Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Факультет истории
Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавра
Авторы программы:
Польской С.В. канд. ист. н., доц. spolskoy@hse.ru Одобрена на заседании кафедры политической «__»____________2014 г.
истории Зав. кафедрой А.Б.Каменский. Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2014 г.
Председатель Е.Б.Смилянская Утверждена УС факультета истории «__»____________2014 г.
Ученый секретарь О.С. Воскобойников
Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», обучающихся по бакалаврской программе.
Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ. 2. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «История российской государственности» - изучить основные тенденции развития, этапы становления и формы существования российской государственности в IX-XX вв.
Задачи дисциплины:
- познакомить студентов с теоретическими проблемами, связанными с определением понятий «государство» и «государственность», пониманием происхождения государства, выявлением типологии государственных образований.
- рассмотреть сновные факты и явления, характеризующие особенности развития российской государственности в IX-XX вв.
- проанализировать основные историографические точки зрения по важнейшим проблемам истории российской государственности IX-XX вв.
- овладеть базовыми навыками анализа источников по истории российской государственности с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать основные факты и явления, характеризующие особенности развития российской государственности в IX-XX вв.
- знать основные историографические мнения по важнейшим проблемам истории российской государственности IX-XX вв.
- уметь анализировать источники по истории российской государственности с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.
- уметь обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения,
способствующие формированию и развитию компетенции
| Способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого
| СЛК-1
| Знает основные факты и явления, характеризующие особенности развития российской государственности в IX-XX вв.
| Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата.
| Способность к критическому восприятию концепций различных научных школ исторической науки
| ПК-8
| Знает основные историографические мнения по важнейшим проблемам истории российской государственности IX-XX вв.
| Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата.
| Способность работать с информацией из различных типов и видов источников
| ИК-7
| Умеет анализировать источники по истории российской государственности с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.
| Семинарские и практические занятия, написание контрольных работ и реферата.
| Способность понимать существо исторических процессов и явлений; роль человека в историческом процессе, особенности социальной, политической и экономической организации общества и развития культуры в различные исторические эпохи
| ПК-5
| Умеет обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
| Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата.
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к блоку профессиональных дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку.
5. Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела
| Лекции
| Семинары, практикум
| Всего
| 1
| Государство и его исторические формы
| 8
| 4
| 12
| 2
| Становление российской государственности. Древнерусские княжества IX-XIV вв.
| 8
| 4
| 12
| 3
| Московское вотчинное государство XV-XVII вв.
| 8
| 4
| 12
| 4
| Регулярное полицейское государство и становление Российской империи в XVIII в.
| 8
| 4
| 12
| 5
| Модернизация и попытки институализация модели "правового государства" в России XIX-начала XX вв.
| 8
| 4
| 12
| 6
| Строительство Советского государства в 1917-1970-е гг.
| 4
| 6
| 10
| 7
| От кризиса Советского государства к возникновению новой российской государственности (1980-1990-е гг.).
| 4
| 6
| 10
|
| 48
| 32
| 80
| 6. Формы контроля знаний студентов.
Тип контроля
| Форма контроля
| Кафедра
| Параметры
| Промежуточный
| Реферат
| КПИ
|
| Итоговый
| Экзамен
| КПИ
|
|
6.1. Критерии оценки знаний, навыков
Реферат – владение первичными навыками рецензирования научной литературы, а также умение анализировать источники по истории российской государственности с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.
Экзамен – знание основных фактов и явлений, характеризующих особенности развития российской государственности в IX-XX вв., основных историографических мнений по дискуссионным проблемам, а также умение обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Содержание дисциплины
Тема 1. Государство и его исторические формы (8 часов)
Лекция 1.1. (4 часа). История как социальное и гуманитарное знание.
История, ее предмет, цели, задачи и функции. Историческое сознание и историческая память. Особенности исторического знания. Событие и факт. Исторический факт и критерии его установления. Двойная субъективация. Научно-исторический факт. Исторический источник. Классификация и характеристика основных видов исторических источников. Историческая концепция и своеобразие исторических подходов. Метаистория: основные идеи философии истории от античности до современности. Критерии научности в историческом знании.
Лекция 1.2. (4 часа) Понятие государства и теоретические подходы к пониманию государственности.
Государство и его дефиниции в современной науке. Понятие «государство» в европейских языках. Особенности русского понятия «государство». Государство и государственность. Основные черты современной модели государства. Происхождения государства: основные концепции. Государство и суверенитет. Государственные институты и их функции. Государство и общество. Различные типы государственности. Основная литература к теме 1.
Репина Л.П., Зверева В.В, Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учеб. пособие. М., 2013.
Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка / Пер. с англ. М., 2000. - Гл. 2. Для чего нужна история?
Понятие государства в четырех языках: Сб-к статей. Под ред. О. Хархордина. СПб., Москва. 2002.
Кревельд, М. ван. Расцвет и упадок государства; пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова и А. Макеева. М., 2006.
Тилли Ч. Принуждение, капитал и европейские государства. 990-1992 гг. М., 2009.
Тема 2. Становление российской государственности. Древнерусские княжества IX-XIV вв. (8 часов)
Лекция 2.1. Средневековая государственность: особенности социально-политической системы (4 часа)
Особенности средневекового государства: представление о власти, функции и цели государства. Формирование варварских королевств. Феодальная система в оценках историографии. Византийская государственность. Государственные институты в средние века в Европе и русских землях. Государство и общество в средние века. Особенности становления государственности в русских землях.
Лекция 2.2. Становление государственности: русские земли в IX-XII вв. (2 часа)
Восточнославянские племенные союзы. Древнейшие институты власти восточных славян: вече, князь, дружина. Легенда о призвании варягов и споры «норманистов» и «антинорманистов». Историографические дискуссии об особенностях социально-политического устройства Древней Руси. Удельный порядок на Руси. Галицко-Волынское княжество: особенности политического развития Юго-Западной Руси. Новгородская республика: вече, новгородские бояре и их вотчины. Владимиро-Суздальское княжество: историко-географическая характеристика и особенности политического развития.
Лекция 2.3. Русские княжества в XIII-XIV вв. (2 часа)
Татаро-монгольское нашествие на Русь и его последствия. Система татарского ига. Потеря политической самостоятельности князей. Ярлыки на княжение. Великое княжение Владимирское. Институт баскачества. Историографические дискуссии о влиянии ордынского ига на развитие русской средневековой государственности. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Историографические дискуссии о причинах возвышения Москвы. Развитие вотчинного и поместного землевладения. Политический упадок Золотой Орды и этапы борьбы русских князей с ордынским игом. Основная литература к теме 2.
Горский А.А. Москва и Орда: [Конец XIII - начало XVI вв.]. М., 2003.
Горский А.А., Кучкин В.А., Лукин П.В., Стефанович П.С. Древняя Русь: очерки политического и социального строя. М., 2008.
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999.
Петрухин В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т. 1. (Древняя Русь). М., 2000.
Правящая элита Русского государства IX - начала XVIII в.: Очерки истории / Отв. ред. А.П. Павлов. 2004. С. 10-63.
Тема 3. Московское вотчинное государство XV-XVII вв. (8 часов)
Лекция 3.1. Московское царство: основные вехи развития (4 часа)
Образование единого Российского государства. Внутренняя и внешняя политика московских государей Ивана III и Василия III. Формирование государственной идеологии и символики. Роль Ивана IV в становлении системы управления Московского царства. Историографические дискуссии о причинах, сущности и последствиях опричнины. Дискуссии о развитии крепостного права в России: указная и безуказная теории. Смута как кризис власти и общества. Гражданская война в России начала XVII в. Роль земских соборов. Дискуссии о формировании абсолютизма в России. «Закат Московского царства». Российское государство накануне петровских реформ: кризис традиционализма?
Лекция 3.2. Система функционирования институтов московского государства (2 часа)
Эволюция государственного аппарата и местного управления во второй половине XV-XVII вв.: процесс централизации и бюрократизации управления. Государев двор и его место в государственной структуре. Боярская дума. Приказная система. Дьяки и подьячие. Земские соборы и их особенности. Система местного управления: наместники и волостели. Губная и земская реформы. Поместная система и поместное войско. Система налогообложения в Московском государстве: посошная и подворная подать. Государственные службы посадских людей. Соборное уложение.
Лекция 3.3. Государь и земля: социальные отношения в московском царстве (2 часа)
Государь и «государьство». Политические функции государя. Сакрализация царской власти в Московском государстве. Государь и патриарх. Взаимоотношения государя и подданных в московском царстве. Местничество и его значение. Понятие «честь» в Московском государстве и система общественных представлений. Социальная структура: сословия, «чины», корпорации. Социальные движения Московского государства.
Основная литература к теме 3.
Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.
Зимин А.А. Опричнина. М., 2001.
Каштанов С.М. Социально-политическая история России конца XV- первой пол. XVI в. М., 1967.
Коллманн Н. Ш. Соединенные честью. Государство и общество в России раннего нового времени. М.: "Древнехранилище", 2001.
Кром М.М. "Вдовствующее царство": Политический кризис в России 30-40-х годов XVI века. М., 2010.
Правящая элита Русского государства IX - начала XVIII в.: Очерки истории / Отв. ред. А.П. Павлов. 2004. С. 151-308.
Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2008.
Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. М., 1990.
Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.
|