МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА»
Специальность 220501.65 – Управление качеством
специализации – Управление качеством в производственно-технологических системах
Форма подготовки (очная)
Инженерная школа ДВФУ
Кафедра Инноватики, качества, стандартизации и сертификации
курс 4.семестр 7.
Лекции 34.
практические занятия 17
семинарские занятия не предусмотрено .
лабораторные работы 17.
консультации
всего часов аудиторной нагрузки 68
самостоятельная работа 76
реферативные работы не предусмотрено .
контрольные работы не предусмотрено.
зачет .семестр
экзамен 7семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 №686 Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры Инноватики, качества, стандартизации и сертификации № 1 от «__25__» __апреля____20_13__ г.
Заведующая кафедрой: Т.Ю. Шкарина
Составитель (ли):к.т.н., доцент Груздев В.В.
Содержание УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ 1
Содержание 2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) 3
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИТИЧЕСКОГО КУРСА(17ЧАСОВ) 10
Раздел 1. Качество как объект управления(3часа) 10
10
Раздел 2. Развитие системного подхода к управлению качеством продукции(3часа) 11
Раздел 3. Семейство международных стандартов ИСО 9000(13часов) 12
Раздел 4. Основные принципы управления(12часов) 13
Раздел 5. Практические модели управления качеством в развитии общего менеджмента предприятия(12часов) 13
4 15
Журналы 15
4 17
Журналы 17
Журналы 17
Журналы 18
Журналы 18
Журналы 18
Журналы 19
Журналы 19
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ИНЖЕНЕРНАЯ ШколА ДВФУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) «ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА»
Специальность 220501.65 – Управление качеством
специализации – Управление качеством в производственно-технологических системах
Форма подготовки (очная)
Инженерная школа
Кафедра Инноватики, качества, стандартизации и сертификации
курс 4.семестр 7.
Лекции 34.
практические занятия 17
семинарские занятия не предусмотрено .
лабораторные работы 17.
консультации
всего часов аудиторной нагрузки 144
самостоятельная работа 76
реферативные работы не предусмотрено .
контрольные работы не предусмотрено.
зачет .семестр
экзамен 7семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 №686 Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Инноватики, качества, стандартизации и сертификации № 1 от «_10_» _сентября__2012 г.
Заведующая кафедрой: Т.Ю. Шкарина
Составитель (ли):к.т.н., доцент Груздев В.В.
Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20___г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
1. Цели и задачи изучения дисциплины Целью изучения учебной дисциплины «Основы обеспечения качества» является теоретическая подготовка студентов к практической деятельности, связанной с созданием, внедрением и актуализацией системы качества на конкретном предприятии на основе требований стандартов ИСО 9000.
Задачи дисциплины:
осмысление философии качества, изучение философского, технико-экономического и юридического подхода к обеспечению качества;
приобретение навыков решения практических задач и выполнение процедур по реализации требований международных стандартов ИСО 9000 при отработке элементов внутренней системы качества и внедрение их моделей через процессы;
изучение и использование комплексного подхода в обеспечении качества;
закрепление навыков работы в команде при решении практических задач по улучшению качества деятельности предприятия.
2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета Дисциплина «Основы обеспечения качества» включена в состав федерального компонента цикла ОПД – Общепрофессиональные дисциплины – ОПД.Ф.14
Требования к обязательному минимуму содержания ООП по дисциплине– ОПД.Ф.14 (п..4 ГОС ВПО).
Объем 136 часа.
Семейство международных стандартов ИСО 9000. Роль их в обеспечении качества, тенденция их совершенствования. Философский, технико-экономический и юридический подход к обеспечению качества. Роль контроля качества в обеспечении качества продукции и систем качества. Системы и системный подход к обеспечению качества, ИСО 9000-1. Четыре аспекта качества и их реализация. Роль процессов в обеспечении качества. ИСО 9004. Обработка элементов внутренней системы качества и внедрение их моделей через процессы. Комплексный подход в обеспечении качества. Механизмы комплексного подхода.
Освоение дисциплины направлено на выполнение следующих требований к профессиональной подготовленности выпускника (п.7.1.)
знать и быть приверженным принципам всеобщего управления качеством;
уметь на основе всеобщего управления качеством сформулировать перспективную политику развития организации и разработать систему ее реализации;
уметь выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат;
уметь проводить корректирующие и превентивные мероприятия, направленные на улучшение качества;
уметь делать обоснованные, доказательные выводы;
уметь осуществлять деятельность в кооперации с коллегами, находить компромиссы при совместной деятельности;
уметь развивать партнерство в процессе улучшения качества, то есть налаживать в этой области отношения с потребителями и поставщиками.
Основой для изучения дисциплины «Основы обеспечения качества» являются дисциплины ООП: «Менеджмент и маркетинг».
Освоение дисциплины осуществляется параллельно и тесно связано с изучением дисциплин: «Средства и методы управления качеством», «Управление процессами».
Развитие теоретических вопросов дисциплины осуществляется посредством освоения дисциплин: «Всеобщее управление качеством», «Аудит качества», «Системы управления качеством при производстве пищевых продуктов и непродовольственных товаров», «Сертификация систем качества».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:
состав и содержание основных версий стандартов ИСО 9000;
вопросы взаимосвязи задач обеспечения качества с задачами бизнеса и интересами общества;
основы комплексного подхода к обеспечению качеством;
основы системного подхода к управлению качеством;
технико-экономические и юридические аспекты качества;
перспективы и проблемы развития стандартов ИСО 9000.
В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:
ориентироваться в разных версиях стандартов ИСО 9000;
обрабатывать элементы внутренней системы качества на основе требований стандартов ИСО 9000;
разрабатывать программу контроля качества продукции;
моделировать различные структуры управления на основе поставленных задач;
составлять обоснованные аналитические доклады для руководства предприятия по созданию системы менеджмента качества;
идентифицировать основные процессы деятельности предприятия;
выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат, связанных с качеством;
проводить работу с персоналом предприятия как внутренним потребителем, изучать его требования и удовлетворенность;
организовать командную работу на предприятии по решению проблем качества процессов всех видов деятельности;
информировать руководство и персонал предприятия о перспективных направлениях и методах работы в области менеджмента качества в стране и за рубежом.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144часа. №
| Раздел
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра) Форма
промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Самостоятельная работа
| Р 1. Качество как объект управления. Философский, технико-экономический и юридический подход к обеспечению качества
|
| Т 1.1. Философия качества
| 7
| 1
| 1
|
|
| 7
| Конспект лекций
|
| Т 1.2. Технико-экономический и юридический подход к обеспечению качества
| 1-3
| 2
| 4
|
| 6
| Решение ситуационных задач, разбор кейсов
| Р 2. Развитие системного подхода к управлению качеством.
|
| Т 2.1 Системный подход к управлению качеством продукции на отечественных предприятиях
| 7
| 3-4
| 2
| 2
|
| 6
| Презентация Power Point с докладом на заданную тему
|
| Т 2.2. Системный подход к управлению качеством продукции на зарубежных предприятиях
| 5
| 1
| 2
|
| 6
| Презентация Power Point с докладом на заданную тему
| Р.3. Семейство международных стандартов ИСО 9000
|
| Т 3.1. Роль семейства стандартов ИСО 9000 в обеспечении качества и тенденции их совершенствования
| 7
| 5
| 1
|
|
| 6
| Конспект лекций
|
| Т 3.2. Структура и особенности стандартов ИСО 9000 версии 94 года
| 6-7
| 2
|
|
| 6
| Решение ситуационных задач, разбор кейсов
|
| Т 3.3. Структура и особенности стандартов ИСО 9000 версии 2000 года
| 8-11
| 10
| 10
|
| 15
| Решение ситуационных задач, разбор кейсов
| Р 4. Основные принципы управления
|
| Т 4.1. Основные методы и функции управления
| 7
| 12
| 1
| 4
|
| 16
| Решение ситуационных задач, разбор кейсов
|
| Т 4.2. Структуры управления
| 7
| 13-14
| 3
| 4
|
| 15
| Решение ситуационных задач, разбор кейсов
|
| Т 4.3. Системный подход к управлению качеством
| 15
| 1
| 4
|
| 15
| Решение ситуационных задач, разбор кейсов
| Р 5. Практические модели управления качеством в развитии общего менеджмента предприятия
|
| Т 5.1. Механизмы комплексного подхода к управлению качеством
| 7
| 16
| 1
| 4
|
| 16
| Конспект лекций
|
| Т 5.2. Практические модели комплексного подхода к управлению качеством в развитии общего менеджмента предприятия
| 16-17
| 1
| 8
|
| 16
| Решение ситуационных задач, разбор кейсов
|
| ИТОГО
|
|
| 17
| 34
| -
| 93
| экзамен
| |