МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ»
Направление подготовки
030900 – Юриспруденция Наименование магистерской программы
030920 – Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности
030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений
030922 – Гражданское право Степень выпускника
МАГИСТР
Ижевск 2012
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины Сравнительное правоведение является овладение студентами способности выявление общих закономерностей развития правовых явлений и институтов на основе сравнения различных правовых систем.
Задачи освоения дисциплины:
овладение сравнительно-правовым методом, навыками его использования для решения научных и практических задач;
исследование глобальных закономерностей и тенденций развития права с разграничением общего и особенного, случайного и закономерного в праве;
способствовать сближению и унификации законодательства различных государств;
формирование теоретических и практических предложений по совершенствованию национальной правовой права на основе изучения правового опыта зарубежных государств.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП МАГИСТРАТУРЫ Курс входит в Общенаучный цикл; базовая часть.
ООП М2.Б.03 магистратуры
Курс адресован студентам магистратуры 2 курса направления 030920 – Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности; 030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений; 030922 – Гражданское право
Курс «Сравнительное правоведение» является дисциплиной направления «Юриспруденция». Без сравнительного правоведения невозможно представить развитие юридической науки. Результаты сравнительно-правовых исследований используют в правотворческой деятельности при разработке проектов новых правовых предписаний, а также в правоприменительной деятельности. Для сравнительного правоведения интерес представляют изучение различий в праве, правопорядках двух и более государств, определение их точного содержания и причины их специфики. Кроме того, разработке международных договоров также предшествуют сравнительно-правовые исследования. Необходимо иметь в виду, что при изучении курса следует использовать знания, полученные по другим общественным и особенно отраслевым юридическим предметам.
В системе подготовки юристов курс служит не только расширению общего кругозора студента, развитию его мировоззрения, но и формированию правосознания, воспитанию правовой культуры.
Целями курса являются освоение обучающимися понятийного и категориального аппарата, выработанного сравнительным правоведением; изучение особенностей правовых систем современных государств; формирование
научного профессионального юридического мировоззрения.
Овладение базовыми вопросами сравнительного правоведения является необходимым условием профессиональной подготовки обучающихся к их дальнейшей научно-исследовательской, правоприменительной или правотворческой, а также иной деятельности.
Институционализация сравнительно-правовых исследований приведшая к обособлению сравнительного правоведения от истории права, теории и философии права, позволяет студенту на основе сравнительно-правового метода проанализировать и систематизировать знания касающиеся элементов различных правовых систем, что в последствии окажет помощь в изучении и более глубоком уяснении как научных отраслевых дисциплин (гражданское, уголовное, трудовое право), так дисциплин международно-правового профиля (международное право, право Европейского союза, международное частное право). Сравнительное правоведение является своего рода связующим звеном позволяющим на основе сравнительного метода проанализировать особенности и эффективность реализации норм права как различной отраслевой, так и национальной принадлежности.
В результате изучения сравнительного правоведения:
1) обучающийся должен знать:
основные этапы становления и развития сравнительного правоведения (в качестве вспомогательной, юридической науки);
объект сравнительного правоведения, аспекты взаимодействия сравнительного правоведения и социологии права, сравнительного правоведения и философии права, сравнительного правоведения и истории права;
научную, практическую ценность, значимость сравнительного правоведения для развития отечественной науки, для правотворческой и правоприменительной деятельности (как национального, так и международного уровней);
современные проблемы и тенденции развития сравнительного правоведения;
2) обучающийся должен уметь:
владеть понятийным аппаратом сравнительного правоведения;
применять полученные знания о различиях правовых систем государств в ходе собственной научно-исследовательской работы;
анализировать и соотносить друг с другом юридические нормы различной системной и национальной (государственной) принадлежности;
объяснять актуальность и важность изучения сравнительного правоведения, как для совершенствования профессиональной подготовки юристов, так и для развития правовой культуры и правового воспитания личности;
3) обучающийся должен иметь навыки:
самостоятельной постановки локальной исследовательской проблемы в области сравнительного правоведения;
работы, как с теоретическими источниками, так и нормативными, правоприменительными материалами;
анализа, осмысления, своевременной обработки и оформления полученных результатов творческих изысканий, проводимых в ходе изучения учебного курса.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-5 компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
ПК-7 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
ПК-11 способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права;
ПК-12 способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;
ПК-13 способностью управлять самостоятельной работой обучающихся. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать основные этапы становления и развития сравнительного правоведения (в качестве вспомогательной, юридической науки); объект сравнительного правоведения, аспекты взаимодействия сравнительного правоведения и социологии права, сравнительного правоведения и философии права, сравнительного правоведения и истории права; научную, практическую ценность, значимость сравнительного правоведения для развития отечественной науки, для правотворческой и правоприменительной деятельности (как национального, так и международного уровней); современные проблемы и тенденции развития сравнительного правоведения.
Уметь владеть понятийным аппаратом сравнительного правоведения; применять полученные знания о различиях правовых систем государств в ходе собственной научно-исследовательской работы; анализировать и соотносить друг с другом юридические нормы различной системной и национальной (государственной) принадлежности;
объяснять актуальность и важность изучения сравнительного правоведения, как для совершенствования профессиональной подготовки юристов, так и для развития правовой культуры и правового воспитания личности;
Владеть навыками самостоятельной постановки локальной исследовательской проблемы в области сравнительного правоведения; работы, как с теоретическими источниками, так и нормативными, правоприменительными материалами; анализа, осмысления, своевременной обработки и оформления полученных результатов творческих изысканий, проводимых в ходе изучения учебного курса.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, СООТНОШЕНИЕ ТЕМ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа)
Форма обучения – очная. Количество семестров – 1. Форма контроля – зачет.
№
п/п
| Разделы, темы дисциплины
| Виды учебной работы
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Формируемые
компетенции (код)
| Всего компетенций
| Л.
| Пр.
| С.
р.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
| Семестр 1
| 1.
| Понятие сравнительного правоведения
| -
| 2
| 4
| Опрос, Тестирование, Научная дискуссия по теме,
| ОК-1
| ОК-3
| ОК-5
| ПК-11
| ПК-13
|
| 5
| 2.
| История развития сравнительного правоведения
| -
| -
| 4
| Анализ научной литературы
| ОК-1
| ПК-7
| ПК-13
| ОК-5
|
|
| 4
| 3
| Правовые системы: понятие, структура
| 2
| 2
| 4
| Контрольная работа
| ОК-1
| ПК-13
| ПК-7
| ПК-11
|
|
| 4
| 4.
| Англо-американская правовая семья (правовая семья общего права).
| -
| 2
| 4
| Научная дискуссия по теме,
Опрос, Тестирование, Дебаты
| ОК-1
| ОК-3
| ОК-5
| ПК-2
| ПК-7
| ПК-13
| 6
| 5.
| Романо-германская правовая семья
| -
| 2
| 4
| Научная дискуссия по теме,
Опрос, Тестирование, Подготовка презентации
| ОК-1
| ПК-2
| ОК-3
| ОК-5
| ПК-7
| ПК-13
| 6
| 6.
| Вопросы права в государствах Латинской Америки
| -
| 2
| 4
| Научная дискуссия по теме,
Опрос, Тестирование, Подготовка презентации
| ОК-1
| ПК-7
| ОК-5
| ПК-12
| ПК-13
|
| 5
| 7.
| Религиозные правовые семьи.
| -
| 2
| 4
| Научная дискуссия по теме,
Опрос, Тестирование, Подготовка презентации
| ОК-1
| ПК-7
| ПК-11
| ПК-13
|
|
| 4
| 8.
| Восточное право и африканское право
| -
| 2
| 4
| Научная дискуссия по теме,
Опрос, Тестирование, Подготовка презентации
| ОК-1
| ОК-5
| ПК-2
| ОК-7
| ПК-11
|
| 5
| 9.
| Российская правовая система. Правовые системы государств, входивших в состав СССР. Социалистическая правовая система.
| -
| 2
| 4
| Научная дискуссия по теме,
Опрос, Тестирование, Подготовка презентации
| ОК-1
| ОК-5
| ПК-2
| ПК-7
| ПК-11
|
| 5
| 10.
| Сравнительный подход к изучению отдельных отраслей и институтов частного права правовых систем современности
| -
| 2
| 6
| Научная дискуссия по теме,
Опрос, Тестирование, Подготовка презентации
| ОК-1
| ОК-3
| ПК-13
| ПК-2
| ПК-7
|
| 5
| 11
| Сравнительный подход к изучению отдельных отраслей и институтов публичного права правовых систем современности
| -
| 2
| 6
| Опрос, Тестирование, Подготовка презентации, Эссе
| ОК-1
| ОК-3
| ОК-5
| ПК-12
| ПК-13
|
| 5
|
| ВСЕГО:
| 2
| 20
(в т.ч. КСР 2
| 50
|
|
|
|
|
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации – зачет
| Итого:
лекции – 2 часа
практические занятия – 18 часов (9 часов интерактив);
контроль самостоятельной работы студентов – 2 часа (вх. в аудит. нагрузку по теме №3 Правовые системы: понятие, структура)
самостоятельная работа студентов – 50 часа.
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|