Скачать 222.04 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СМЕЖНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИМЕЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОЛОСТИ РТА основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) по специальности ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ форма обучения: очная год обучения: первый, второй Всего учебных часов/ зачетных единиц: _1 зачет. ед. /36 часов Всего аудиторных занятий: __0,5 зачет. ед. /18 часов Всего лекций: _0,17_ зачет. ед./__6_ часов Всего практических занятий: _0,33_ зачет. ед./_12_ часов Всего на самостоятельную работу ординатора: __0,5_ зачет. ед./_18_ часов Форма контроля, отчетности: зачет Аттестация: ежеквартально Махачкала – 2013 Рабочая программа послевузовского профессионального образования смежной дисциплины «Инфекционные болезни, имеющие проявления в полости рта» основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) по специальности «терапевтическая стоматология» разработана заведующим кафедрой терапевтической стоматологии Дагестанской государственной медицинской академии д.м.н., доцентом Меджидовым М.Н. Рекомендована к утверждению рецензентами: Расуловым Ибрагимом Магомедкамиловичем_- доктором медицинских наук, заведующим кафедрой ортопедической стоматологии ДГМА; Асиятиловым Абудало Хаваловичем – кандидатом медицинских наук, профессором, заведующим кафедрой хирургической стоматологии с усовершенствованием врачей ДГМА. Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (ФПК и ППС) Дагестанской государственной медицинской академии 04 марта 2013 года, протокол №3. Председатель Ученого совета ФПК и ППС ДГМА, проректор по последипломному образованию, доктор медицинских наук, профессор Маммаев С.Н. «05» марта 2013 г. СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения дисциплины. Целью изучения является получение ординаторами комплекса фундаментальных знаний и практических навыков в области инфекционных болезней, которые позволят им квалифицированно разрабатывать и реализовывать мероприятия по профессиональной защите врача-стоматолога, персонала и пациентов от инфекционных заболеваний, углубление знаний по патогенезу основных инфекционных заболеваний человека, базовых представлений об этиологии, патогенезе, лечении и профилактике вирусных заболеваний слизистой оболочки полости рта, формирование навыков проведения научного исследования с целью повышения профессиональной подготовки в области инфекционных болезней и совершенствования практических и научных навыков. Задачи освоения дисциплины заключаются в изучении: • ознакомить с основными понятиями и современными концепциями общей нозологии ; • обучить умению проводить анализ научной литературы и официальных статистических обзоров, готовить обзоры научной литературы / рефераты по современным научным проблемам; участию в проведении статистического анализа и подготовка докладов по выполненному исследованию; соблюдать основные требования информационной безопасности; • изучить этиологию, патогенез, принципы выявления, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики наиболее социально значимых инфекционных заболеваний и патологических процессов; • обучить умению проводить профессиональную защиту врача-стоматолога, персонала и пациентов от инфекционных заболеваний; • сформировать методологические и методические основы клинического мышления и рационального действия врача. 2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) Дисциплина «Инфекционные болезни» относится к числу смежных дисциплин основной образовательной программы послевузовского профессионального образования. Индекс ОД.О.02.4 в разделе «смежные дисциплины». 3. Требования к уровню подготовки ординатора, завершившего изучение данной дисциплины. Ординаторы, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
По итогам освоения курса проводится зачет. Контроль за усвоением учебного материала осуществляется в форме собеседования преподавателя с ординаторами по принципиальным вопросам программы обучения во время проведения аудиторных занятий. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица, 36 часов.
5. Тематический план
6. Содержание дисциплины. 6.1. Содержание лекционных и практических занятий. Лекционный курс
*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам Курс практических занятий.
*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам 6.2. Самостоятельная работа ординатора.
6.3. Перечень вопросов и заданий к зачету (аттестации) и/или тем рефератов. Перечень контрольных вопросов: 1. ВИЧ- инфекция. Определение 2. Этиопатогенетические особенности. 3. Эпидемиология. Источники инфекции Механизм, пути передачи. Группы риска. Возможности инфицирования в ЛПУ. 4. Клиника. Стадии течения ВИЧ - инфекции. 5. Диагностика ВИЧ. Значение комплекса эпидемиологических, клинических и лабораторных данных для ранней диагностики ВИЧ – инфекции. Лабораторные методы исследования. 6. Принципы терапии. Антиретровирусная терапия. 7. Лечение оппортунистических инфекций. Симптоматическая терапия. 8. Герп-вирусная инфекция. Этиология. Эпидемиологические особенности. 9. Экзантема и энантема при простом и опоясывающем герпесе. 10. Ящур. Общее понятие. Диагностика. Ведение больных. 11. Какие средства используются в стоматологическом кабине для стерилизации инструментов. 12. Режим стерилизации стоматологических итструментов в суховоздушном шкафу. 13. Методы стерилизации боров, эндодонтического инструментария, зеркал, наконечников в стоматологическом кабинете. Перечень рефератов: 1. Методы дезинфекции и стерилизации, используемые в стоматологическом кабинете. 2. Современные противовирусные препараты для лечения вирусных инфекций полости рта. 3. Профилактика ВИЧ-инфекции при профессиональной деятельности врача-стоматолога-терапевта. 4. Профилактика перекрестной инфекции при профессиональной деятельности врача-стоматолога-терапевта. 7. Образовательные технологии. В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии: 1. Лекционно-практические технологии (лекция: проблемная, консультация, программированная лекция-консультация, пресс-конференция, дискуссия, лекция-исследование, визуальная; семинарские, практические занятия, «круглые столы»). 2. Сопровождение лекционно-практических занятий показом визуального материала, фильма. 3. Личностно-ориентированные технологии, игровые, диалоговые, тренинговые, компьютерные, проблемные, программированные, задачные, рефлексивные, технологии кооперативного обучения, развития критического мышления, проектирования, модерации, консультирования. 4. Использование учебно-методического программного комплекса. 5. Решение профессионально-педагогических задач в лабораторных условиях. 6. Деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих педагогических задач. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно – информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения ординатором образовательной программы. Академия располагает библиотекой, включающей теоретическую и научно-методическую литературу по медицинским наукам, системам, образовательным технологиям высшей школы, управлению образовательными системами, научные журналы и труды конференций по по всем специальностям медицинской науки. 8.1. Основная литература: 1. Инфекционные болезни: Учебник /Е.П.Шувалова, Е.С.Белозеров, Т.В.Беляева, Е.И.Змушко.- Ростов н/Д., 2001. 2. Эпидемиология. Учебное пособие для студентов стоматологического факультета, зубных техников и гигиенистов стоматологических./ Под редакцией академика РАМН, профессора Н.Д. Ющука. Москва, 2009. – 64 с. 3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2003. 4. Вагнер В.Д. Санитарно-эпидемиологический режим в стоматологии 2001, 56 С. 5. ВИЧ-инфекция, методическое пособие, Н. Новгород, 1993, 60 С. 6. Гажва С.И. Санитарно-эпидемиологический режим в учреждениях стоматологического профиля, 2000, 108 С. 7. ВИЧ-инфекция и СПИД. Клинические рекомендации / ред. В. В. Покровский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 188 с. 8. Покровский В.В. ВИЧ-инфекция и СПИД: клинические рекомендации / В.В. Покровский. – М., 2006. – 128 с. 9. Покровский В.В. ВИЧ – инфекция : клиника, диагностика и лечение / В.В. Покровский. - 2-е изд. - М., 2003. – 488 с. 10. Исакова В.А. Герпес вирусные инфекции человека: руководство для врачей / В.А. Исакова, Е.И. Архипова, Д.В. Жаков. – СПб., 2006. – 189 с. 11. Инфекционные болезни: национальное руководство/ Под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я Венгерова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 1056 с. 8.2. Дополнительная литература: 1. Арутюнов С.Д., Царев В.Н., Остроухова А.А.. Основы применения современных методов стерилизации и дезинфекции в стоматологической практике. Учебное пособие. – М., 2003. – 74 с. 2. Внутрибольничные инфекции в хирургической стоматологии. / В.С. Агапов, С.В. Тарасенко, Г.М. Трухина, А.М. Лакшин. – М.: Медицина, 2002. – 255 с. 3. Дезинфекция. Дезинсекция. Дератизация: руководство для студентов медицинских вузов и врачей / В.В. Шкарин. – Н. Новгород. - 2006. – 580с. 4. Катаева В.А. Профилактика внутрибольничных инфекций в стоматологических поликлиниках. Учеб. пособие для студентов стоматологического факультета. – М., 1989. – 20 с. 5. Катаева В.А. Труд и здоровье врача-стоматолога. – М.: Медицина, 2002. – 208с. 6. Организация санитарно-противоэпидемического, дезинфекционно-стерилизационного режимов и профилактика профессиональных заражений медицинского персонала в стоматологических поликлиниках (кабинетах). Практическое руководство. / Е.Б. Иванова, Э.М. Толмачева, А.А. Шапошников и др. – М.: Хризостом, 2001. – 104 с. 7. Плазменная стерилизация стоматологического инструментария. Методические рекомендации для студентов, ординаторов стоматологических факультетов и врачей стоматологов/ С.Д. Арутюнов, В.Н. Царев, А.А. Остроухова и др. – М., ГОУ ВУНМЦ – 2001. – 22 с. 8. Профилактика ВИЧ/СПИДа в стоматологической практике. Медицинские рекомендации. / И.М. Рабинович, А.А. Голиусов, К.Г. Гуревич, Е.Г. Фабрикант, Ю.В. Мартынов. – М., 2006. – 84 с. 9. Санитарно-гигиенический режим, дезинфекция и стерилизация в стоматологических учреждениях. Учебное пособие./ А.А. Остроухова, С.Д. Арутюнов, В.Н. Царев и др. – М., 2006. – 51 с. 10. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология: Учеб. пособие. – М.: Медицина, 2003. – 448с. 11. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях. / Методические рекомендации //Федько М.В. Оборина С.В., Дубровская Л.Л. Челябинск, 2008. – 49 с. 12. Банченко, Г. В. ВИЧ-инфекция в полости рта. Профилактика, клиника, диагности- ка, лечение / Г. В. Банченко // Новое в стоматологии. 1992. № 1. С. 2–7. 13. Лобко, С. С. Проявления ВИЧ-инфекции в полости рта : учеб.-метод. пособие / С. С. Лобко, Л. Н. Полянская. Минск: БГМУ, 2004. 38 с. 14. ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания / А. Я. Лысенко [и др.]. М.: ТОО «Рарогъ», 1996. 624 с. 15. Мархоцкий, Я. Л. Профилактика ВИЧ-инфекции : учеб. пособие / Я. Л. Мархоц- кий. Минск: Выш. шк., 2003. 110 с. 16. Палий, Л. И. Лечение ВИЧ-инфицированных больных : учеб.-метод. разраб. / Л. И. Палий, Н. И. Чернецкая. Минск: МГМИ, 1998. 18 с. 17. Полянская, Л. Н. ВИЧ-инфекция. Проявления в полости рта / Л. Н. Полянская, Е. Е. Конопля. Минск: МГМИ, 1999. 33 с. 18. Сборник нормативных документов по проблеме ВИЧ (СПИД) МЗ РБ. Минск, 1998. 128 с. 19. Шкарин, В. В. ВИЧ/СПИД инфекция. Двадцать лет спустя после начала пандемии : рук. для врачей / В. В. Шкарин, С. Н. Соринсон. Н. Новгород: изд-во НГМА, 1999. 146 с. 20. AIDS and the dental team. 2-d edition / D. Greenspan [et al.]. Copenhagen: Munksgaard, 1987. 96 p. 21. Oral manifestation of HIV infection. Definition, diagnostic criteria and principles of therapy / J. Greenspan [et al.] // Oral Surg. Oral Med. Oral Pathol. 1992. Vol. 73, № 2. P. 142–144. 22. Терапевтическая стоматология. Учебное пособие в 2 частях для студентов 5-го курса стоматологического факультета.Часть 2 .Под редакцией А. Г. Третьяковича и Л. Г. Борисенко / Министерство здравоохранения республики Беларусь, Белорусский государственный медицинский университет, 2-я кафедра терапевтической стоматологии. Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов специальности «Стоматология учреждений, обеспечивающих получение высшего образования». 2-е издание Минск 2006. – 211 с. 8.3. Периодическая литература: Вопросы вирусологии Инфекционные болезни Журнал "Эпидемиология и инфекционные болезни" Журнал микробиологии, эпидемиологии, иммунологии; Российская версия журнала The Lancet Infectious Diseases;The Journal of Infectious Diseases.8.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: применение электронных библиографических баз данных в области теории и методики профессионального образования (www.medline.com; www.disslib.ru ). Источники информации: 1. Science Direct URL: http://www.sciencedirect.com 2. Elsevier (платформа Science Direct) URL: http://www.sciencedirect.com 3. «Электронная библиотека диссертаций (РГБ)» URL: http://diss.rsl.ru 4. EBSCO URL: http://search.ebscohost.com 5. Oxford University Press URL: http://www3.oup.co.uk/jnls/ 6. Sage Publications URL: http://online.sagepub.com/ 7. Springer/Kluwer URL: http://www.springerlink.com 8. Tailor & Francis URL: http://www.informaworld.com 9. Web of Science URL: http://isiknowledge.com 10. Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) URL: http://elibrary.ru/ 11. Университетская информационная система Россия URL: http://www.cir.ru/index.jsp 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Академия располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом ординатора, а также эффективное выполнение диссертационной работы. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории; технические средства обучения; аудио-, видеоаппаратура; электронная база данных для создания тематических разноуровневых тренировочных и проверочных материалов, для организации фронтальной и индивидуальной работы с ординаторами; учебники, учебные пособия и рекомендации. Материально- техническая база кафедры включает в себя:
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ за _________/_________ учебный год В рабочую программу _______________________________________________ (наименование дисциплины) Для специальности _____________________________________________ (номер специальности) Вносятся следующие дополнения и изменения: Дополнения и изменения внес __________________________________________________________________ (должность, ФИО, подпись) Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании Ученого совета ФПК и ППС ДГМА «___» _______________ 20___ г. Председатель Ученого совета ФПК и ППС ДГМА, проректор по последипломному образованию, доктор медицинских наук, профессор Маммаев С.Н. |
Рабочая программа смежной дисциплины «Инфекционные болезни» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа смежной дисциплины кожные и венерические болезни... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Примерная программа наименование дисциплины Эпизоотология и инфекционные... Цель дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни» – дать студентам знания об эпизоотологических закономерностях возникновения,... | Примерная программа наименование дисциплины Эпизоотология и инфекционные... Цель дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни» – дать студентам знания об эпизоотологических закономерностях возникновения,... | ||
Рабочая программа педагогической практики основной профессиональной... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Хирургия полости рта Цель дисциплины подготовка врача стоматолога, способного оказать амбулаторную стоматологическую хирургическую помощь пациентам с... | ||
Примерная программа дисциплины стоматология модуль «имплантология... Цель: освещение теоретических и практических аспектов стоматологической (дентальной) имплантологии, возможностей реконструктивной... | Примерная программа дисциплины стоматология модуль «хирургия полости рта» Цель подготовка врача стоматолога, способного оказать амбулаторную стоматологическую хирургическую помощь пациентам с воспалительными... | ||
Моу сош №15 исследовательский проект Образовательные: обобщить знания учащихся о гигиене полости рта; изучить строение полости рта и зубов; выяснить, какой вред приносит... | Пояснительная записка 6 Требования к уровню подготовки врача-специалиста... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Пояснительная записка 6 Требования к уровню подготовки врача-специалиста... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Лекции по курсу микробиологии и иммунологии полости рта В полости рта насчитывается около 160 видов микроорганизмов — это один из наиболее обсемененных отделов организма человека | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология полости рта Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный медицинский университет... | Рабочая программа «Хирургия полости рта» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |