и представителями национальных диаспор, национальных общественных объединений.
II. Деятельность органов государственной власти в сфере реализации государственной национальной политики
В региональных органах исполнительной власти структурные подразделения, ответственные за участие в реализации государственной национальной политики, существенно различаются в функциональном отношении. На данный момент в 19 субъектах федерации действуют профильные министерства и комитеты, в 59 регионах отделы или сектора существуют в рамках структурных подразделений различного профиля (культура, СМИ, связи с общественностью и др.), в 7 субъектах федерации нет никаких структур или вопросы межнациональных отношений совмещает с другими функциями один специалист.
Нормативно-правовая и законопроектная деятельность
Принципы государственной национальной политики сформулированы в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации (далее – Концепция), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909. В соответствии с рядом поручений Правительства Российской Федерации Межведомственной рабочей группой, созданной при Минрегионе России, в Концепцию были подготовлены соответствующие коррективы. Кратко их суть можно выразить в трех тезисах: укрепление единства российской гражданской нации, сохранение её этнокультурного многообразия, образующих два потенциала геокультурной и геополитической конкурентоспособности страны.

Единство, многообразие, конкурентоспособность – три базовых принципа национальной политики страны. Вместе с тем, на данный момент разработанные коррективы Правительством Российской Федерации направлены на доработку.

По состоянию на 1 июля 2007 г. в 14 субъектах Российской Федерации приняты и действуют региональные концепции государственной национальной политики, учитывающие как основные положения федеральной Концепции, так и региональные особенности этнокультурной ситуации.

Так, на сегодняшний день утвержденные региональные Концепции национальной политики имеют следующие субъекты Российской Федерации: Республика Бурятия (29.05.2007 г.), Республика Коми (10.10.1996 г.), Республика Марий Эл (13.12.1997 г.), Республика Саха (Якутия) (13.10.1995 г.), Республика Тыва (22.04.1998 г.), Удмуртская Республика (06.02.1998 г.), Чеченская Республика (09.04.2007 г.), Чувашская Республика (31.07.1998 г.), Архангельская область (09.04.2007 г.), Красноярский край (21.01.1999 г.), Волгоградская область (30.12.1999 г.), Курганская область (26.04.2000 г.), Тюменская область (06.11.1998, в ред. от 28.03.2003 г.) и Ямало-Ненецкий автономный округ (31.03.1999 г.).

Дорабатываются Концепции государственной национальной политики Иркутской области, Основные направления национальной политики Республики Карелия, Свердловской области, Концепция региональной национальной политики Челябинской области, Концепция государственной национальной политики Ханты-Мансийского автономного округа.

В целях повышения эффективности реализации государственной национальной политики, а также своевременного предотвращения возникновения и профилактики конфликтных ситуаций Департаментом межнациональных отношений Минрегиона России была разработана «Инструкция о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений и действиях, направленных на ликвидацию их последствий», которая утверждена приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 29 июня 2007 г. № 57.

Инструкция предназначена для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ответственных за реализацию государственной национальной политики.

Защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов
Защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов является важной составляющей в деле реализации государственной национальной политики.

На сегодняшний день коренные малочисленные народы компактно проживают более чем в 30 субъектах Российской Федерации. К коренным малочисленным народам Севера в России в настоящее время относятся 40 этносов, численность которых, по итогам переписи 2002 года, превышает 244 тыс. человек. Низкая численность данных народов и уязвимость их традиционного образа жизни делают особенно актуальной на государственном уровне планомерную деятельность по сохранению их культуры и образа жизни.

При этом наиболее интенсивно сокращается численность коренных малочисленных народов в Алтайском крае, Магаданской, Сахалинской, Томской областях, Чукотском автономном округе.

20-21 марта 2007 г. в г. Салехарде под председательством Министра регионального развития Российской Федерации прошло заседание Национального оргкомитета по подготовке и проведению в России Второго Международного десятилетия коренных народов мира.

Участники заседания подвели итоги проведения в России Первого Международного десятилетия коренных народов мира, обсудили стратегические задачи проведения в России Второго Международного десятилетия коренных народов мира, включенные в разработанный Минрегионом России совместно с органами исполнительной власти субъектов федерации Комплекс первоочередных мер по проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира (далее – Комплекс мер).

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.02.2005 г. №185-р в Минрегионе России также проводится работа по подготовке нормативной документации по созданию территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Согласно Федеральному закону от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов (далее - ТТП) являются одним из видов особо охраняемых природных территорий.

Вместе с тем, принятие Федерального закона от 26 июня 2007 г. №118-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации», внесшего изменения в законодательство, непосредственно касающиеся реализации прав коренных малочисленных народов, осложняет процесс образования территорий традиционного природопользования.

Вопросы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера решаются в рамках Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" (Государственный заказчик: Министерство регионального развития Российской Федерации), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 года № 564 (с изменениями от 6 июля 2002 года).

Программа реализуется в 29 субъектах Российской Федерации.

В 2006 году Министерству регионального развития Российской Федерации удалось увеличить финансирование федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» (далее - Программа) в 2 раза (с 103 до 205,6 млн. рублей) по сравнению с 2005 годом.

Объемы расходов на 2007-2008 годы по Программе составляют 207,2 млн. руб. ежегодного финансирования.

В настоящее время Министерством регионального развития Российской Федерации подготовлена и направлена на согласование концепция новой федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока до 2015 года», реализовывать которую планируется с 2009 года.
Социально-экономическое и этнокультурное развитие

российских немцев
Другое направление реализации государственной национальной политики – это обеспечение социально-экономического и этнокультурного развития российских немцев.

13-14 марта 2007 года в г. Белокурихе Алтайского края состоялось очередное 13-е заседание Межправительственной Российско-Германской комиссии по подготовке совместной программы мероприятий, направленных на обеспечение поэтапного восстановления государственности российских немцев (далее – Межправкомиссия).

В центре внимания участников 13-го заседания Межправкомиссии находились вопросы координации и дальнейшей реализации мероприятий по поддержке российских немцев, реализуемых Правительствами Российской Федерации и Федеративной Республики Германия на территории России.

По итогам заседания сопредседателями Межправкомиссии М.Н.Пономаревым и К.Бергнером было подписано Коммюнике.

В ходе заседания сторонами было высказано намерение и впредь продолжать финансовую поддержку российских немцев в рамках своих финансовых возможностей.

Российская сторона проинформировала участников заседания о возможности выделить в 2007 году на инвестиционные и этнокультурные проекты 67,6 млн. руб.

Германская сторона для осуществления работы в центрах встреч, для работы с молодежью, для работы по обучению немецкому языку, а также в гуманитарных целях в 2007г. выделит финансовые средства на сумму более 9,8 млн. евро.

В проекте федерального бюджета на 2008-2010 гг. в рамках отдельной целевой статьи расходов на реализацию государственной национальной политики предусмотрено также ежегодное выделение непрограммных средств на мероприятия по поддержке социально-экономического и культурного развития российских немцев в размере 50,0 млн. руб.
Взаимодействие с институтами гражданского общества
В первой половине 2007 г. в субъектах федерации продолжала формироваться система консультативных и экспертных советов по межнациональным отношениям и взаимодействию с национальными организациями. Подобные структуры функционируют уже в 62 субъектах Российской Федерации.

В настоящее время стоит вопрос о координации и методическом обеспечении их деятельности на федеральном уровне. Для этого в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации (от 17 апреля 2006 года № 527-р) был создан Консультативный совет по делам национально-культурных автономий при Минрегионе России, куда вошли лидеры всех федеральных национально-культурных автономий. Консультативный совет стал действенным и авторитетным механизмом обеспечения защиты прав всего спектра национально-культурных автономий, а также важным звеном в системе мониторинга и урегулировании предконфликтных ситуаций в регионах.

Четвертое по счету, но первое в текущем году, заседание Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Минрегионе России состоялось 1 февраля 2007 года, на котором члены Консультативного совета обсудили вопросы законопроектной деятельности Минрегиона России и принятия поправок в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2006 г. № 131-ФЗ, меры по борьбе с этническим и религиозным экстремизмом, а также по предупреждению межнациональных конфликтов.

Обсуждались вопросы о содействии социально-культурной адаптации мигрантов, изучению ими русского языка, особенностей культуры и уклада жизни народностей, населяющих Российскую Федерацию, о системе трудовой занятости представителей национальных диаспор, создания и функционирования общественного молодежного интернационального клуба ФНКА «Дружба».

Другим важным событием в области взаимодействия с общественными объединениями в сфере реализации государственной национальной политики стал научно-практический семинар «Роль национальных общественных объединений и национально-культурных автономий в гармонизации межнациональных отношений, содействии социально-культурной адаптации мигрантов», проведенный Минрегионом России 24 апреля 2007 г.

Основное внимание было уделено проблемам взаимодействия органов власти, национальных общественных объединений и национально-культурных автономий в достижении гармонизации межнациональных отношений.

28-29 июня 2007 г. в Калининграде было проведено выездное совместное заседание Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Минрегионе России и Межведомственной комиссии по взаимодействию с национальными общественными объединениями.

Лидеры Федеральных национально-культурных автономий выразили обеспокоенность в связи с последними июньскими событиями в Ставрополе и Москве, и приняли Обращение о недопущении использования этнического фактора в политических целях.

По итогам обсуждения были приняты решения о разработке Консультативным советом и Межведомственной комиссией поправок в Федеральный закон «О национально-культурной автономии» в части расширения участия национально-культурной автономии в социокультурной адаптации и интеграции мигрантов, подготовке положения о Всероссийском конкурсе на лучшие публикации по вопросам межнациональных отношений, а также перечня мероприятий национально-культурных автономий.

Следующим важным событием в сфере взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества стал круглый стол «Роль русского языка в деятельности национально-культурных объединений России по социально-культурной адаптации мигрантов», проведенный в рамках фестиваля «Неделя русского языка в странах СНГ» (10-14 июня 2007 г.).

В выступлениях руководителей национально-культурных автономий подчеркивались весьма ограниченные возможности национально-культурных объединений в деле адаптации мигрантов в российском культурном пространстве, в том числе и в качественном овладении ими русским языком. Звучало мнение о необходимости усиления роли государства в этом вопросе. Кроме того, была высказано пожелание о расширении русской «языковой и культурной экспансии» на постсоветском пространстве, предоставление возможности получения образования на русском языке в странах СНГ, необходимости переломить существующую тенденцию к сокращению программ по изучению русского языка в большинстве бывших союзных республик.

В отношении вопроса о трудовых мигрантах выступавшие выразили мнение о необходимости предоставить возможность, наряду с минимумом разговорного русского языка, получать исчерпывающую информацию правовых актах российского законодательства, о принятых в России нормах общежития и поведения, познакомиться с культурой и обычаями коренного населения Российской Федерации, еще у себя на родине. По итогам круглого стола участниками были приняты рекомендации, которые направлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в федеральные и региональные национально-культурные автономии, другие национально-культурные общественные объединения.
Сотрудничество в международной сфере
22 мая 2007 года, в Минрегионе России состоялась встреча Министра регионального развития Российской Федерации Владимира Яковлева с Верховным комиссаром Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по делам национальных меньшинств Рольфом Экеусом.
Министр проинформировал Комиссара о предпринимаемых Минрегионом России мерах по обеспечению этнокультурного развития национальных меньшинств.

В ходе разговора было отмечен очевидный прогресс Российской Федерации в сфере защиты прав национальных меньшинств, достигнутый в последние годы.

13 июня 2007 года в г. Москве состоялось второе заседание Подкомиссии по вопросам сотрудничества в области культурно-языковых потребностей национальных меньшинств Подкомитета по вопросам гуманитарного сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии.

В соответствии с повесткой дня Подкомиссия заслушала и обсудила информацию российской и украинской сторон о ситуации в сфере обеспечения культурно-языковых потребностей украинцев в Российской Федерации и русскоязычного населения Украины.

Участники обменялись опытом по подготовке к ратификации Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств от 5.11.1992 г. и проблемах, связанных с ее реализацией.
Подкомиссия выразила готовность провести инвентаризацию существующей двусторонней нормативно-правовой базы в сфере гуманитарного сотрудничества в области культурно-языковых потребностей национальных меньшинств.

По итогам состоявшегося обсуждения члены Подкомиссии отметили, что проводимое изучение ситуации позволило выявить как позитивные, так и негативные тенденции в сфере обеспечения культурно-языковых потребностей национальных меньшинств в субъектах Российской Федерации и в областях Украины.

Было отмечено, что действующие межгосударственные договоры, межведомственные и межрегиональные соглашения в основном обеспечивают необходимые условия и предпосылки дальнейшего развития плодотворного сотрудничества по вопросам, отнесенным к компетенции Подкомиссии. В то же время стороны выразили заинтересованность в разработке и подписании соглашения о сотрудничестве между Министерством регионального развития Российской Федерации и Государственным комитетом по делам национальностей и религий Украины в сфере межнациональных отношений.

Стороны одобрили и подписали проект плана мероприятий Подкомиссии по расширению и повышению эффективности взаимовыгодного гуманитарного сотрудничества в области обеспечения культурно-языковых потребностей национальных меньшинств на 2007 – 2008 гг.
Ресурсное обеспечение
На протяжении длительного времени отсутствовало системное финансирование реализации государственной национальной политики на федеральном уровне. Основные расходы несли регионы. По данным мониторинга Минрегиона России, в 2006 г. на мероприятия, в той или иной степени затрагивающие межнациональные отношения, регионами было выделено около 320 млн. рублей (причем из этой суммы более трети – расходы на поддержку коренных малочисленных народов, составляющих 0,2% всего населения страны).

В связи с тем, что в первой половине 2007 г. в проекте федерального бюджета удалось выделить отдельную целевую статью расходов, из федерального бюджета на период 2008-2010 годы запланировано выделение на национальную политику 240 млн. руб. ежегодно. Из них: 80 млн. руб. будут ежегодно направляться на реализацию Комплекса первоочередных мер по проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира; около 13 млн. – на казачество (в рамках ведомственной целевой программы «Становление и развитие государственной службы российского казачества в 2008-2010 годах»).

Помимо 240 млн.руб., ежегодно будут выделяться 50,0 млн. руб. на этнокультурные мероприятия в рамках «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы», а также 9,3 млн. руб. на формирование толерантного отношения к мигрантам, в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Таким образом, общий объем запланированных финансовых средств на реализацию государственной национальной политики в 2008 г. составляет около 305 млн. руб. Сравнимые объемы финансовых средств запланированы ежегодно на 2009-2010 годы.


III. Основные выводы
Анализ достигнутых в первом полугодии 2007 г. результатов в сфере межнациональных отношений и защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств показывает, что в Российской Федерации в целом сформирована система механизмов реализации государственной национальной политики. Вместе с тем, необходимо продолжение работы по выстраиванию координации деятельности этих механизмов на всех уровнях власти.

Учитывая актуальность вопросов, связанных с осуществлением государственной национальной политики Российской Федерации, представляется целесообразным сосредоточить внимание на следующих направлениях:

- создание единой государственной системы раннего прогнозирования и предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений этнического и религиозно-политического экстремизма;

- совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти в части выполнения функции по контролю и надзору в сфере реализации государственной национальной политики и противодействия экстремизму;

- разработка показателей эффективности реализации государственной национальной политики (профилактики межнациональных конфликтов и этнического экстремизма, определения уровня межэтнической напряженности) в рамках системы показателей эффективности деятельности губернаторов, а также основных критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

- подготовка федеральными органами исполнительной власти совместно с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах предложений по совершенствованию федерального и регионального (местного) законодательства в сфере реализации государственной национальной политики;

- ежегодное выделение отдельной строкой в бюджетах всех уровней бюджетной системы Российской Федерации средств на реализацию государственной национальной политики;

- утверждение внесенных в Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации корректив;

- принятие рамочной федеральной целевой программы, предусматривающей осуществление эффективных мер по профилактике этнического и религиозного экстремизма;

- создание Федерального национально-культурного центра «Дом народов России» в целях укрепления межнационального согласия и профилактики этнического экстремизма через инновационные этнокультурные проекты и гражданские инициативы;

- оказание информационно-методического содействия органам исполнительной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления в ходе разработки и принятия региональных и муниципальных целевых программ этнокультурной направленности, в профилактике межэтнической напряженности и развитии социального партнерства.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconСправка об итогах мониторинга реализации государственной национальной...
Стратегическим нормативным актом в сфере межнациональных отношений на федеральном уровне является Концепция государственной национальной...
Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconПлан мероприятий по реализации государственной политики в области...
Разработка и принятие Закона Иркутской области «Об отходах производства и потребления на территории Иркутской области»
Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconВыступление Министра сельского хозяйства Ульяновской области А. В....
Выступление Министра сельского хозяйства Ульяновской области А. В. Чепухина «О предварительных итогах реализации Государственной...
Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconИнформация об исполнении Плана мероприятий по реализации Концепции...
Целью национальной политики в Республике Бурятия является обеспечение условий для реализации каждым гражданином своих прав и свобод,...
Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconОценка социально-экономического потенциала регионов как основа формирования...
Ой из ключевых проблем является наличие серьезных диспропорций социально экономического развития регионов. Возникает задача разработки...
Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconПриоритетами государственной политики, в том числе с приоритетами...
Цели, задачи и индикативные показатели деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области
Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconОтчет об исполнении в 2013 году Плана мероприятий по реализации в...
Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года
Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconРаспоряжение
О плане мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Астраханской...
Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconДоклад 2014 года дает возможность убедиться в последовательности...
Закона Приморского края от 13 августа 2013 года №243-кз «Об образовании в Приморском крае», решения Комитета Государственной Думы...
Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconУральский Государственный Экономический Университет, Г. Екатеринбург...
В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» 1 сформулированы...
Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconДоклад об итогах работы министерства промышленности, транспорта и...
Стратегией социально-экономического развития Астраханской области на период до 2020 года
Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconПояснительная записка главным стратегическим направлением в области...
Республики Беларусь, разработки и реализации социально-экономической политики государства, раскрывает способы эффективного использования...
Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconРеализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление
Татарстана. История реализации государственной молодежной политики в Татарстане – одна из страниц становления республики в новых...
Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconПояснительная записка (8-9 классы) в настоящее время вопросы обеспечения...
Ов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности,...
Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconЗакон Российской Федерации от 25 октября 1991 года №1807-1 «О языках...
Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также о результатах исполнения плана...
Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими iconДоклад председателя комитета Ивановской области по природопользованию...
Новской области по природопользованию, как исполнительный орган государственной власти Ивановской области, осуществляет управление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск