Приложение № 5 к
приказу № 1 от «12» января 2015 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении текущего контроля знаний и
итоговой аттестации слушателей программ повышения квалификации
г. Липецк, 2015
1. Общие положения
Контроль и учёт знаний, умений и навыков слушателей при обучении является необходимым компонентом учебного процесса.
Контроль должен определять уровень усвоения теоретических знаний, сформированности у слушателей профессиональных навыков, умений, компетенций, эффективность приёмов обучения, стратегию развития на будущее. Контроль знаний даёт возможность преподавателю и организаторам учебного процесса внести изменения в учебный процесс, если возникает такая потребность.
Система контроля качества повышения квалификации слушателей в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр Федерации профсоюзов Липецкой области» (далее - учебный центр) включает основные формы: текущий контроль успеваемости слушателей, итоговая аттестация слушателей по отдельной дисциплине (разделу, модулю) программы и итоговая аттестация по окончанию программы обучения.
Для контроля качества обучения в соответствии с учебной целью, могут использоваться также различные виды тестирования:
- входное - предназначено для определения уровня исходной подготовки слушателей и для индивидуализации учебного процесса;
- промежуточное (тренировочное) - предназначено для самостоятельной проработки материала слушателями и закрепления учебного материала;
- диагностическое - позволяет выявить пробелы в знании отдельных разделов и уровень усвоения учебного материала.
Кроме того, качество обучения в учебном центре обеспечивается путем мониторинга, периодического рецензирования учебных программ, разработки объективных процедур оценки уровня знаний, умений и компетенций слушателей, обеспечения компетентности преподавательского состава.
Для контроля знаний могут быть использованы технические средства, компьютерная техника. 2. Текущий контроль знаний слушателей
Текущий контроль знаний слушателей - одна из составляющих оценки качества освоения образовательной программы.
Текущий контроль проводится с целью определения качества освоения и закрепления слушателями лекционного и практического материала.
Текущий контроль может проводиться в письменной форме (в форме промежуточного тестирования, выполнения контрольных, самостоятельных контролируемых работ, рефератов по темам дисциплины (раздела, модуля) и в устной форме (в виде собеседования по темам лекции, опроса на практических занятиях и т.д.).
Результаты текущего контроля могут фиксироваться в журналах учета учебных занятий. 3. Итоговая аттестация слушателей по дисциплине
(разделу, модулю) образовательной программы
В учебных планах программ повышения квалификации слушателей учебного центра предусмотрена итоговая аттестация слушателей по отдельным дисциплинам (разделам, модулям) программы.
Формой итогового контроля знаний слушателей по дисциплине (разделу, модулю) являются зачет или экзамен.
Зачеты и экзамены по дисциплинам (разделам, модулям) программы устанавливаются учебным центром самостоятельно или по требованию заказчика.
Слушатели программы повышения квалификации обязаны сдать все зачеты и экзамены по дисциплинам (разделам, модулям) в строгом соответствии с утвержденным учебным планом.
Зачеты и экзамены принимаются преподавателями ведущими дисциплину (раздел, модуль). Преподаватель обязан составить перечень вопросов для подготовки к зачету (экзамену), который раздается слушателям для подготовки к зачету (экзамену) не позднее чем за неделю до его проведения.
Зачеты по дисциплинам (разделам, модулям) могут проводиться в форме тестирования по программе дисциплины (раздела, модуля), выполнения контрольных, самостоятельных контролируемых работ.
Результаты зачета могут оцениваться:
- не дифференцировано, как отражение факта сдачи зачета, отметкой «зачтено» или «не зачтено»;
- дифференцировано: оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (по результатам выполнения контрольных, самостоятельных контролируемых работ, практикумов).
Экзамены по дисциплинам (разделам, модулям) могут проводиться в письменной форме (в форме тестирования, решения практических ситуационных задач и т.д.) и в устной форме (в форме устных ответов на экзаменационные вопросы).
Результат прохождения слушателем экзамена оценивается дифференцировано: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Экзаменационная оценка по отдельной дисциплине (разделу, модулю) программы может выставляться по результатам текущего контроля.
При проведении аттестации слушателей также учитывается:
- активность работы слушателя по освоению дисциплины (раздела, модуля), его успеваемость, своевременность и качество выполнения учебных заданий;
- количество пропусков занятий по неуважительным причинам;
- проявление деловых и иных качеств слушателя;
- выполнение условий договора.
Результаты итоговой аттестации слушателей по отдельной дисциплине (разделу, модулю) программы фиксируются в экзаменационной ведомости (приложение №1).
Повторная сдача экзамена с целью повышения положительной оценки разрешается директором учебного центра в исключительных случаях. Окончательной оценкой в этом случае считается оценка, полученная при повторной пересдаче экзамена, а результат первой сдачи экзамена аннулируется.
В случае получения на экзамене по дисциплине (разделу, модулю) программы неудовлетворительной оценки слушателю назначается повторная пересдача в сроки, установленные учебно-методическим центром.
Слушатели, имеющие академическую задолженность по дисциплинам (разделам, модулям) программы без уважительных причин, не допускаются к итоговой аттестации по программе обучения и подлежат отчислению.
Во время зачета и экзамена слушатели могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменаторов справочной литературой и другими пособиями. 4. Итоговая аттестация слушателей
Обучение слушателей программы повышения квалификации обязательно заканчивается итоговой аттестацией.
К итоговой аттестации допускаются слушатели, успешно прошедшие текущий и итоговый контроль по всем дисциплинам (разделам, модулям) программы, в соответствии с утвержденным учебным планом.
Целью итоговой аттестации слушателей является оценка качества освоения ими программы повышения квалификации.
Для проведения итоговой аттестации слушателей программ повышения квалификации создается соответствующая аттестационная комиссия.
Аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует ее деятельность, обеспечивает единство требований в оценке знаний слушателей.
Председатель и состав аттестационной комиссии по программе повышения квалификации утверждается директором учебного центра.
В состав аттестационной комиссии могут входить представители учредителя, местных органов исполнительной власти, территориальной службы занятости населения, государственных органов контроля и надзора, педагогического персонала образовательного учреждения, специалисты предприятий, организаций и учреждений - представители потребителей кадров данного профиля, ведущие преподаватели и научные сотрудники других образовательных учреждений.
Присутствие на итоговой аттестации слушателей посторонних лиц без разрешения директора учебного центра не допускается.
Успеваемость слушателей определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценивая знания экзаменующихся, экзаменаторы руководствуются следующими критериями:
- оценка «отлично» ставится в том случае, если слушатель строит ответ на уровне самостоятельного мышления, прочно усвоил программный материал, грамотно и логично излагает его, не затрудняется с ответом при видоизменении вопроса, глубоко изучил источники и литературу, умеет самостоятельно излагать их содержание, делать обобщения и выводы. При тестировании — количество правильных ответов должно составлять более 85% от общего количества заданий.
- оценка «хорошо» ставится в том случае, если ответ экзаменующегося строится на уровне самостоятельного мышления, слушатель твердо усвоил программный материал, излагает его грамотно и по существу, однако допускает отдельные неточности и пробелы в знаниях. При тестировании — количество правильных ответов должно составлять от 70% до 85% от общего количества заданий.
- оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если слушатель усвоил только основную часть программного материала, допускает неточности, непоследовательность в изложении материала, затрудняется применить знания к анализу современной действительности, недостаточно владеет навыками делать обобщения и выводы. При тестировании — количество правильных ответов должно составлять от 50% до 70% общего количества заданий.
- оценка «неудовлетворительно» ставится, если слушатель не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки при его изложении. При тестировании — количество правильных ответов должно составлять менее 50% от общего количества заданий.
Критерии оценки при тестировании могут незначительно корректироваться с учетом категории слушателей, опыта их профессиональной деятельности, уровня сложности экзаменационных заданий и т.д.
При аттестации на оценку «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно» слушатель считается получившим положительную оценку и успешно прошедшим программу обучения.
При успешном прохождении слушателем итоговой аттестации учебным центром выдается соответствующий документ (удостоверение о повышении квалификации), с указанием названия программы обучения, его объема и периода прохождения, если иное не установлено в законодательных или нормативно-правовых актах государственных органов, министерств и ведомств РФ.
Неявка на экзамен (зачет) отмечается в протоколе по приему экзамена (зачета) (экзаменационной ведомости) словами «не явился». Неявка на экзамен (зачет) по неуважительной причине приравнивается к неудовлетворительной оценке (незачету). Такая оценка проставляется в протоколе по приему экзамена (зачета) директором учебного отдела после выяснения причин неявки слушателя на экзамен (зачет).
Для слушателей, которые не смогли пройти итоговую аттестацию в установленные приказом директора учебного центра сроки по болезни или по другим уважительным причинам и представившие официальный документ, выданный соответствующим учреждением, устанавливаются индивидуальные сроки итоговой аттестации.
В случае возникновения спора между экзаменующимся и экзаменаторами по его оценке на экзамене, председатель экзаменационной комиссии имеет право задать дополнительные вопросы, в соответствии с утвержденным перечнем экзаменационных вопросов программы обучения.
При несогласии с оценкой, полученной на итоговом экзамене, слушатель имеет право на апелляцию в следующих случаях:
- тестовые задания и экзаменационные билеты выходят за пределы учебной программы или имеют неясную формулировку;
- тестовые задания не содержат правильного ответа или содержат несколько правильных ответов.
Организация апелляции осуществляется в соответствии со следующим регламентом:
- с слушатель подает заявление директору учебного центра об апелляции в день объявления результатов с указанием номера билета или вопроса, требующего комиссионного рассмотрения;
- директор учебного центра назначает апелляционную комиссию;
- комиссия рассматривает заявление и принимает решение о целесообразности апелляции;
- директор издает распоряжение о допуске слушателя к апелляции;
- результаты апелляции заносятся в протокол проведения апелляционной комиссии;
- изменение критериев оценки результатов экзамена в ходе апелляции не допускается.
Повторная сдача итогового (выпускного) экзамена с целью повышения положительной оценки разрешается директором учебного центра в исключительных случаях.
Лицам, не завершившим образования данного уровня, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении (приложение №2).
Лица, не прошедшие итоговой аттестации по результатам освоения профессиональных образовательных программ или получившие на указанной аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти итоговую аттестацию повторно в сроки, установленные порядком проведения итоговой аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам.
Результаты итогового контроля знаний слушателей заносятся в протокол, который подписывается председателем и членами итоговой аттестационной комиссии (приложение №3).
По программам повышения квалификации, к которым установлены государственные требования, приняты нормативно-правовые акты отраслевых министерств и ведомств РФ, применяются положения, установленные к текущему и итоговому контролю в этих документах.
В целях оптимизации программ повышения квалификации и осуществления «обратной связи», по окончании обучения, слушатели могут заполнить анкету, где они дают свою оценку содержания учебной программы и качества учебного процесса, делают предложения по улучшению организации учебной деятельности. Кроме того, слушателям предоставляется возможность оценить преподавателей, уровень преподавания по каждой дисциплине (разделу, модулю) программы, в частности: содержание и актуальность учебного материала, объем учебного материала, уровень доступности изложения, а также степень применимости полученных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности. Такая оценка, проанализированная и принятая к сведению, помогает дальнейшему совершенствованию организации обучения по программам повышения квалификации.
Приложение №1
к Положению о проведении текущего
контроля знаний и итоговой аттестации
слушателей программ повышения
квалификации Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр Федерации профсоюзов Липецкой области» ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ
__________________________________________________________
(наименование дисциплины (курса, модуля)
Дата_______________________
Экзаменатор_______________________________________________________
Специалист центра ___________________________
(Ф.И.О.)
Итого:
для зачёта для экзамена
Зачтено_____чел. «отлично»_____чел.
Не зачтено_____чел. «хорошо»_____чел.
Не аттестовано_____чел. «удовлетворительно» _____чел.
«неудовлетворительно»_____чел.
не аттестовано____чел. Приложение №2
к Положению о проведении текущего
контроля знаний и итоговой аттестации
слушателей программ повышения
квалификации Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр Федерации профсоюзов Липецкой области» СПРАВКА
Дана в том, что_______________________________________________
(Ф.И.О. слушателя)
с___по___ _______________20___г. прошёл обучение в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр Федерации профсоюзов Липецкой области» по образовательной программе
__________________________________________________________________
(наименование программы)
в объеме___академических часов.
Основание выдачи справки__________________________________________
(№,дата приказа, причина отчисления из учебного центра) Директор учебного центра____________________ /Ф. И. О./ Виза куратора группы
Приложение №3
к Положению о проведении текущего
контроля знаний и итоговой аттестации
слушателей программ повышения
квалификации Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр Федерации профсоюзов Липецкой области»
ПРОТОКОЛ №___
заседания аттестационной комиссии
по программе повышения квалификации
_________________________________________________
(наименование программы ДПО)
г. Липецк «___»__________20___ г.
Аттестационная комиссия, утверждённая приказом директора учебного центра
от___ __________20___г. № ___в составе:
Председатель комиссии
__________________________________________________________________
Члены комиссии
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрев результаты аттестационных испытаний ниже перечисленных слушателей,
№
| Фамилия, И.О. слушателя
| Оценка за итоговые экзамены по отдельным дисциплинам (если проводились)
| Оценка за итоговый экзамен/зачет
|
|
|
|
|
|
|
|
| отмечает:
а) аттестуемые слушатели показали____________________________________
__________________________________________________________________
(комплексная оценка уровня освоения дополнительной профессиональной образовательной программы)
б) недостатки в подготовке слушателей и рекомендации по совершенствованию обучения по данной программе:__________________________________
_________________________________________________________________
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить результаты аттестационных испытаний выше перечисленных слушателей.
2.Особое мнение членов комиссии:____________________________________
__________________________________________________________________
3.Слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдать удостоверения о повышении квалификации установленного образца:
__________________________________________________________________
(Ф И О. слушателей полностью)
4.Считать не прошедшими аттестационные испытания следующих слушателей:_________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф И О. слушателей полностью)
и рекомендовать____________________________________________________
(допуск к повторной аттестации)
Председатель комиссии: _______________ (Ф.И.О.)
(подпись)
Члены комиссии: _______________ (Ф.И.О.)
(подпись)
_________________ (Ф.И.О.)
(подпись)
_______________ (Ф.И.О.)
(подпись)
Виза лица составившего протокол
_____________________________ (ФИО.)
(подпись) |