Скачать 225.75 Kb.
|
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Факультет менеджмента Программа дисциплины "Психология» по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент специализация «Государственное и муниципальное управление» Автор программы: Агафонова Ирина Николаевна, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии, inagaf@mail/ru Одобрена на заседании кафедры психологии «_2_» сентября 2013 г Протокол №1 Зав. кафедрой ___________ Голубкова О.А. Утверждена Советом факультета менеджмента «___»_____________2013 г. Председатель __________Кайсаров А.А. Санкт-Петербург, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 Менеджмент (Государственное и муниципальное управление), изучающих дисциплину «Психология». Программа разработана в соответствии с:
2. Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Психология» являются: 1 – освоение базовых знаний о закономерностях психической деятельности человека; 2 – формирование умений применить базовые психологические знания в профессиональной деятельности экономиста. 3 – обеспечение личностного развития и ценностного отношения к другим людям как основы эффективной профессиональной деятельности менеджера. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ соответствии с ОС НИУ ВШЭ, результатами освоения курса «Психология» должно стать овладение следующими компетенциями:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и является обязательной дисциплиной. 5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
Результаты тестов оцениваются в соответствии с методическими рекомендациями НИУ ВШЭ по составлению контролирующих тестов и внедрению тестирования в образовательный процесс. Оценивание реферата производится согласно следующим критериям: 1 – наличие анализа теоретических концепций по теме реферата, 2 – наличие сформулированной и обоснованной личной позиции по теме реферата, 3 – соответствие необходимым разделам реферата (структуре), 4 – правильность ссылок, и 5 - требованиям к оформлению. Оценивание проводится по 10-балльной системе. Первый пункта имеет вес 0,4, второй – 0, 3, остальные – по 0,1 балла. Раскрытие темы на семинарском занятии должно быть полным и правильным. Полный, правильный ответ на основе обязательной и дополнительной литературы, с обоснованной личной позицией, при демонстрации высоко сформированного умения устной презентации, логики и аргументированности оценивается на 9 -10 баллов. То же, на основе только обязательной литературы – 8 баллов. На основе обязательной литературы с недостаточно высоким уровнем сформированности умения устной презентации, логики и аргументированности – 7 баллов. Недостаточно полные, но правильные ответы – 6-5 баллов. Недостаточно полные ответы с отдельными ошибками– 4 балла. В разной степени ошибочные ответы – 1-3 балла. На практических занятиях оценивается общая активность, правильность выполнения задания, творческий подход, умение устной презентации. Правильное (обоснованное и аргументированное) и творческое выполнение, демонстрация высоко сформированного умения устной презентации – 9-10 баллов. То же, с демонстрацией умения устной презентации выше среднего – 8 баллов. Правильное выполнение с демонстрацией умения устной презентации выше среднего – 7 баллов. То же, с средним уровнем умения устной презентации – 6 баллов. То же, с умением устной презентации ниже среднего – 5-4 балла. Неправильное (в разной степени) выполнение – 1.3 балла. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 7. Содержание дисциплиныРаздел 1. Введение в психологию.
Понятие психики. Психика и нервная система. Структура психики. Методы исследования в психологии. (лекции - 4 часа) Литература по разделу 1.
Дополнительная литература по разделу 1.
Раздел 2. Психология личности Тема 2. Личность: основные подходы. (лекция – 6 часов) Понятие личности. Индивид, личность, индивидуальность и их соотношение. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Три типа теорий личности: психодинамические, социодинамические и интеракционистские, их характеристика. Тема 3. Структура личности. (лекция – 4 часа) Отечественные психологи о структуре личности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К. К. Платонов). Два направления исследования личности (концепции черт и концепции типов). Теория «Большой пятерки». Концепция Э.Фромма. Модель Братуся. Понятие способностей. Семинарско-практическое занятие 1. «Темперамент» (2 часа) Задания и вопросы к занятию «Темперамент»:
Семинар 2. «Темперамент и деятельность сотрудника организации» (2 часа) Вопросы к семинару «Темперамент и деятельность сотрудника организации».
Семинарско-практическое занятие 3. «Типология личности по Майерс-Бриггс» (2 часа). Задания и вопросы к занятию:
Общий объем самостоятельной работы по разделу – 14 часов для подготовки к семинарским и семинарско-практическим занятиям. Литература по разделу 3.
Дополнительная литература по разделу 3.
Тема 4. Стили мышления во взаимодействии людей (лекция 4 часа). Понятие стиля мышления. Характеристика стилей мышления (идеалистического, синтетического, аналитического, реалистического, прагматического) по А. Харрисону и Р. Брэмсону. Значение для взаимодействия людей в личной и профессиональной сферах. Семинарско-практическое занятие 4. «Стили мышления» (2 часа)
Литература по теме 4.
Раздел 3. Психология деятельности Тема 5. Деятельность и саморегуляция деятельности. (лекция 4 часа) . Понятие и виды человеческой деятельности. Стуктура деятельсноти. Понятие и значение саморегуляции деятельности. Уровни (направления) саморегуляции: личностно-мотивационный, деятельностный (операционально-технический) и уровень психо-физического состояния. Механизмы их реализации. Семинарско-практическое занятие 5. Индивидуальный стиль саморегуляции. (2 часа)
Литература по теме 5.
Дополнительная литература по теме 7.
Раздел 4. Психология человеческих взаимоотношений Тема 6 Социальные установки и их изменение. (лекция 6 часов). Понятие социальной установки. Диспозиционная регуляция социального поведения личности. Понятие убеждающей коммуникации. Области практического применения. Центральный и периферический пути убеждения и их составляющие. Некоторые лингвистические приемы повышения принятия сообщения Тема 7. Психология социального познания и влияния. (лекция. 4 часа) Понятие социального познания. Фундаментальная ошибка атрибуции и принцип ситуационизма. Понятие канальных факторов. Влияние на поведение человека через использование канальных факторов. Субъективная интерпретация и принцип субъективизма. Факторы и эффекты субъективной интерпретации. Практическое занятие 6. «Изменение социальных установок» (2 часа) Задание для практического занятия:
Практическое занятие 7. «Использование канальных факторов во влиянии на поведение человека» (2час) Задание для практического занятия: Определить и проанализировать используемые канальные факторы во влиянии на поведение человека в различных ситуациях. Обсуждение в малых и большой группах. Литература по разделу 4.
Литература дополнительная.
Практическое занятие 8. «Контрольная работа и взаимодиагностика готовности к экзамену» (2 часа) 8. Образовательные технологииВ реализации программы, кроме лекционных и семинарских занятий, используется интегративная форма семинара-практикума, включающая диагностику собственных психологических характеристик, их анализ, обсуждение значения и возможностей использования в профессиональной деятельности менеджера. Используются также дискуссии в малых и большой группах, разработка индивидуальных и групповых проектов. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
9.1.1.Реферат. Реферат по курсу представляет собой краткое (5-7 стр.) изложение анализа теоретических концепций и выражение собственной позиции по одной из обозначенных тем, связанных с содержанием курса. Тема может быть предложена и самим студентом, но согласована с преподавателем. Предлагается следующая структура реферата: 1 – Введение, в котором кратко обозначается актуальность (значимость) темы, цель и задачи реферата; 2 – Основная часть, в которой проводится анализ имеющихся теоретических клонцепций по данной теме и, обязательно, делаются выводы, формулируются следующие актуальные проблемы, далее формулируется и обосновывается собственная позиция по вопросу. 3 – заключение – краткое обобщение и ориентиры для будущей деятельности. Оценивание реферата производится согласно следующим критериям: 1 – наличие анализа теоретических концепций по теме реферата, 2 – наличие сформулированной и обоснованной личной позиции по теме реферата, 3 – соответствие необходимым разделам реферата (структуре), 4 – правильность ссылок, и 5 - требованиям к оформлению. Оценивание проводится по 10-балльной системе. Первый пункта имеет вес 0,4, второй – 0, 3, остальные – по 0,1 балла. Примерная тематика рефератов. (Тема может быть корректирована по согласованию студента и преподавателя)
Контрольная работа проводится в виде теста, состоящего из 36 вопросов на 36 минут. Примеры вопросов даются ниже.
В качестве итогового контроля (экзамена) используется тест, состоящий из 36 вопросов на 36 минут. Примерные вопросы теста:
10. Порядок формирования оценок по дисциплинеОцениваются следующие виды работы студента: Аудиторная работа на лекционных, семинарских и практических занятиях. Оцениваниется посещение и общая активность (внимание, конспектирование, умение задавать вопросы, правильность ответов, активность в выполнении упражнений практикумов). Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на лекциях, семинарских и практических занятиях определяется как Оаудиторная. Самостоятельная работа студента. В самостоятельной работе оценивается качество и полнота раскрытия тем на семинарских занятиях, качество выполнения заданий практикумов. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется как – Осам. работа. Текущая успеваемость. В текущую успеваемость входит оценка за контрольную работу и реферат. Она составляет Отекущий. О накопл. = 0,4 к.р.+ 0,3 сем-практ+0,2реф+0,1посещ. Итоговый контроль (экзамен). Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкз – оценка за работу непосредственно на зачете: (Оитоговый = 0,5·Оэкз + 0,5·Онакопл. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныБазовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
Справочники, словари, энциклопедии
12. Материально-техническое обеспечение дисциплиныНеобходимо обеспечение мультимедийным проектором. Автор программы ___________________________И.Н.Агафонова |
Программа дисциплины «Управление государственными и муниципальными... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению... | Программа дисциплины «Управление муниципальным экономическим развитием»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины «Экономика города и управление урбанизированными... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Экономика общественного сектора для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,... | ||
Змиенко М. В. Теория управления: рабочая программа дисциплины для... Беляева И. Ю., Бутова Т. В., Змиенко М. В. Теория управления: Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению... | Программа дисциплины для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080200. 62... | ||
Программа дисциплины Инструменты социологических исследований для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Управление человеческими ресурсами» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Управление человеческими ресурсами», учебных ассистентов и студентов,... | ||
Рабочая программа дисциплины б. 11 Социальная психология Направление подготовки Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (фгос впо) по направлению 081100. 62... | Рабочая учебная программа дисциплины по направлению подготовки 080200.... Изучение и формирование навыков применения методов календарного планирования являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки... | ||
Программа дисциплины «Экономика города» для направления 081100. 68... Менеджмент” подготовки магистра магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» | Для направления [для специальности] 081100 Государственное и муниципальное... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Ооп) первого уровня высшего профессионального образования (бакалавр производственного менеджмента) по направлению подготовки 080200.... | ||
Магистерской программы 080200. 68. 00. 03 Технологический менеджмент... Целью изучения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов по основам теории и практики компьютерного моделирования... | Рабочая программа Наименование дисциплины: Управление малыми предприятиями... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |