Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия»





НазваниеУчебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия»
страница1/11
Дата публикации23.10.2014
Размер1.64 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Утверждено

на заседании кафедры психотерапии

и психологического консультирования

от 23 октября 2009 г. протокол №1

Зав.кафедрой психотерапии

и психологического консультирования

к.пс.н. Фомичева Н.С. ___________


Институт психоанализа

Факультет психоанализа

Кафедра психотерапии и психологического консультирования

Учебно-методический комплекс по курсу

«ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ»

Автор:

проф., канд. мед. наук

Г.В. Старшенбаум

Москва

2009

Печатается по решению кафедры психотерапии и психологического консультирования

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Г.В. Старшенбаум. Психология семьи и семейная психотерапия. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», с. 92.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Г.В. Старшенбаум 2009 г.


СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ 3

I. ПРОГРАММА КУРСА 4

1.1.Пояснительная записка. 4

1.2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4

1.3. Список литературы 6

1.4. Словарь терминов 12

15

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ 15

III. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 16

IV. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 17

V. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 17

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ 18



I. ПРОГРАММА КУРСА


    1. Пояснительная записка.

Задачей обучения является помочь студентам приобрести знания и навыки, позволяющие проводить добрачную, супружескую и семейную психотерапию с различными контингентами пациентов и их родственниками, как в амбулаторных, так и стационарных условиях. Понятно, что семейный терапевт должен разбираться в проблемах сексуальных и семейных отношений не только теоретически, но и на опыте их собственного удачного решения.

В основу программы положено учебно-практическое руководство автора «Как стать семейным психологом: Интерактивный учебник: Тесты, упражнения, ролевые игры». Темы занятий соответствуют главам учебника. Поскольку в учебной группе обычно преобладают женщины, грамматически все задания ориентированы на них, но вполне подходят и для мужчин.

Домашние тесты и упражнения помогают представить себя на месте клиента, проанализировать собственные сексуальные установки и опробовать практические навыки в процессе исследования своей семьи. Журнал домашней работы сдается преподавателю в начале занятия. Результаты домашней работы обсуждаются в группе только по желанию студентов.

Групповые занятия проводятся в атмосфере безопасного окружения с акцентом на самопознании, принятия ответственности за достижение намеченных целей и самореализации. Студенты участвуют в терапевтическом взаимодействии в парах, подгруппах и в группе с позиции как профессионала, так и клиента, чтобы освободиться от влияния личностных факторов, которые могут препятствовать практической работе.

Усвоенные знания закрепляются на семинарах, в конце которых каждый делится своими впечатлениями от проделанной работы и говорит, что больше всего понравилось и не понравилось в занятии и своем участии в нем, как хотелось бы по-другому. Экзаменационная оценка учитывает записи в журнале домашней работы, активность на групповых занятиях и результаты итогового собеседования.

1.2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Половое развитие


Домашняя работа. Половое развитие. Психосексуальная зрелость. Половая идентификация. Половые извращения. Одиночество. Может ли мужчина дружить с женщиной? Любовная зависимость. Психосексуальная совместимость.

Тест: Общая совместимость.

Упражнения: Нарисуйте человека. Фазы психосексуального развития. Символы повседневности. Анализ сопротивления. Ваши проекции. Прилагательные обаяния.

Групповое занятие. Работа в паре: Лицом к лицу, Самоконтроль, Обмен снами, Разговор о сексе, Ролевые игры.

Работа в подгруппе: Слепой пациент, Немой Терапевт и Наблюдатель, Одиночество, Недостающий человек, Ловушки сближения.

Работа в группе: Что нас сближает, Незаконченные предложения, Запретный плод, Обсуждение рисунков человека, Самореклама, Комплименты, Сила и слабость, Что такое хорошо и что такое плохо, Рассказ Клиента.

Тема 2. Сексуальные дисфункции


Домашняя работа. Сексуальные дисфункции у женщин. Сексуальные дисфункции у мужчин. Повышенное половое влечение. Психогенез сексуальных дисфункций. Психосексуальное обследование. Секс-терапия. Психодинамическая терапия.

Тест: Проверка на сексуальный саботаж.

Упражнение: Раскрытие сексуальных тайн.

Групповое занятие. Работа в паре: Робот и оператор. Разожми кулак. Аналитик и пациент. Говорящая кукла. Человек-оркестр. Доверительное падение. Два мима. Сиамские близнецы. Думай только о себе / только о другом.

Работа в группе: Приятная рука. Живые руки. Прорвись в круг. Сжатие. Восковая палочка. Вырвись из круга.

Тема 3. Супружеская терапия


Домашняя работа. Динамика брака. Супружеские конфликты. Формы супружеской терапии. Психодинамическая терапия. Трансактный анализ. Коммуникативная терапия. Гештальттерапия. Когнитивная терапия. Поведенческая терапия.

Тесты: Общение в семье. Реакция супругов на конфликт.

Упражнение: Обсуждение различий.

Групповое занятие. Работа в паре: Психорисунок. Кто выше. Выяснение отношений. Супружеский договор. Конструктивный спор. Ролевые игры.

Работа в подгруппе: Кукловод и куклы. Муж, Жена и Консультант. Регламентированная беседа. Анализ конфликтной ситуации. Прояснение проблем. Разыгрывание ситуаций неверности. Примирение в семейной консультации.

Работа в группе: Парад стереотипов. Бережливая жена. Трансактный анализ конфликта.

Тема 4. Консультирование одного супруга


Домашняя работа. Недовольство супругом: доминирующая жена, зависимость супруга от родителей, болезнь супруга. Супружеская измена, инкапсуляция чувственного компонента любви. Конфликт зависимых отношений, семейная кризисная терапия. Развод.

Тест: Характерами не сошлись…

Групповое занятие. Работа в паре: Зависимость. Немые антиподы. Телепаты. Извинение. Подтекст важнее. Три фразы. Договорите фразу. Сократовский диалог. Говорить или слушать? Внимательный терапевт. Реакции консультанта.

Работа в подгруппе: Благодарность. Разведенная клиентка. Коммуникативный тренинг. Клиент и Консультант.

Работа в группе: Любит – не любит. Найдите скрытые убеждения клиентов.

Тема 5. Семейная диагностика


Домашняя работа. Типология дисфункциональных семей. Диагностические модели. Боуэна, Колемана, Мак-Мастерса, Уордена, Черникова, Эйдемиллера и Юстицкого. Структурный подход: социометрические техники, прослеживание, семейные предпочтения, трехосевая классификация Цзена и Мак-Дермотта, опросник МАКС. Психодинамический подход: воспоминания по Адлеру, семейные фотографии, работа со сновидениями, семейное кукольное интервью, психорисунок.

Тесты: Совместимость семейных установок, Распределение ролей в семье.

Упражнения: Составьте генограмму вашей семьи, Психорисунки, Древо семейных ценностей, Семейные роли, Стиль принятия решений в семье.

Групповое занятие. Работа в паре: Генограмма.

Работа в подгруппе: Циркулярное интервью Круговые вопросы, 10 заданий.

Работа в группе: Ранние семейные воспоминания. Семейные фотографии. Анонимный анализ домашних психорисунков, Имя, Очередность рождения, Если бы я был… Выбор семьи, Кто как реагирует, «Семья для меня – это…», Оценка чувства принадлежности к семье (к учебной группе).

Тема 6. Методы семейной терапии


Домашняя работа. Схема проведения первичного приема. Психодинамическая терапия по М. Боуэну. Структурная терапия по С. Минухину. Стратегическая терапия по А. Хейли. Коммуникативная терапия по В. Сатир. Опытная терапия по К. Витакеру. Интегративный подход Эйдемиллера и Юстицкого.

Упражнения: Семейная тема, Воспитательный подход.

Групповое занятие. Работа в подгруппе: Присоединение к семье, Семейное путешествие, Формирование правил общения, Семья и Бихевиорист, Позитивное переформулирование семейных симптомов, Спасительница, «Отстраненный» родитель, Разыгрывание семейных конфликтов, Ролевые игры, Поочередное рисование, Чей это портрет? История конфликта, Развить замысел, Возмещение ущерба, Ответы терапевта.

Работа в группе: «Мозговой штурм», Письмо, Подарки, Сцены из семейной жизни, Скульптура семьи, Планирование терапии, Семейная сессия.

Тема 7. Клиническая семейная терапия


Домашняя работа. Алкоголизм и наркомания. Расстройства питания. Нехимические зависимости. Шизофрения. Депрессия. Неврозы и расстройства личности. Олигофрения, эпилепсия, психосоматические расстройства.

Тест: Степень выраженности созависимости.

Упражнение: Что влияет на депрессию.

Групповое занятие. Работа в паре: Вопросы к депрессивному пациенту.

Работа в подгруппе: Метод В. Джонсона (моделирование ситуации), Интервью для оценки влияния алкоголя на супружескую пару, отрицающую проблему, Определите стили поведения, Работа с семейной агрессией, Работа с депрессивным членом семьи.

Тема 8. Семейная терапия детей и подростков


Домашняя работа. Соотношение типов воспитания и типов характера. Терапевтические подходы: Д.Н. Оудсхоорн, В. Сатир, А. Хейли, К. Маданес, С. Палаццоли, А.И. Захаров, Т. Гордон. Игровая семейная терапия. Реакции детей на коррекцию и тактика родителей. Родительский тренинг. Повышенная возбудимость. Тревожные расстройства. Энурез и нарушения сна. Инцест.

Тест: Слушать чувства.

Упражнения: Нарисуйте свой «плохой» детский сон и заполните таблицу: «Что меня радует и огорчает в моем ребенке», Анализ ваших взаимоотношений с окружающими и осознание их связи с вашими отношениями с родителями, Родительские послания, Определите неэффективные сообщения, Посылка "Я-сообщений".

Групповое занятие. Работа в паре: Первичное интервью, Я-сообщения, Ролевые игры, «Чувства ребенка», Разыгрывание детско-родительских конфликтов, Передача ответственности ребенку.

Работа в подгруппе: Расскажите о своем ребенке и о своей родительской роли, Язык принятия и непринятия, «Наказание», «Принятие чувств».

Работа в группе: Анализ домашних рисунков и таблицы «Нравится и огорчает», Единственный ребенок, «Дисциплина», Родительское собрание, Работа с депрессивным членом семьи.
1.3. Список литературы

Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д, 1998.

Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1993.

Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.

Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., 2004.

Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). Учебное пособие для вузов. М., 1998.

Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? М., 1995.

Артамонова Е. И. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М., 2002.

Баттон Д. Стать ближе. Секс, любовь и здравый смысл. М., 1995.

Березин С. В., Лисецкий К. С. Психология ранней наркомании. Москва-Самара, 2000.

Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар. М., 2004.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., 1997.

Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990.

Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М., 2000.

Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости. М., 1997.

Бодалев А.А. и др. Семья на психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. М., 1989.

Босанц М. Внебрачная семья. М., 1981.

Ботуин К. Не бойся донжуана, или Как относиться к мужской неверности. М., 1995.

Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб., 2001.

Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990.

Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия в НЛП. М., 1999.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб., 2001.

Вебер В. Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте. СПб., 1998.

Вебер Г. Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера. М., 2001.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты, Иллюстрированное руководство. М., 2003.

Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. М., 2000.

Вильсон Г. Ваша личность. Узнайте причины ваших успехов и неудач. М., 1999.

Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. Екатеринбург, 2004.

Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.

Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия. Символический подход, основанный на личностном опыте. М., 1997.

Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. СПб., 1997.

Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. СПб., 2002.

Герни Б. Психотерапия супружеско-семейных отношений. М., 1992.

Гиппенрейтер Ю. Б.. Общаться с ребенком. Как? М., 2003.

Голант М., Голант С. Что делать, когда тот, кого вы любите, в депрессии. Помоги себе – помоги другому. Руководство. М., 2001.

Гордон Т. Повышение родительской эффективности. Екатеринбург, 1997.

Гребенников И.Ф. Основы семейной жизни. М., 1991.

Грюнвальд Б. Макаби Г. Консультирование семьи. Практическое руководство. М., 2004.

Гуггенбюль-Крейг А. Эрос на костылях. СПб., 2002.

Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. М., 1997.

Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. М., 2001.

Делис Д. Парадокс страсти: она его любит, а он ее нет. М., 1994.

Дементьева И.Ф. Первые годы брака, проблемы становления молодой семьи. М., 1991.

Дементьева И.Ф. Развод и дети: Методическое пособие для педагогов. М., 2000.

Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальтупражнениями. М., 1993.

Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М., 2001.

Доморацкий В.А. Сексуальные нарушения и их коррекция: краткое практическое пособие по диагностике и лечению психогенных сексуальных дисфункций. Ростов н/Д, 2003.

Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. М., 2002.

Джонсон Р.А. Он: Глубинные аспекты мужской психологии. М., 2005.

Джонсон Р.А. Она: Глубинные аспекты женской психологии. М., 2005.

Джонсон Р.А. Мы: глубинные аспекты романтической любви. М., 2005.

Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. Книга для родителей. – М., 1986.

Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. М., 2004.

Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. СПб., 2004.

Заславская Т.М., Грпишина А.Г. Ревность и измена как феномены семейной жизни. Как их избежать? М., 1992.

Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 2004.

Зинкер Дж. В поисках хорошей формы: Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. М., 2000.

Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М., 2003.

Зырянова Ю.И. Стратегический подход в семейном консультировании по Джею Хейли. Новосибирск, 1998.

Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков. Ростов н/Д - Минск, 2005.

Ильин В.А. Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни. М., 2002.

Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1993.

Каплан Х.С. Сексуальная терапия. Иллюстрированное руководство. М., 1994.

Каприо Ф. Многообразие сексуального поведения. М., 1995.

Карпов А.А. Ваш близкий – психически больной. Ростов, 2000.

Квинн Н.В. Прикладная психология. СПб., 2000.

Келли Г. Основы современной сексологии. СПб., 2000.

Кемпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка. СПб., 1995.

Кемпер И. Практика сексуальной психотерапии. Т. 1-2. М., 1994.

Кемплер У. Основы семейной гештальт-терапии. СПб., 2001.

Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология. М.. 2000.

Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 1: Супружество. М., 2005.

Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 2: Родительство. М., 2005.

Классический анализ детского возраста (под ред. В.А. Белоусова). Красноярск, 1994.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.

Кон И.С.Введение в сексологию. М., 1990.

Коннер Р.Ф. и др. Стратегический подход к семейной психотерапии: Методическое пособие для врачей-курсантов. Новокузнецк, 1998.

Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М., 1994.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.

Кришталь В.В., Григорян С.Р. Сексология. М., 2002.

Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.-СПб., 1998.

Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. СПб., 2004.

Куприянчик Л. Психология любви. М., 1998.

Куттер П. Любовь, ненависть, зависть. Психоанализ страстей. СПб., 1998.

Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо: простая и эффективная психотерапия сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях. Воронеж, 1993.

Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб., 2001.

Леви Д.А. Семейная психотерапия. История, теория, практика. СПб, 1993.

Лев-Старович С. Партнерский секс. М., 1990.

Леви Д. Семейная психотерапия, история, теория и практика. СПб., 1993.

Лейбин В.М. Эдипов комплекс: инцест и отцеубийство. М., 2000.

Либих С.С., Фрадкин В.И. Сексуальные дисгармонии. Ташкент, 1990.

Литвинцева Р.А. (сост.). Женская психология. М., 1994.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1999.

Лосева В.К. Рисуем семью. Психологическая помощь и консультирование. М., 1995.

Лофас Ж., Сова Б. Повторный брак, дети и родители. СПб., 1996.

Лоуэн А. Любовь и оргазм. М., 1998.

Лукас К., Сейден Т.М. Молчаливое горе. Жизнь в тени самоубийства. М., 2000.

Лютова Ю.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). СПб., 2003.

Лявшина Г.Х. Психосексуальное развитие детей: Учебное пособие. СПб., 1996.

Маданес К. Стратегическая семейная терапия. М., 1999.

МакДугалл Дж. Тысячеликий Эрос. Психоаналитическое исследование человеческой сексуальности. СПб., 1999.

Мак-Каллоу Дж. Лечение хронической депрессии. СПб., 2003.

Макклендон Р., Кэйдис Л. «Шоколадный пудинг» и другие методики интенсивной многосемейной терапии. М., 1998.

Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. М., 2004.

Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия М., 2005.

Маркиз де Сад и ХХ век. М., 1992.

Мастерс У., Джонсон В, Колодни Р. Основы сексологии. М., 1998.

Мать, дитя, клиницист. Новое в психоаналитической терапии. М., 1994.

Мацковский М.С., Олсон Д.Н., Гурко Т.А. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.

Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., 1998.

Моник Ю. Кастрация и мужская ярость. Фаллическая травма. М., 1999.

Моник Ю. Фаллос. Священный мужской образ. М.,2000.

Москаленко В. Зависимость: семейная болезнь. М., 2002.

Мэй Р. Любовь и воля. М., 1997.

Мэнделл Дж. и др. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. М., 1998.

Навайтис Г. Психологические особенности распада супружеских отношений: Человек после развода. Вильнюс, 1985.

Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. М.- Воронеж, 1998.

Навайтис Г.А. Муж, жена и… психолог. М., 1998.

Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.- Воронеж, 1999.

Нарицын Н. Свадьба, развод и наоборот. М., 2002.

Нартова-Бочавер С.К. и др. Дети в карусели развода. М., 1996.

Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе: Опыт терапии одной семьи, преобразившей всю ее жизнь. М., 2005.

Некрасов С.Н., Возилкин И.В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. Свердловск, 1991.

Норвуд Р. Женщины, которые любят слишком сильно. М., 2002.

Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М., 2004.

Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. М., 2000.

Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. М., 1993.

Паджаковска К. Извращение. М., 2002.

Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. Психоаналитический подход. СПб., 1997.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993.

Пил С., Бродски А. Любовь и зависимость. М., 2005.

Покрасс М.Л. Освоение одиночества. О чем молчат любимым. Самара, 2005.

Предупреждение подростковой и юношеской наркомании (под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого). М., 2001.

Психология сексуальных отклонений: Хрестоматия (сост. К.В. Сельченок). Минск-М., 2002

Психотерапия детей и подростков (под ред. Х. Ремшмидта). М., 2000.

Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М.., 1998.

Райгородский Д.Я. (ред.-сост.) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1999.

Рейбен Д. Все, что вы хотите узнать о сексе, но стеснялись спросить. Харьков, 1991.

Рейнгольд Дж. С. Мать, тревога и смерть. Комплекс трагической смерти. М., 2004.

Ричардсон Р. Семейная психотерапия. М., 1992.

Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. М., 2002.

Руководство по сексологии (под ред. С.С. Либиха). СПб,, 2001.

Рэй С. Ребефинг и афирмации любви. М., 2001.

Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии. М., 1996.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1991.

Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 1999.

Сатир ВА. Вы и ваша семья. М., 2000.

Свядощ А.М., Екимов М.В. Сексопатология: ситуационные задачи. СПб., 1999.

Сельвини Палаццоли М. и др. Парадокс и контрпарадокс: Новая модель семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие. М., 2002.

Сексология (под ред. Д.Н. Исаева). СПб., 2001.

Семейная психотерапия (сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис). СПб., 2000

Силяева Е.Г.(ред.). Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М., 2004.

Системная семейная психотерапия (под ред. Э.Г. Эйдемиллера). СПб., 2002.

Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.

Смит Энн У. Внуки алкоголиков. Проблемы созависимости в семье. М., 1991.Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости: Еще раз про любовь (психолог о любви, о семье, о детях). СПб., 2002.

Спиваковская А.С. Психотерапия, игра, детство, семья. М., 2000. Т. 1-2.

Старшенбаум Г.В. Любовь против одиночества. М., 1991.

Старшенбаум Г.В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. М., 2003.

Старшенбаум Г.В. Сексуальная и семейная психотерапия. М., 2003.

Старшенбаум Г.В. Отчего стал горьким мед. Из записок сексолога // Психология и психотерапия семейных конфликтов. Хрестоматия. Самара, 2003. С. 430-464, 513-525.

Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. М., 2005.

Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия. М., 2005.

Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. М., 2005.

Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. М., 2006.

Старшенбаум Г.В. Тренинг навыков практического психолога. Интерактивный учебник: игры, тесты, упражнения. М., 2006.

Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений. М., 1998.

Ткаченко А.А. Сексуальные извращения – парафилии. М., 1999.

Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. М., 2005.

Тутушкина М.К. (ред.). Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. СПб., 1999.

Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. М., 2002.

Уорден М. Основы семейной психотерапии. СПб., 2005.

Учебное пособие по психологии семейных отношений. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы. Самара, 2004.

Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М., 2004.

Ференци Ш. Тело и подсознание. Снятие запретов с сексуальности. М., 2003.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 1998. Т. 1.

Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989.

Фрейд З. Психология сексуальности. Минск, 1993.

Фрейд З. Толкование сновидений. М., 2002.

Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.. 2001.

Фримен Д. Техники семейной психотерапии. СПб., 2001.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. СПб., 2001.

Хайгл-Эверс А. и др. Базисное руководство по психотерапии. СПб., 2001.

Харли У. Законы семейной жизни. М., 1992.

Хейли Дж. Терапия испытанием: Необычные способы менять поведение. М., 1998.

Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. М., 2001.

Холлис Дж. Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста. Аналитическая психология. М., 2002.

Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. Томск, 1995.

К. Собрание сочинений в 3 тт. М., 1997.

Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб., 1999.

Чепмен Г. Пять языков любви. М., 2003.

Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М., 2001.

Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. М., 1990.

Шахиджанян В. 1001 вопрос про это. М., 1999.

Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. М., 1997.

Шефер Ч., Кэри Л. Игровая семейная психотерапия. СПб., 2001.

Шнейдер Л.Б. (сост.). Социально-психологическая и консультативная работа с семьей. М. – Воронеж, 2003. Ч. 1.

Шостром Э. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии. СПб., М., 2002.

Штарке К., Фридрих В. Любовь и сексуальность до 30 лет. М., 1991.

Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты, причины, пути устранения. Брест, 1994.

Шутценбергер А.А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. М., 2001.

Щеглов Л.М. Сексология. Врачу и пациенту. СПб., 2001

Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности (Действенный тренинг). М., 2004.

Эволюция психотерапии. Том 1. «Семейный портрет в интерьере». Семейная терапия. М., 1998.

Эдипов комплекс и эротические сны. Клиническое применение. М., 2002.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.

Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб.- М., 2002.

Эриксон М., Хейли Дж. Стратегии семейной терапии. М., 2001.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2002.

Эротический и эротизированный перенос. М., 2002.

Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1991.

Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М., 1997.

Янг-Айзендрат П. Ведьмы и герои. Феминистский подход к юнгианской терапии семейных пар. М. 2005.

Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни мужчины. М., 1990.

Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни женщины. М., 1991.

1.4. Словарь терминов

Абстиненция (похмелье, «ломка») – совокупность соматических и психических расстройств, наступающих при отмене психоактивного вещества и прекращающихся при его введении.

Абьюз – сексуальное или физическое насилие ребенка со стороны близкого родственника.

Аверсия сексуальная – отрицательное отношение к сексуальному партнеру.

Аддикция – неконтролируемое влечение, азартное поведение, зависимость от какого-либо вещества или определенного вида деятельности.

Алекситимия – неспособность осознавать и описывать эмоции, различать чувства и ощущения, проявлять эмпатию.

Ангедония - неспособность испытывать обычные удовольствия.

Аноргазмия - отсутствие у женщины оргазма при сношении.

Аскетизм – защита от сексуальных импульсов отрицанием ряда физиологических потребностей с чувством превосходства над другими.

Вагина – влагалище.

Вагинизм - судорожное сокращение мышц влагалища и промежности, препятствующее проведению коитуса.

Вторичная выгода – практическая польза, получаемая в результате заболевания.

Вуайеризм (визионизм) – удовлетворение сексуальной потребности путем тайного подглядывания за обнаженными или совершающими половой акт людьми.

Выделенный (идентифицированный) пациент – член семьи с поведением, которое служат семье поводом для обращения за терапией.

Гендер – полоролевая социализация (по оси маскулинность – фемининность).

Гениталии – половые органы.

Гениталгии – болезненные ощущения в области половых органов во время коитуса или вне его.

Гиперкомпенсация – стремление добиться успеха именно в той области, в которой отмечается несостоятельность.

Гиперролевое поведение - чрезмерное подчеркивание каких-то особенностей полового поведения своего пола.

Гипертимия – личностная склонность к повышенному настроению.

Гипотимия – личностная склонность к пониженному настроению.

Границы семьи – правила, определяющие взаимодействие между членами семьи, ее подсистемами и внешним миром.

Девиантное поведение – нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила. Сексуальная девиация – отклонение от средней нормы в половом поведении, не являющееся патологией.

Дефензивный – защитный.

Дефлорация разрыв девственной плевы.

Дисгамия – дисгармония сексуальных отношений; различные половых нарушения, вызванные неудачным подбором партнера по физическим или психологическим параметрам.

Диспарейния - болезненный или затрудненный коитус, у женщин чаще психогенного происхождения.

Дистимия – невротическая депрессия: хроническая раздражительная подавленность со снижением влечений и вялостью.

Дисфория – взрывоопасное ворчливо-злобное настроение.

Дисфункциональная семья – с нарушением ролей и границ между членами семьи.

Значимый другой – авторитетная фигура, обладающая психологической властью над человеком.

Идентификация – защитное отождествление собственных психических качеств с таковыми у значимых других (напр., идентификация с агрессором для защиты от своего страха перед ним).

Импульсивное расстройство – внезапная реализация побуждения.

Интеллектуализация – замена тревожного содержания переживания абстрактно-логическим.

Коалиция – альянс между членами семьи (обычно против других ее членов).

Коитус – совокупление, половой акт. Прерванный коитус – половое сношение, когда мужчина в последний момент перед семяизвержением извлекает половой член из влагалища. Коитофобия – навязчивый страх, связанный с коитусом.

Коммуникативный подход – фокусированный на противоречащих друг другу явных и скрытых сообщениях партнеров.

Компенсация – стремление скрыть или восполнить собственную несостоятельность в какой-либо области успехами в другой.

Комплементарность – взаимное дополнение несхожих между собой супругов, при котором они удовлетворяют невротические потребности друг друга.

Компульсивность – непреодолимое побуждение к неразумному действию.

Конверсионное расстройство – символическое выражение бессознательного конфликта двигательными и чувствительными дисфункциями.

Контрперенос – перенос на пациента чувств, испытываемых психотерапевтом к другому человеку.

Копинг-механизмы – осознанное изменение своего поведения с целью справиться с конфликтной ситуацией.

Лесбиянство – женский гомосексуализм. Лесбос – остров в Средиземном море, на котором жила легендарная поэтесса Сафо, воспевавшая женский гомосексуализм.

Любрикация - выделение слизи бартолиниевыми железами влагалища при половом возбуждении.

Мания – расторможенность влечений с повышенной речедвигательной активностью и/или нарушением импульсивного контроля.

Мануальный – ручной, при помощи рук.

Маскулинный – свойственный мужчине.

Мультиоргазмия – повторное переживание оргазма женщиной во время одного полового акта.

Нимфомания – женская гиперсексуальность.

Нуклеарная (ядерная) семья – семья, состоящая из мужа, жены и детей (может включать бабушку и/или деда, если они живут с семьей и непосредственно участвуют в уходе за детьми).

Обратное чувство – изменение модальности или направленности импульса: садизм вместо скрываемого мазохизма или аутоагрессия вместо гетероагрессии.

Обсессии – навязчивые мысли, сомнения, воспоминания с характером непроизвольности и нежелательности.

Оральный - связанный с языком, губами и полостью рта.

Парадоксальное предписание – просьба терапевта продолжать симптоматическое поведение для выявления вторичной выгоды; доведение терапевтом существующей между созависимыми партнерами двойной связи до крайности в расчете на ее прекращение.

Парафилия - достижение полового удовлетворения при помощи необычных или морально неприемлемых действий.

Перверсии – сексуальные отклонения, извращения.

Первичная выгода – ослабление тревоги с помощью защитных механизмов психики.

Перенос – перемещение чувств к значимой фигуре на другого человека и их отреагирование.

Петтинг – сексуальные ласки, не переходящие в половой акт.

Пигмалионизм – половое возбуждение наступает только при рассматривании статуй, кукол и т.д. или при контакте с ними.

Половая зависимость – преувеличенный настрой на определенного человека, как на единственного партнера, способного принести сексуальное удовлетворение.

Половая роль специфический набор требований, ожиданий, прав и обязанностей, предъявляемый обществом к лицу определенного пола.

Поллюция – непроизвольное семяизвержение, не связанное с половым актом или мастурбацией. Ночная поллюция происходит во время сна эротического содержания или кошмара. Дневная поллюция наступает в бодрствующем состоянии при эротическом возбуждении, а также при неэротических воздействиях – испуге, радости, вибрации и т.д.

Расширенная семья – семейный клан, включающий несколько семей, связанных кровным родством по крайне мере в трех поколениях.

Расшатывание семейной системы – изменение иерархической организации семьи путем создания коалиции терапевта с одним или несколькими ее членами.

Рефрейминг – позитивное переформулирование, нахождение в симптоме, проблеме положительного смысла, который можно использовать с терапевтической целью.

Сатириазис – мужская гиперсексуальность.

Семейный проективный процесс – передача (проекция) межродительского конфликта ребенку, у которого развивается симптом.

Сибс – брат или сестра.

Смешанная семья – нуклеарная семья, включающая свекровь и зятя, мачеху или отчима, пасынка или падчерицу, а также приемных детей.

Созависимость – слитные, симбиотические взаимоотношения с аддиктом, при которых чрезмерная эмоциональная близость приводит к стиранию межличностных границ и утрате идентичности.

Скульптура семьи – техника, позволяющая участникам понять семейный опыт на языке тела.

Субсистемы (холоны) – относительно самостоятельные единицы внутри семьи: прародители, супруги, мать и ребенок, дети.

Трансвестизм – потребность носить одежду другого пола.

Транссексуализм - расстройство половой идентификации с устойчивым желанием изменить свою половую принадлежность.

Триангуляция – вовлечение в пару третьего человека для уменьшения напряженности.

Фемининный - свойственный женщине.

Фетишизм – защитное смещение либидо на предмет, ассоциирующийся с женским телом или его частью.

Фокусирование – сосредоточение на одной из сфер деятельности с целью ее исследования и оптимизации.

Формирование реакции – защитная замена неприемлемых мыслей и чувств на диаметрально противоположные.

Ф рикции - возвратно-поступательные движения полового члена во влагалище.

Фроттеризм – импульсивное побуждение скрытно прикасаться к посторонним женщинам для сексуального удовлетворения.

Фрустрация – психологическое напряжение при вынужденном отказе от удовлетворения значимой потребности.

Циркулярное интервью – члена семьи спрашивают, как относятся друг к другу двое других; этот вопрос задают по кругу каждому члену семьи.

Шизоид – личность, характеризующаяся отчужденностью, эмоциональной холодностью к окружающим, неспособностью переживать удовольствия, безразличием к похвале и критике, чрезмерной углубленностью и эгоцентричностью поведения.

Эгодистонное – побуждение, отвергаемое личностью как нежелательное.

Эгосинтонное – созвучное личности побуждение.

Эдипова фаза – в возрасте 3-5 лет ребенок преодолевает бессознательное влечение к родителю противоположного пола и идентифицирует себя с образом родителя своего пола.

Эксгибиционизм – удовлетворение сексуальной потребности путем неожиданного обнажения гениталий перед женщиной (чаще – перед девушкой или девочкой).

Эмоциональная лабильность – неустойчивость, легкая изменчивость, поверхностность эмоциональных проявлений.

Эмпатия – сочувственное понимание внутреннего состояния другого человека.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Детская и семейная психотерапия: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconУчебно-методический комплекс по курсу «групповая психотерапия»
Г. В. Старшенбаум. Групповая психотерапия. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 42 с
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
И. Н. Иванова. Психотерапия детей и подростков: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconБелашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций»
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 23 с
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Курс «Психология семьи и брака» обеспечивает усвоение базовых знаний, необходимых в работе практического психолога
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconУчебно-методический комплекс по курсу «Социальная психология» для...
Содержание требований государственного образовательного стандарта по курсу «социальная психология»
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика»
Просекова Вера Михайловна. Психотерапия. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиль...
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconУчебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»...
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconУчебно-методический комплекс опд. В. 07. Психотерапия (указывается...
Целью дисциплины «Психотерапия» является изучение и практическое освоение способов психологической помощи на основе полученных данных...
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным...
Психология семьи и брака: учебно-методический комплекс / авт сост. Л. Я. Верб. – Спб.: Ивэсэп, 2011. – 23 с
Учебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск