Образовательный стандарт реализации программ







Скачать 486.74 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт реализации программ
страница1/4
Дата публикации10.03.2016
Размер486.74 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
100-bal.ru > Право > Образовательный стандарт
  1   2   3   4



Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет

Утверждаю

«____»___________ 200__ г.

Регистрационный номер

_______________________________



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА


по направлению подготовки
070100 – МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО


Квалификация (степень)

Бакалавр


Санкт-Петербург

2009


Образовательный стандарт разработан в соответствии с требованиями, утверждёнными приказом первого проректора по учебной и научной работе от 06.05. 2009 № 720/1, рассмотрен Учёным советом Факультета филологии и искусств, протокол № 4 от 30.04.2009, принят решением Учёного Совета Санкт-Петербургского государственного университета, протокол № _____ от _______________________________________ , введён в действие приказом __________________________________________________________ .

Стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакциях, действующих на момент утверждения образовательного стандарта, а также «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации распоряжением N 1244-р от 25 августа 2008 года.


СОДЕРЖАНИЕ



1. Область применения…………………………………………………….…
2. Термины, определения, обозначения, сокращения…………….………..
3. Характеристика направления подготовки………………………………..
4. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров………….
5. Требования к результатам освоения основных образовательных

программ бакалавриата………….………………………………………..
6. Требования к структуре основных образовательных

программ бакалавриата………….…………………………………………
7. Требования к условиям реализации основных образовательных

программ бакалавриата……………………………………………………

7.1. Общие требования к условиям реализации основных

образовательных программ………………………………………………

7.2. Требования к организации учебной и производственной практик ……

7.3. Кадровое обеспечение учебного процесса …………………….………..

7.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение

учебного процесса……………………………………………….……….

7.5. Финансовое обеспечение учебного процесса………………….……….

7.6. Материально-техническое обеспечение учебного процесса………….
8. Оценка качества освоения основных образовательных

программ….……………………………………………………….….........
9. Список представителей академического сообщества и

работодателей, принимавших участие в разработке образовательного стандарта……
10. Приложение А Профиль подготовки бакалавров по направлению 070100 – Музыкальное искусство


4
5
6
6

10

13

18
18

20

20
21

22

22

23

24
26


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации в Санкт-Петербургском государственном университете основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 070100 – Музыкальное искусство, имеющих государственную аккредитацию или претендующими на ее получение.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ Санкт-Петербургский государственный университет имеет только при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.

1.3. Основными пользователями образовательного стандарта являются:

      1. Профессорско-преподавательские коллективы Санкт-Петербургского государственного университета, ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки;

      2. Обучающиеся, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы по данному направлению подготовки, а также абитуриенты Университета и их родители (представители);

      3. Ректор Санкт-Петербургского государственного университета, проректоры, иные должностные лица, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников;

      4. Государственные аттестационные и экзаменационные комиссии, осуществляющие оценку качества подготовки выпускников;

      5. Объединения специалистов и работодателей, саморегулируемые организации в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

1.3.6. Организации, осуществляющие разработку примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

1.3.7. Органы, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования;

1.3.8. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие аттестацию, аккредитацию и контроль качества в системе высшего профессионального образования;

      1. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования.



2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ


В настоящем образовательном стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Уставом Санкт-Петербургского государственного университета, а также с международными документами в сфере высшего образования и практикой организации образования в Санкт-Петербургском государственном университете:

вид профессиональной деятельности – методы, способы, приёмы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

зачётная единица – мера трудоёмкости образовательной программы;

компетенция – способность и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области;

модуль – часть учебной дисциплины или совокупность учебных дисциплин, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения;

направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;

объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;

область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие подготовку обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, в том числе учебно-методические комплексы;

профиль – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности, соотнесённая с соответствующим набором компетенций;

результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции;

включённое обучение – формирование компетенций (части компетенций), предусмотренных основной образовательной программой, в период обучения в ином высшем учебном заведении (на иной образовательной программе);

учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности;

учебный раздел – совокупность учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, и видов аттестации, обеспечивающих проверку формирования преимущественно междисциплинарных (в том числе общекультурных) компетенций;

компетентностно-ориентированный учебный план – учебный план основной образовательной программы, включающий:

формулировку миссии основной образовательной программы,

описания формируемых компетенций,

календарный учебный график,

перечни обязательных дисциплин (модулей), входящих в базовые части учебных циклов, обязательных курсовых работ, практик, процедур итоговой аттестации, входящих в базовые части учебных разделов, с указанием трудоёмкости в зачётных единицах, объёма аудиторной и самостоятельной учебной работы, видов и сроков промежуточной аттестации, кодов соответствующих им компетенций,

суммарные по вариативным частям циклов и разделов трудоёмкости в зачётных единицах, суммарные объёмы аудиторной и самостоятельной учебной работы в часах, нормы количества процедур промежуточной аттестации, коды соответствующих компетенций.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ООП – основная образовательная программа;

ОК – общекультурные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

УЦ – учебный цикл;
3. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ


В Санкт-Петербургском государственном университете в данном направлении подготовки реализуются основные образовательные программы высшего профессионального образования, освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификацию (степень) «бакалавр» (код квалификации – 62).

Нормативный срок освоения основных образовательных программ, включая последипломные каникулы, предусмотренные графиком учебного процесса, составляет 4 года.

Трудоёмкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачётным единицам, за семестр – 30 зачётным единицам. Общая трудоёмкость освоения основных образовательных программ составляет 240 зачётных единиц.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, могут увеличиваться не более, чем на один год относительно указанного нормативного срока на основании решения Учёного совета факультета, обеспечивающего реализацию основной образовательной программы. При получении второго высшего образования основная образовательная программа бакалавриата может реализовываться в сокращённые сроки в соответствии с законодательством в области образования в порядке, установленном в Санкт-Петербургском государственном университете.

В Санкт-Петербургском государственном университете могут реализовываться основные образовательные программы по направлению, в том числе с двумя или несколькими профилями подготовки, различающимися направленностью на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности, соотнесённой с соответствующим набором компетенций. Перечень профилей подготовки бакалавров приведён в приложении А к настоящему стандарту. Наборы компетенций, соответствующие профилям, определяются при разработке основной образовательной программы.



4. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров.

    Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 070100 – Музыкальное искусство в соответствии с профилем подготовки включает:

  • музыкальное исполнительство (игра на музыкальных инструментах в оркестрах, ансамблях, выступление в качестве солистов и концертмейстеров);

  • музыкальную педагогику (преподавание в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях);

  • просветительство в области музыкального искусства и культуры;

  • руководство творческими коллективами.


4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 070100 – Музыкальное искусство являются:

Объектами профессиональной деятельности бакалавров в соответствии с профилем подготовки являются:

  • музыкальное произведение в различных формах его бытования,

  • клавишные музыкальные инструменты;

  • слушательская и зрительская аудитории театров, концертных залов, потребители продукции звукозаписывающих фирм;

  • обучающиеся по программам среднего профессионального и дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений;

  • образовательные учреждения среднего профессионального образования, учреждения дополнительного образования детей, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства, общеобразовательные школы,

  • авторы-создатели произведений музыкального искусства,

  • творческие коллективы, исполнители;

  • музыкальные театры, концертные организации, звукозаписывающие студии;

  • центры и дома народного художественного творчества, другие учреждения культуры.

4.3. Виды профессиональной деятельности бакалавров:

    – научно-исследовательская в научных, научно-педагогических и иных учреждениях;

  • музыкально-исполнительская;

  • педагогическая (в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей и общеобразовательных школах);

  • художественное руководство творческим коллективом;

  • организационно-управленческая;

  • культурно-просветительская.

    Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются при разработке основной образовательной программы совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

    4.4. Задачи профессиональной деятельности бакалавров.

    Бакалавр музыкального искусства должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:




    1) в области научно-исследовательской деятельности:

– научные исследования в отдельных областях искусствоведения и иных гуманитарных наук с применением полученных теоретических и практических знаний;

– исследование истории и теории музыкального искусства в их современном и историческом развитии;

– анализ и интерпретация на основе существующих научных концепций различных типов музыкальных текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

– сбор научной информации, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований;

– участие в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня; выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

– устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований;
2) в области музыкально-исполнительской деятельности

  • концертное исполнение музыкальных произведений, программ в различных модусах – соло, в составе ансамбля (оркестра), с оркестром;

  • руководство самодеятельными и учебными музыкально-исполнительскими коллективами;

  • исполнение ансамблевых партий;

  • овладение навыками репетиционной работы с партнерами по ансамблю и в творческих коллективах;

  • создание аранжировок и переложений;

3) в области педагогической деятельности:

  • преподавание дисциплин в области музыкально-инструментального искусства, включая игру на клавишных музыкальных инструментах, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных школах;

  • изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития, осуществление профессионального и личностного роста обучающихся;

  • развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности в работе над музыкальным произведением, способности к самообучению;

  • планирование учебного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;

  • применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически-сложившихся педагогических методик, а также разработка новых педагогических технологий;

4) в области организационно-управленческой деятельности: осуществление функций специалиста, референта, консультанта, руководителя небольших структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культуры, в организациях сферы культуры и искусства (театры, филармонии, концертные организации и др.), в творческих союзах и обществах;

  • участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий);

  • организация и руководство учреждениями и организациями отрасли культуры и искусства (учреждениями дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, домами народного творчества, этнокультурными и фольклорными центрами, коллективами и студиями народного/национального художественного творчества, школами народной/национальной культуры);

  • участие в организационно-управленческой деятельности по сохранению и государственной поддержке искусства, культуры и образования;

    5) в области руководства творческим коллективом:

  • художественное руководство творческим коллективом;

  • руководство учебными музыкально-исполнительскими коллективами в учреждениях среднего профессионального образования, дополнительного образования детей, общеобразовательных школах;

    6)в области культурно-просветительской деятельности: с целью пропаганды достижений музыкального искусства выступление с концертами (соло, в составе ансамбля, с оркестром, лекции-концерты) в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры и др.,

  • осуществление профессиональных консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры;

  • осуществление связи со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры.


5. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
Выпускник по направлению подготовки 070100 – Музыкальное искусство с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

  • собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-1);

  • анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-2);

  • свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной речи; уметь создавать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-3);

  • владеть одним из иностранных языков на уровне бытового и профессионального общения (ОК-4);

  • использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина (ОК-5);

  • использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-6).

б) профессиональными, в том числе

в области музыкально-творческой деятельности:

  • понимание специфики музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ПК-1);

  • способность демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-2);

  • умение создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-3);

  • владение методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, понимание особенностей национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4);

  • способность постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5);

  • обладание музыкально-текстологической культурой, способностью к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста (ПК-6);

  • обладание культурой исполнительского интонирования, мастерством в использовании комплекса художественных средств, исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-7);

  • понимание и владение закономерностями и методами исполнительской работы над музыкальным произведением, владение нормами и способами подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, понимание задач репетиционного процесса, умение оптимально его организовать в различных условиях (ПК-8);

  • понимание механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения и т.п. в условиях конкретной профессиональной деятельности (ПК-9);

  • умение организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, концертмейстерскую, сольную) и концертную работу, быть готовым к творческой работе в коллективе (ПК-10);

  • готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства (ПК-11);

  • владение репертуаром, соответствующим исполнительскому профилю, готовность постоянно расширять и накапливать репертуар (ПК-12);

  • способность творчески составлять программы выступлений – сольных и ансамблевых – с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности (ПК-13);

  • готовность и способность осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры (ПК-14);

  • понимание специфики музыкального исполнительства в концертных и студийных условиях, особенностей работы со звукорежиссером и звукооператором и готовность использовать в своей исполнительской деятельности современные технические средства: звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру и т.п. (ПК-15);

  • способность применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности (ПК-16);

  • умение исполнять публично сольные концертные программы, состоящие из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох (ПК-17);

  • умение исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля (ПК-18);

  • знание устройства своего инструмента, основ его настройки и регулировки его механики (ПК-19);

  • умение приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-20);

  • ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ПК-21);

  • осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ПК-22);

  • работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ПК-23).

в области педагогической деятельности:

  • готовность осуществлять педагогическую деятельность в учебных заведениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях (ПК-24);

  • владение необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности (ПК-25);

  • владение основным педагогическим репертуаром (ПК-26);

  • владение принципами, методами и формами проведения урока в исполнительском классе, методикой подготовки к уроку, методологией анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способами их разрешения (ПК-27);

  • способность воспитать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением (ПК-28);

  • обладание широкими знаниями в области методики и музыкальной педагогики, умение соотносить собственную педагогическую деятельность с достижениями в области музыкальной педагогики (ПК-29);

  • умение анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-30);

  • умение использовать индивидуальные методы поиска путей воплощения музыкального образа в работе над музыкальным произведением с обучающимся (ПК-31);

  • умение применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации; ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам, умение анализировать различные методические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения (ПК-32);

  • умение планировать учебный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус (ПК-33);

в области организационно-управленческой деятельности:

  • коммуникабельность в процессе работы в коллективе – в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности (ПК-34);

  • умение организовать репетиционный процесс в творческом коллективе (ПК-35);

  • умение планировать концертную деятельность творческого коллектива (ПК-36);

  • необходимые навыки в работе, связанной с проведением творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий и т.д.) (ПК-37);

  • сочетание необходимого профессионализма в области культуры и искусства и нормативно-правовых и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования (ПК-38).

6. Требования к структуре основных образовательных программ бакалаврИаТА

6.1 Общие требования к структуре основных образовательных программ
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательный стандарт реализации программ iconОбразовательный стандарт реализации программ
Образовательный стандарт разработан в соответствии с требованиями, утверждёнными приказом первого проректора по учебной и научной...
Образовательный стандарт реализации программ iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего образования...
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных...
Образовательный стандарт реализации программ iconФедеральный государственный образовательный стандарт
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – фгос спо) представляет...
Образовательный стандарт реализации программ iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Государственный образовательный стандарт по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», утвержденный 27 марта 2000...
Образовательный стандарт реализации программ iconОбразовательный стандарт реализации программ
">