Скачать 213.31 Kb.
|
ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет иностранных языков Кафедра немецкой филологии Учебно-методический комплекс ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА для специальности: 033200 – Иностранный язык (квалификация специалиста – учитель немецкого языка) Елабуга 2010 УДК 811.112.2’34ББК 81.432.4 - 1 C 34 Печатается по решению редакционно-издательского совета ЕГПУ от 23.09.2010 г. протокол №6 Рецензенты: Шакирова Р.Д., доктор филологических наук, профессор Гизатуллина А.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии ЕГПУ Сибгатуллина А.А. С 34 Практическая фонетика немецкого языка: учебно- методический комплекс / А.А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010. – 24 с. Обсужден и одобрен на заседании кафедры немецкой филологии «19» мая 2010 г, протокол № 9 Одобрен на УМС факультета «25» мая 2010 г. протокол № 4 Утвержден на УМС ЕГПУ «17» июня 2010 г. протокол 8 Предназначен для студентов специальности 033200 «Иностранный язык» УДК 811.112.2’34ББК 81.432.4 - 1 ЕГПУ, 2010 Содержание:
2. Рабочая программа дисциплины «Практическая фонетика» для специальности № 033200 – Иностранный язык (квалификация специалиста – учитель немецкого языка). 3. Перечень фонетических терминов, которыми должны владеть студенты, изучившие курс «Практическая фонетика». 4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 5. Примерные материалы для проведения промежуточных и итоговой аттестации. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника ДПП.Ф.08 Практический курс иностранного языка Иноязычная культура как содержание иноязычного образования. Фонетический материал, необходимый для коррекции и постановки правильного произношении и интонации. Грамматический материал, необходимый для формирования лингвистической компетенции обучаемых. Лексический материал, необходимый для проявления коммуникативной компетенции в наиболее распространённых ситуациях в официальной и неофициальной сферах. Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный). Практика устной и письменной речи. Практическая грамматика. Практическая фонетика. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА для специальности № 033200 – ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (квалификация специалиста – учитель немецкого языка) 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ:
ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:
Изучение практической фонетики немецкого языка способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Студент, изучивший дисциплину, должен ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
ВЛАДЕТЬ:
3. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
4.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Lautbestand der Sprache Der Sprechapparat. Die vorderen Vokale der hohen Zungenstellung. Die vorderen Vokale der mittleren Zungenstellung. Die vorderen Vokale der tiefen Zungenstellung. Die hinteren Vokale. Die Geräuschlaute, stimmhafte, stimmlose. Die Sonanten. Das Konsonantensystem der deutschen Sprache, die Besonderheiten der deutschen Konsonanten. Das System der Vokale, ihre Charakteristik und Besonderheiten. 2. Die Silbe. Arten der Silben. Die Silbentrennung. Die Betonung im Wort. Die graphische Bezeichnung der Länge und der Kürze der Vokale. 3. Die Intonation. Die Arten der Melodie. Die Gliederung der Sätze in Syntagmen in der Rede. Die Satzbetonung. Die Melodie der Aussagesätze. Die Melodie der Fragesätze. Die Melodie der Imperativ – Sätze. 4.3 ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ Не предусмотрен 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1 Рекомендуемая литература Основная 1. Бибин О.А. Введение в практическую фонетику немецкого языка. - Спб.: Издательство «Союз», 2001. 2. Бухаров В.М., Чайковская И.В., Канакова И.М. Практический курс немецкого языка для 1 курса факультетов и отделений иностранных языков. – М., 1993. 3. Зиндер Л.Р. Теоретический курс фонетики современного немецкого языка / Л.Р. Зиндер. - М.: ACADEMIA, 2003. 4. Нарустранг Е.В. Практическая фонетика немецкого языка: Учебное пособие. – СПб.: Союз, 2006. 5. Шишкова Л.В. и др. Вводный фонетический курс немецкого языка. – Ленинград: Просвещение, 1977. 6. Deutsche Aussprache. Cassetenkurs. – Nishnii Nowgorod, 1988. Дополнительная 1. Бибин О.А. Введение в практическую фонетику немецкого языка. – Санкт-Петербург: Союз, 2001. 2. Миллер Е.Н. Большой универсальный учебник немецкого языка. – Ульяновск: Изд-во СЧП «Язык и литература», 1997. 3. Уроева Р.М. Кузнецова О.Ф. Справочник по фонетике и грамматике немецкого языка. – М.: Высшая школа, 1985. 4. Цахер О.К. Фонетика немецкого языка — Оскар Кристианович Цахер. - Л.: Просвещение, 1969. 5. Popov A.A., Dianova N.D., Obnossov N.S. Praktisches Deutsch für Hochschüler. – M.; 1980 5.2 Средства обеспечения дисциплины Для обеспечения освоения дисциплины необходимо изучение соответствующих разделов рекомендуемых учебников, фонетических текстов. 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения дисциплины необходимы:
7. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ 7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
7.2 Примерный перечень вопросов к зачёту и экзамену:
7.3 Структура экзаменационного билета 1. Sprechen Sie zu einem phonetischen Thema. 2. Nennen Sie die Artikulation eines Konsonantenpaars und einer Paar (offen und geschlossen) von Vokalen. 3. Transkribieren Sie und intonieren Sie einen Satz. 4. Lesen Sie einen phonetischen Text vor. 5. Spielen Sie ein phonetisches Gespräch. 7.4 Примерная тематика рефератов и курсовых работ Не предусмотрена. 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Основой курса по практической фонетике на первом курсе является развитие навыков правильного оформления звучания речи, унификация знаний, навыков и умений по фонетике у студентов первого курса, которые приходят, как правило, с неоформленным произношением. Студенты получают основные сведения по общей фонетике и фонетике немецкого языка, а также некоторые методические рекомендации по постановке произношения отдельных звуков. Студенты выполняют разнообразные типы упражнений, сочетающие работу над произношением звуков и звукосочетаний в слове с систематической работой над интонацией. Студентам предлагаются также упражнения, вырабатывающие у студентов навыки правильного чтения транскрибированного текста, а также текста в орфографии. Студентам рекомендуется работать в фонолаборатории для отработки своего произношения, весь учебный материал записан на плёнку. 9. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ Не предусмотрена Словарь фонетических терминов, которыми должны владеть студенты, изучившие курс «Практическая фонетика» Absatz m – отступ fester A. – сильный отступ, loser A.– слабый отступ Anlauf m – начальный звук, начало Artikulation f – артикуляция Artikulationsart f - способ артикуляции Artikulationsstelle f - место артикуляции Assimilation f - ассимиляция progressive – прогрессивная regressive – регрессивная Atemdruck m – напор выдыхаемого воздуха Auslaut m – конечный звук, конец Behauchung f – придыхание Betonung f - ударение Hauptbetonung – главное ударение Nebenbetonung – второстепенное ударение Dauer f – длительность Diphthong m – дифтонг Einsatz m – приступ neuer (fester) E. – сильный приступ, leiser E. – мягкий приступ Enge f – щель Engereibelaut m – щелевой звук Gaumen m – нёбо harter G. – твёрдое нёбо; weicher G.– мягкое нёбо Gaumensegel n – нёбная занавеска Gemination f – геминация Geräusch n – шум Hauchlaut m – звук [h] Hindernis n – препятствие Intonation f - интонация Kehlkopf m – гортань Konsonant m – согласный; stimmhafter K. – звонкий согласный stimmloser K. – глухой согласный Lippen f – губы Luftstrom m – поток воздуха Melodie f – мелодия terminale M. – мелодия законченности progrediente M. – мелодия незаконченности interrogative M. –вопросительная мелодия Nachlauf m – затакт Palatalisierung f – палатализация, смягчение Pause f – пауза abschließende P.– пауза законченности verbindende P.– пауза соединяющая Qualität f – качество Rachen m – зев Silbe f – слог offene S. – открытый слог geschlossene S.– закрытый слог Spannung f – напряжение Sprechapparat m - речевой аппарат Stimmbänder pl – голосовые связки Verschluß m – смычка Verschlußengelaut m – смычно-щелевой звук Verschlußöffnungslaut m - смычно – проходной Verschlußsprengelaut m – смычно-взрывной Vokal m – гласный weiter (offener) V. – широкий гласный enger (geschlossener) V. – узкий гласный Zäpfchen n - маленький язычок Zunge f – язык Zungenspitze f - кончик языка Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Основная самостоятельная работа студентов по практической фонетике должна проводиться в фонолаборатории. Упражнения на самостоятельную работу можно условно разделить на две группы: упражнения в слушании с целью формирования слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков говорения и упражнения в слушании ради понимания, то есть аудирование различных фонетических текстов. Первые упражнения – это вводный фонетический курс. Студенты должны ежедневно не менее двух часов самостоятельно работать в фонолаборатории. Упражнения на аудирование фонетических текстов направлены не только на правильное произношение, но и на получении информации из текста с целью последующего обсуждения данной информации на уроке. Тексты для аудирования должны быть типичными для устной речи. Они строятся на изученном языковом материале и могут содержать некоторое количество незнакомой лексики. Небольшое количество незнакомого материала стимулирует развитие языковой догадки. Тексты для начинающих (1 курс) должны быть фабульными, с четко выраженной смысловой связью отдельных частей и длительностью звучания не больше 0,5 - 1 минуты. (Мы предлагаем тексты аудиокурса Deutsche Aussprache. Cassetenkurs. – Nishnii Nowgorod, 1988). Студенты, обучающиеся по заочной форме, большую часть работы должны проводить самостоятельно. При изучении материала следует руководствоваться программой и методическими указаниями к выполнению контрольных работ. Программа указывает, что должен изучить студент, а методические указания разъясняют, как надо изучать материал и выполнять контрольные работы. Некоторые методические указания содержат определенную дозу теоретической и практической информации, однако, они не могут заменить собой учебник по дисциплине. Все тексты и упражнения первого полугодия обучения записаны в фонолаборатории, необходимо прорабатывать эти тексты фонетически и интонационно. Студентам заочного отделения рекомендуется отрабатывать тексты самостоятельно с использованием фонозаписей. Примерные материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации. Вариант контрольной работы для контроля I. Beantworten Sie die Fragen!
II. Transkribieren Sie die Wörter: nach, Hering, Fabel, Kirche, Stock, dicht, Lehrer, Schachtel, Bett, Tür, stehlen, Anfang III. Schreiben Sie auf Deutsche Интонация, нижняя граница диапазона голоса, мелодика, акцентная группа, ритм, направление голоса, затакт, главный ударный слог. IV. Hören Sie den Text,
Wer redet schon vom Ä Eines Tages beschloss das Ä fortzugehen, weil es an jedem Orte vom E verdrängt wurde. Es glaubte, keiner nähme es mehr ernst. Schon redeten nicht wenige davon, dass die Tage des Ä nun gezählt seien. Aber welch Erschrecken: die Krähe guckte ganz ängstlich, die kleinen Häschen versteckten sich, die Bären brüllten ärgerlich. Sogar die Ähren auf dem Feld schämten sich und meinten, man nähme ihnen alle Ehre. Und der Konjunktiv erst, er wollte sogleich mit dem Ä mitgehen. Es gab sogar Tränen. Erst ein kleines Mädchen erreichte, dass es dem Ä wieder wärmer ums Herz wurde. Es lächelte nämlich. Примерные варианты тестовых работ по фонетике немецкого языка для промежуточного контроля Begriff der Betonung. 1. Unter der Wortbetonung versteht man
2. Die deutsche Betonung entsteht durch...
3. Die Wortbetonung ...
4. Das deutsche Wort hat meistens ...
5. Zusammengesetzte Wörter können ...
6. Die stärkste Betonung im Wort nennt man ...
7. Die Nebenbetonung ist...
8. Die rhythmische Betonung ist...
9. Die Hauptbetonung bezeichnet man ...
10. Die Nebenbetonung bezeichnet man ...
11. Die rhythmische Betonung bezeichnet man ...
Intonation 1. Unter der Intonation versteht man...
2. Welche Komponenten gehören zu der Intonation? Markieren Sie!
3. Syntagmen sind...
4. Die Pausen zwischen den Syntagmen ...
5. Das Hervorheben der inhaltlich wichtigen Wörter im Satz nennt man...
6. Die am schwersten betonte Silbe im Wort heißt...
7. Die stärkste Betonung im Satz fällt gewöhnlich ...
8. Die Akzentgruppe besteht aus...
allen betonten Silben im Satz. TEST IN PHONETIK (итоговый – 2 семестр) Thema 1: Nennen Sie die Art der Silben:
2.leh
a. geschlossen b. offen c. positionsgeschlossen d. halboffen
Thema 2: Nennen Sie die richtig betonte Silbe: 16. a. Be- (woh)- nen b. (be)wohnen c. bewoh(nen) d. (be)woh(nen) 17. a. (ge)künstelt b. ge(küns)telt c. geküns(telt)
18.
19. a. (kon)jugieren b. kon(ju)gieren c. konju(gie)ren d. konjugie(ren) 20.
21.
22.
23.
24. a. (Ur)aufführung b. Ur(auf)führung c. Urauf(füh)rung
25. a. (un)abhängig b. un(ab)hängig c. unabhäng(ig) d. unab(häng)ig 26. a. (un)möglich! b. un(mög)lich! c. unmög(lich)!
27. a. (un)sterblich b. un(sterb)lich c. unsterb(lich) d. (un)sterb(lich) 28.
29. a. As(pi)rant b. (As)pirant c. Aspi(rant)
30.
31.
32. a.(E)poche b. E(po)che c. Epo(che) d. E(po)(che) 33. a. (Ka)pitel b. Ka(pi)tel c. Kapi(tel) d. (Ka)pi(tel) 34. a. (Po)litik b. Po(li)tik c. Poli(tik) d. (Po)li(tik) 35.
36.
37.
a. Him(bee)ren b. (Him)beeren c. Himbee(ren) d. (Him)bee(ren) 39. a. (D)AAD b. D(A)AD c. DA(A)D d. DAA(D) 40. a. Goethe – (Schiller) – Denkmal b. (Goethe) – Schiller – Denkmal c. Goethe - Schiller – (Denkmal) d.(Goethe) – (Schiller ) – Denkmal 41.
42. a. (Stadt)rundfahrt b. Stadtrund(fahrt) c. Stadt(rund)fahrt
a. (Auto)waschanlage b. Auto(wasch)anlage c. Autowasch(an)lage d. Autowaschan(lage) 44.
45.
Thema 3: Nennen Sie das stark betonte Wort im Satz: a. (Vor) dem Haus stand ein Auto. b. Vor dem (Haus) stand ein Auto. c. Vor dem Haus (stand) ein Auto. d. Vor dem Haus stand ein (Auto). 47. a. Das Kind saß auf der (Bank). b. Das (Kind) saß auf der Bank. c. Das Kind (saß) auf der Bank. d. Das Kind saß (auf) der Bank. 48.
a. (Ich) habe ihn dort gesehen. b. Ich (habe) ihn dort gesehen. c. Ich habe ihn (dort) gesehen.
50.
Thema 3. Nennen Sie den Satz, der richtig in Syntagmen geteilt ist: 51.
52.
53.
a. Maschinen aus München/ werden in viele Länder exportiert. b. Maschinen/ aus München werden in viele Länder exportiert. c. Maschinen aus München werden/ in viele Länder exportiert.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Подписано в печать 10.09.2010. Формат 60 90 1/16 Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Типография ЕГПУ Лицензия № 0317 от 20.10.2000. 423630, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 89 |
Учебно-методический комплекс практическая грамматика для специальности:... С 34 Практическая грамматика немецкого языка: учебно методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 20... | Учебно-методический комплекс Практическая грамматика Третий год обучения... Садриева Г. А., старший преподаватель кафедры иностранных языков нгпи, кандидат филологических наук | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Практический курс немецкого... Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный).... | Учебно-методический комплекс сравнительная типология немецкого и... С34 Сравнительная типология немецкого и русского языков: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу,... | ||
Учебно-методический комплекс Практика устной и письменной речи Третий... Садриева Г. А., старший преподаватель кафедры иностранных языков нгпи, кандидат филологических наук | Рабочая программа по курсу «Практика устной и письменной речи» для... Иностранный язык с дополнительной специальностью (квалификация специалиста – учитель немецкого и английского языков) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Языкознание» Заочное... Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История языка» для специальности... Основные этапы исторического развития изучаемого языка. Становление национального литературного языка в связи со становлением нации.... | ||
Учебно-методический комплекс лингводидактические основы компьютеризации... С 34 Лингводидактические основы компьютеризации : учебно методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010.... | Учебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному... Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка» для студентов заочной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык с дополнительной специальностью (квалификация специалиста – учитель английского и немецкого языков) | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности 080502 «Экономика... Учебно-методический комплекс «Деловой иностранный язык (Испанский язык)» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050100. 62... Одобрено учебно-методическим советом (методической комиссией) специальности «Иностранный язык» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов заочной формы обучения по специальности... | Учебно-методический комплекс по дисциплине "История науки" для специальности... Изучение истории языкознания представляется особенно значимым, поскольку история науки о языке тесно связана с общим развитием культуры,... |