«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты»





Скачать 336.32 Kb.
Название«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты»
страница1/3
Дата публикации09.03.2016
Размер336.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3


«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты»

Выполнила: заместитель директора

по учебно-воспитательной

работе МОУ «Грачевская СОШ»

Григина Ольга Владимировна

  1. Актуальность опыта. Гражданское и патриотическое становление школьников является важнейшей задачей государственной политики, поскольку предусматривает социальную адаптацию молодого поколения, самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико-политической жизни.

Изменение социально-экономической и политической системы государства оказало неоднозначное воздействие на сознание и поведение учащихся. В настоящий период, с одной стороны, в различных сферах общественной жизни наблюдаются демократические процессы, идет строительство гражданского общества, предоставляются широкие возможности выдвижения личности, проявления инициативы и творчества, предпринимательской деятельности. Россия включается в мировое сообщество, участвует в диалоге культур. С другой стороны, с процессом деидеологизации общества произошла переоценка базовых ценностей, а вместе с ней социальное расслоение и криминализация общества, правовая незащищенность граждан, в средствах массовой информации идет пропаганда насилия, религиозного экстремизма и национализма.

Результаты этих противоречий проявились в бездуховности и безответственности, росте подростковой преступности, беспризорности и наркомании, социальной апатии молодежи. Многие юноши и девушки готовы поменять место жительства и гражданство. Данные факторы требуют новых социально-педагогических технологий управления процессами гражданско-патриотического становления учащейся молодежи.

Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления учащихся.

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Одной из эффективных форм работы в этом направлении в нашей школе стала организация работы школьной газеты.

  1. Теоретические основы формирования гражданско - патриотического сознания школьников

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

ПАТРИОТ- человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Ещё в дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности - «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский).

В советской России воспитание имело классовый характер и было построено на основе коммунистической идеологии.

Однако в советской гуманитарной науке накоплен большой опыт воспитания гражданина через формирование коллективизма, участия молодежи в деятельности детских и юношеских организаций и т.д. Ученые, педагоги-новаторы в теоретических разработках и на практике стремились заложить в юношестве основу человечности и гражданственности, дать правильное видение добра и зла, воспитывать патриотизм, чувство ответственности перед обществом.

Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания.

В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений.

В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании, краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев обозначались новые тенденции и подходы.

О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ.

Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах. Назовем эти документы.

Статья 70 Конституции РФ определяет «Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным Конституционным законом».

Указы Президента Российской Федерации «О дне Государственного Флага Российской Федерации № 1714 от 15 апреля 1994 г.», «О знамени Победы» № 561 от 15 апреля 1996 г. регламентируют государственные символы Российского Федерации.

Указ Президента Российской Федерации № 727 от 16.05.1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», а также федеральные Конституционные законы о днях воинской славы (победных днях) России от 10 февраля 1995 г.; о воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 г.; о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 26 марта 1995 г.; о Государственном Флаге Российской Федерации от 23 декабря 2000 г.; о Государственном гербе Российской Федерации от 25 декабря 2000 г.; о Государственном Гимне Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. формируют правовую базу гражданско-патриотического воспитания.

Общие вопросы государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания определяют следующие Постановления Правительства РФ и государственные межведомственные программы:

– Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г № 422 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

– Программа мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года. План действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г.

Более частные вопросы гражданско-патриотического воспитания определяют следующие инструктивно-методические документы Минобразования РФ и Минобрнауки России: Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»; Приказ Минобразования РФ от 09.12.94 № 479 «Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»; Инструктивное письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003 г. № 13-51-08/13; Приказ Министерства образования и науки РФ № 129 от апреля 2005 г. «О плане действий по реализации программы популяризации государственных символов России до 2010 г.».

Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи были и остаются предметом исследования социологов, философов, историков, юристов, педагогов. Отдельные идеи и концепции трансформировались соответственно социально-экономическому положению и времени.

Новый аспект научного подхода к проблемам гражданско-патриотического становления юношества получил развитие в России в ХVIII веке при разработке концепции формирования «новой породы людей», ориентированной на идеи воспитания джентельмена Д. Локка и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, а так же философские взгляды Д. Дидро и М.Монтеня.

Отечественные публицисты и мыслители Н.А.Бердяев, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, И.А.Ильин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, П.А.Сорокин, др., рассматривая патриотизм как социальное явление, влияющее на формирование нации, а воспитание гражданственности молодежи напрямую связывая с процессами переустройства общества внесли заметный вклад в разработку концепции гражданско-патриотического становления «сынов отечества».

Проследить изменение взглядов на гражданское и патриотическое становление молодежи в различные периоды развития общества и определить сегодняшние ориентиры гражданско-патриотического становления юношей и девушек позволяет изучение теоретических воззрений отечественных педагогов К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, Л.С.Выготского, В.А.Сухомлинского.

Сущность образования, его природа, особенности функционирования в различных социокультурных традициях исследованы А.И. Арнольдовым, В.В.Давыдовым, Д.С. Лихачевым, Ф.Т Михайловым, В.А. Шадриковым, Н.Е Щурковой и другими.

Проблемы философии образования, управления, теории и практики гражданско-патриотического становления молодежи в ОУ рассматриваются в исследованиях В.М.Ананишнева, А.С.Гаязова, А.И.Грабовского, Т.Н.Денисовой, Н.И.Марина, Ю.А.Огородникова, Н.П.Пищулина, А.В.Петровского, Е.В.Ростовцевой, В.М.Утенкова.[5]

Результаты исследования Н.П.Пищулина, Ю.А.Огородникова позволяют обосновать профессионально-личностное совершенствование в процессе социальной адаптации учащейся молодежи, исходя из признания единства и сбалансированности личностной, социокультурной и природно-бытийной сообразности образования и управления, интегрирующих гуманистическую сущность, истину, добро, красоту общества и гражданина.

Значимым является замечание ученых, что на смену религиозному и идеологическому сознанию придет новое мировоззрение, ориентированное на культуру, общество и индивидуум, что подтверждает актуальность гражданского и патриотического воспитания для системы образования. Однако, в исследованиях остаются не освещенными проблемы гражданско-патриотического становления учащейся молодежи в условиях реформирования российского общества, не определены приоритеты формирования современного гражданина, патриота.

В исследованиях Б.Н. Бессонова, Н.П. Ващекина, М.Ю. Тихонова, А.Д. Урсула [7] задача образования XXI века определяется как «новый гуманизм», основанный на традиционном триединстве Истины, Добра и Красоты и философских идеях В. Соловьева и П. Сорокина.

Кроме того педагоги отмечают необходимость изменения структуры образования, перехода от стихийных цивилизационных процессов к научно прогнозируемым, осознанным и управляемым, в связи с ноосферными трансформациями (связь общества с природой) и проблемами информатизации общества. Отсюда следует, что необходимо создавать такую систему и структуру образования, приоритетом которой станут знания, способствующие целостному восприятию мира, творческому созиданию, формированию самостоятельного мышления и социальной адаптации молодежи.

В педагогической науке воспитание рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого - целенаправленное создание педагогических условий для развития человека.

Формирование личности человека является процессом и результатом развития человека под влиянием наследственности, среды и целенаправленной педагогической деятельности.

При этом воспитание в широком смысле представляет собой процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на основе освоения общегражданских ценностей.

Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной педагогике является системно-деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности молодежи.

Как и все направления воспитательной деятельности, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей и т. д. Вместе с тем спецификой этого направления воспитания является то, что оно приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.

Широкие возможности для реализации общей стратегии гражданско-патриотического воспитания открывает использование новых информационных технологий. Они создают не просто дополнительные средства, но особую воспитательную среду – виртуальное образовательное и воспитательное пространство. Целенаправленная организация этого пространства на основе информационных технологий позволяет быстро и эффективно решать ряд задач воспитательной политики и воспитательной деятельности, которые трудно реализовать в условиях обычной образовательной среды:

Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности.

Достижение указанной цели включает в себя решение следующих задач:

• создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности детей и молодежи, ориентирующею эту деятельность на социально-нравственные ориентиры, коллективообразующие патриотические и общественные начинания;

• формирование патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям. Усвоение российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского государства, российского общества и российской культуры;

• усвоение и использование на практике основ гражданского образо-вания, включая знания о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, умения критически мыслить, сотрудничать с другими людьми, анализировать социальные и политические ситуации, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции;

• подготовка и переподготовка кадров для профессиональной работы в сфере гражданского образования и гражданско-патриотического воспитания для руководства социальной и патриотической деятельностью детей и молодежи;

• разработка методов подготовки соответствующих кадров, подготовка комплектов учебно-методических материалов для организации и проведения урочной и внеурочной деятельности в сфере гражданско-патриотического воспитания, комплектов материалов для учащихся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

Структурные компоненты гражданско-патриотического воспитания включают в себя:

– компонент практической деятельности (участие в детских общественных объединениях, создание школьных и внешкольных творческих коллективов – молодежных клубов, объединений по интересам, музеев, самодеятельных художественных коллективов и т.д.; социально-проектная деятельность, организованная внутриклассная и внутришкольная взаимопомощь и т.д.);

– компонент учебно-воспитательной деятельности (предметные, межпредметные, модульные курсы гражданского образования, социально-нравственного воспитания, этики межличностных отношений и т.п.);

– компонент организационно-воспитательной работы с педагогическим коллективом (повышение квалификации педагогов и школьных администраторов в сфере гражданского образования и нравственного воспитания; подготовка педагогов-организаторов из числа классных руководителей, преподавателей историко-граждановедческого цикла, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-психологов для работы в области патриотического воспитания, создания школьных и внешкольных молодежных объединений по интересам и творческих коллективов и т.д.).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconПрограмма патриотического воспитания школьников эстафета поколений
Тревожной проблемой последних лет является утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, сознания с присущим...
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: формирование у школьников высокого патриотического сознания, уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconФормы внеучебной деятельности: проведение литературных гостиных,...
Так сложилось, что в своей школе я работаю и учителем русского языка и литературы, и заведующей школьной библиотекой, и редактором...
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconПрограмма патриотического воспитания школьников «Мы -россияне»
Программа патриотического воспитания школьников «Мы -россияне» предполагает работу школы по направлениям
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconПрограмма «Земля предков» Автор: здвр петрова Т. В. Целью гражданско-патриотического...
Целью гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических...
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconПрограмма патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться»
Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной...
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconПрограмма патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться»
Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной...
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconПроект урока предмет биология класс 7
Общечеловеческие: формирование гражданского сознания, ответственного отношения к природе, к окружающему миру, к живым существам вокруг...
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconПрограмма патриотического воспитания учащихся «Я патриот Родины»
Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по...
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью программы по патриотическому воспитанию является формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности...
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconПрограмма патриотического воспитания учащихся в моу каменская сош на 2011-2017 гг
Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим...
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconПлан работы школьной библиотеки на 2010/2011 учебный год. Задачи библиотеки
Газеты и журналы в школьной библиотеке. Урок-игра «Суета вокруг почтового ящика». 3 класс
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание духовно-развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» iconИзучение литературы на ступени основного общего образования направлено...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск