Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Энгельсский медицинский колледж»
Рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. О7 Основы латинского языка
с медицинской терминологией
по специальности среднего профессионального образования 060101 «Лечебное дело» углубленный уровень подготовки
2011
СОГЛАСОВАНО
протокол цикловой методической
комиссии ОПД
от____________2011г. №_____
Председатель ЦМК
____________П.М. Фролова
| УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по учебной работе
______________Г.А. Зотова
___________________2011г.
|
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 060101. «Лечебное дело» Разработчик: Дубровина Т.В., преподаватель латинского языка высшей квалификационной категории. Рецензенты: 1) Петрова Н.В., преподаватель иностранного языка высшей квалификационной категории.
2) Курлаева И.Е., старший преподаватель кафедры русской и классической филологии ГОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Росздрава»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Область применения программы.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы.
Цель и задачи учебной дисциплины
1.4. Количество Часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы. 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины.
| 5
| условия реализации ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ программы учебной дисциплины 3.1. Требования к минимуму материально-технического обеспечения. Информационное обеспечение обучения.
| 10
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11
| ПРИЛОЖЕНИЯ.
5.1.Перечень формируемых компетенций
5.2 Тематика аудиторных занятий.
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ
Основы латинского языка с медицинской терминологией 1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Энгельсский медицинский колледж» в соответствии с ФГОС по специальности 060101 Лечебное дело
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» принадлежит к профессиональному циклу, включающему в себя общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
- объяснять значение терминов по знакомым терминоэлементам;
- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- элементы латинской грамматики и способы словообразования;
- 500 лексических единиц
- глоссарий по специальности. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 60
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 40
| в том числе:
|
| практические занятия
| 40
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 20
| в том числе:
|
| работа с дополнительной литературой, Интернет-источниками, со словарем и справочниками
| 2
| составление конспектов по темам, выполнение упражнений
| 6
| Составление таблиц
| 4
| Подготовка реферата
| 2
| Индивидуальные задания по анализу клинических терминов
| 6
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Введение. Фонетика
|
| 12
|
| Тема 1.1
Введение. История развития латинского языка и медицинской терминологии. Алфавит. Буквы и буквосочетания.
| Содержание учебного материала.
| 4
|
2
| 1. Основные направления и задачи дисциплины, виды медицинской терминологии и этапы её развития.
2. Представления об античной медицине, о краткой истории латинского и древнегреческого языков и их роли в становлении и развитии медицинской терминологии.
3. Знакомство с латинским алфавитом.
4. Произношение и чтение гласных, согласных. Дифтонги, диграфы и другие буквосочетания.
|
1
| Практическое занятие.
| 4
|
| Введение. История развития латинского языка и медицинской терминологии. Алфавит. Буквы и буквосочетания.
| Тема 1.2
Ударение. Правила определения краткости и долготы гласных.
| Содержание учебного материала.
| 4
|
| 1. Понятие о долготе и краткости гласных. Определение краткости и долготы слога. Деление слова на слоги. Правила постановки ударения.
|
|
2
|
1
| Практическое занятие.
| 4
|
| Ударение. Правила определения краткости и долготы гласных. Частотные отрезки со сложной орфографией.
| Самостоятельная работа.
| 4
| Пословицы, поговорки и выражения на латинском языке. Работа с дополнительной литературой, интернет – источниками.
2. Проектные задания по истории развития латинского языка , влияние на развитие Европейской цивилизации и медицины- работа с дополнительной литературой, подготовка презентаций, реферативных сообщений.
| Раздел 2. Морфология
|
| 30
| Тема 2.1
Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-2 склонений. Несогласованное определение.
| Содержание учебного материала.
| 4
| Грамматические категории латинских существительных.
Существительные 1 склонения.
Существительные 2 склонения. Правило среднего рода.
Правила образования и перевода грамматической конструкции с несогласованным определением.
|
| 2
|
1
| Практическое занятие.
| 4
| 2
| 1. Имя существительное. Существительные 1-2 склонений. Несогласованное определение.
| Тема 2.2 Существительные 3 склонения.
| Содержание учебного материала.
| _4_____
4 4
| Существительные третьего склонения.
Типы склонения.
| 1
| Практическое занятие.
1. Существительные 3 склонения.
| Самостоятельная работа.
Существительные 4-5 склонеия — составление конспекта по теме.
| Тема 2.3
Прилагательные 1 и 2 группы. Согласование прилагательных с существительными.
| Содержание учебного материала.
| 8
| 1. Грамматические категории прилагательного: род, число, падеж. Две группы прилагательных, их характерные признаки.
2. Прилагательные 1 группы. Словарная форма прилагательных. Склонение.
3. Согласование прилагательных первой группы с существительными.
4. Вторая группа – прилагательные 3-го склонения. Родовые окончания и деление прилагательных второй группы на три подгруппы: с тремя, двумя и одним окончанием. Словарная форма прилагательных каждой подгруппы. Особенности склонения.
5. Согласование прилагательных второй группы с существительными любого склонения.
Степени сравнения прилагательных.
|
| 2
|
1
| Практические занятия.
| 8
|
| Прилагательные 1 и 2 группы.
Согласование прилагательных с существительными.
|
| Самостоятельная работа.
| 4
| Причастия настоящего времени действительного залога.
Составление конспекта по теме, выполнение упражнений.
| Тема 2.4.
Образование названий химических соединений. Частотные отрезки, содержащие информацию о химическом составе лекарственного средства.
| Содержание учебного материала.
| 4
| Наименования химических элементов.
Правила образования химических соединений: оксидов, кислот, солей.
Образование названий химических соединений и применение химических терминов в рецептурной строке.
Частотные отрезки, содержащие информацию о химическом составе лекарственного средства.
|
| 2
|
1
| Практическое занятие.
| 4
|
| Образование названий химических соединений. Частотные отрезки, содержащие информацию о химическом составе лекарственного средства.
| Самостоятельная работа
| 2
| Названия химических соединений.
Составление схем образования названий солей, оксидов, кислот.
| Раздел 3. Рецептура.
|
| 6
| Тема 3.1
Глагол. Общие сведения о рецепте.
Правила оформления латинской части рецепта.
| Содержание учебного материала.
| 4
| Грамматические категории и типы спряжения глагола.
Словарная форма глагола..
Употребление в рецептуре глаголов в форме повелительного наклонения и сослагательного.
Общие сведения о заполнении рецепта.
5.Правила заполнения латинской части рецепта.
6.Образцы выписывания основных лекарственных форм. Перевод рецептов и оформление их по заданному образцу.
7.Общепринятые рецептурные сокращения.
8.Образцы выписывания основных лекарственных форм.
9.Перевод рецептов и оформление их по заданному образцу.
|
| 2
|
1
| Практическое занятие.
| 4
|
| Глагол. Латинская часть рецепта.
|
|
| Самостоятельная работа Выполнение заданий по выписыванию рецептов на различные лекарственные формы.
| 2
|
| Раздел 4. Клиническая терминология
|
| 12
|
| Тема 4.1
Клиническая терминология. Понятие термина и ТЭ. Основные модели построения терминов.
| Содержание учебного материала.
| 4
| Введение в клиническую терминологию.
Состав слова.
Термин и терминоэлемент.
Способы образования клинических терминов: корневой, аффиксальный. Модели образования терминов.
Греческие суффиксы в названиях патологических процессов и состояний -itis, -osis(-asis), - oma, - ia. Приставки.
|
| 2
|
1
| Практическое занятие.
| 4
|
| Клиническая терминология. Понятие термина и ТЭ. Основные модели построения терминов. Названия наук, разделов медицины.
|
Тема 4.2.
Греко-латинские дублеты.
. Названия методов обследования и лечения.
Термины неотложных состояний.
Частотные отрезки, содержащие информацию о терапевтической эффективности лекарственного средства.
| Содержание учебного материала.
| 4
| Основные греческие корни, приставки.
Названия медико-биологических наук, специальностей и разделов клинической медицины.
Названия методов обследования и лечения.
Термины неотложных состояний.
|
| 2
|
1
| Практическое занятие.
| 4
|
| Терминология в специальности.
|
|
|
| 2
|
| Самостоятельная работа.
| 4
|
| Индивидуальные задания по анализу клинических терминов.
|
|
|
|
| Дифференцированный зачет
|
|
| Всего:
| 60
|
| 3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы латинского языка и медицинской терминологии» Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся.
- рабочее место преподавателя.
- комплект наглядных пособий. Технические средства обучения:
- аудио- и видеосредства;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Городкова Ю.И.. Латинский язык: Учебник для учащихся медицинских и фармацевтических училищ. / Ю.И. Городкова. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 346 с. 2. Дубровина Т.В.. Учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов» Латинская терминология в специальности» по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»/ Энгельс 2007
Дубровина Т.В. Учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов «Клиническая терминология», Энгельс 2010
Интернет-ресурсы:
1. Онлайн-словари http://www.edu/ru.window.katalog
2. http://www.onlain/multiplex.ru
3.http://www.ru wikipedia.org Дополнительные источники: 1. М.Ю.Чернявский. Латинский язык и основы фармацевтической терминологии: Учебник для вузов. / М.Ю.Чернявский.- М., Медицина, 2008
А. Г. Авксентьева. Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учебное пособие./ А. Г. Авксентьева.- Мн.: Новое знание, 2007, - 262 с.
Д-р Георги Д.Арнаудов «Медицинская терминология» на пяти языках. Государственное издательство «Медицина и физкультура». София, 1979
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания).
| Формы, методы контроля и
оценки результатов обучения.
| Умения правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины
| Устный, письменный или тестовый с применением компьютерных технологий или контрольная работа;
аттестация в форме экзамена или зачета.
| Умения читать и переводить рецепты, оформлять их по заданному нормативному образцу.
| Устный, письменный или контрольная работа;
аттестация в форме экзамена или зачета.
| Умения использовать на латинском языке наименования химических соединений (оксидов, солей, кислот).
| Письменный или тестовый.
| Умения выделять в терминах частотные отрезки для пользования информацией о химическом составе, фармакологической характеристике, терапевтической эффективности лекарственного средства.
| Письменный или тестовый.
| Знания элементов латинской грамматики и способов словообразования.
| Устный, письменный.
| Знание понятия "частотный отрезок".
Знания частотных отрезков, наиболее часто употребляемых в названиях лекарственных веществ и препаратов.
| Устный, письменный или тестовый;
аттестация в форме экзамена или зачета.
| Знания основных правил построения грамматической и графической структуры латинской части рецепта.
| Фронтальный, индивидуальный.
| Знания 700 лексических единиц и основных рецептурных сокращений.
| Письменный или тестовый. с применением компьютерных технологий;
аттестация в форме экзамена или зачета.
| Знание глоссария по специальности.
| Фронтальный, индивидуальный.
|
|
|
| Все формы контроля предусматривают задания разной степени сложности с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и как результат – оптимизации учебного процесса.
| 5.1ПЕРЕЧЕНЬ
формируемых профессиональных и общих компетенций
( частично)
Код компетенций
| Содержание
| 1
| 2
|
|
| ОК 1
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 2
| Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
| ОК 3
| Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
| ОК 4
| Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| ОК 5
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| ОК 6
| Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| ОК 7
| Брать ответственность за работу членов команды( подчиненных), за результат выполнения заданий.
| ОК 8
| Соблюдать правила охраны
| ОК 9
| Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
| ОК 10
| Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
| ОК 11
| Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
| ОК 12
| Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитании, инфекционной и противопожарной безопасности.
| ОК 13
| Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
| ОК 14
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.( для юношей)
| ПК 1.1
| Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
| ПК 1.2
| Проводить диагностические исследования.
| ПК 1.3
| Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
| ПК 1.4
| Проводить диагностику беременности.
| ПК 1.5
| Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.
| ПК 1.6
| Проводить диагностику смерти.
| ПК 1.7
| Оформлять медицинскую документацию.
| ПК 2.1
| Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
| ПК 2.2
| Определять тактику ведения пациента.
| ПК 2.3
| Выполнять лечебные вмешательства.
| ПК 2.4
| Проводить контроль эффективности лечения.
| ПК 2.5
| Осуществлять контроль состояния пациента
| ПК 2.6
| Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
| ПК 2.7
| Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению
| ПК 3.1
| Проводить диагностику неотложных состояний.
| ПК 3.2
| Определять тактику ведения пациента
| ПК 3.3
| Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
| ПК 3.4
| Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.
| ПК 3.5
| Осуществлять контроль эффективности проводимых мероприятий.
| ПК 3.6
| Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стауионар.
| ПК 3.7
| Оформлять медицинскую документацию
| ПК 3.8
| Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях
| ПК 4.5
| Проводить иммунопрофилактику
| ПК 4.9
| Оформлять медицинскую документацию
| ПК 5.1
| Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.
| ПК 5.2
| Проводить психосоциальную реабилитацию
| ПК 5.3
| Осуществлять паллиативную помощь.
| ПК 5.4
| Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.
| ПК 5.5
| Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.
|
|
|
5.2 ТЕМАТИКА АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
№
| ТЕМА АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ
| КОЛ-ВО ЧАСОВ
| 1.
| Введение. История развития латинского языка и медицинской терминологии. Алфавит. Буквы и буквосочетания.
| 4
| 2.
| Ударение.Правила определения краткости и долготы гласных. Частотные отрезки со сложной орфографией.
| 4
| 3.
| Имя существительное. Существительные 1-2 склонений. Несогласованное определение.
| 4
| 4.
| Существительные 3 склонения.
| 4
| 5.
| Прилагательные 1 и 2 группы.
| 4
| 6.
| Согласование прилагательных с существительными.
| 4
| 7.
| Образование названий химических соединений. Частотные отрезки, содержащие информацию о химическом составе лекарственного средства.
| 4
| 8.
| Глагол. Латинская часть рецепта.
| 4
| 9.
| Клиническая терминология. Понятие термина и ТЭ.Основные модели построения терминов. Названия наук, разделов медицины.
| 4
| 10.
| Терминология в специальности.
| 4
|
|