Общие положения
1.1. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины (далее – УМК) является неотъемлемой частью общеобразовательных и профессиональных программ Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного областного университета (далее – МГОУ, университет) и представляет собой совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации преподавания учебной дисциплины, предусмотренной основной образовательной программой специалиста, бакалавра и магистра.
1.2. Положение об УМК учебной дисциплины определяет единые требования к учебно-методическому обеспечению всех учебных дисциплин, входящих в учебные планы по специальностям, реализуемым в МГОУ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
1.3. Настоящее Положение дает понятие об УМК, регламентирует его состав и структуру, требования к порядку разработки и оформлению, утверждению и хранению, организации контроля над содержанием и качеством разработки учебно-методического комплекса учебных дисциплин.
1.4. Уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины, предусмотренный настоящим Положением, является одним из условий, позволяющих повысить качество подготовки специалистов.
1.5. Положение разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования.
1.6. Требования настоящего Положения обязательны для всего преподавательского состава МГОУ, независимо от преподаваемой дисциплины. 2. Цели и задачи УМК
2.1. Цель УМК – определить минимальный объём учебно-методических материалов, необходимых при введении учебной дисциплины на кафедрах МГОУ.
2.2. Задачи УМК – дать общую характеристику документов и материалов, используемых для реализации учебной дисциплины;
- обеспечить взаимосвязь компонентов учебной программы по дисциплине с необходимыми учебными и методическими материалами;
- создать основы для планирования учебной и методической работы по учебной дисциплине;
- сориентировать преподавателя в выборе средств, форм и методов обучения. 3.Учебно-методический комплекс: состав и структура
3.1. УМК представляет собой комплект основных и дополнительных учебных и учебно-методических материалов (далее – УММ), которые определяются содержанием утверждённой рабочей программы по соответствующей дисциплине.
3.2. УММ определяют теоретическое содержание дисциплины (раздела, предметной области); регламентируют порядок содержания и освоения учебной дисциплины, самостоятельную работу студентов и учебно-методическую деятельность преподавателей; ориентируют на практическое применение теоретических знаний и контроль над усвоением учебного материала.
3.3. Основные УММ – это учебные и учебно-методические материалы, наиболее полно отражающие содержание предметной области дисциплины и являющиеся обязательными для обеспечения учебного процесса.
3.4. Дополнительные или вспомогательные УММ позволяют получить более глубокие знания предметной области или отдельных ее разделов и могут быть использованы студентами при подготовке эссе, докладов, рефератов, курсовых и дипломных проектов и т.д.
3.5. Структура УМК определяется его составом, в который входят следующие материалы:
3.5.1. содержание (раздел, страницы);
3.5.2. выписка из государственного образовательного стандарта.
3.5.3. учебная программа:
- введение (актуальность, роль, место, цель, задача учебной дисциплины и результат после ее освоения: знать, уметь, владеть);
- содержание курса (в виде таблицы)
№п/п
|
Наименование темы
| Количество часов по видам
занятий
| Л
| С
| П
| СРС (сам. раб)
|
|
|
|
|
|
|
| Всего часов:
|
|
|
|
| - тематический план лекционного курса с указанием списка рекомендуемой литературы основной и дополнительной (отдельно для з/о);
- тематический план практических (семинарских) за с указанием списка рекомендуемой литературы основной и дополнительной (отдельно для з/о);
- тематический план лабораторных работ;
3.5.4. организация самостоятельной работы (определяется «Положением о самостоятельной работе»);
График организации самостоятельной работы студентов
Название
дисциплины
| Месяц (октябрь)
| Месяц
|
|
| Числа (1-10)
|
|
|
| Форма работы
(реферат…)
|
|
|
|
Организация самостоятельной работы студентов
Темы для самост. изучения
| Изучаемые вопросы
| Колич.
часов
| Формы самост. работы
| Методич. обеспечение
| Форма
отчетности
| Количество часов для контроля преподавателем
|
|
|
|
|
|
|
|
3.5.5. темы контрольных работ, рефератов, курсовых работ;
3.5.6. требования к зачету и/или экзамену, список вопросов;
3.5.7. методическое обеспечение дисциплины:
- практикум (лабораторный практикум);
- методические рекомендации к практическим (семинарским) занятиям, лабораторным работам, коллоквиумам, рефератам и т.п.;
- методические рекомендации по осуществлению текущего, самостоятельного и итогового контроля (отдельно для з/о);
- методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
3.5.8. Дополнительные материалы (методические рекомендации по организации изучения дисциплины, образцы практических заданий и т.п.);
3.5.9. материально-техническое обеспечение реализации учебной программы учебной дисциплины:
- программы, пособия, литература (в том числе в библиотеке МГОУ);
- наглядные, аудиовизуальные, технические средства обучения;
- учебно-лабораторная база для проведения лабораторных и практических занятий и полевых исследований.
3.5.10. Программа педагогической и производственной практик (определяется «Положением об организации учебных и производственных практик студентов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного областного университета»).
3.6. Учебные и учебно-методические материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.
3.7. Электронный учебно-методический комплекс включает в себя все вышеназванные материалы. 4. Порядок разработки, оформления, организация контроля над содержанием и качеством разработки, утверждения и хранения УМК
4.1. УМК разрабатывается как целостный дидактический комплекс по отдельной дисциплине преподавателем или коллективом (группой) преподавателей МГОУ.
4.2. Подготовка УМК на текущий учебный год отражается в индивидуальном плане работы преподавателя.
4.3. Выполнение индивидуальных планов преподавателей контролирует заведующий кафедрой.
4.4. УМК может выпускаться отдельным изданием (после утверждения).
4.5. Состав и структура УМК формируется в соответствии с настоящим Положением, специфические особенности (или дополнительные материалы) конкретной дисциплины учитываются и формируются при согласовании с УМКом факультета (института).
4.6. В целях организационного обеспечения создания и развития УМК настоящим Положением предусматриваются формы оформления отдельных учебно-методических материалов УМК дисциплины.
4.7. Один экземпляр твердой копии УМК должен храниться на кафедре, а электронные версии (или твёрдые копии) должны быть доступными для студентов, желающих с ними ознакомиться.
4.8. Контроль над содержанием и качеством разработки УМК возлагается на УМКом факультета (института) и разработчика. УМКом факультета (института) – в лице председателя УМКом является ответственной за соответствие УМК требованиям Государственного образовательного стандарта по подготовке студентов по специальности; за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.
4.9. Кафедра, УМКом факультета (института) по результатам апробации материалов в течение одного учебного года оценивают содержание каждого структурного элемента:
- корректируют и согласовывают документацию УМК;
- оценивают качество подготовки материалов УМК (путём анализа текущей и итоговой успеваемости студентов, а также анализа их удовлетворённости при изучении данной дисциплины).
Разработчик УМК готовит полный комплект документации к процедуре согласования и утверждения УМК, который передает в УМУ МГОУ для утверждения на заседании УМС МГОУ:
4.9.1. протокол согласования УМК на заседании кафедры – рекомендация УМК к утверждению;
4.9.2. две рецензии УМК;
4.9.3. протокол согласования УМК на заседании УМКом факультета (института) – одобрение УМК к утверждению
4.10. Разработанный УМК рассматривается на заседании УМС МГОУ, который осуществляет:
- контроль результатов апробации УМК в учебном процессе;
- анализ состояния УМК дисциплины;
- контроль над содержанием и качеством подготовки элементов УМК по специальностям МГОУ (экспертиза качества).
С этой целью в повестку дня заседаний УМС вносятся вопросы по обсуждению УМК по дисциплинам, прошедшим апробацию в учебном процессе
По результатам обсуждения принимается решение об утверждении УМК по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов по специальностям.
Утверждается УМК председателем УМС МГОУ.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
Кафедра (наименование кафедры)
ФИО автора Название дисциплины
Учебно-методический комплекс
Для специальности (код и наименование специальности)
или
Для направления (код и наименование направления) Профиль (наименование профиля)
Одобрено УМС ГОУ ВПО МГОУ
Протокол « »__________201_ г. №___ Председатель __________________
/Ф.И.О./
|
Рекомендовано кафедрой Протокол от «__» _________ 201_г. № Зав.кафедрой________________
/Ф.И.О./ Москва
2012 Автор- составитель –
звание, должность, ФИО
Рецензенты:
звание, должность, ФИО
Согласование с учебно-методической комиссией факультета
Председатель УМКом И.О. Фамилия
уч. степень, уч. звание
ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Специальность (шифр и наименование специальности)
Индекс
| Наименование дисциплины
| Всего часов
|
|
|
|
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 2.1. Пояснительная записка.
Введение (актуальность, роль, место, цель, задача учебной дисциплины и результат после ее освоения: знать, уметь, владеть).
Содержание курса (в виде таблицы).
№
п/п
|
Наименование темы
| Количество часов по видам
занятий
| Л
| С
| П
| СРС (сам. раб)
|
|
|
|
|
|
|
| Всего часов:
|
|
|
|
|
2.2. Содержание курса. 2.3. Список рекомендуемой литературы. Основная литература.
Учебники и учебные пособия. Дополнительная литература. 2.4. Тематические планы лекций и практических занятий.
2.4.1. Тематический план лекций
№
| Содержание лекций | Кол–во часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
| 2.4.2. Тематический план практических занятий
№
| Содержание семинаров
| Кол–во часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
Организация самостоятельной работы (определяется «Положением о самостоятельной работе» в виде таблицы). График организации самостоятельной работы студентов
Название
дисциплины
| Месяц (октябрь)
|
|
|
| Числа (1-10)
|
|
|
| Форма работы
(реферат…)
|
|
|
|
Организация самостоятельной работы студентов
Темы для самоятельн. изучения
| Изучаемые вопросы
| Кол-
во час.
| Формы самост. работы
| Методич. обеспечение
| Форма
отчетности
| Количество часов для контроля преподавателем
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Темы контрольных работ И РЕФЕРАТОв Темы контрольных работ ВАРИАНТ 1.
ВАРИАНТ 2.
Темы рефератов
СПИСОК ВОПРОСОВ и Требования к экзамену (ЗАЧЕТУ)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Практикум (лабораторный практикум) (при наличии в учебном плане)
Методические рекомендации к практическим (семинарским) занятиям, лабораторным работам, коллоквиумам, рефератам и т.п.
Методические рекомендации по осуществлению
текущего, самостоятельного и итогового контроля.
Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов.
Дополнительные материалы (методические рекомендации по организации изучения дисциплины, образцы практических заданий и т.п.).
Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы.
К УМК прикладываются отзывы рецензентов, выписки из проколов заседаний кафедры и учебно-методической комиссии факультета (института).
|