МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Фармацевтический Кафедра Фармации
-
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
____________В. А. Карташов «_____»__________20_____г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине В.В.3.2. Основы хронофармакологии
по направлению
подготовки специалистов 060301.65 Фармация
Квалификация (степень)
выпускника Специалист
Форма обучения Очная
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 060301.65 Фармация Составитель рабочей программы: Кандидат фармацевтических наук, доцент __________________ Чернова Л.В.
(должность, ученое звание) (подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Фармации
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20__г.
|
|
| Карташов В.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
Карташов В.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
Карташов В. А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Карташов А.В.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины Целью преподавания дисциплины «Хронофармакология» является формирование у студентов системных знаний, умений, навыков по работе с различной справочной литературой по хронофармакологии, а также формирование умений и навыков ориентироваться в медицинских справочниках; изучение теоретических предпосылок, основных принципов хронобиологии, хронофармакологии и хронотерапии – одного из основных и наиболее разработанных разделов нового направления медико-биологических наук – хрономедицины. Предлагаемый курс знакомит студентов с основами хронобиологии и хрономедициы; с основными теоретическими предпосылками и принципами хронотерапии и хронофармакологии; с хронотерапевтическими схемами применения лекарственных препаратов и нелекарственных воздействий.
Задачи курса – развитие междисциплинарной интеграции, а также активных практических форм занятий, способствующих не только расширению информационной базы астудентов, но и выработке у них конкретных умений по принятию адекватных решений профессиональных задач в соответствии с конкретной ситуацией. 2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла (С.3).
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в результате изучения гуманитарного, социальног и экономического цикла, математического, естественнонаучного и медико-биологического цикла и в результате изучения профессиональных дисциплин. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):
- способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8). Профессиональные компетенции (ПК):
- способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);
- способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);
- способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49).
В процессе обучения студенты должны:
знать: классификацию лекарственных средств; механизмы действия лекарственных средств; показания к применению лекарственных средств; отрицательные побочные действия лекарственных средств и противопоказания к их применению; генетические особенности организма, влияющие на эффективность лекарственных средств. уметь: анализировать возможности эффективного и рационального применения лекарственных средств, основанной на персонифицированной медицине; анализировать возможность развития побочных отрицательных реакций на лекарственные средства, связанные с фармакогенетическими особенностями организма. владеть: навыками в методологии изучения фармакологических свойств и их механизмов действия новых лекарственных препаратов.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 9
| Аудиторные занятия (всего)
| 54/1,5
| 54/1,5
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 18/0,5
| 18/0,5
| Практические занятия (ПЗ)
| 36/1
| 36/1
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 18/0,5
| 18/0,5
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| 18/0,5
| 18/0,5
| Реферат
| -
| -
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Подготовка к занятиям (ПЗ)
3. Подготовка к текущему контролю (ПТК)
4.Подготовка к промежуточному контролю (ППК)
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
|
| Общая трудоемкость
| 72/2
| 72/2
|
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 1.
| Основные понятия и положения биоритмологии. Роль биоритмов в обеспечении физиологических функции организма
| 1
| 4
| -
| -
| Опрос
| 2.
| Внутренняя временна упорядоченность. Онтогенез биологических ритмов
| 1
| -
| -
| -
| -
| 3.
| Хронотип человека. Биоритмы и адаптация
| 1
| -
| -
| -
| -
| 4.
| Хрономедицина. Основные понятия. Теоретические предпосылки и принципы хронотерапии
| 1
| -
| -
| -
| -
| 5.
| Коррекция биоритмов. Хронобальнеотерапия. Хронофизиотерапия. Десинхроноз. Причины, последствие, коррекция.
| 5
| 10
| -
| 9
| Опрос
| 6.
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (НПВС, сердечные гликозиды, метилксантины, гипотензивные средства, наркотические анальгетики, биогенные стимуляторы)
| 7
| 22
| -
| 9
| Опрос, выполнение индивидуального задания
| 7.
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (гормоны, бета-ареноблокаторы)
| 1
| -
| -
| -
| Опрос, тестирование
| 8.
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов( диуретики, антигистаминные средства, цитостатики, местные анестетики)
| 1
| -
| -
| -
| Опрос, тестирование
|
| Промежуточная аттестация (зачет)
| -
| -
| -
| -
| Устный зачет
|
| ИТОГО:
| 18
| 36
| -
| 18
|
|
5.2. Содержание разделов дисциплины «Основы хронофармакологии», образовательные технологии №
п/п
| Наименование темы дисциплины
| Трудоемкость (часы
/зач. ед.)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения
(знать, уметь, владеть)
| Образовательные технологии
| 1.
| Основные понятия и положения биоритмологии. Роль биоритмов в обеспечении физиологических функции организма
| 4/0,11
| Предмет, задачи, методы. Термины и понятия. Связь биоритмологии с другими науками.
| ОК-1, ПК-1
| Знать: основные понятия биоритмологии
Уметь: самостоятельно работать с литературой
Владеть: навыками анализа научной информации
| Лекции
| 2.
| Внутренняя временная упорядоченность. Онтогенез биологических ритмов
| 1/0,03
| Новое направление в хронофармакологии - онтогенез биологических ритмов.
| ОК-1, ОК-8, ПК-1
| Знать: онтогенез биологических ритмов
Уметь: самостоятельно работать с литературой
Владеть: навыками анализа научной информации
| Лекции
| 3.
| Хронотип человека. Биоритмы и адаптация
| 1/0,03
| Понятие адаптации, хронотипа. Хронотип человека. Биоритмы и адаптация. Закономерности адаптационных процессов.
| ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-48
| Знать: хронотип человека.
Уметь: объяснять закономерности биоритмов и процессы адаптации.
Владеть: навыком определения адаптационных механизмов
| Лекции
| 4.
| Хрономедицина. Основные понятия. Теоретические предпосылки и принципы хронотерапии
| 1/0,03
| Основные понятия, принципы хрономедицины и хронотерапии. Принципы коррекции при хронотерапевтическом анализе.
| ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-48
| Знать: основы хрономедицины
Уметь: применять принципы хронотерапии в расчетных задачах.
Владеть: навыком коррекции при хронотерапевтическом анализе.
| Лекции
| 5.
| Коррекция биоритмов. Хронобальнеотерапия. Хронофизиотерапия. Десинхроноз. Причины, последствие, коррекция.
| 8/0,22
| Коррекция биоритмов. Хронобальнеотерапия. Хронофизиотерапия. Десинхроноз. Причины, последствие, коррекция.
| ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-48, ПК-49
| Знать: общие принципы коррекции биоритмов.
Уметь: проводить хронобальнеотерапию.
Владеть: навыками проведения хронофизиотерапии.
| Лекции
| 6.
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (НПВС, сердечные гликозиды, метилксантины, гипотензивные средства, наркотические анальгетики, биогенные стимуляторы)
| 1/0,03
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (НПВС, сердечные гликозиды, метилксантины, гипотензивные средства, наркотические анальгетики, биогенные стимуляторы)
| ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-48, ПК-49
| Знать: хронотерапевтическиесхемы применения лекарственных препаратов.
Уметь: составлять хронометрические схемы.
Владеть: методиками применения лекарственных препаратов различных групп с учетом биоритмов.
| Лекции
| 7.
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (гормоны, бета-ареноблокато-ры, диуретики, антигистаминные средства, цитостатики, местные анестетики)
| 1/0,03
| Общее понятие о хронотерапевтических схемах применения лекарственных препаратов
| ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-48, ПК-49
| Знать: основные нормативные документы для составления хронометрических схем.
Уметь: составлять хронометрические схемы.
Владеть: методиками применения лекарственных препаратов различных групп с учетом биоритмов.
| Лекции
| 8.
| Генетический полиморфизм рецепторов, ионных каналов. Фармакогенетика злокачественной гипертермии
| 1/0,03
| Виды генетического полиморфизма. Характеристика рецепторов, ионных каналов.Понятие злокачественной гипертермии.
| ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-48, ПК-49
| Знать: виды рецепторов, ионных каналов.
Уметь: устанавливать недостаточность глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы.
Владеть: методиками оценки генетического полиморфизма.
| Лекции
|
| Итого
| 18/0,5
|
|
|
|
| 5.3. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах
№
п/п
| № раздела
дисциплины
| Наименование
практических работ
| Объем в часах /
трудоемкость в з.е.
| 1.
| Хрономедицина. Основные понятия. Теоретические предпосылки и принципы хронотерапии
| Освоение методов и принципов хронотерапии, хрономедицины.
| 2/0,06
| 2.
| Решение ситуационных задач.
| 2/0,06
| 3.
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (гормоны, бета-ареноблокаторы, диуретики, антигистаминные средства, цитостатики, местные анестетики).
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (гормоны, бета-ареноблокаторы).
| 2/0,06
| 4.
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов ( диуретики, антигистаминные средства).
| 2/0,06
| 5.
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (цитостатики,).
| 2/0,06
| 6.
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (местные анестетики).
| 2/0,06
| 7.
| Статистические методы обработки изучаемого материала
| 2/0,06
| 8.
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (НПВС, сердечные гликозиды, метилксантины, гипотензивные средства, наркотические анальгетики, биогенные стимуляторы)
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (НПВС)
| 2/0,06
| 9.
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (сердечные гликозиды)
| 2/0,06
| 10.
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (метилксантины,)
| 2/0,06
| 11.
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (гипотензивные средства)
| 2/0,06
| 12.
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (наркотические анальгетики)
| 2/0,06
| 13.
| Хронотерапевтические схемы применения лекарственных препаратов (биогенные стимуляторы)
| 2/0,06
| 14.
| Хронотерапевтические схемы применения смесей лекарственных препаратов различных фармакологических групп.
| 2/0,06
| 15.
| Решение индивидуальных ситуационных задач.
| 2/0,06
| 16.
| Составление индивидуальных хронометрических схем применения лекарственных препаратов. Решение ситуационных задач
| 2/0,06
| 17-18.
| Генетический полиморфизм рецепторов, ионных каналов. Фармакогенетика злокачественной гипертермии
| Решение индивидуальных ситуационных задач.
| 4/0,11
|
| Итого
|
| 36/1
|
5.4 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах (по учебному плану не предусмотрены).
|