Скачать 285.29 Kb.
|
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 6 класс Нормативная база
Цели и задачи изучения предмета Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Стандарт предполагает воспитание школьника – гражданина и патриота России, формирование любви и уважения к русскому языку как родному и как государственному, языку межнационального общения; развитие духовного мира школьника, его национального самосознания. В процессе обучения русскому языку происходит формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Таким образом, русский (родной) язык выполняет определяющую роль в формировании и совершенствовании общеучебных умений и навыков, в основе которых - речемыслительные способности, на которых базируются все виды речевой деятельности. Цели изучения предмета. Курс русского языка направлен на продолжение работы по достижению следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Основные задачи изучения предмета.
Обоснование выбора количества часов по годам обучения и разделам (темам) программы Согласно областному базисному учебному плану, предусматривается обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе в объеме 210 часов. Учебный план МАОУ СОШ № 46 предполагает 210 часов изучения русского языка в 6 классе. Данная рабочая программа включает в себя тематическое планирование, рассчитанное на 6 часа в неделю, которые распределены следующим образом. Учебно-тематический план
Национально-региональный компонент (НРК) В соответствии с ОБУП на изучение регионального содержания языкового образования отводится 10% учебного времени в год. Реализация регионального компонента языкового образования в Челябинской области предполагает широкий спектр направлений, осуществляемых в следующих целях:
Для реализации НРК выбрано коммуникативное направление (См. инструктивно-методическое письмо «О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году». Под редакцией Т.В.Соловьевой). Национально-региональный компонент представлен курсом «Русская словесность» (Альбеткова Р.И.Русская словесность. 6 кл.: учебное пособие.- М.: Дрофа, 2009г) и реализуется дисперсно в рамках учебной программы в соответствии с рекомендациями ОБУП. Курс позволяет знакомить учащихся со всеми признаками текста, его особенностями. При работе над текстом активизируется пассивный словарь ученика, в речь входят новые слова, над которыми проводится лексическая работа в классе. Для уроков НРК берутся темы, связанные как с изучением языка, так и с развитием речи. Так как в школе изучается в основном русский литературный язык, то наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. Суть деятельности ученика – уяснить содержание, смысл текста, выделять главное и второстепенное, составлять план, оценивать стилистические признаки текста. В ходе работы проверяются грамматические умения и навыки. Анализируя текст, учащиеся приобретают важные общеучебные умения и навыки, которые связаны с коммуникативными умениями и навыками, что необходимо для подготовки к экзаменам за курс основной и средней школы.
Учебно-методический комплекс Рабочая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Формирование учебно-методического комплекса образовательного учреждения по русскому языку проводится в соответствии с федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации о «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год». Для реализации целей и задач рабочей программы выбран следующий учебно-методический комплекс:
При выборе образовательной программы и УМК учитывалось соответствие данного комплекса требованиям примерной программы и федерального стандарта общего образования и возрастным и психологическим особенностям учащихся. Программно – методический комплекс по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией академика, доктора филологических наук Н.М. Шанского соотнесен с содержанием государственной итоговой аттестации в 9 кл.; отличается завершенностью предметной линии; обеспечен учебниками и дидактическими пособиями для учащихся; по результатам государственной (итоговой) аттестации отличается эффективностью. УМК ориентирован на совершенствование функциональной грамотности, навыков свободного владения всеми видами речевой деятельности. Кроме того, содержание учебного материала отражает идеологию стандарта нового поколения, а именно: развитие коммуникативных, интеллектуальных, информационных умений и навыков, способствующих формированию сознательного отношения школьников к языку как духовной, нравственной и культурной ценности. Программа реализует деятельностно-системный подход к поэтапному освоению базовых лингвистических знаний и развитию речемыслительных умений и навыков. Авторская программа реализует деятельностно-системный подход к поэтапному освоению базовых лингвистических знаний и развитию речемыслительных умений и навыков. Содержание тем курса русского языка Практическая часть программы в рамках учебного курса (обучающие сочинения, изложения) – 30 Контрольных диктантов - 10 Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Планирование предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в нём отводится повторению. Для повторения в начале и конце года выделяются отдельные часы, в течение года повторение учитывает конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в начальной школе и 5 - 6 классах, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. 1.Русский язык – один из развитых языков мира 2.Повторение пройденного в 5 классе 3.Лексика и фразеология. Культура речи 4.Словообразование и орфография. Культура речи 5.Морфология. Имя существительное. Культура речи 6.Имя прилагательное 7.Имя числительное 8.Местоимение 9.Глагол 10.Повторение пройденного в 6 классе Культура речи Повторение в начале года. I.Повторение основных знаний по фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, основных стилей и признаков текста II. Умение правильно определять тип и стиль текста, грамотно писать III. Написание заявления Лексика и фразеология. Культура речи I. Изучение разных видов лексических единиц. Устойчивые выражения. II. Умение правильно использовать в речи лексические единицы. фразеологические обороты III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Словообразование и орфография. Культура речи 1.Основные способы образования слов в русском языке. Правописание приставок и чередование гласных в корнях. II. Умение составлять устное выступление, используя различные источники информации. III. Реферат на тему : «О происхождении слов» Морфология. Имя существительное. I.Признаки имени существительного. Синтаксическая роль . Разносклоняемые существительные. Несклоняемые . Существительные общего рода. Правописание суффиксов и окончаний существительного. Употребление существительных в текстах различных типов. II.Умение правильно употреблять имена существительные в речи . III. Устное выступление на тему: « Происхождение имен» Имя прилагательное. I. Основные морфологические признаки прилагательного. Синтаксическая роль в предложении. Степени сравнения. Разряды прилагательных. Правописание суффиксов, окончаний прилагательных. II. Грамотное письмо и речь. Умение использовать прилагательные в речи III. Реферат и презентация « О произведениях народного промысла» Имя числительное. I. Морфологические признаки и синтаксическая роль числительного в предложении, Разряды числительных. Склонение числительных. II. Грамотное письмо и речь. Умение использовать числительные в речи III. Написание статьи в школьную газету на тему «Берегите природу!» (Озера Урала) Местоимение I.Морфологические признаки и синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Правописание местоимений II. Грамотное письмо и речь. Умение использовать местоимений в речи III.Написание небольших текстов- рассказов Глагол I.Морфологические признаки и синтаксическая роль глагола в предложении. Наклонения. Возвратность. Переходность и непереходность. Безличные глаголы. Правописание глаголов. II. Умение грамотно писать и правильно употреблять в речи . III. Написание доклада на лингвистическую тему. Повторение в конце года. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы. Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику). Контрольно-измерительные материалы В процессе изучения систематического курса морфологии школьники должны усвоить в объеме программы теоретические сведения о морфологии, овладеть умением анализировать и употреблять их с точки зрения уместности и коммуникативной целесообразности, приобрести прочные орфографические навыки. Параллельно с вышеизложенным отрабатываются и приобретенные навыки по другим разделам языка: орфографии, словообразованию, синтаксису. Контрольно-измерительные материалы представляют собой: Диктанты с грамматическим заданием к каждой изученной теме, которые позволяют проверить ЗУН учащихся и дают возможность учителю в последующем правильно составить и провести коррекционную работу. Контрольные тесты открытого типа, предназначены для итогового контроля темы или раздела. В тесты отобраны наиболее значимые и необходимые для практического овладения языком вопросы. В соответствии с коммуникативной направленностью школьного курса русского языка включены вопросы по культуре речи. Комплексный анализ текста представляет собой содержание теоретического материала и практической части (текста и упражнений) Изложения различных видов: сжатое, выборочное, с изменением лица. Сочинения в разных жанрах позволят учащимся овладеть навыками связной и грамотной письменной речью, определенными лексическими и грамматическими особенностями написания текста.
В качестве контрольных диктантов после изучения разделов взяты тексты, предложенные в методических пособиях
|
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (7 класс) Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы... | Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы... | Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Русский язык»,9 класс Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5 – 9 классов... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 6 класс М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации,... | Рабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников... | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс (общеобразовательный уровень) | ||
Пояснительная записка к рабочей программе Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе авторской программы для 5- 9 кл.: Ладыженской Т. А. Баранова... | Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 10 а... Министерства образования и науки РФ от 31. 03. 2014 г. №253 Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию... | ||
Пояснительная записка 5 класс рабочая программа по русскому языку... РФ. Обучение ведётся по учебнику: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова «Русский язык. 5 класс» М., 2013 г./ Научный... | Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку Это специальные цели его преподавания. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной... | ||
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) составлена на основе... Пояснительная записка к рабочей программе 4- класса мбоу хансверская оош бавлинского муниципального района рт на 2012-2013 учебный... | Рабочая программа по русскому языку 5 класс пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | ||
Куликовой Лидии Алексеевны, по русскому языку в 5 классе, базовый... М. М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П. А. Леканта, рекомендованного Министерством образования и науки Российской... | Пояснительная записка для основного общего образования (Базовый уровень)... ... |