ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Пояснительная записка
Данная рабочая программа по музыке в 4 классе составлена на основании следующих документов:
• Законы РФ и РТ «Об образовании»
• Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»
• Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 №1312
• Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03. 2004 г. № 1089),
• Приказа МО и Н РФ от 03.06. 2011 года №1994 «О внесении изменений в Федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 №1312»
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Приказ МО и НРФ от 06.10.2009 №373
• Приказ МО и НРФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 06.10. 2009 г. N 373» от 26.11 2010 №1241
• Приказа МО и Н РТ от 09.07.2012 №4154/12«Об утверждении базисного учебного плана на 2013-2014 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования».
• Приказа МО и НРТ от 23.0612 №7699/12 «Об учебных планах для 1-9 классов школ РТ, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»
• Устав и образовательная программа
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе:
Программ И.В. Кадобновой, Е.Д. Критской Г.П.,Г.П. Сергеевой, В.В. Алеевой, Т.Н. Кичак. Преимущественной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д.Б. Кабалевского «Музыка» .Программы общеобразовательных учереждений. Музыка:1-8 классы-Москва: (Просвещение, 2007 год)
Существует множество программ по музыке. Эта программа учитывает национально-региональный конпонент (связь с историей Древних Болгар), а главная особенность её в том, что в ней ведётся линия «как народная музыка проявляет себя в современное время»
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 4 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю). Структура документа.
Рабочая программа по музыке для 4класса включает следующие разделы:
Титульный лист (название программы).
Пояснительная записка.
Содержание программы учебного предмета, курса.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Календарно-тематическое планирование.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.
Изучение музыки как вида искусства в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Изучение учебного предмета «Музыка» в 4 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в 1-2 классах в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 4 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи музыкального образования:
привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
привить основы художественного вкуса;
научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
обучить основам музыкальной грамоты;
сформировать потребность общения с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, игра на детски? музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.
Национально-региональный компонент.
В настоящее время учитель музыки не сможет осуществлять полноценного развития музыкальных способностей учащихся вне обращения к лучшим образцам национального искусства. Заменяя и расширяя музыку, данную в программе важно знакомить учащихся с самобытной народной музыкой профессиональных и самодеятельных компонентов. Освоение национального музыкального материала в школе будет способствовать расширению музыкального кругозора учащихся, формированию уважительного отношения к музыке других народов, выявлению процессов взаимосвязей и взаимодействий культур. В процессе музыкальных занятий учащийся знакомиться с тем, что между музыкой народной и композиторской имеются многочисленные связи, что на формирование и развитие национальной музыкальной культуры влияет искусство других стран и народов. Основная задача на этом этапе заключается в том, чтобы раскрыть детям красоту музыки разных народов, выявить характерные особенности народных композиторских произведений, раскрыть своеобразие и общность музыкальных культур.
Главная тема 4 класса- «Музыка моего народа»- обращена к воплощению связи музыки народной древности и современности , не только русской, но и татарской; музыкой ближнего и дальнего зарубежья. В 4 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема). Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства: (фольклор, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их выражения и проявления в современном мире. Таким образом, музыкальные произведения более доступны и интересны учащимся.
Тема первой четверти: «От древней Руси к современной России» знакомит школьников с многообразием русского музыкального фольклора древности в сравнении и сопоставлении звучания его в современных обработках, исполнителях; с использование народной музыки русскими композиторами; символикой РФ.
Тема второй четверти: «Родники татарской народной музыки» знакомит школьников с многообразием татарского музыкального фольклора древности в сравнении и сопоставлении звучания его в современное время; с использованием татарской народной музыки татарскими композиторами; символикой Татарстана. Благодаря такому сопоставлению учатся сравнивать, лучше ориентироваться, размышлять и говорить о ней.
Темы третьей и четвёртой четвертей: «Музыка разных стран мира» знакомит учащихся с народной и профессиональной музыкой разных стран мира: (Украины, Белоруссии, Кавказа, Польши, Норвегии, Америки, Италии и многих других). Музыкальными приоритетами, композиторами, исполнителями той или иной страны. Использованием народной музыки одной нации композиторами, принадлежащими этой нации, но и обращении композиторов к народной музыке разных национальностей. В итоге логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованием федерального компонента государственного стандарта среднего и общего образования.
Содержание программы:
Первая четверть: « От древней Руси к современной России».
Урок 1 (1ч): « Как это бывает, когда песня не умирает».
Музыкальный материал: Слушание: русские народные песни « Во поле берёза стояла» в оригинале и в современной обработке. « Девка по саду гуляла», Игорь Крутой и фабрика звёзд 4 « Девка по саду гуляла», Пелагея «Ой, то не вечер, то не вечер». Исполнение: « Ой, по-над Волгой».
Урок 2 (1ч): « Как создавалась народная музыка».
Музыкальный материал: Слушание: русская народная песня « Ах ты степь широкая». Исполнение: русская народная песня «Ой, по-над Волгой».
Урок 3 (2ч): « В песне душа народа».
Музыкальный материал: Слушание: русские народные песни « Вьюн над водой» (свадебно-обрядовая), « Во кузнице» (трудовая), «Эй ухнем» (историческая), «Тонкая рябина» (лирическая), «Калинка» (плясовая), «Барыня», « Солдатушки браво ребятушки» (солдатские). Исполнение: русская народная песня «Блины».
Урок 5 (1ч): « Частушка как пример устного народного творчества».
Музыкальный материал: Слушание: ансамбль «Родные напевы» русские народные « Частушки-веселушки» , Р. Щедрин «Озорные частушки». Исполнение: музыка и слова Морозовой «Гармонист Тимошка».
Урок 6 (1ч): « Народная музыка источник вдохновения композиторов».
Музыкальный материал: Слушание: П. И. Чайковский опера «Евгений Онегин» фрагмент « Уж как по мосту мосточку», « Пастушьи наигрыши», Н. А. Римский-Корсаков опера « Садко» фрагмент « Ой ты тёмная дубравушка», опера «Снегурочка» фрагмент «Ой во поле липенька», русская народная песня «Вниз по матушке по Волге», А. Даргомыжский вариации на тему « Вниз по матушке по Волге». Исполнение: музыка и слова Морозовой «Гармонист Тимошка».
Урок 7 (1ч): «От ложки до гармошки».
Музыкальный материал: Слушание: русские народные песни «Пойду ль я» в исполнении ансамбля русских народных инструментов, «А я по лугу» (баяны), «Ах вы сени» (балалайки), «Во кузнице» (трио рожечников), плясовые наигрыши (береста, баян, м. гармоника, гусли, жалейка, ложки.) Исполнение: музыка и слова Морозовой «Гармонист Тимошка».
Урок 8 (1ч): «Россия - Родина моя».
Музыкальный материал: Слушание: музыка Александрова, слова С. Михалкова Государственный Гимн Российской Федерации, музыка и слова Р. Гуцалюк «Три цвета». Исполнение: музыка и слова Д. Трубачёва «О Родине».
Урок 9 (1ч): Урок-обобщение «Путешествие к Тимошке». Исполнение песен пройденных в четверти.
Вторая четверть: «Родники татарской народной музыки».
Урок 1 (2ч): « Особенности развития татарской народной музыки».
Музыкальный материал: Слушание: татарские народные песни «Осыпаются цветы» (Сибле чечек) в обработке Мозаффарова, «Туган ил» в обработке Билалова, «Каз Канаты», «Туган як», « Болгар кызы Ай Султан», «Б Исполнение: Л. Батыр-Булгари «Солнечный край».
Урок 3 (1ч): «Разновидности татарского напева».
Музыкальный материал: Слушание: Казанская капелла татарская народная песня «Фазыл Чишмясе» (Родники Фазыла) в обработке Шарифуллина, татарские народные песни «Хыял» (старинный напев), «Апипа» (плясовая). Исполнение: Л. Батыр-Булгари «Солнечный край», тат. нар. песни. «Апипа», «Кария Закария».
Урок 4 (1ч): «Татарские народные инструменты».
Музыкальный материал: Слушание: татарская народная песня «Галиябану» (курай), «Зак-Зак-Закария» (тальянка), башкирская народная песня «Зельхижа» (курай). Исполнение:
Урок 5 (1ч): «Композитор - имя ему народ».
Музыкальный материал: Слушание: Р. Абязов татарские народные песни «Аллюки», «Тефтеляу», Яруллин балет «Шурале» фрагменты: «Туй биюе», «Вариации Шурале», «Убырлы карчак шайтан биюе». Исполнение:
Урок 6 (1ч): «Рустем Яхин – сын своей земли».
Музыкальный материал: Слушание: Р. Яхин концерт – рапсодия для фортепиано с оркестром 1 часть фрагмент, «Вальс – экспромт», романс «Ялгыз агач» (Одинокий дуб), « Гимн Татарстана» фрагмент. Исполнение: Стихи Альтмарка, музыка А. Василевского «С днём рожденья, Татарстан».
Урок 7(1ч): «Я люблю тебя Татарстан».
Музыкальный материал: Слушание: Р. Яхин «Гимн Татарстана», С. Сайдашев «Марш советской армии», «Эдрен дингез», «Болгары изге бора», «Болгары» слова и музыка В.С.Кощеева. Исполнение: стихи Альтмарка, музыка А. Василевского «С днём рождения, Татарстан».
Урок 8 (1ч): Урок – обобщение «За народной мудростью».
Третья четверть: «Музыкальное путешествие».
Урок 1(1ч): «Музыка-это язык понятный всем народам».
Музыкальный материал: Слушание: П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка», «Старинная французкая песенка», «Немецкая песенка», «Мазурка», Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»: Песня варяжского гостя, песня индийского гостя. Исполнение: «Большой хоровод».
Урок 2 (1ч): «Музыка Украины».
Музыкальный материал: Слушание: Д. Крижановский «Ревёт и стонет Днепр широкий», украинская народная песня «Веснянка», П.И. Чайковский финал 1го концерта для фортепиано с оркестром фрагмент, М.П. Мусоргский «Гопак» опера «Сорочинская ярмарка». Исполнение: «Большой хоровод», «Веснянка».
Урок 3 (1ч): «Музыка Молдовы».
Музыкальный материал: Слушание: Молдавский народный танец «Молдовеняска». Исполнение: «Большой хоровод».
Урок 4 (1ч): «Музыка Белоруссии».
Музыкальный материал: Слушание: Белорусская народная песня-танец «Бульба», вариации на тему «Перепёлочки». Исполнение: «Перепёлочка» белорусская народная песня.
Урок 5 (2ч): «Музыка народов Кавказа».
Музыкальный материал: Слушание: Грузинский народный танец «Лезгинка», грузинская народная песня «Имеруили мгзаврули», армянский танец, А. Хачатурян балет «Гаянэ»: «Танец розовых девушек», «Русский танец», «Танец с саблями», «Вальс» музыка е драме «Маскарад». Исполнение: грузинская народная песня «Сулико».
Урок 7 (1ч): «Чешская и Венгерская музыка».
Музыкальный материал: Слушание: Чешская народная песня «Полька», З. Кодай Чардаш из оперы «Хари Янош». Исполнение: «Полька».
Урок 8 (1ч): «Путешествие по Америке».
Музыкальный материал: Слушание: Д. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс», Луи Армстронг «Привет Долли». Исполнение: «Классный кот».
Урок 9 (1ч): «Путешествие по Норвегии».
Музыкальный материал: Слушание: Э. Григ музыка к драме Ибсена «Пер-Гюнт»: «В пещере горного короля», «Шествие троллей», «Заход солнца». Исполнение: норвежская народная песня «Волшебный смычок».
Урок 10 (1ч): «Музыка-это язык понятный всем народам».
Музыкальный материал: Произведения, прослушанные и исполнившие в четверти.
Четвёртая четверть: «Музыкальное путешествие» (продолжение).
Урок 1(1ч): «Русская песня в Японской стране».
Музыкальный материал: Слушание: Японская народная песня «Вишня», «Рассвет», Д.Б. Кабалевский вариации на тему «Вишня», М. Блантер «Катюша». Исполнение: «Дорогою Добра».
Урок 2 (1ч): «Рондо в турецком стиле».
Музыкальный материал: Слушание: В.А. Моцарт вариации на тему французкой народной песни, «Рондо в турецком стиле», « симфония №40» 1ч. Исполнение: «Дорогою Добра».
Урок 3(1ч): «Танец в творчестве Ф. Шопена».
Музыкальный материал: Слушание: Ф. Шопен Полонез№1, мазурка №47,вальс, М.И. Глинка «Полонез», «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин», П.И. Чайковский «Полонез» из оперы «Евгений Онегин», «Мазурка» из «Детского альбома», Польская песни: «Жаворонок». Исполнение: «Дорогою Добра».
Урок 4 (1ч): «Звуки нежной баркаролы».
Музыкальный материал: Слушание: итальянская народная песня «Санта Лючия», М.И. Глинка «Венецианская ночь», П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Неаполитанская песенка», С. Рахманинов «Итальянская полька». Исполнение: итальянская народная песня «Макароны».
Урок 5 (1ч): «Русская песня в творчестве Л.В. Бетховена».
Музыкальный материал: Слушание: Русская народная песня «Камаринская», вариации на русскую народную песню «Камаринская», фрагмент 2 части сонаты 4; 3 часть симфонии№5. Исполнение: «Макароны».
Урок 6 (1ч): «Восточная тема в творчестве русского композитора».
Музыкальный материал: Слушание: Н.А. Римский-Корсаков сюита «Шехеразада». Тема Шехеразады, тема Шахриара. Исполнение: «Мир, который нужен мне».
Урок 8 (1ч): «Музыкальное путешествие».
Музыкальный материал: музыкальные произведения, прослушанные в течение года.
Согласно учебному плану на реализацию учебного курса отводится 33 часа, 1 час в неделю.
Форма контроля:
-устный опрос;
-музыкальная викторина;
-урок-концерт;
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 4 класса
-наличие интереса к предмету «Музыка» (стремление к музыкально-творческому самовыражению в видах деятельности);
-называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; венских классиков, русских и татарских композиторов, а так же Ф.Шопена, Э.Грига, Дж. Гершвина.
-узнавать характерные черты вышеназванных композиторов, размыщлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
-воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
-соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
-соотносить выразительные и изобразительные интонации;
-распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы-трёх частная , рондо, вариации);
-называть различные виды оркестра;
-называть группы симфонического оркестра;
-соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;
-проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
Календарно-тематическое планирование 4 класс
| №
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Содержание образования
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Виды контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
| план
| Факт
| I четверть «От древней Руси к современной России». (9 часов)
| 1
| Как это бывает, когда песня не умирает.
| 1
| Введение в тему.
| Русские народные песни «Во поле берёза стояла», «Девка по саду гуляла» в разных обработках (современных), Пелагея «Ой то не вечер», «Ой, по-над Волгой».
| Раскрыть у учащихся интерес к народной песне, путём сравнения настоящего произведения и современного. Почему эти песни живут до сих пор.
| Опрос летучка.
| Портреты исполнителей русских народных песен.
| Выучить текст песни «Ой, по-над Волгой» 1,2к.
|
5.
09
|
| 2
| Как создавалась народная музыка.
| 1
| Углубление темы.
| Русские народные песни «Ах ты степь широкая», «Ой, по-над Волгой».
| Знать различие между песнями народными и композиторскими. Иметь понятие о композиторской музыке, написанной в народном характере. Знать значение слов «обработки народных песен», понятие фольклор.
| Опрос. Оценка исполнения.
| .
| Выучить различия народной музыки от профессиональной.
3к песни.
|
12.09
|
| 3-
4
| В песне душа народа.
| 2
| Углубление темы
| Русские народные песни «Вьюн над водой», «Во кузнице», «Эй ухнем», «Тонкая рябина», «Калинка», «Барыня», «Солдатушки браво ребятушки.», «Блины».
| Уметь отличить разные жанры русских народных песен. Формирование представлений учащихся об особенностях русской народной песне.
| Опрос летучка.
| Презентация к теме.
| Выучить жанровые разновидности русских народных песен.
| 19.09 26.09
|
| 5
| Частушка как пример устного народного творчества.
| 1
| Углубление темы
| Ансамбль «Родные напевы» русские народные «Частушки-веселушки», Р. Щедрин «Озорные частушки», слова и музыка Морозовой «Гармонист Тимошка».
| Познакомить учащихся с особенностями плясовых русских народных песен, расширить представления о жанре частушка.
| Опрос. Оценка исполнения и пластического интонирования
| Портрет Р. Щедрина.
| Выучить текст песни «Гармонист Тимошка» 1к.
|
3.
10
|
| 6
| Народная музыка источник вдохновения композиторов.
| 1
| Углубление темы
| П.И. Чайковский опер «Евгений Онегин» «Уж, как по мосту мосточку», «Пастушьи наигрыши», Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко» «Ой, ты тёмная дубравушка», опера «Снегурочка» «Ой, во поле липенька», Даргомыжский «Вниз по матушке по Волге».
| На примерах музыкальных произведений показать роль народной песни в творчестве русских композиторов.
| Опрос летучка.
| Портреты композиторов.
| Выучить текст песни 2и3к.
|
10.10
|
| 7
| От ложки до гармошки.
| 1
| Углубление темы
| Русские народные песни «Пойду ль я», «А я по лугу», «Ах вы сени», «Во кузнице», «Плясовые наигрыши».
| Познакомить с понятием оркестр русских народных инструментов, историей их появления и звучанием.
| Опрос летучка.
| Изображения русских народных инструментов.
| Выучить названия русских народных инструментов.
|
17.10
|
| 8
| Россия-Родина моя.
| 1
| Углубление темы
| Музыка Александрова, слова Михалкова Гимн РФ, музыка и слова Р. Гуцалюк «Три цвета», музыка и слова Д. Трубачёва «О Родине».
| Познакомить с символикой РФ, многонациональностью и богатством России, воспитывать чувства гордости и патриотизма.
| Опрос летучка. Оценка
| Презентация к теме.
| Выучить Гимн РФ.
|
24.10
|
| 9
| Путешествие к Тимошке.
| 1
| Закрепление темы.
| Произведения, прозвучавшие и исполнявшиеся в четверти.
| Закрепить и обобщить полученные знания.
| Контрольный опрос.
| Презентация к теме.
| Повторить полученные знания.
|
31.10
|
|
II четверть «Родники татарской народной музыки». (8 часов)
| 10-11
| Особенности развития татарской народной музыки.
| 2
| Введение в тему.
| Татарские народные песни «Сибле чечек» в обработке Мозаффарова, «Туган ил» в обработке Билалова, «Каз канаты», «Туган як», Л. Батыр-Булгари «Солнечный край», «Болгар кызы Ай Султан».
| Познакомить с особенностями развития татарской народной музыки, её характерными особенностями, манерой исполнения.
| Опрос летучка.
|
| Выучить записи в тетради, текст песни 1к.
| 7.
11 14.11
|
| 12
| Разновидности татарского напева.
| 1
| Углубление темы.
| Татарская народная песня «Фазыл Чичмясе» в обработке Шарифуллина, «Хыял», «Апипа», Л. Батыр – Булгари «Солнечный край».
| Познакомить с разновидностями татарских народных песен, мелодией и ладом пентатоника, в котором они пишутся.
| Опрос.
| Наглядные пособия татарского орнамента.
| Выучить разновидности татарского напева.
|
21.11
|
| 13
| Татарские народные инструменты.
| 1
| Углубление темы.
| Татарская народная песня «Галиябану» (курай), «Зак-зак» (Тальянка), башкирская народная песня «Зельхижа».
| Познакомить с татарскими инструментами, историей создания, научить различать их по звучанию.
| Опрос
| Изображения татарских народных инструментов.
| Выучить названия инструментов, текст песни 2и3к.
|
28.11
|
| 14
| Композитор – имя ему народ.
| 1
| Углубление темы.
| Рустем Абязов татарские народные песни «Аллюки», «Тефтеляу», Яруллин балет «Шурале» фрагменты «Туй биюе», слова Альтмарка, музыка А. Василевского «С днём рождения, Татарстан».
| Показать значимость народной музыки в творчестве татарских композиторов, красочность музыки балета по известной сказке.
| Опрос летучка.
| Книжка, со сказкой Г. Тукая «Шурале». Портреты татарских композиторов.
| Выучить имена татарских композиторов.
|
5.
12
|
| 15
| Рустем Яхин – сын своей земли.
| 1
| Углубление темы
| Р. Яхин концерт – рапсодия для фортепиано с оркестром 1ч фрагмент, «Вальс-экспромт», романс «Ялгыз агач», «Гимн Татарстана».
| Познакомить с творчеством Р. Яхина, с многообразием и новаторством жанра, воспитывать любовь к Родине.
| Опрос.
| Презентация к теме.
| Выучить 1к песни «С днём рождения, Татарстан».
|
12.12
|
| 16
| Я люблю тебя Татарстан.
| 1
| Углубление темы
| Р. Яхин «Гимн Татарстана», С. Сайдашев «Марш советской армии», «Эдрен дингез», В.А. Кощеев «Болгары», «Болгарым изге бара».
| Познакомить с символикой Татарстана, раскрыть богатства республики, воспитывать гордость и патриотизм.
| Опрос.
| Презентация к теме.
| Выучить текст песни 1и2к.
|
19.12
|
| 17
| За народной мудростью.
| 1
| Обобщение темы
| Произведения, пройденные в четвертях.
| Закрепить и обобщить знания первого полугодия, повторить весь музыкальный репертуар.
| Опрос контрольный.
|
| Повторить все темы четверти.
|
26.12
|
|
|
III четверть «Музыка разных стран мира» (10 часов).
| 18
| Музыка-это язык понятный всем народам.
| 1
| Введение в тему.
| П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Старинная французкая песенка», «Мазурка», Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»: песня варяжского гостя, песня индийского гостя, «Большой хоровод».
| Показать на примерах музыкальных произведений интерес и любовь композиторов одного народа к музыке. С помощью учителя понять то, что музыкальный язык не нуждается в переводе.
| Опрос летучка.
| Портреты Чайковского, Римского-Корсакова.
| Выучить текст песни «Большой хоровод» 1к.
|
16.01
|
| 19
| Музыка Украины.
| 1
| Углубление темы.
| Д. Крижановский «Ревёт и стонет Днепр широкий», украинская народная песня «Веснянка», П.И. Чайковский финал 1го концерта для фортепиано с оркестром фрагмент, М.П. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка».
| Уметь находить сходства и отличия музыки русской и украинской. Показать на примерах музыкальных произведений использование украинской музыки русскими композиторами.
| Оценка исполнения песен
| Изображение украинских инструментов.
| Выучить песню «Веснянка», «Большой хоровод» 2к.
|
24.01
|
| 20
| Музыка Молдовы и Белоруссии.
| 1
| Углубление темы.
| Молдавский народный танец Молдо Белорусская народная песня-танец «Бульба», Вариации на тему «Перепелочк,».веняска.
| Познакомить с музыкой и инструментами молдавского и белорусского народа.
| Оценка исполнения песни
|
| Выучить песню 3к.
|
31.01
|
| 21
| Музыка стран ближнего Востока.
| 1
| Углубление темы.
| Мавриги узбекская народная песня, Н.А. Римский-Корсаков сюита «Шехеразада». Тема Шехеразады, тема Шахриара.
| Познакомить с музыкой востока, и творчеством Н.А. Римского-Корсакрва.
| Опрос летучка.
| Презентация к теме.
| Выучить понятие сюита.
|
7
.02
|
| 22-23
| Музыка народов Кавказа.
| 2
| Углубление темы.
| Грузинский народный танец «Лезгинка», грузинская народная песня «Имеруили мгзаврули», Узбекская народная песня «Мавриги », армянский танец, А. Хачатурян балет «Гаянэ»: «Танец розовых девушек», «Русский танец», «Вальс» и «Танец с саблями», Песня «Сулико».
| Дать определение понятию – обработка. Находить общие черты и отличия в музыке народов Центральной Азии. Уметь определить разные составы исполнителей. Уметь услышать имитацию звучания народных инструментов в хоровом исполнении.
| Опрос летучка.
| Изображение инструментов, костюмов.
| Выучить грузинскую народную песню «Сулико».
|
14.02
21.02
|
| 24
| Чешская и Венгерская музыка.
| 1
| Углубление темы.
| Чешская народная песня «Полька». З. Кодай. Чардаш из оперы «Хари Янош».
| Находить сходства (танцевальности чешской «Польки» и венгерского «Чардаша»). Уметь выявить упругий ритм в «Чардаше».
| Опрос летучка.
| .
| Записать в тетрадь название чешского и венгерского танца.
|
28.02
|
| 25
| Путешествие по Америке.
| 1
| Углубление темы.
| Д. Гершвин «Колыбельная» опера «Порги и Бесс», песня «Классный кот».
| Познакомить с музыкой Америки (кантри), джаз. Знать разновидности джазовой музыки, рождение джаза.
| Опрос.
| Презентация к теме.
| Выучить текст песни «Классный кот».
|
6.
03
|
| 26
| Путешествие по Норвегии: творчество Э.Грига.
| 1
| Углубление темы.
| Э. Григ музыка к драме Ибсена «Пер-Гюнт»: «В пещере горного короля», «Шествие троллей», песня «Заход солнца», норвежская народная песня «Волшебный смычок».
| Уметь находить общее в мелодичности и поэтичности музыке Грига и Чайковского, объединенной образами природы.
|
| Презентация к теме.
| Выучить песню «Волшебный смычок».
|
13.03
|
| 27
| Урок-концерт. Музыка-это язык понятный всем народам.
| 1
| Обобщение темы.
| Исполнение понравившихся песен четверти.
| Закрепить знания о музыке разных стран, выявить наиболее понравившиеся детям песни.
| Опрос и оценка.
|
| Повторить материал, пройденный в четверти.
|
20.03
|
| IV четверть «Музыка разных стран мира» продолжение (8 часов).
| 28
| Русская песня в Японской стране.
| 1
| Углубление темы.
| Японская народная песня «Вишня», «Рассвет», Д.Б. Кабалевский вариации на тему «Вишня», М. Блантер «Катюша», «Дорогою Добра».
| Знание японского слова – сакура. Умение проследить за трансформацией японской народной темы «В вариациях» на японскую народную песню Д. Кабалевского
| Оценка творческого задания.
| Изображения Японии, цветущей сакуры.
| Повторить материал, пройденный на уроке
|
10.04
|
| 29
| Путешествие по Австрии: венские классики.
| 1
| Углубление темы.
| В. Моцарт «Вариации на тему французской народной песни», «Рондо в турецком стиле», 1 часть «Симфонии №40».
| Закрепить знания музыкальных форм вариаций и рондо. Уметь определить имитацию флейты «в теме» и барабана «в басу» «Рондо в турецком стиле».
| Опрос летучка.
| Презентация к теме.
| Выучить текст песни
«Дорогою Добра» 1ки2к.
|
17.04
|
| 30
| Русская песня в творче-стве Л.В. Бетхове-на
|
| Углубление темы.
| Рус нар песня «Камарин-ская». Л. Бетховен Вариации на тему русской народной песни «Камаринская», фрагмент 2-ой части сонаты №4; 3-ья часть симфонии №5.
| Уметь объяснить немецкий характер звучания русской песни «Камаринская» в вариациях Л. Бет-ховена, подчеркнув контраст мажора и минора. В сонате №4 выявить выра-зительную роль пауз.
|
| Портрет Бетховена.
|
|
24.04
|
| 31
| Путешествие по Польше: творчество Ф. Шопена.
| 1
| Углубление темы.
| Ф. Шопен Полонез №1, Мазурка 47, Вальс, М.И. Глинка Полонез, Краковяк опера «Иван Сусанин», П.И. Чайковский Полонез опера «Евгений Онегин», Мазурка «Детский альбом». Польская песня «Жаворонок».
| Уметь определить танцевальный характер польской народной песни «Жаворонок». Показать мастерство русских композиторов в сочинении польских танцев.
|
| Презентация к теме.
| Выучить 3к песни.
|
8.
05
|
| 32
| Путешествие по Италии: певческая культура страны.
| 1
| Углубление темы.
| Итальянская нар, песня «Макароны», «Санта Лючия». М. Глинка «Венецианская ночь». П. Чайковский «Детский аль-бом» (Неаполитанская песенка), С. Рахманинов «Итальянская полька».
| Знать отличия между использованием композитором народной мелодии и сочинения музыки в духе народных мелодий. Перечислить произведения русских композиторов, в которых звучит итальянская песня.
|
| Изображения Италии.
| Выучить названия театров оперы и балета в Италии. Песню «Макароны».
|
15.05
|
| 33
| Путешествие по Франции.
| 1
| Углубление темы.
| Эдит Пиаф «С помощью розы», Жак Бриль вальс
| Познакомить с красотами Франции, музыкой, исполнителями и композиторами.
|
| Портрет Эдит Пиаф, Собор Парижской Богоматери, Лувр, гранд опера.
|
| 22.05
|
| 34
| Музыка разных стран мира.
| 1
| Обобщение и корректировка знаний.
| Музыкальные произведения, прослушанные в течение года.
| Закрепить и обобщить знания полученные в течении всего года.
| Контрольный опрос. Оценка исполнения песен.
| Презентация к теме.
| Повторить песни, пройденные за год.
|
29.05
|
| 7 ноября –День Октябрьской революции ( урок №10)
| |