Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201





НазваниеУчебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201
страница1/15
Дата публикации25.04.2015
Размер1.93 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Пензенский государственный университет

мЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Учебное пособие по курсовому проектированию

Пенза 2012
УДК 621.753.076

в 40
Изложены цель и общие принципы курсового проектирования по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация», а также цели, общие сведения и порядок выполнения отдельных заданий курсовой работы. Приведены все необходимые справочные данные из нормативно–технической документации, которые требуются для выполнения заданий курсовой работы. Даны примеры выполнения каждого задания. В приложениях приведены примеры чертежей, а также варианты заданий.

Методические указания разработаны на кафедре «Технология машиностроения» и предназначены для студентов технических специальностей и направлений всех форм обучения

Ил. 14, табл. 54, библиогр. назв. 11.
Составители: А.Г. Схиртладзе, А.Н. Машков, И.И.Воячек,

Н.А. Миронычев, Н.В. Сорокина, Ю.Н. Кошелева.
Рецензент: директор ООО «Инструментальное предприятие «ЮРПАХ» д.т.н. Ю.А. Пахалин.
Цель и содержание курсовоГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Целью курсового проектирования по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» является углубленное изучение ее теоретических основ, приобретение практических навыков и умений по применению методов метрологии, стандартизации и сертификации для управления качеством машин и приборов.

Курсовое проектирование ведётся в форме курсовой работы. При выполнении курсовой работы решаются задачи по нормированию точности и обеспечению взаимозаменяемости типовых деталей и узлов машин и приборов, применению стандартов и другой нормативной документации в инженерной практике, выбору и определению погрешностей средств измерений, рассмотрению вопросов стандартизации и сертификации. В качестве типовых (стандартных) деталей и узлов рассматриваются гладкие цилиндрические сопряжения, подшипники качения, резьбовые, шпоночные, шлицевые и зубчатые соединения (задания 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8). В задании 9 изучаются методы назначения точности деталей, входящих в размерные цепи. В метрологической части работы проектируются калибры для контроля точности цилиндрических деталей, производится выбор средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.051–81, определяется погрешность измерения (задания 10, 11, 12). В реферативной форме рассматриваются основные вопросы стандартизации и сертификации (задания 13, 14).

Задание на курсовую работу выдаётся в виде чертежа сборочной единицы (узла), краткого описания его конструкции и работы, а также таблиц с исходными данными по вариантам. Отсутствующие данные выбираются студентами самостоятельно, при этом производится обоснование выбора. Варианты заданий приведены в приложении Д.

Вариант задания представлен в виде двух чисел, разделённых точкой. Первое число обозначает номер сборочной единицы, второе – номер варианта индивидуальных исходных данных, которые приведёны в соответствующих таблицах. Вопросы в области стандартизации и сертификации для реферативного ответа выдаёт ведущий преподаватель (списки вопросов приводятся в заданиях).

Каждое рассматриваемое соединение в таблицах исходных данных обозначается в виде сочетания двух чисел, разделенных тире, например, соединение 2–5 означает, что сопрягаются детали, имеющие вторую и пятую позиции на чертеже.

Нормирование точности деталей и соединений в заданной сборочной единице производятся в зависимости от функционального назначения и условий эксплуатации.

В конкретных заданиях даются цель, общие сведения и последовательность выполнения работ, расчетные формулы, необходимые справочные данные, таблицы, рисунки и рекомендации со ссылками на стандарты, справочную и учебную литературу. В каждом задании приводится подробный пример выполнения одного из вариантов.
Результаты курсовой работы оформляются в виде пояснительной записке на листах формата А4 объёмом 30…40 страниц, которая должна содержать титульный лист, реферат, содержание, исходные данные, результаты выполнения каждого задания с выводами, список используемой литературы, спецификацию на сборочную единицу. Графическая часть курсовой работы должна включать сборочный чертеж узла (формата А2) и деталировочные чертежи вала и зубчатого колеса (формата А3) с указанием всех назначенных размеров, посадок, норм точности и других технических требований. Примеры оформления чертежей приведены в Приложениях А, Б, В.

  1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ




    1. Условные обозначения, применяемые в таблицах исходных данных к заданиям


Режимы работы подшипников:

1–й – легкий (перегрузки до 150%, умеренные толчки и вибрации),
К1 = 1,0.

2–й – тяжелый (перегрузки до 300%, сильные удары и вибрации),
К1 = 1,8.

Способы сборки соединений с натягом:

1–й – сборка под прессом, за счет осевого усилия (продольная сборка), со смазкой. Коэффициент трения сцепления fкр равен 0,1;

2–й – сборка под прессом, без смазки. Коэффициент трения сцепления fкр равен 0,15;

3–й – сборка с предварительным нагревом охватывающей детали (отверстия) до определенной температуры (поперечная сборка). Коэффициент трения сцепления fкр равен 0,2;

4–й – сборка с предварительным охлаждением охватываемой детали (вала) до определенной температуры (поперечная сборка). Коэффициент трения сцепления fкр равен 0,25.



    1. Описание работы сборочной единицы


В данном разделе приводится подробное описание выданной в качестве комплексного задания сборочной единицы с исходными данными для проектирования.

В качестве примера рассматривается выполнение одного из вариантов.
В узле коробки скоростей станка (см. сборочный чертеж, приложение 1)

вращение от шестерни 7 через шлицевой вал 8 и шпоночное соединение передается на сменную шестерню 10. Втулка 11 соединена с шестерней 10 по посадке с натягом и предназначена для ее центрирования и повышения надежности шпоночного соединения. Шлицевой вал 8 смонтирован в подшипниках качения 6 и 13 6–го класса точности. В осевом направлении вал 8 фиксируется гайкой 1.

Материал шестерни 10 – сталь 45, материал втулки 11 – сталь 40Х термо обработанная. Тип производства – среднесерийный.

Исходные данные к заданию приведены в таблицах.
Таблица 1.1 – Размеры соединений, нагрузки и условия работы

Размеры соединений, мм

Соединение

10–11

Подшипники

6 и 13

3–4

6–4

13–15

4–5

8–9

8–11

(d1)

1–8

7–8

8–6

8–13

10–11

(d)

Длина l,

мм

Крутящий

момент Мкр, Нм

Способ сборки

Радиальная

нагрузка R,

кН

Режим работы

80

96

32

М24

48

35

52

44

180

4

3

1


Таблица 1.2 – Размеры деталей, входящих в размерную цепь, мм

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А

25

0,8±0,09

10

186

42

106

23–0,12

0,5–1,5


Таблица 1.3 – Параметры зубчатого колеса 10

Модуль m, мм

Число зубьев Z, шт

Ширина колеса B, мм

Частота вращения n, мин–1

4

55

46

70


2 Выбор стандартных посадок в соединениях гладких цилиндрических деталей


    1. Расчет и выбор посадок с натягом


Цель задания

Изучение методики определения допустимых значений минимального и максимального натяга, исходя из конструктивных особенностей и условий эксплуатации соединения, расчет и выбор стандартной посадки с натягом.

Общие сведения


Посадки с натягом предназначены для неподвижных неразъемных (или разбираемых лишь в отдельных случаях при ремонте) соединений деталей, как правило, без дополнительного крепления винтами, штифтами, шпонками и т. п. Соединения деталей с натягом способны передавать значительные эксплуатационные нагрузки. Относительная неподвижность деталей при этих посадках достигается за счет контактного давления и силы трения, возникающих при сборке с натягом.

Различают следующие основные способы сборки деталей с натягом:

  1. Сборка под прессом за счет осевого усилия при нормальной температуре (продольная запрессовка).

  2. Сборка с предварительным нагревом охватывающей детали (отверстия) или охлаждением охватываемой детали (вала) до определенной температуры (поперечная запрессовка).

Сборка под прессом – наиболее известный и несложный процесс, применяемый преимущественно при относительно небольших натягах. Недостатками такого способа являются: недопустимая деформация тонкостенных и нежёстких деталей при запрессовке, возможность схватывания и повреждения поверхностей деталей, потребность в мощных прессах, более высокие требования к шероховатости сопрягаемых поверхностей.

Сборка поперечным способом (за счёт термических деформаций) применяется в широком диапазоне натягов и обеспечивает более высокое качество соединения (при одинаковом натяге прочность соединения в 1,5-2,5 раза выше, чем при продольной сборке) при снижении требований к шероховатости сопрягаемых поверхностей.

Расчет посадок с натягом выполняется с целью обеспечения прочности соединения (отсутствие относительного смещения сопрягаемых деталей под действием эксплуатационных нагрузок), а также прочности сопрягаемых деталей (отсутствие недопустимых деформаций).

Посадки с натягом установлены в относительно точных кавалитетах IT5…IT8.

Порядок выполнения задания


1 Изучение области применения посадок с натягом, методики расчёта и способов сборки деталей с натягом [1,2].

2 Описание и характеристика (назначение и условия работы) соединения с натягом в заданной конструкции.

В данной конструкции с натягом соединяются втулка 1 (рисунок 2.1), выполненная из термообработанной стали 40Х (на сборочном чертеже – позиция 11) и шестерня 2 (на сборочном чертеже – позиция 10), выполненная из стали 45. Соединение передает крутящий момент от вала на шестерню Мкр = 180 Нм. Основная цель применения соединения с натягом – это установка втулки из более прочного материала для повышения надежности шпоночного соединения. Соединение с натягом собирается поперечным методом с предварительным охлаждением охватываемой детали.



Рисунок 2.1 – Эскиз соединения с натягом
3 Выбор физико–механических свойств охватываемой (1) и охватывающей (2) деталей по таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Физико–механические свойства материалов

Марка материала

Коэффициент линейного расширения α, 0С-1

Модуль упругости

Е, Па

Коэффициент Пуассона

µ

Предел текучести σт, МПа

Сталь 45

11,65×10-6

2,04×1011

0,3

353

Сталь 40Х

12,0×10-6

2,0×1011

0,3

786

Чугун СЧ15

11,0×10-6

1,23×1011

0,25

150

Чугун СЧ18

11,0×10-6

1,23×1011

0,25

180

Чугун СЧ28

11,0×10-6

1,23×1011

0,25

280

Бронза БрА9Ж4

16,2×10-6

1,16×1011

0,35

250

Бронза БрО10Ф1

17,0×10-6

1,0×1011

0,35

150


В данном случае:

µ1 = 0,3;

µ2 = 0,3;

Е1 = 2,0×1011 Па;

Е2 = 2,04×1011 Па;

= 786 Мпа;

= 353 Мпа.

4 Опредение значения минимального контактного давления Рmin в соединении из условия его неподвижности при действии крутящего момента [1, 2].

В рассматриваемом варианте:



Коэффициент трения сцепления fкр в данном соединении с натягом при поперечной сборке с охлаждением вала равен 0,25.

5 Определение значения максимально допустимого контактного давления в соединении Рmax из условия отсутствия пластической деформации охватываемой и охватывающей деталей.





при d2 = ∞:



Для дальнейшего расчета необходимо выбрать меньшее значение (относящееся к менее жесткой детали)

Рmax = 204,7 МПа.

6 Определение минимального и максимального натягов по формуле [1, 2]:



где С1 и С2 – коэффициенты, определяемые по формулам:

и



При d2 = ∞, С2 = 1 + µ2 = 1 + 0,3 = 1,3.



7 Определение поправки ∆NR, учитывающей срез и смятие неровностей, по формуле [1, 2]:
NR = 5.
Для деталей, соединяемых поперечным методом, выбираем

= 1,6 мкм; = 1,6 мкм.

NR = 5(1,6 + 1,6) = 16 мкм.

8 Определение минимального и максимального расчетного натягов:

=+ ∆NR = 3,2 + 16 = 19,2 мкм;

=+ ∆NR = + 16 = 169 мкм,

где – коэффициент, учитывающий увеличение контактного давления в соединении у торцов охватывающей детали (равен 0,9).

9 Определение среднего квалитета посадки:
,

где i – единица допуска, выбираемая по таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Значение единицы допуска для интервалов размеров

Интервалы размеров, мм

До 3

Свыше 3 до 6

Свыше 6 до 10

Свыше 10 до 18

Свыше 18 до 30

Свыше 30 до 50

Свыше 50 до 80

i, мкм

0,55

0,73

0,90

1,08

1,31

1,56

1,86

Интервалы размеров, мм

Св. 80 до 120

Св. 120 до 180

Св. 180 до 250

Св. 250 до 315

Св. 315 до 400

Св. 400 до 500




i, мкм

2,17

2,52

2,89

3,22

3,54

3,89




По таблице 2.3 ближайший квалитет в сторону повышения точности – IT9.
Таблица 2.3 – Значение среднего квалитета посадки для квалитетов

Квалитет

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

а

7

10

16

25

40

64

100

160

250

400

640

1000
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Абсорбция и ректификация. Учебное пособие по курсовому проектированию. (Для студентов технологических и механических специальностей...
Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconПодготовка, написание, защита Учебное пособие Пенза Издательство
Ф34 Математические методы в экономике. Выпускная квалификационная работа (подготовка, написание, защита) : учеб пособие / Н. Г. Федотов,...
Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconМетодические указания по курсовому проектированию на тему: «Пожарная...
Методические указания по курсовому проектированию на тему: «Пожарная безопасность в строительстве» (для всех форм обучения специальности...
Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconКафедра менеджмента К. т н., доцент Моисеев А. В методическое пособие для
Учебное пособие для студентов специальности 061100 "Менеджмент организации" по дипломному проектированию. Орел, Издательство орагс,...
Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03....
Бианкина А. О., Казенков О. Ю., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Контроль и ревизия по направлению подготовки 38. 03. 01....
Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconМетодическое указание по курсовому проектированию по дисциплине «Общая...
Реферат
Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconМетодические рекомендации для студентов фак нач образ. Пенза, 2004;...
Основные учебники, учебные, учебно-методические пособия, опубликованные сотрудниками кафедры
Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconМетодические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Операционные системы»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconМетодические указания по курсовому проектированию по дисциплине «Операционные системы»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconПроектирование микропроцессорных систем методические указания к курсовому проектированию
...
Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconМетодические указания по курсовому проектированию по дисциплине «Электрическое...
Для специальности 140613 (1806) «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconМетодические указания по курсовому проектированию для студентов экономических...
Департамент кадровой политики и образования ставропольский государственный аграрный университет
Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconМетодические указания по курсовому проектированию для студентов специальности...
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconМетодические указания к курсовому проектированию «Информационные...
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconУчебное пособие М.: Руссобит-М, 2001. 1 Cd-rom математика. 5 класс....

Учебное пособие по курсовому проектированию Пенза 201 iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск