Скачать 336.32 Kb.
|
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» Выполнила: заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Грачевская СОШ» Григина Ольга Владимировна
Изменение социально-экономической и политической системы государства оказало неоднозначное воздействие на сознание и поведение учащихся. В настоящий период, с одной стороны, в различных сферах общественной жизни наблюдаются демократические процессы, идет строительство гражданского общества, предоставляются широкие возможности выдвижения личности, проявления инициативы и творчества, предпринимательской деятельности. Россия включается в мировое сообщество, участвует в диалоге культур. С другой стороны, с процессом деидеологизации общества произошла переоценка базовых ценностей, а вместе с ней социальное расслоение и криминализация общества, правовая незащищенность граждан, в средствах массовой информации идет пропаганда насилия, религиозного экстремизма и национализма. Результаты этих противоречий проявились в бездуховности и безответственности, росте подростковой преступности, беспризорности и наркомании, социальной апатии молодежи. Многие юноши и девушки готовы поменять место жительства и гражданство. Данные факторы требуют новых социально-педагогических технологий управления процессами гражданско-патриотического становления учащейся молодежи. Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления учащихся. Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Одной из эффективных форм работы в этом направлении в нашей школе стала организация работы школьной газеты.
ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. ПАТРИОТ- человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой) Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой. На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Ещё в дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности - «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский). В советской России воспитание имело классовый характер и было построено на основе коммунистической идеологии. Однако в советской гуманитарной науке накоплен большой опыт воспитания гражданина через формирование коллективизма, участия молодежи в деятельности детских и юношеских организаций и т.д. Ученые, педагоги-новаторы в теоретических разработках и на практике стремились заложить в юношестве основу человечности и гражданственности, дать правильное видение добра и зла, воспитывать патриотизм, чувство ответственности перед обществом. Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания. В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений. В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании, краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев обозначались новые тенденции и подходы. О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ. Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах. Назовем эти документы. Статья 70 Конституции РФ определяет «Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным Конституционным законом». Указы Президента Российской Федерации «О дне Государственного Флага Российской Федерации № 1714 от 15 апреля 1994 г.», «О знамени Победы» № 561 от 15 апреля 1996 г. регламентируют государственные символы Российского Федерации. Указ Президента Российской Федерации № 727 от 16.05.1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», а также федеральные Конституционные законы о днях воинской славы (победных днях) России от 10 февраля 1995 г.; о воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 г.; о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 26 марта 1995 г.; о Государственном Флаге Российской Федерации от 23 декабря 2000 г.; о Государственном гербе Российской Федерации от 25 декабря 2000 г.; о Государственном Гимне Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. формируют правовую базу гражданско-патриотического воспитания. Общие вопросы государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания определяют следующие Постановления Правительства РФ и государственные межведомственные программы: – Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г № 422 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». – Программа мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года. План действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г. Более частные вопросы гражданско-патриотического воспитания определяют следующие инструктивно-методические документы Минобразования РФ и Минобрнауки России: Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»; Приказ Минобразования РФ от 09.12.94 № 479 «Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»; Инструктивное письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003 г. № 13-51-08/13; Приказ Министерства образования и науки РФ № 129 от апреля 2005 г. «О плане действий по реализации программы популяризации государственных символов России до 2010 г.». Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи были и остаются предметом исследования социологов, философов, историков, юристов, педагогов. Отдельные идеи и концепции трансформировались соответственно социально-экономическому положению и времени. Новый аспект научного подхода к проблемам гражданско-патриотического становления юношества получил развитие в России в ХVIII веке при разработке концепции формирования «новой породы людей», ориентированной на идеи воспитания джентельмена Д. Локка и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, а так же философские взгляды Д. Дидро и М.Монтеня. Отечественные публицисты и мыслители Н.А.Бердяев, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, И.А.Ильин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, П.А.Сорокин, др., рассматривая патриотизм как социальное явление, влияющее на формирование нации, а воспитание гражданственности молодежи напрямую связывая с процессами переустройства общества внесли заметный вклад в разработку концепции гражданско-патриотического становления «сынов отечества». Проследить изменение взглядов на гражданское и патриотическое становление молодежи в различные периоды развития общества и определить сегодняшние ориентиры гражданско-патриотического становления юношей и девушек позволяет изучение теоретических воззрений отечественных педагогов К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, Л.С.Выготского, В.А.Сухомлинского. Сущность образования, его природа, особенности функционирования в различных социокультурных традициях исследованы А.И. Арнольдовым, В.В.Давыдовым, Д.С. Лихачевым, Ф.Т Михайловым, В.А. Шадриковым, Н.Е Щурковой и другими. Проблемы философии образования, управления, теории и практики гражданско-патриотического становления молодежи в ОУ рассматриваются в исследованиях В.М.Ананишнева, А.С.Гаязова, А.И.Грабовского, Т.Н.Денисовой, Н.И.Марина, Ю.А.Огородникова, Н.П.Пищулина, А.В.Петровского, Е.В.Ростовцевой, В.М.Утенкова.[5] Результаты исследования Н.П.Пищулина, Ю.А.Огородникова позволяют обосновать профессионально-личностное совершенствование в процессе социальной адаптации учащейся молодежи, исходя из признания единства и сбалансированности личностной, социокультурной и природно-бытийной сообразности образования и управления, интегрирующих гуманистическую сущность, истину, добро, красоту общества и гражданина. Значимым является замечание ученых, что на смену религиозному и идеологическому сознанию придет новое мировоззрение, ориентированное на культуру, общество и индивидуум, что подтверждает актуальность гражданского и патриотического воспитания для системы образования. Однако, в исследованиях остаются не освещенными проблемы гражданско-патриотического становления учащейся молодежи в условиях реформирования российского общества, не определены приоритеты формирования современного гражданина, патриота. В исследованиях Б.Н. Бессонова, Н.П. Ващекина, М.Ю. Тихонова, А.Д. Урсула [7] задача образования XXI века определяется как «новый гуманизм», основанный на традиционном триединстве Истины, Добра и Красоты и философских идеях В. Соловьева и П. Сорокина. Кроме того педагоги отмечают необходимость изменения структуры образования, перехода от стихийных цивилизационных процессов к научно прогнозируемым, осознанным и управляемым, в связи с ноосферными трансформациями (связь общества с природой) и проблемами информатизации общества. Отсюда следует, что необходимо создавать такую систему и структуру образования, приоритетом которой станут знания, способствующие целостному восприятию мира, творческому созиданию, формированию самостоятельного мышления и социальной адаптации молодежи. В педагогической науке воспитание рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого - целенаправленное создание педагогических условий для развития человека. Формирование личности человека является процессом и результатом развития человека под влиянием наследственности, среды и целенаправленной педагогической деятельности. При этом воспитание в широком смысле представляет собой процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта. Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения. Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на основе освоения общегражданских ценностей. Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной педагогике является системно-деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности молодежи. Как и все направления воспитательной деятельности, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей и т. д. Вместе с тем спецификой этого направления воспитания является то, что оно приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу. Широкие возможности для реализации общей стратегии гражданско-патриотического воспитания открывает использование новых информационных технологий. Они создают не просто дополнительные средства, но особую воспитательную среду – виртуальное образовательное и воспитательное пространство. Целенаправленная организация этого пространства на основе информационных технологий позволяет быстро и эффективно решать ряд задач воспитательной политики и воспитательной деятельности, которые трудно реализовать в условиях обычной образовательной среды: Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности. Достижение указанной цели включает в себя решение следующих задач: • создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности детей и молодежи, ориентирующею эту деятельность на социально-нравственные ориентиры, коллективообразующие патриотические и общественные начинания; • формирование патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям. Усвоение российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского государства, российского общества и российской культуры; • усвоение и использование на практике основ гражданского образо-вания, включая знания о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, умения критически мыслить, сотрудничать с другими людьми, анализировать социальные и политические ситуации, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции; • подготовка и переподготовка кадров для профессиональной работы в сфере гражданского образования и гражданско-патриотического воспитания для руководства социальной и патриотической деятельностью детей и молодежи; • разработка методов подготовки соответствующих кадров, подготовка комплектов учебно-методических материалов для организации и проведения урочной и внеурочной деятельности в сфере гражданско-патриотического воспитания, комплектов материалов для учащихся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования. Структурные компоненты гражданско-патриотического воспитания включают в себя: – компонент практической деятельности (участие в детских общественных объединениях, создание школьных и внешкольных творческих коллективов – молодежных клубов, объединений по интересам, музеев, самодеятельных художественных коллективов и т.д.; социально-проектная деятельность, организованная внутриклассная и внутришкольная взаимопомощь и т.д.); – компонент учебно-воспитательной деятельности (предметные, межпредметные, модульные курсы гражданского образования, социально-нравственного воспитания, этики межличностных отношений и т.п.); – компонент организационно-воспитательной работы с педагогическим коллективом (повышение квалификации педагогов и школьных администраторов в сфере гражданского образования и нравственного воспитания; подготовка педагогов-организаторов из числа классных руководителей, преподавателей историко-граждановедческого цикла, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-психологов для работы в области патриотического воспитания, создания школьных и внешкольных молодежных объединений по интересам и творческих коллективов и т.д.). |
Программа патриотического воспитания школьников эстафета поколений Тревожной проблемой последних лет является утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, сознания с присущим... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: формирование у школьников высокого патриотического сознания, уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны | ||
Формы внеучебной деятельности: проведение литературных гостиных,... Так сложилось, что в своей школе я работаю и учителем русского языка и литературы, и заведующей школьной библиотекой, и редактором... | Программа патриотического воспитания школьников «Мы -россияне» Программа патриотического воспитания школьников «Мы -россияне» предполагает работу школы по направлениям | ||
Программа «Земля предков» Автор: здвр петрова Т. В. Целью гражданско-патриотического... Целью гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических... | Программа патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной... | ||
Программа патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной... | Проект урока предмет биология класс 7 Общечеловеческие: формирование гражданского сознания, ответственного отношения к природе, к окружающему миру, к живым существам вокруг... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа патриотического воспитания учащихся «Я патриот Родины» Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью программы по патриотическому воспитанию является формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности... | Программа патриотического воспитания учащихся в моу каменская сош на 2011-2017 гг Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим... | ||
План работы школьной библиотеки на 2010/2011 учебный год. Задачи библиотеки Газеты и журналы в школьной библиотеке. Урок-игра «Суета вокруг почтового ящика». 3 класс | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитание духовно-развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви... | Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено... Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви... |