Скачать 218.07 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна» Методология научного познания Методические указания к изучению дисциплины для студентов заочной сокращенной формы обучения по направлениям подготовки 100700 «Торговое дело» и 100800 «Товароведение» (степень «бакалавр») Составители: Ю.В. Манько Г.М. Левин Санкт-Петербург 2012 УТВЕРЖДЕНО на заседании методической комиссии Регионального института непрерывного образования протокол № 12 от 08.02.2012 Рецензент д.э.н., проф. И.В. Ильинский Оригинал подготовлен составителями и издан в авторской редакции Подписано в печать 03.04.12. Формат 60х80 1/16. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 0,9 . Тираж _100_. Заказ 104/12 Электронный адрес: http://alt-rinpo.sutd.ru/ Отпечатано в типографии СПГУТД. 191028, Санкт - Петербург, ул. Моховая, 26 Введение Методические указания разработаны на основе гуманитарного, социального и экономического цикла Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки 100700 и 100800 (степень «бакалавр») и рабочей программы по курсу "Методология научного познания". 1 Методические указания по изучению учебной дисциплины Изучение данной учебной дисциплины опирается на знания студентами школьных социально-гуманитарных и филологических дисциплин, и вводит студентов в мир научного знания и научно-технического творчества; знакомит обучаемых с философскими проблемами процесса производства и функционирования научного знания, закономерностями становления и развития научного знания и научного исследования; раскрывает студентам методологические проблемы творчества и инновационной деятельности с учетом их специализации. Практическая значимость изучения данной учебной дисциплины заключается в том, чтобы студенты увидели свою область научного познания профессиональной деятельности в контексте общечеловеческого процесса научного познания и методологически подготовились к написанию и защите выпускной квалификационной работы. Изучение учебной дисциплины осуществляется в процессе посещения установочных лекций, систематической самостоятельной работы по отработке учебного материала, углубленного творческого изучения рекомендованной литературы, написания контрольной работы (реферата). Посещение студентом установочных лекций позволяет усвоить (осмыслить, запомнить, записать) основные понятия и положения, структуру и последовательность учебного материала. Проблемный и диалоговый методы изложения преподавателем содержания лекций способствуют творческому, самостоятельному, осознанному и целостному восприятию темы занятий. Сразу после лекций, в часы самостоятельной подготовки целесообразно отработать свои записи, т.е. расписать свои сокращения, заполнить из имеющейся литературы различные пропуски, выписать основные понятия и т.д. При подготовке и в ходе самостоятельных занятий студент изучает рекомендованную преподавателем литературу по всем учебным вопросам (проблемам), вынесенным для изучения. Объем лекционного курса для студентов-заочников всех направлений – 8 часов. Согласно графику учебного процесса в течение семестра студенты выполняют контрольную работу. Контрольная работа выполняется в форме реферата. Реферат – это одна из первых форм научно-исследовательской работы студента. Его написание основывается на изучении различных первоисточников (монографии, сборники научных трудов, статьи в научных журналах и т.п.). При чтении целесообразно придерживаться плана изучаемой книги или статьи, который дан автором, соблюдать логическую связь и последовательность, избегать неточных записей, формулировок, искажающих содержание материала. Важно также выделить необходимый научный аспект изучаемого произведения, который следует самостоятельно осмыслить. Изложение материала должно носить творческий, строго самостоятельный характер, с демонстрацией глубокого знания темы, умения логически раскрыть ее содержание. Рассматриваемые вопросы следует увязывать с направлениями и профилями подготовки студента. По форме контрольная работа должна содержать:
Исходным моментом работы является выбор темы и определение задач исследования. Наиболее актуальные, обеспеченные источниками работы могут лечь в основу будущей курсовой или выпускной квалификационной работы. Выбор темы определяется личными интересами студента. В ходе изучения литературы и источников составляется план (структура) работы. Все эти части должны представлять собой целое, логически связанное, отражающее тему исследования. Во введении приводится обоснование избранной темы работы, определяется ее научное и практическое значение, формулируется цель исследования, а затем дается характеристика используемой литературы. Эта часть введения не должна представлять собой простое перечисление используемых источников и пересказ их содержания. Необходимо охарактеризовать источники, которые легли в основу разработки темы исследования. Следует указать их разновидности и отметить основные вопросы темы, которые в них отражены. Важно раскрыть происхождение источников и попытаться выяснить степень их достоверности (для этого нужно сопоставить источники друг с другом) и полноту освещения событий. В конце введения нужно обосновать структуру работы, перечислить ее основные части. Далее следует раскрыть основное содержание работы путем группировки используемого материала по разделам. Обычно контрольная работа состоит из двух-трех разделов. Каждый раздел должна иметь название, которое отражает его содержание. Разделы могут подразделяться на подразделы, раскрывающие часть основного вопроса раздела. Изложение материала в разделах и подразделах должно быть последовательным, логичным, завершаться определенными выводами. В заключении студент должен дать развернутое изложение обобщающих выводов с учетом тех целей и задач, которое были поставлены им во введении. Каких-либо новых вопросов поднимать не следует. Контрольная работа может иметь самостоятельные приложения, как включенные в текст, так и помещенные в конце (таблицы, карты, схемы, диаграммы, фотографии, тексты редких документов и т.д.). Оформлению таблиц следует уделить особое внимание: они должны иметь тематический заголовок и нумерацию. В подстрочных примечаниях указывается источник (в том числе Интернет сайты), на основе которого составлена таблица, или работа. Работа выполняется на отдельных стандартных листах (А4) в печатном виде шрифтом 12 или 14. Печать - на одной стороне листа, с полями, внизу место для подстрочных ссылок (сносок). Все листы работы (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы арабскими цифрами в правом нижнем углу. Каждый раздел следует начинать с нового листа. Следует обязательно указывать название (заголовок) раздела и подраздела. Контрольная работа должна быть написана грамотно, литературным языком, четко и чисто, без сокращенных слов. Объем реферата не должен превышать 20 - 25 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 (полтора) интервала. Ссылки на цитируемые выдержки из работ оформляются внизу каждой страницы или же нумеруются с указанием источников в конце реферата. На зачете студент должен показать глубокое и всестороннее знание программного материала, рекомендованной литературы, аргументировано и логично излагать содержание поставленных проблем, применять положения методологии научного познания и творчества при анализе современных событий, связывать их с задачами подготовки выпускной квалификационной работы и своей будущей квалификацией. 2 Тематический план
Формы контроля: контрольная работа (реферат), зачет. 3 Темы контрольных работ (рефератов)
4 Вопросы для подготовки к зачету 1. Понятие "знание". Мнение, догадка, вера, знание, научное знание и их роль в жизни человека и общества. 2. Наука как объект философского исследования. 3. Функции науки и научного знания. 4. Процесс познания как отображение действительности. 5. Разновидности знания, их взаимосвязь и взаимовлияние. 6. Научное знание и его критерии. 7. Этапы и структура научного исследования. 8. Основные формы научного познания и их практическое значение. 9. Теория как форма и результат научного познания и исследования. 10. Эмпирические методы научного познания и особенности их использования в экономике. 11. Теоретические методы научного познания. 12. Средства научного познания. Диалектика средств и методов научного познания и их использование в экономической науке. 13. Общая модель науки и ее разновидности (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакотос, П. Фейерабенд и др.). 14. Сциентизм и антисциентизм в жизни современного общества. 15. Влияние научного знания на образ современного человека. 16. Экономическое знание и его особенности. 17. Язык науки как форма фиксации знания. 18. История развития экономического знания в России. 19. Состояние и перспективы развития экономической теории в России. 20. Методы и средства научного познания в деятельности экономиста (по специализации студента). 21. Революции в науке и их влияние на развитие экономики (по специализации студента). 22. Роль науки в развитии человеческой цивилизации. 23. Роль традиции в науке и научном познании. 24. Научные революции: содержание и формы осуществления. 25. Предыстория науки, ее особенности и мировоззренческое значение. 26. Этапы развития науки и их характеристика. 27. Менталитет российской науки. 28. Современное состояние и перспективы развития науки в России. 29. Научный потенциал Санкт-Петербурга. 30. Мотивация и ценностные ориентации научного познания. 31. Этика научного исследования. 32. Наука, "квазинаука", "лженаука" и "псевдонаука". 33. Природа и критерии научного творчества. Научное творчество в деятельности экономиста 34. Интуиция и ее роль в деятельности экономиста. 35. Содержание и основные направления современной научно-технической революции. 37. Наука и глобальные проблемы человечества. 38. Роль современной науки в гуманизации современного общества. 39. Сущность и содержание инновационной деятельности экономиста. 40. Объективные и субъективные факторы формирования творческого мышления экономиста. 41. Методологические проблемы создания новых экономических проектов. 42. Соотношение науки и религии. 5 Методические указания по ответам на тесты по учебной дисциплине «Методология научного познания» Студент первоначально должен ознакомиться с рекомендованной учебной литературой и содержанием изучаемых тем. Выполняя задания тестов необходимо прочитать задание и все предложенные варианты ответа. При отправке результатов тестирования по электронной почте необходимо переслать содержание всех (24) заданий теста, а правильный, на взгляд студента, ответ выделить полужирным шрифтом или курсивом. Ответы на тесты помогут студенту осуществить самоконтроль знаний для качественной подготовки к итоговому занятию. Тесты по методологии научного познания.
а) учение о методах и процедурах научной деятельности б) система методов и исследовательских процедур в) теория науки г) совокупность методик изучения научных дисциплин
а) это упорядоченный способ исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине б) совокупность основных способов получения новых знаний в) совокупность приемов по получению знания г) система средств и приемов получения объективного знания о мире
а) интеллектуальное отражение реальности б) совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности в) это произвольная совокупность предложений некоторого искусственного языка, характеризующегося точными правилами построения выражений и их понимания. г) набор объяснительных положений, обладающий прогностической силой
а) предположение о природе объекта, явления или процесса б) форма теоретического знания, предсказывающая новые свойства или характеристики объекта, явления или процесса в) научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте, а также теоретического обоснования г) теория, не имеющая подтверждения
а) принципиальная выразимость знания в терминах естественного или искусственного языка б) возможность обсуждения полученных выводов в рамках научной дискуссии в) концептуальная форма существования научного знания г) принципиальная опровержимость теории
а) утверждение о наличие проблемной ситуации в науке б) указание на большое количество публикаций по данной тематике в) получение субсидии на проведение исследования г) доказательство необходимости решения данной проблемы для дальнейшего развития науки
а) с утверждения темы научным руководителем б) с постановки проблемы в) с обзора литературы по теме г) с выборов теоретико-методологической базы исследования
а) способ проблематизации объекта б) совокупность утверждений, сформулированных в результате исследовании в) принцип, положенный в основание гипотезы г) базовая идея ученого
а) направленные на решение социально-практических проблем. б) ориентированные на производство в) опираются на чувственные данные г) используют результаты эксперимента
а) научно-исследовательские институты б) клинические лаборатории в) конструкторские бюро г) ВУЗы
а) ученая степень б) научное звание в) должность в научном учреждении г) социальное положение
а) выявление сущностных характеристик объекта, явления или процесса б) выявление элементов системы в) интеллектуальная процедура поиска решения задачи г) операция мысленного или реального расчленения целого
а) по предмету исследования б) по объекту следования в) в алфавитном порядке г) в порядке возрастания
а) метод мышления, при котором общее положение логическим путем выводится из частного б) метод исследования, при котором частное положение обосновывается более общим в) способ исследования частного положения логическим путем г) метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего
а) выведение новых товаров на рынок б) получение новых знаний об объективной действительности в) нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления г) написание новых книг и статей
а) рисунки и чертежи б) графики и диаграммы в) библиографический список г) бланки сбора первичных данных
а) от частного к общему б) от общего к частному в) от конкретного к всеобщему г) от объективного к субъективному
а) сравнение объектов, явлений и процессов друг с другом б) приведение объекта, явления или процесса к количественной форме в) сопоставление объекта, явления или процесса с эталоном г) подсчет свойств и характеристик объекта, явлении или процесса
а) к гуманитарным наукам б) к естественным наукам в) к техническим наукам г) к точным наукам
а) номотетические и идеографические науки б) гуманитарные и естественные науки в) семиотические и семантические науки г) эмпирические и теоретические науки
а) интенциональность б) фальсифицируемость в) систематичность г) рациональность
а) эксперимент б) измерение в) контент-анализ г) контент-синтез
а) неполнота научных знаний об объекте, явлении или процессе б) противоречивость имеющихся научных знаний об объекте, явлении или процессе в) знание о незнании г) обнаружение объективных препятствий при достижении практический или теоретических целей
а) А. Эйнштейном б) Э. Махом в) Т. Куном г) Д. Джорданом БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. История и философия науки [Текст] : введение в специальность : учебное пособие / Ф. Д. Демидов [и др.] ; ред. А. Д. Урсул ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : РАГС, 2006. - 433 с. 2. Рузавин, Г. И. Методология научного познания [Текст] : учебное пособие для студентов и аспирантов вузов / Г. И. Рузавин. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 287 с. 3. Классическая философия науки [Текст] : хрестоматия / ред. В. И. Пржиленский; [авт. вступ. ст. В. И. Пржиленский, Н. Г. Бондаренко ; сост. В. И. Пржиленский и др.]. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2007. - 591 с. 4. ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». 5. ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» 6. Безрукова, В. С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу. – М.: Речь, 2008. - 176 с. 8. Крутова И.А., Стефанова Г.П. Методы научного познания как средство подготовки учащихся к исследовательской деятельности // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 3 – С. 71-74 Методы научного познания : метод. указ. / сост. : А.И. Попов, А.В. Авдеева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 16 с. – 50 экз. 9. Лисин Б.К. Инновационный вызов Европы// Курьер российской академической науки и высшей школы. № 3, 1999 http://www.courier.com.ru/top/cras.htm 10. Логика и методология научного исследования.// Под ред. Ю. В. Манько ; СПбГУТД. – СПб., 2000. – 206 с. 11. Научная деятельность. Структура и институты (Сб. переводов с англ. и нем. яз.): М.: Прогресс, 1980. 12. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях (Пер. с англ. яз.). М.: Прогресс. 1973. 13. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов / У.К.Бут, Г.Дж. Коломб, Дж.М. Уильямс; Пер. с английского А. Станиславского. М., Флинта, Наука. 2004. 14. Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разеева. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. 208 c. 15. Методология науки: Хрестоматия / Под ред. Никифорова А.В. – М.: Пурис, 2010. – 654 с. 16. Методы научных исследований: методическое пособие [Эл. ресурс] / Е.Е. Вознякевич. - http://pmi.sutd.ru/maket/showDocs_method.php 17. Илларионов С.В. Теория познания и философия науки – М.: РоссВЭК, 2007. 18. Карамова О.В. Философия, методология и история экономической науки. – М.: Спутник, 2007. 19. Зеленов Л.А. История и философия науки. – М.: Наука, 2008. |
Аннотация рабочей программы дисциплины Сдф. 4 и читается в 6-м семестре. Изучение данной дисциплины осуществляется на основе знаний, приобретённых студентами ранее, в ходе... | Рабочая программа учебной дисциплины «Правоведение» Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при освоении школьных дисциплин, а также дисциплин гуманитарного и социального... | ||
Методические рекомендации для обучающихся по изучению учебной дисциплины... В методических рекомендациях приведены основные требования по изучению учебной дисциплины Физическая культура, предназначенные для... | Самостоятельная работа: 124 час. Итоговый контроль: экзамен. I. Организационно-методический... Изучение дисциплины опирается на знания, полученные студентами при изучении цикла обще-профессиональных дисциплин, таких как информационные... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения | Рабочая программа учебной дисциплины правоведение Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «криминалистическое... Опд. В. 02 является одной из важнейших дисциплин специализации в подготовке юриста, расширяющей и углубляющей знания студентов по... | ||
Программа учебной дисциплины «Экономика» Дисциплина «Экономика» относится к дисциплинам федерального компонента цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.... | Методические указания по выполнению научно-исследовательской работы... Научно-исследовательская работа (нир) выполняется студентами в процессе изучения ряда экономических и управленческих дисциплин и... | ||
Человек и Космос” Знания, умения и навыки, которыми должен обладать обучающийся для изучения данной дисциплины: Изучение данной дисциплины предполагает... | Вид учебной работы Всего часов Распределение по семестрам Изучение дисциплины "Технология поиска работы" базируется на основных понятиях и определениях курсов общих гуманитарных и социально-экономического... | ||
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Химия атмосферы»... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Основы климатологии... | Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические... Освоение содержания учебной дисциплины осуществляется на лекциях и в процессе самостоятельной учебной деятельности студентов | ||
Тематический план учебной дисциплины 7 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |