Скачать 1.35 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ) Кафедра административного, финансового и коммерческого права Одобрено учебно-методическим советом факультета АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО (Административный процесс) Учебно-методический комплекс для специальности 030501 Юриспруденция Москва 2009 Автор-составитель: Мелехин А.В., доктор юридических наук, профессор кафедры административного, финансового и коммерческого права Учебно-методический комплекс Административно-процессуальное право (Административный процесс) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 030501 «Юриспруденция» Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации (государственно -правовая специализация) и является обязательной для изучения. Рецензенты: Заведующий кафедрой административного, финансового и коммерческого права РГТЭУ, доктор юридических наук, профессор Селюков А.Д. Профессор кафедры административного и финансового права РГТЭУ, доктор юридических наук, профессор Шпаковский Ю.Г. © Российский государственный торгово-экономический университет, 2009 С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение . . . . . . . . . . . 4
дисциплины . . . . . . . . . . 7
деловых игр . . . . . . . . . . 15
дисциплины . . . . . . . . . . 53
процессу) . . . . . . . . . . 53 Приложение № 1 . . . . . . . . . 58 Приложение № 2 . . . . . . . . . 59 Приложение № 3 . . . . . . . . . 80 Введение Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Административно-процессуальное право» процессуальное право» (Административный процесс) разработан на основе материального и (в большей степени) процессуального законодательства, действующего в сфере государственного управления, а также ведомственных нормативных правовых актов. Комплекс включает основные вопросы, связанные с организацией, порядком и условиями осуществления государственного управления, деятельности исполнительной власти в межотраслевой, социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах. Его использование будет способствовать системному освоению знаний по курсу административного права, их закреплению, а также вырабатыванию навыков анализа, оценки и разрешения административно-правовых проблем в сфере государственного управления. Учебно-методический комплекс «Административно-процессуальное право» (Административный процесс) разработан с учётом квалификационных требований к выпускникам юридических вузов. Учебный курс имеет свою систему, представляющую определенную, логически завершенную и стройную последовательность изучения вопросов (тем) курса. Каждый из них посвящен изучению отдельных составных частей административного процесса. В процессе изучения учебного курса предполагается усвоение основных понятий (понятийный аппарат), без знания которых будет весьма затруднительно успешное освоение этой и других юридических дисциплин. В этой связи, необходимо уяснить, что понимается под административным процессуальным правом и ее составной частью, которой является административный процесс. Какими существенными признаками, позволяющими выделить ее в особый вид деятельности, он обладает. Особое внимание следует обратить на применяемые государством санкции и меры юридического воздействия. Студентам (слушателям) следует знать сущность и содержание таких понятий, как: производство по делам об административных правонарушениях; участники производства по делам об административных правонарушениях; предмет доказывания; доказательства; оценка доказательств; меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении; возбуждение дела об административном правонарушении; процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях; процедура пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях; порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях; порядок исполнения отдельных видов административных наказаний. 1. Цель, задачи и предмет дисциплины Административно-процессуальное право, наряду с конституционным, дисциплинарным, гражданско-правовым и уголовным процессами, является одним из видов процессуальной деятельности специально уполномоченных должностных лиц и органов государственной власти. Чаще всего оно изучается в рамках общего учебного курса «Административное право Российской Федерации». Административно-процессуальное право является практически сложившейся самостоятельной подотраслью российского права, находящейся в теснейшем взаимодействии с нормами административного права Российской Федерации. От эффективного применения административно-процессуальных норм в значительной мере зависят эффективность государственного управления, а также реальная возможность реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов. Систему административно-процессуального права следует рассматривать не только как подотрасль российского права и область юридической науки, но и как самостоятельную учебную дисциплину. Как подотрасль права она создает основу для урегулирования правовыми средствами конфликтов между личностью, обществом и государством. Главной задачей административного процесса является обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех субъектов административного права. Наука административно-процессуального права имеет целью исследование совокупности действия административно-процессуальных норм, административно-правовых категорий и практики применения административно-процессуальных норм. В этом смысле она играет роль необходимого источника знаний о правовом регулировании управленческой деятельности государства, о системе исполнительной власти и механизме ее реализации. Как самостоятельная наука и дисциплина, административно-процессуальное право сочетает в себе элементы многих отраслей знаний - теории государства и права, истории государства и права, конституционного (государственного) права и процесса, муниципального, трудового, финансового и других отраслей права, гражданского права и процесса, уголовного права и процесса. Это предопределяет их тесную взаимосвязь и взаимозависимость. В то же время учебная дисциплина «Административно-процессуальное право» (Административный процесс), столь тесно связанная с другими юридическими дисциплинами, имеет сугубо индивидуальные отличия, основные из которых заключаются в нестабильности, изменчивости ее предмета, постоянном обновлении, обогащении правового арсенала органов исполнительной власти. Цель дисциплины - сформировать у студентов целостное понимание назначения, содержания, закономерностей и особенностей правового регулирования управленческих процессов в современном государстве и обществе, умение ориентироваться в общей системе норм административно-процессуального права при решении конкретных практических задач. Задачи дисциплины:
Предмет изучения - общественные отношения, возникающие в ходе организации и реализации деятельности судебной и исполнительной власти в сфере государственного управления. Курс включает общую и особенную части. Общая часть - содержит характеристики основных разделов административно-процессуального права, соответствующих сущности его систематизации в современном виде. Особенная часть - отражает организацию государственного управления в административно-процессуальной форме в различных областях (раздел II КоАП РФ): административные правонарушения, посягающие на права граждан; административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; административные правонарушения в области охраны собственности; административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике; административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; административные правонарушения на транспорте; административные правонарушения в области дорожного движения; административные правонарушения в области связи и информации; административные правонарушения в области предпринимательской деятельности; административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил); административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти; административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; административные правонарушения против порядка управления; административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; административные правонарушения в области воинского учета. 2. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины «Административно-процессуальное право» (Административный процесс) В процессе организации образовательного процесса по освоению дисциплины «Административно-процессуальное право» (Административный процесс) используются следующие инновационные технологии: 1. Деловая игра («Административно-правовое принуждение») - инновационная технология, основанная на использовании метода имитации ситуаций, требующих в отношении субъектов административного права принятия управленческого решения, основанного на положениях действующего законодательства Российской Федерации и связанного с необходимостью применения ограничительных мер. Правила и сюжет игры задаются преподавателем в рамках текущего периода времени на основании действующего законодательства с использованием его основных параметров и условий. Игра применяется в образовательном процессе как средство активного освоения студентами состояния и развития процессов укрепления экономической безопасности в условиях рыночных отношений и направлена на развитие у них правовых навыков и способностей по принятию правильных правовых решений. Студенты получают возможность упорядочить знания развить практические навыки групповой работы (тема семинарского занятия № 3). 2. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и нескольких вариантов ответов, по каждому из которых студенту следует определить правильный. Данная форма проверки степени усвоения студентами содержания учебной дисциплины используется при проведении блиц-контроля по отдельным темам учебного курса, при проведении зачетов, а также в самостоятельной работе студентов. 3. Метод кейс-стади (case-study) – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач (темы семинарских занятий №№ 1-9). 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В процессе освоения дисциплины «Административно-процессуальное право» (Административный процесс) студент должен: а) иметь представление: о месте и роли административно-процессуального права в системе права Российской Федерации; об организации процессуальной деятельности государственного управления в Российской Федерации; о системе, структуре и компетенции судей, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; б) знать: субъекты административного права; механизм административно-правового регулирования; основные принципы организации и деятельности органов судебной и исполнительной власти в Российской Федерации; основные формы и методы деятельности органов судебной и исполнительной власти; содержание стадий административного процесса; виды административных производств; содержание и способы обеспечения законности в деятельности судебных органов и органов исполнительной власти; административно-правовое регулирование в различных сферах управления; в) уметь использовать: полученные познания в области деятельности органов исполнительной власти при решении конкретных дел, анализе отдельных административных норм; г) владеть: навыками выполнения административно-процессуальных действий, связанных с осуществлением деятельности органов исполнительной власти. Успешное изучение дисциплины возможно лишь при самостоятельной систематической работе студентов над источниками административно-процессуального права, учебной, научной и учебно-методической литературой, а также над анализом имеющейся судебной практики, связанной с разрешением административных споров. Учебный процесс включает лекционные, семинарские, тематические дискуссии и деловые игры, индивидуально-контрольные собеседования, консультации с преподавателем и проведение тестирования студентов. В ходе усвоения содержания дисциплины студентам необходимо использовать знания, полученные ими при изучении следующих дисциплин: теории права и государства, конституционного права и других отраслей системы российского права. 4. Объем дисциплины |
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 юриспруденция... Учебно-методический комплекс «Судебная экспертиза» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция... Учебно-методический комплекс «Конституционное правосудие в Российской Федерации» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс для специальности 030501 Юриспруденция... Учебно-методический комплекс «Международное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» Автор-составитель – О. Е. Васильев, преподаватель кафедры гражданского права и процесса ргтэу | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция»... Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс Для студентов специальности: 030501 юриспруденция Согласовано Учебно-методический комплекс «Таможенное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция» Для направления Учебно-методический комплекс «Муниципальное право России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс история политических и правовых учений... История политических и правовых учений : Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Тимошевская А. Д., Калининград, 2010 | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция»... Учебно-методический комплекс гражданское процессуальное право (гражданский процесс) составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –... | ||
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»... Уголовное право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция»... | Учебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» История криминалистики: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. А. Б. Ефремов. – Киров:... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» Нотариат: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – Юриспруденция / авт сост. Т. Е. Ложкина. – Киров: филиал ноу впо... | Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /... | ||
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Актуальные проблемы уголовного права: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 − «Юриспруденция», по специальности:... | Учебно методический комплекс по дисциплине «Право Европейского Союза»... |