С медицинской терминологией





Скачать 204.02 Kb.
НазваниеС медицинской терминологией
Дата публикации28.05.2015
Размер204.02 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Право > Примерная программа



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦСПЛИНЫ


ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

2012 г.

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060601 Лечебное дело.

Организация разработчик: ГБОУ СПО «СОМК»

Разработчик:

В.Л. Врачёва, преподаватель латинского языка первой квалификационной категории ГБОУ СПО Свердловский областной медицинский колледж

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение экспертного совета №______________от «___»_________________20__г.

номер


СОДЕРЖАНИЕ


стр.
  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины





4
  1. Структура и содержание учебной дисциплины


6
  1. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплин


14
  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


15



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы латинского языка с медицинской терминологией»




1.1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:

060101 Лечебное дело

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 060101 Лечебное дело дисциплина ОП.07. «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.



Цель дисциплины – в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки 060101 Лечебное дело познакомить с системой латинского языка, сформировав представление о его роли в развитии международной системы современных медицинских терминов и о значении его изучения для специалиста-медика. Курс предполагает первоначальное изучение фонетических, морфологических, синтаксических особенностей, освоение основной лексики, выработку умений и навыков по чтению греко-латинских терминов.
Задачи дисциплины

1. Дать представление о роли латинского языка в культурно-историческом и научном плане.

2. Изучить важнейшие фонетические, морфологические, синтаксические особенности латинского языка, освоить часть основной лексики.

3. Сформировать умения и навыки чтения, постановки ударения, анализа и перевода.

4. Закрепить знания основных фонетических, морфологических и синтаксических особенностей и основной лексики латинского языка в пределах изученного материала.

5. Научить понимать принципы составления терминов медицинской номенклатуры, уметь пользоваться латинской медицинской терминологией (наиболее продуктивными греко-латинские терминоэлементами).

6. Познакомить с современной базой научно-методической и справочной литературы по дисциплине.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- правильно читать и писать на латинском языке медицинские

(анатомические, клинические и фармацевтические) термины;

- разбирать и анализировать структуру словосочетаний, представляющих

собой важнейшие медицинские термины;

- анализировать особенности словообразовательной структуры

медицинских терминов;

- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному

образцу.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- элементы латинской грамматики и способы словообразования;

- важнейшие фонетические, морфологические, синтаксические особенности латинского языка;

- важнейшие греко-латинские терминоэлементы, составляющие биологическую номенклатуру;

- 450 лексических единиц;

- глоссарий по специальности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:









Практические занятия

18











Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:




Индивидуальное проектное задание (лингвистический проект)

6

Работа со словарем и справочником

Выполнение упражнений по образцу

Составление таблиц

Составление тематических кроссвордов

Подготовка докладов

Подготовка эссе

Выполнение заданий по контрольным вопросам

1

2

2

1

4

1

1

Дифференцированный зачёт – I семестр


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Основы латинского языка с медицинской терминологией»




Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Фонетика.



4




Тема 1.1.

Введение в дисциплину Латинский язык

Содержание учебного материала

2

1

Введение. Краткая история латинского языка, его роль в медицине и обще-гуманитарное значение. Общие сведения о медицинской терминологии. Подсистемы медицинской терминологии.

Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога.

Практическое занятие. Латинский алфавит. Техника чтения и правила постановки ударения.

2




1) Отработка техники чтения на латинском языке;

2) выполнение письменных упражнений с выделением дифтонгов;

3) выполнение упражнений с выделением фонетических особенностей и орфографических трудностей;

4) написание диктантов на соответствие звуков и букв;

5) чтение названий лекарственных препаратов;

6) знакомство с медицинской терминологией сестринского дела

( акушерского дела).

Самостоятельная работа обучающихся:


1

1




Работа с учебными текстами, упражнениями. Учебник: Ю.И. Городкова «Латинский язык», параграфы 3, 5, 7, 9 по теме «Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных и согласных, дифтонгов, буквосочетаний. Правила постановки ударения, долгота и краткость слога».

Выполнение упражнений по образцу, Н.А.Суходолова, Занятие №1, 2.

Подготовка доклада по теме «История развития латинского языка», Марцелли, А.А.»Латинский язык и основы медицинской терминологии», параграф 1-3.(для студентов повышенного оптимального и расширенного уровня обученности).

Раздел 2.

Анатомическая терминология




12




Тема 2.1.

Имя существительное I, II склонения.

Содержание учебного материала

2

3

Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма.

Определение склонений. Существительные 1-го и 2-го склонений. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on.

Практическое занятие. Имя существительное 1 и 2 склонения. Несогласованное определение.

2




1) Составление грамматической таблицы;

2) склонение существительных устно и письменно;

3) чтение и перевод текстов с латинского на русский и с русского на латинский;

4) контроль медицинской терминологии сестринского дела;

5 пропись латинской части рецепта;

6) представление докладов.

Самостоятельная работа обучающихся:


1

1




Работа с учебными текстами, упражнениями. Учебник Ю.И.Городкова «Латинский язык, параграф 29, 44. Н.А.Суходолова, занятие №4, №5.

Подготовка доклада по теме «Развитие анатомической терминологии» (Марцелли, А.А. «Латинский язык и основы медицинской терминологии», глава «Анатомическая терминология») – для студентов повышенного оптимального и расширенного уровня обученности.

Работа со словарем и справочниками.


Тема 2.2.

Имя прилагательное I, II группы

Содержание учебного материала

2

3

Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии.




Практическое занятие. Имя прилагательное. Прилагательное 1 и 2 группы.

2





1) Составление алгоритма согласования прилагательных с существительными;

2) выполнение упражнений на согласование прилагательных с существительными;

3) чтение и перевод тестов с латинского на русский и с русского на латинский;

5) представление докладов.




Самостоятельная работа обучающихся:


1

1




Работа с учебными текстами и упражнениями. Учебник Ю.И.Городкова «Латинский язык», параграф 52, 81, Н.А.Суходолова, занятие №6,11.

Оформление таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными».

Выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря, I части (для студентов повышенного оптимального и расширенного уровня обученности) – использование словарей, справочной литературы.

Тема 2.3.

Имя существительное III, IV, V склонения

Содержание учебного материала

2

3

3-е склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского, среднего рода 3-его склонения. Словарная форма. Исключения из правил о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-его склонения. 4-е и 5-е склонения существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений.




Практическое занятие. 3-е склонение существительных. Согласование прил. 1 и 2 группы с существительными.

2




1) Упражнения по определению рода существительных;

2) словарный диктант;

3) упражнения по согласованию прилагательных с существительными;

4) чтение и перевод текстов с латинского на русский язык и с русского на латинский;

5) пропись латинской части рецептов;

6) представление I первой части проектного задания.




Самостоятельная работа обучающихся:


1

1




Работа с учебными текстами и упражнениями. Учебник Ю.И.Городкова «Латинский язык», параграф 63, 67, 70, 86, 89; Н.А.Суходолова, занятие № 9-10, 12.

Продолжение оформления таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными».

Выполнения индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря (русско – латинско - английского) медицинских терминов», II части (для студентов повышенного оптимального и расширенного уровня обученности) - использование словарей, справочной литературы («Международная анатомическая терминология»).

Раздел 3.

Фармацевтическая терминология




8




Тема 3.1.

Глагол

Содержание учебного материала

2

3

Глагол. Грамматические категории: лицо, число, время, наклонение, залог. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глагола. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Латинские пословицы, поговорки , крылатые выражения.




Практическое занятие. Глагол. Употребление глагола в рецептуре.

2




1) Выполнение упражнений по определению основы и спряжения глаголов;

2) выполнение упражнений на образование повелительного и сослагательного наклонения глаголов;

4) пропись латинской части рецепта;

5) представление II части проектного задания.




Самостоятельная работа обучающихся:



1
1




Работа с учебными текстами , упражнениями. Учебник Ю.И.Городкова «Латинский язык», параграф 14, 32; Н.А.Суходолова, занятие № 3.

Подготовка доклада « Развитие фармацевтической терминологии», (для студентов повышенного оптимального и расширенного уровня обученности) Панасенко, Ю.Ф. «Основы латинского языка с медицинской терминологией».

Выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря, III части (русско – латинско - английского)» медицинских терминов (для студентов повышенного оптимального и расширенного уровня обученности) – использование словарей, справочной литературы, Панасенко, Ю.Ф. «Основы латинского языка с медицинской терминологией».

Начать составлять индивидуальный словарик пословиц, крылатых выражений (пополняется постепенно от занятия к занятию, контроль будет осуществлен на зачете)- Ю.С. Цыбульник «Крылатые латинские выражения».

Тема 3.2.

Рецепт

Содержание учебного материала

2

3

Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Химическая номенклатура. Название химических веществ и их соединений (кислот, оксидов, солей).




Практическое занятие. Латинская часть рецепта. Предлоги в рецептах. Химическая номенклатура.

2




1) Составление таблицы предлогов;

2) пропись латинской части рецептов с учетом рецептурных сокращений;

3) выполнение упражнений на знание частотных отрезков в названиях;

4) чтение и перевод текстов, содержащих название химической номенклатуры с русского на латинский и с латинского на русский язык;

5) тренировка в переводе наименований солей с русского на латинский;

6) представление III части проектного задания;

7) представление доклада.




Самостоятельная работа обучающихся:


1
1





Работа с учебными текстами, упражнениями. Учебник Ю.И.Городкова «Латинский язык», параграф 34, 49, 56, 58; Н.А.Суходолова, занятие №7.

Составление тематических кроссвордов;(по желанию студентов).

Выполнение упражнений по образцу.

Раздел 4.

Клиническая терминология.




12




Тема 4.1.

Терминологическое словообразование

Содержание учебного материала

2

3

Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты.




Практическое занятие. Словообразование. Греко-латинские дублеты.

2




1) Выполнение упражнений на выделение известных ТЭ, объяснение их значений и термина в целом (термины написаны как на латинском, так и на русском языке);

2) контроль выполнения упражнений по образцу;

3) контроль знаний прилагательных, передающих название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию;

4) представление кроссвордов.




Самостоятельная работа обучающихся:


1
1




Работа с учебными текстами и упражнениями.Учебник Ю.И.Городкова «Латинский язык», параграф 39; Н.А.Суходолова, занятие №14.

Выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря IV части (русско – латинско - английского)» медицинских терминов (для студентов повышенного оптимального и расширенного уровня обученности)- использование словарей, справочной литературы;

Подготовка доклада по теме «Структура клинических терминов» ( для студентов повышенного оптимального и расширенного уровня обученности) – Панасенко, Ю.Ф. «Основы латинского языка с медицинской терминологией».

Тема. 4.2.

Терминологическое словообразование

Содержание учебного материала

2

3

Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы – oma, - it(is), - ias(is), - os(is), - ism в клинической терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении.




Практическое занятие. Словообразование. Особенности структуры клинических терминов.

2




1) Выполнение упражнений на выделение известных ТЭ и объяснение их значений и термина в целом;

2) конструирование терминов с заданным значением;

3) контроль греко-латинских дублетов;

4) представление IV части проектного задания;

5) преставление доклада.

.

Самостоятельная работа обучающихся:


1

1




Работа с учебными текстами и упражнениями. Учебник Ю.И.Городкова «Латинский язык», параграф 78; Н.А.Суходолова, занятие №16.

Выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря, V части (русско – латинско - английского) медицинских терминов».

Тема 4.3.

Терминологическое словообразование

Содержание учебного материала

2

3

Терминологическое словообразование. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Латинские пословицы и афоризмы.




Практическое занятие. Словообразование. Профессиональные медицинские выражения.

2




1) Чтение текстов, содержащих название препаратов, в название которых входят числительные-приставки;

2) анализ терминов;

3) контроль профессиональных медицинских выражений.

Дифференцированный зачёт.




Самостоятельная работа обучающихся:


1


1




Работа с учебными текстами и упражнениями. Учебник Ю.И.Городкова «Латинский язык», параграф 95.
Подготовка эссе «Популярные латинские выражения в лексиконе студента - медика».

Всего:

54





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ латинского языка с медицинской терминологией.
Оборудование учебного кабинета:
Наглядные пособия: таблицы (фонетические, морфологические, грамматические), плакаты (пословицы, поговорки, афоризмы), слайды, компакт-диски с учебным материалом.

Инструктивно-нормативная документация: государственные требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся по дисциплине, постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, соответствующие профилю дисциплины; инструкция по охране труда и противопожарной безопасности; перечень информационного и материального оснащения кабинета.

Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно- тематический план.

Методические материалы: учебно-методический комплекс, контролирующие и обучающие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, схемы логико- дидактических структур, ориентировочных основ действий, контрольно-оценочные средства.

Технические средства обучения: компьюторное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.
Оборудование кабинета: шкафы книжные; шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала; столы учебные; стол для преподавателя; стулья.

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

1. Городкова, Ю.И. Латинский язык: Учебник. - Москва: ГЭОТАР –Медиа, 2011. – 315с. Гриф МО РФ.

2. Марцелли, А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли, А.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.-380, (1)с. – (средне-профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

3. Панасенко, Ю.Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР – Медиа, 2011. -352с. Гриф МО РФ.

Дополнительные источники:

Лекарственные средства: 5000 наименований лекарственных препаратов и их форм / Под редакцией М.А. Клюева. М.: ИКТЦ «Лада», 2008.

Информационные электронные ресурсы:

1. http://www.kras-med.ru/info/latin

2. http://enit.ulsu.ru/d/043/

3. http://www.linguaeterna.com/

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические, фармацевтические) термины



блиц – опрос, контроль навыков чтения и письма, тестирование, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы;


объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам

тестирование лексики и грамматики, контроль навыков словообразования, контроль лексического минимума, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений, контрольная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий;


переводить рецепты и оформлять их по заданному образцу


тестирование, выполнение контрольных заданий/ упражнений по чтению, переводу и оформлению рецептов;

элементы латинской грамматики и способы словообразования


тестирование, контроль лексического минимума, контроль выполнения упражнений, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы, контрольная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий;


знать 500 лексических единиц


тестирование, контроль лексического минимума, терминологический диктант/блиц-опрос, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы (докладов, эссе, промежуточных и итоговых результатов проекта), дифференцированный зачет.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С медицинской терминологией iconРабочая программа учебной дисциплины основы латнского языка с медицинской...
Автор: преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» высшей квалификационной категории ооау спо...
С медицинской терминологией iconРабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской...
Автор: преподаватель дисциплины Основы латинского языка с медицинской терминологией высшей квалификационной категории ооау спо «лмк»...
С медицинской терминологией iconРабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской...
Автор: преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» высшей квалификационной категории ооау спо...
С медицинской терминологией iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Рабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской терминологией разработана на основе государственного образовательного...
С медицинской терминологией iconРабочая программа учебной дисциплины оп. О7 Основы латинского языка...
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
С медицинской терминологией iconОсновы латинского языка с медицинской терминологией
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
С медицинской терминологией iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Советом Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального...
С медицинской терминологией iconОбласть применения программы рабочая программа учебной дисциплины...
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Основы латинского языка с медицинской...
С медицинской терминологией iconРабочая программа Учебной дисциплины Основы латинского языка с медицинской...
Советом Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального...
С медицинской терминологией iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 01 Основы латинского языка
Примерная программа учебной дисциплины основ латинского языка с медицинской терминологией разработана на базе Федерального государственного...
С медицинской терминологией iconДеловая программа круглый стол «Применение телемедицинских технологий...
Модератор – главный медицинский специалист мо РФ по военно-медицинской статистике и информатике, заведующий кафедрой автоматизации...
С медицинской терминологией iconРабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
С медицинской терминологией iconПриказ от 23 октября 2013 г. N 1352-п о внедрении клинических рекомендаций...
В целях совершенствования оказания медицинской помощи больным хирургического профиля, обеспечения доступности и качества оказания...
С медицинской терминологией iconОказание медицинской помощи по профилю «гематология»
Приказ Минздрава России от 15. 11. 2012 n 930н Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "гематология", обязательными...
С медицинской терминологией iconПеречен ь жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов,...
Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощи на...
С медицинской терминологией iconО порядке организации медицинской помощи по медицинской реабилитации
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск