Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» Кафедра экологического и природоресурсного права ___________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Правовые основы устойчивого развития
Направление подготовки
_______________________ Юриспруденция________________________
Квалификация (степень) выпускника
___________________________ Бакалавр___________________________ Форма обучения
Очная, очно-заочная (вечерняя), заочная_____
г. Москва 2014 год
I. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. В рамках освоения учебной дисциплины Б3 Б.16 «Правовые основы устойчивого развития» осуществляется изучение истории и закономерностей развития биосферы и цивилизации, механизмов их взаимодействия, тенденций их дальнейшего развития и возможных путей их коэволюции в интересах сохранения и дальнейшего развития цивилизации. Целью освоения учебной дисциплины «Правовые основы устойчивого развития» является изучение студентами основных понятий и положений правового регулирования устойчивого развития, отраженных в нормативно-правовых актах, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере.
1.2 Целями начальной подготовки студентов являются:
а) мотивация на эффективную и всестороннюю профессиональную подготовку;
б) ориентация на особенность выбранной юридической специализации и необходимость углубленного изучения связанных с ней дисциплин;
в) осознание необходимости хорошей теоретической и практической подготовки для осуществления профессиональной деятельности на высоком уровне
г) обеспечение знания методологических начал и требований, которые предъявляются при индивидуальной и групповой подготовки к семинарским занятиям;
Указанные цели служат для обеспечения подготовки бакалавров к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, педагогическая.
1.3. В ходе изучения учебной дисциплины Б3 Б.16 «Правовые основы устойчивого развития» обеспечивается формирование следующих общекультурных, профессиональных и дополнительных общекультурных и профессиональных компетенций:
а) общекультурные:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
культура поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-7);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
-осознание социальной значимости устойчивого развития в условиях перехода российской экономики на путь инновационного и энергоэффективного развития (ДОК-1).
б) профессиональные:
способен осуществлять профессиональную деятельность на уровне развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способность толковать различные правовые акты (ПК-15).
в) дополнительные профессиональные:
-способен реализовывать положения законодательства в области устойчивого развития в профессиональной деятельности (ДПК-2);
-способен квалифицированно толковать нормативные правовые акты в сфере устойчивого развития (ДПК-6).
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ Учебная дисциплина Б3 Б.16 «Правовые основы устойчивого развития» является одной из вариативных дисциплин профессионального цикла, изучаемых студентами отделения бакалавриата.
Дисциплина Б3 Б.16 «Правовые основы устойчивого развития» находится в логической и содержательно-методической связи с другими дисциплинами и относится к профессиональному циклу основной образовательной программы бакалавриата. При изучении дисциплины «Правовые основы устойчивого развития» студент должен обладать знаниями по базовым юридическим дисциплинам.
Специфика дисциплины заключается в том, что тесные межотраслевые связи норм, регулирующих общественные отношения, объектом которых являются вопросы устойчивого развития, предопределяют необходимость комплексного изучения экологического права. Кроме того, изучение данной дисциплины предполагает обращение к нормам конституционного, гражданского, административного других отраслей права.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В соответствии с учебным планом дисциплина Б3 Б.16 «Правовые основы устойчивого развития» для студентов очной формы обучения преподается в объеме 2-х зачетных единиц, 72 часа: 36 – аудиторных занятий, из них 14 часов лекции, 22 часа – практические занятия, а также самостоятельная работа в объеме 36 часов.
Для студентов очно-заочной формы обучения в объеме 72 часа: 18 часов – аудиторных занятий, из них 6 часов лекций, 12 часов - практические занятия, самостоятельная работа в объеме 54 часа.
Для студентов заочной формы обучения в объеме 72 часа: 8 часов – аудиторных занятий, из них 2 часа лекций, 6 часов – практических занятий, самостоятельная работа в объеме 60 часов, зачет 4 часа. Тематический план для студентов очной формы обучения №
п/п
| Раздел (тема)
учебной
дисциплины
| Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)
| Всего часов
| лекции
| Практические
занятия
| СРС
|
| 1.
| Тема 1.
Общая характеристика проблем безопасности в мире и в России. Устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации: понятие, сущность.
| 2
| 2
| 6
| 10
| 2.
| Тема 2.
Концепции отношения общества к природе. Концепция устойчивого развития. Принципы устойчивого развития.
| 2
| 2
| 6
| 10
| 3.
| Тема 3.
Теория безопасности как основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни и стратегии развития.
| 2
| 2
| 5
| 9
| 4.
| Тема 4.
Природная и техногенная безопасность: состояние и правовые основы государственного регулирования.
| 2
| 4
| 5
| 11
| 5.
| Тема 5.
Природные, техногенные и социальные риски. Типология и классификация.
| 2
| 4
| 5
| 11
| 6.
| Тема 6.
Правовые и экономические механизмы снижения природных и техногенных рисков.
| 2
| 4
| 5
| 11
| 7.
| Тема 7.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: предназначение, задачи и режимы функционирования
| 2
| 4
| 4
| 10
|
| ВСЕГО
| 14
| 22
| 36
| 72
|
Тематический план для студентов очно-заочной формы обучения №
п/п
| Раздел (тема)
учебной
дисциплины
| Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)
| Всего часов
| лекции
| Практические
занятия
| СРС
|
| 1.
| Тема 1.
Общая характеристика проблем безопасности в мире и в России. Устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации: понятие, сущность.
| 2
| 2
| 8
| 10
| 2.
| Тема 2.
Концепции отношения общества к природе. Концепция устойчивого развития. Принципы устойчивого развития.
| 8
| 10
| 3.
| Тема 3.
Теория безопасности как основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни и стратегии развития.
| 2
| 2
| 8
| 11
| 4.
| Тема 4.
Природная и техногенная безопасность: состояние и правовые основы государственного регулирования.
| 2
| 8
| 11
| 5.
| Тема 5.
Природные, техногенные и социальные риски. Типология и классификация.
| 2
| 2
| 8
| 10,5
| 6.
| Тема 6.
Правовые и экономические механизмы снижения природных и техногенных рисков.
| 2
| 7
| 9,5
| 7.
| Тема 7.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: предназначение, задачи и режимы функционирования
| 2
| 7
| 10
|
| ВСЕГО
| 6
| 12
| 54
| 72
|
Тематический план для студентов заочной формы обучения №
п/п
| Раздел (тема)
учебной
дисциплины
| Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)
| Всего часов
| лекции
| Практические
занятия
| СРС
|
| 1.
| Тема 1.
Общая характеристика проблем безопасности в мире и в России. Устойчивое развитие – новые парадигмы сохранения цивилизации: понятие, сущность.
| 2
| 2
| 10
| 11
| 2.
| Тема 2.
Концепции отношения общества к природе. Концепция устойчивого развития. Принципы устойчивого развития.
| 10
| 11
| 3.
| Тема 3.
Теория безопасности как основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни и стратегии развития.
| 8
| 9,5
| 4.
| Тема 4.
Природная и техногенная безопасность: состояние и правовые основы государственного регулирования.
| 2
| 8
| 9,5
| 5.
| Тема 5.
Природные, техногенные и социальные риски. Типология и классификация.
|
| 8
| 9
| 6.
| Тема 6.
Правовые и экономические механизмы снижения природных и техногенных рисков.
|
| 2
| 8
| 9
| 7.
| Тема 7.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: предназначение, задачи и режимы функционирования
|
| 8
| 9
|
| ВСЕГО
| 2
| 6
| 60
| 68
| Экзаменационный зачет 4 часа.
3.1. Содержание дисциплины (программа курса)
|