Скачать 86.72 Kb.
|
Землянухина С.Г. Саратовский государственный технический университет ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕСТИРОВАНИЯ (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА)Оценка качества подготовки вузами специалистов осуществляется на различных этапах и в различных формах в зависимости от целей, реализуемых на каждом из этапов, а также от того, какой из субъектов процесса подготовки производит оценку. На подготовительном этапе организации процесса подготовки по тем или иным специальностям оценка качества подготовки осуществляется на основе представленных документов учебно-методическими объединениями (УМО) по тем или иным специальностям и направлениям подготовки и органами управления системой образования (Министерство образования и науки). И главным критерием здесь является соответствие требованиям государственного образовательного стандарта, что дает право на получение лицензии на право ведения образовательной деятельности по той или иной специальности. Применение государственных образовательных стандартов и контроль над их соблюдением позволяет обеспечивать требуемое качество подготовки специалистов и сохранять единое образовательное пространство России. Этот же критерий используется и на заключительном этапе оценки при проведении аттестации вуза или отдельной специальности. Оценка качества подготовки осуществляется экспертной комиссией из числа наиболее квалифицированных и авторитетных представителей данной отрасли знаний, утверждаемой Министерством образования и науки РФ. При аттестации принимается во внимание не только документальная сторона дела, но и реальное качество подготовки каждого выпускника, устанавливаемое путем проверки остаточных знаний по изучаемым дисциплинам, участия в итоговой государственной аттестации. Одним из инновационных инструментов оценки качества профессионального образования выступают технологии тестирования, широкое применение которых стало возможным в связи с распространением интернет-технологий. В рамках вуза в процессе обучения существует целая система традиционно сложившихся форм и показателей оценки качества подготовки студентов. Это, прежде всего, текущий контроль успеваемости и посещаемости занятий студентами, осуществляемый деканатами и преподавателями, ведущими занятия. Текущий контроль проводится с целью привития студентам навыков ритмичной работы над учебным материалом, эффективности их самостоятельной работы, своевременной корректировки хода учебного процесса в соответствии с результатами контроля. Осуществляется текущий контроль в ходе лекционных занятий и семинарских занятий, лабораторных работ и коллоквиумов, а также путем проверки результатов выполнения студентами заданий, курсовых работ и т.п. Во многих вузах получила применение модульно-рейтинговая система оценки качества подготовки, используемая в межсессионный период. Применение тестовой формы оценки качества образования в последнее время стало предметом обсуждения и дискуссий. Следует, прежде всего, отметить, что само применение тестовой формы контроля и оценки знаний не вызывает сомнений, так как они обеспечивают:
Тем не менее, при всех положительных сторонах технологий тестирования имеется немало нареканий по поводу этой формы оценки качества образования, к числу которых можно отнести:
Имеется существенное различие между целями, которые преследуются в процессе тестирования, если оно проводится:
В соответствии с системой оценки качества образования, разработанной национальным аккредитационным агентством в сфере образования, в концепции Интернет-экзамена заложены следующие принципы1:
Результаты Интернет-тестирования входят в систему показателей, по которым производится оценка деятельности образовательных учреждений Рособрнадзором. В связи с этим вузы заинтересованы в таких результатах Интернет-экзамена, которые свидетельствовали бы о высоком уровне усвоения учебного материала. Достигаться такие результаты могут не только посредством повышения уровня преподавания (а также путем «натаскивания студентов») но и посредством организации помощи студентам со стороны преподавателей (в том случае, если процедура тестирования не контролируется со стороны проверяющих представителей). В этом случае происходит оценка знаний не студентов, а преподавателей, результаты тестирования не могут использоваться для оценки знаний студентов, ведь и преподаватели, и студенты знают, как были получены эти результаты. Опасность такого рода процедуры тестирования состоит в подрыве нравственных устоев, на которых основывается деятельность вузов, формирования в связи с этим норм поведения, ценностей и ориентаций, противоречащих моральным и нравственным нормам. Деятельность профессионального образовательного учреждения можно рассматривать по аналогии с работой предприятия и в качестве продукта этой деятельности – подготавливаемых специалистов. Как подсистема более общей, экономической системы система профессионального образования выполняет не только присущую ей функцию формирования и воспроизводства квалифицированной рабочей силы, но и функцию социализации, становления и развития человека. Кроме того образование не только готовит специалистов в той или иной области экономики, но и формирует мировоззрение, идеологию и экономическое сознание. На менталитет российского студенчества не может не оказывать влияние существование коррупции, теневой экономики, криминальных явлений в деятельности организаций. В связи с этим возникает вопрос о соотношении и противоречии преподаваемых экономических концепций и реальной экономической действительности, у некоторых студентов, знакомых с изнанкой нашей действительности, возникает некоторая доля скепсиса по отношению к тем общественным дисциплинам, которые направлены на формирование личности студентов, выполняют идеологическую функцию. Конечно, преподаватели экономических дисциплин не могут и не должны учить студентов, как укрываться от налогов, как устанавливать отношения с рэкетом, но они не могут и игнорировать существующую реальность. Разрешение указанного противоречия видится в том, чтобы вскрывать причины и последствия криминализации экономики и показывать пути ее оздоровления, то есть готовить студентов к работе в условиях нормальной цивилизованной экономики, а в какой-то мере и к ее формированию. Описанные выше процедуры тестирования унижают достоинство преподавателей в глазах студентов, не способствуют формированию нравственно зрелой личности студентов, противоречат концепции гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих и нравственных ценностей. При рассмотрении процедуры тестирования напрашивается сравнение с теми процессами, которые наблюдаются в сфере бизнеса. Фундаментом современной социальной политики предприятия является концепция социальной ответственности бизнеса, принятие на себя обязанности адекватного реагирования на конкретные запросы и ожидания общества, сочетающая в российской модели не только добровольность как результат добровольного выбора руководителей, но и обязательность. Подобно социальной ответственности бизнеса должна существовать и социальная ответственность руководства и преподавателей вузов, ответственность за качество образования, за соблюдение моральных и нравственных норм поведения. В качестве оправдания такой процедуры тестирования преподаватели вузов приводят несовершенства самих тестовых заданий, несоблюдение тех требований, которые предъявляются при их разработке. К их числу относятся:
Так, в предлагаемых тестовых заданиях ФЭПО по макроэкономике, на наш взгляд, не отражены некоторые категории и ключевые понятия макроэкономики (совокупный спрос, совокупное предложение, безработица, инфляция, экономический рост и др.), в то же время включены второстепенные элементы содержания, имеются некорректные формулировки, задания слишком математизированы, имеется уклон не на реальный сектор производства, а на финансовую сферу. В то же время в связи с существованием разных концепций экономического образования могут существовать и другие мнения по поводу качества аттестационных педагогических измерительных материалов. Итоговым, заключительным этапом оценки качества подготовки выпускников является их трудоустройство и рейтинг на рынке труда. В этом случае внутренняя оценка качества подготовки специалистов со стороны самих образовательных учреждений или органов управления ими дополняется внешней оценкой со стороны работодателей. И критерием оценки качества здесь выступает востребованность выпускников вузов на рынке труда, что обусловливают необходимость усиления взаимодействия вузов, работодателей и службы занятости, ликвидации разрыва между требованиями рынка труда и уровнем подготовки выпускников. 1См.: Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. Йошкар-Ола. 2008. С.39. |
Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по программе «Реализация и оценка качества освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями фгос с использованием информационных... | Модели тестирования Целью тестирования является поиск нарушений требований качества, сформулированных в спецификации качества пс | ||
Концепция содержит следующие основные разделы: Введение I. Основные... Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации... | Оценка минерально-сырьевых ресурсов республики татарстан с использованием... Оценка минерально-сырьевых ресурсов республики татарстан с использованием гис-технологий | ||
О применении информационных технологий в федеральном интернет-экзаменЕ... В реализации приказа №31-04/1326 от 03. 11. 2009 г. "Об обеспечении Интернет-тестирования в 2009/2010 учебном году" для организации... | Вместо предисловия подарите мне холст, научите меня рисовать Цель работы: практическое знакомство со стандартными методами определения качества вина: органолептическая оценка качества вина... | ||
Как одно из средств достижения нового образовательного результата на уроках в начальной школе Цель работы: практическое знакомство со стандартными методами определения качества вина: органолептическая оценка качества вина... | Методические указания к лабораторной работе по курсу «Технология... Цель работы: практическое знакомство со стандартными методами определения качества вина: органолептическая оценка качества вина... | ||
Рабочая программа профессионального модуля пм. 02. Организация и... Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Пояснительная записка. Главная цель оот подготовка учащихся к самостоятельной... Цель работы: практическое знакомство со стандартными методами определения качества вина: органолептическая оценка качества вина... | ||
Рабочая программа дисциплины «Теория и практика профессионального речевого общения» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа по дисциплине «Социальная квалиметрия,... Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то... | ||
Контрольная работа по русскому языку №2 по теме «Правописание приставок» Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;... | Всю ночь крепко закрыты з…л…тые к…рзинки одуванчика Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;... | ||
Инструкция для организаторов тестирования в рамках апробации процедуры... Злотникова Т. В., кандидат юридических наук, председатель Комитета по экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской... | Инструкция для организаторов тестирования в рамках апробации процедуры... Злотникова Т. В., кандидат юридических наук, председатель Комитета по экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской... |