Скачать 219.09 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЛИАЛ ТЮМГУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ Факультет непрерывного профессионального образования Кафедра дошкольного и начального образования Рабочая программа дисциплины «Психология семьи и семейное воспитание» 050100.62 Начальное образование бакалавр очная/заочная форма обучения Тобольск 2014 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Ф.И.О./ __________ _____________ 200__г. НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Психология игры и семейное воспитание Рабочая программа дисциплины для студентов 050100.62 Педагогическое образование бакалавр очная форма обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/Кислицына А.С./ «______»___________200__г. Рассмотрено на заседании кафедры (наименование кафедры, дата, номер протокола) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав.кафедрой ______________________________/Ф.И.О./ «______»___________ 200__ г. Рассмотрено на заседании УМК (название института/факультета, дата, номер протокола) Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Ф.И.О./ «______»_____________200__ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Ф.И.О./ «______»_____________200__ г. 1.Пояснительная записка 1.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки: а) профессиональные компетенциями: готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8). 1.2. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины: обеспечить студентов системой теоретических и практических знаний в области психологии семьи и семейного воспитания. Задачи дисциплины: - сформировать представление о психологически здоровой семье и видах неблагоприятных семей; - создать условия для приобретения опыта анализа проблем семьи и воспитательной семейной сферы; - познакомить с основными теориями и концепциями психологии семьи; - познакомить с формами семейного воспитания в психологи; - сформировать способность проведения профилактической, просветительской и коррекционной деятельности с родителями и их детьми. 1.3. Место дисциплины в учебном процессе: Дисциплина относится к профессиональному циклу, вариативной части дисциплин по выбору – Б3.В.ДВ.9.1. 1.4. Требования к уровню подготовки студента для освоения дисциплины: Изучение дисциплины предусматривает наличие у студентов знаний по дисциплинам «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогика», «Возрастная физиология, анатомия и гигиена», «Введение в педагогическую деятельность», «Обществознание». 1.5. Трудоемкость дисциплины: Для ОДО: Дисциплина читается в 7 семестре. Объем дисциплины составляет 144 часа (4 зачетные единицы). Промежуточный контроль – зачет с оценкой. Отводиться 72 аудиторных часа, из них: 36 часов лекционных занятий, 36 часов практических занятий; 72 часа на самостоятельную работу студентов, 7 часа на выполнение контрольной работы. Для ОЗО: Дисциплина читается на 2 курсе. Объем дисциплины составляет 144 часа (4 зачетные единицы). Промежуточный контроль – зачет с оценкой. Отводиться 10 аудиторных часов, из них: 2 часа лекционных занятий, 8 часов практических занятий; 130 часов на самостоятельную работу студентов, 2 часа на выполнение контрольной работы. 2. Тематический план изучения дисциплины
3. Содержание дисциплины Тема 1. Брак и семья: исторические, социальные, психологические аспекты. История возникновения и развития семьи в истории. Семья, как психологический феномен. Семья, как малая группа. Функции семьи. Структура семьи. Виды современной семьи. Альтернативные семьи Тема 2. Семья как система. Жизненные циклы семьи. Системный подход в понимании семьи. Понятие семейной системы. Структурная модель семьи (С. Минухин) и её компоненты: структура семейных ролей, семейные подсистемы, границы структуры. Границы семьи. Понятия жизненный цикл семьи. Жизненный цикл семьи и психологические проблемы каждой из его стадий. Нормативные кризисы в развитии семьи. Тема 3. Психология супружеских взаимоотношений. Мотивация брака и создания семьи. Любовь, влюбленность как формы привязанности и их влияние на устойчивость брака. Уровни супружеских отношений: психо-физиологический, психологический, социально-психологический, социо-культурный и проблема совместимости. Психологическая совместимость – совпадение и контраст характеристик. Ролевые представления и ролевое поведение супругов. Факторы, формирующие ролевые представления: социо-культурные, родительская семья, индивидуальный опыт. Этапы адаптации супругов – первичная и вторичная адаптация. Тема 4. Родительство, семейное воспитание и детско-родительские отношения Родительство как психологический феномен. Психология формирования родительства. Ценность детей в жизни семьи, социально-психологические функции детей. Особенности родительско-детских отношений в зависимости от возраста ребёнка. Типы родительского отношения, стили воспитания. Тема 5. Влияние на детей структуры, способа функционирования семьи. Влияние социально-экономического статуса семьи, системных особенностей семьи, особенностей супружеских отношений, стиля семейного воспитания на формирование личности ребёнка. Значение родителей в жизни детей. Психологические функции матери и отца. Родительская любовь и её влияние на формирование личности ребёнка. Тема 6. Благополучная семья и неблагополучная семья Характеристика зрелой (благополучной) и незрелой (неблагополучной) семьи Социальный смысл семейного благополучия. Супружеские взаимоотношения как основа семейного благополучия. Способы поддержания благоприятной атмосферы в семье. Типы неблагополучных семей – проблемные, конфликтные, кризисные. Ремиссионная семья Тема 7. Диагностика семейных отношений. Методы диагностики семейных отношений. Методики применяемые при диагностика семейных отношений (тест Геринга, семейная скульптура, совместный тест Роршаха, методика Блакара, «архитектор-строитель», сочинение, рисунок семьи, тест Томаса, методика «ожидания и притязания в браке», изучение самооценки , генограмма семьи и т. д). Тема 8. Психологическая помощь семье. Основные направления психологической помощи семье – семейное консультирование и семейная психотерапия, сходство и различия. Психологическая модель помощи семье, её отличия от других моделей. Основные принципы семейного консультирования. Формы работы с семьёй: работа с одним из членов семьи, с семейной парой, со всей семьёй, с вступающими в брак, с разводящимися парами. Консультативные проблемы семей с дошкольниками, младшими школьниками, подростками. Типичные консультативные проблемы в работе с молодыми парами. Тема 9. Психологическая подготовка к родительству, родительские школы. Родительство в перинатальной психологии. Подготовка к родительству, к беременности и родам. Психологическое сопровождение родительства. Родительство и воспитание родителей. Групп поддержки для родителей с различными трудностями. Родительская школа как психотерапевтическая группа. 4. Планы семинарских занятий Тема практического занятия 1. Предмет и задачи психологии семьи Вопросы для обсуждения: 1. Цели, предмет и задачи изучения психологии семьи. 2. Взаимосвязь психологии семьи с другими дисциплинами. 3. Актуальные проблемы семейной психологии и семейного воспитания. 4. Функция психолога в работе с семьей. 5. Факторы, определяющие проблемы в современных семьях Тема практического занятия 2. Возникновение и типология семьи Вопросы для обсуждения: 1. История развития брака, семьи и супружества. 2. Различия понятий брак, семья, супружество. 3. Этапы развития брачно-семейных отношений 4. Гражданский и официальный брак, сожительство. Возможные проблемы. 5. Классификации неблагоприятных семей. Тема практического занятия 3. Психологические характеристики семьи Вопросы для обсуждения:
Тема практического занятия 4. Психология пола Вопросы для обсуждения: 1. Биологические и психофизиологические основы половых различий в поведении человека. 2. Пол как фактор развития общих и специальных способностей человека. 3. Специфика полоролевых стереотипов поведения. 4. Влияние пола на эмоционально-личностное развитие человека. 5. Специфика ценностно-смысловых ориентаций в процессе самореализации у мужчин и женщин. 6. Особенности гендера. Тема практического занятия 5. Развитие супружеской подсистемы семьи Вопросы для обсуждения: 1. Функции и психологические условия оптимизации предбрачного периода. 2. Прогностически благоприятные добрачные факторы и факторы риска. 3. Благоприятные качества будущих супругов для вступления в брак. 4. Оптимальные и неосознаваемые мотивы вступления в брак. 5. Понятие, уровни, факторы аттракции. 6. Подходы к понятию любви, влюбленности. Виды любви. 7. Стадии развития эмоциональных отношений мужчины и женщины в браке. 8. Брачная мотивация. 9. Супружеская совместимость, адаптация. 10. Удовлетворенность браком, супружеские конфликты. Тема практического занятия 6. Психологические особенности детско-родительских отношений, семейного воспитания Вопросы для обсуждения: 1. Репродуктивная мотивация. Виды репродуктивных мотивов. 2. Роль матери и отца в воспитании детей. 3. Характеристики родительско-детских отношений в семье. 4. Параметры и стили семейного воспитания. Виды нарушений семейного воспитания. 5. Роль семьи на разных этапах онтогенетического развития ребёнка 6. Психические особенности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации. 7. Генограмма как фактор, определяющий особенности семейного воспитания. Тема практического занятия 7. Организационная основа психолого-педагогического консультирования семьи Вопросы для обсуждения: 1. Правовая защита семьи. 2. Виды психолого-педагогической помощи семье. 3. Принципы психолого-педагогической коррекции семейных отношений: организационные, предметно-практические и нравственные. 4. Психологические школы в работе с семьей. 5. Работа с генограммой. 6. Групповая и индивидуальная работа с семьей и ребенком. 7. Психологическая помощь опекунам. Тема практического занятия 8. Структура процесса психолого-педагогического консультирования семьи Вопросы для обсуждения: 1. Причины и факторы, разрушающие брачно-семейные отношения. Латентное семейное нарушение. 2. Особенности работы с людьми разного возраста и пола. Возрастно-ориентированное консультирование. 3. Первичный приём семьи. 4. Основные этапы семейного консультирования. 5. Факторы эффективности работы с семьей. 6. Профилактика семейных отклонений. Тема практического занятия 9. Техники психолого-педагогической коррекции семейных отношений, семейного воспитания Вопросы для обсуждения: 1. Использование техник ведения беседы: резюмирование, парафраз, рефрейминг, уточняющие вопросы, парадоксальные вопросы, акцентирование внимания на эмоциональных переживаниях и т.д. 2. Техники коррекции взаимоотношений в семье: техника домашних заданий, техника списков, техника обмены ролями, техника контрактов, упражнения «горячий стул», «живая скульптура», «ледокол» и др.; «Живая скульптура», «Семейный фотоальбом», «Обмен ролями», «День непослушания», сигнальные карточки, «анализ сновидений», игра на совместную деятельность супругов и др. 5. Темы лабораторных работ Не предусмотрены 6. Темы рефератов или других видов самостоятельной работы студентов 6.1. Контрольные работы по курсу:
6.2. Темы докладов по курсу «Психология семьи».
7. Перечень тем курсовых работ. Не предусмотрены 8. Контрольные вопросы к зачету (с оценкой).
9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
1. Психодиагностические методики по обозначенным темам. 2. Компьютерные программы диагностических методик для семинарских занятий. 3. Тестовые вопросы и задания разных уровней сложности. 4. Мультимедийное оборудование. 5. Видеофильмы по разделам дисциплины. 6. Электронные ресурсы. |
Рабочая программа Предмет Технология, модуль: «Домашняя экономика» Состав семьи. Экономические функции семьи. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное... | Рабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Доклад на тему: «Семейное воспитание. Значение семьи в воспитании ребенка» В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена... | Рабочая программа дисциплины Психология семьи и семейного воспитания... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» Г. В. Старшенбаум. Психология семьи и семейная психотерапия. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 92 | Классный час «Семья и семейные ценности» Цель классного часа – воспитание у учащихся понимания роли семьи, возвышение статуса семьи в обществе | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения... | Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | ||
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | ||
Рабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника... Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению... | Рабочая программа дисциплины «семейное право» ОД. А. 05; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | Iii требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение... | ||
Рабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:... В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп) бакалавриата |