Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты





Скачать 278.68 Kb.
НазваниеВопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты
страница1/3
Дата публикации21.11.2017
Размер278.68 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Право > Литература
  1   2   3
Конституционные основы внешней политики Республики Беларусь

Вопросы темы:

1. Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты.

2. Основные направления внешней политики Республики Беларусь

3. Республика Беларусь - субъект СНГ

4. Союзное государство Беларуси и России

Литература

1. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23.10.1991 г. № 1188 - XII (В редакции Закона от 15.11.2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - № 180, 2/1080

2. Соглашение “О создании СНГ” // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1992. - № 6

3. Устав СНГ // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1994. - № 11

4. О ратификации Договора о создании Союзного государства: Закон Республики Беларусь от 24.12.1999 № 343-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 2000. № 1-2, ст. 1.

5. О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан: Закон Республики Беларусь от 17.02.1999. № 244-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 14, 2/16

6. Моисеев Е.Г. Правовой статус СНГ. М. 1995

7. О ратификации Соглашения об образовании Содружества Независимых Государств: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 10 декабря 1991г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 1. Ст. 15; 1992. № 6. Ст 121.

8. Соглашение “О Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств” // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 1992. № 1.

9. Соглашение “О координационных институтах Содружества Независимых Государств” // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 1992. № 1.

10. О ратификации Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза Беларуси и России: Закон Республики Беларусь от 10 июня 1997г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 21. Ст. 386-388; // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 4. 2/118.

11. Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998г. (Принята в г. Москве 25.121998) // Народная газета. 29 декабря 1998. № 333.

12. Об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2001г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 116. 5/9516; 2003. № 103. 5/13005.

13. Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. № 188. 2/1157.

14. О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 19.07.2006г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 122. 2/1255.

1. Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты

Республика Беларусь, являясь суверенным государством, проводит активную внешнюю политику, сотрудничает с другими государствами. Международное сотрудничество - это форма взаимодействия государств между собой или с международными организациями. Вопросам сотрудничества государств посвящено большое количество международных документов. В частности, Устав ООН, принятый 26 июня 1945 года, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая 24 октября 1970 года Генеральной Ассамблеей ООН, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) от 1 августа 1975 года и др., которые обязывают государства сотрудничать на мировой арене.

В соответствии с международными документами государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации.

Международными документами определены цели и основные направления сотрудничества. Так, в соответствии с Уставом ООН одной из ее целей является “международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера” (пункт 3 ст. 1). В Декларации принципов международного права определены основные направления сотрудничества государств: поддержание мира и безопасности, всеобщее уважение прав человека, осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства, сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом, содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

В международных документах закреплены следующие десять принципов международного права, которыми должны руководствоваться все государства: суверенитета и равенства государств; неприменения силы и угрозы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирного разрешения международных споров; невмешательства во внутренние дела государства; всеобщего уважения прав и основных свобод человека; равноправия и самоопределения народов; сотрудничества государств; добровольного выполнения международных обязательств.

В соответствии со ст. 8 Конституции “Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции”.

Однако нормы международного права не могут иметь преимущества перед нормами Конституции Беларуси, которая обладает верховенством над всеми правовыми актами на территории страны.

В Республике Беларусь 14 ноября 2005 года принят программный Закон “Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь”, который определяет принципы, стратегические цели, основные задачи и сферы внутренней и внешней политики государства.

Внешняя политика - это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени народа выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации.

Интеграционная функция, связана со стремлением государств к интеграции в различных сферах деятельности;

Охранительная функция, направлена на защиту национальных интересов за рубежом, прав и свобод своих граждан;

Регулятивная функция, связана с разработкой государствами общепризнанных норм и принципов международного права;

Информационно-представительная функция, связана с распространением положительной информации о стране с целью создания положительного имиджа о ней.

Эти конституционные принципы конкретизируются и развиваются в Законе Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З “Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь” (глава 2). Внешняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах: соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета; повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации; развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества; добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях; приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений; отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь (ст. 23).

Политические средства, связаны прежде всего с активной работой дипломатических представителей за рубежом.

Идеологические средства, представляют собой использование средств массовой информации для пропаганды на зарубежные страны.

Экономические средства, используются для поддержки слаборазвитых в экономическом отношении государств и наоборот, возможность получения различного рода займов, льгот для своей страны.

Военные средства, представляют собой наличие боеспособной армии.

Внешняя политика осуществляется определенными государственными структурами. Важная роль в осуществлении внешней политики принадлежит Президенту Республики Беларусь: ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств (п. 20, 21 ст. 84 Конституции).

Парламент Республики Беларусь рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, об объявлении войны и заключении мира.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь - орган государственного управления, который проводит государственную политику в области внешних связей, осуществляет регулирование и координацию внешнеполитической деятельности, общую координацию внешнеэкономической деятельности

Под национальными интересами понимается достижение долговременных национальный целей: обеспечение существования национального государства как независимого, предотвращение внешней угрозы, сохранение или поиск союзников, обеспечение роста благосостояния народа, развитие взаимовыгодных культурных контактов и т.д. В этом также и состоит сущность политики любого государства.

Внешнеполитические цели достигаются различными средствами. Важнейшими из них являются: политические средства, связанные прежде всего с активной работой дипломатических представителей за рубежом; идеологические средства, представляющие собой использование средств массовой информации для пропаганды на зарубежные страны; экономические средства, которые используются для поддержки слаборазвитых в экономическом отношении государств и наоборот, возможность получения различного рода займов, льгот; военные средства, представляющие собой наличие боеспособной армии.

Внешняя политика осуществляется определенными государственными структурами. Важная роль в осуществлении внешней политики принадлежит Президенту Республики Беларусь: ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств (пункты 20, 21 ст. 84 Конституции).

Парламент Республики Беларусь рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, об объявлении войны и заключении мира.

На Правительство возлагается разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по ее реализации; осуществление координации в области отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями; принятие практических мер по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь; заключение международных договоров по вопросам, относящимся к его компетенции; принятие мер по обеспечению выполнения международных договоров Республики Беларусь.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления, который проводит государственную политику в области внешних связей, осуществляет регулирование и координацию внешнеполитической деятельности, общую координацию внешнеэкономической деятельности.

2. Основные направления внешней политики Республики Беларусь

Основными направлениями в сфере внешнеэкономической деятельности являются: совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторности, сложившегося международного разделения труда и рынков товаров и услуг, создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте, защита интересов организаций и индивидуальных предпринимателей - резидентов Республики Беларусь на внешнем рынке, обеспечение условий роста экспорта, осуществление внешних государственных заимствований в пределах лимита внешнего государственного долга Республики Беларусь, развитие экспорта высоких технологий и содействие их импорту в целях ускоренного развития национальной экономики, обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно в Республике Беларусь.

Основными направлениями в сфере международного экономического сотрудничества являются: участие в многостороннем сотрудничестве в рамках международных организаций, институтов и форумов в качестве фактора органичной интеграции в мировое сообщество в интересах развития национальной экономики, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и иных формах экономической интеграции с иностранными государствами, привлечение иностранных инвестиций, развитие делового сотрудничества с государствами, участвующими в многосторонней системе регулирования торговли, рациональное использование географического положения, развитие эффективной системы обслуживания международных транспортных систем и коммуникаций.

Основными направлениями в сфере международного сотрудничества в области космической деятельности являются: участие в международных программах исследования и использования космического пространства, развитие научно-технического потенциала белорусских организаций, работающих в области космической деятельности.

Основными направлениями в сфере международного военного сотрудничества являются: проведение государственной политики, направленной на предотвращение войны и поддержание мира, нейтрализацию потенциальных военных угроз, исключение вовлечения Вооруженных Сил Республики Беларусь в вооруженные конфликты за пределами государства, расширение международного сотрудничества, партнерства и укрепление доверия в военной сфере, содействие мирному урегулированию международных вооруженных конфликтов и споров, сотрудничество с иностранными государствами по сокращению вооружения и вооруженных сил в Европе, конверсии предприятий оборонной промышленности, военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами.

Основными направлениями в сфере международного сотрудничества по реализации государственной пограничной политики являются: обеспечение нерушимости Государственной границы Республики Беларусь, защиты государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь, взаимовыгодное межгосударственной сотрудничество по пограничным вопросам, мирное разрешение пограничных вопросов.

Основными направлениями в сфере международной безопасности являются: развитие международного сотрудничества в целях сохранения и укрепления существующих систем международной и региональной безопасности, развитие международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом и иными видами преступной деятельности, противодействие незаконному распространению оружия массового поражения, его компонентов и средств доставки, а также товаров и технологий двойного назначения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты iconКурсовая работа по дисциплине «Финансы»
Возникновение, сущность, цели, функции и методологические принципы финансового прогнозирования
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты icon1. Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и...
Тема Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и функциям денег на современном этапе
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты iconТематическое планирование по технологии 10 класс
Предпринимательство в экономической структуре общества. Субъекты предпринимательства. Сущность, цели, задачи
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты iconИстория России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения
Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного Опричнина и ее социальные послндствия
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты iconУрок в 8 классе Внешняя политика Николая Крымская война Цель урока:...
Цель урока: показать, что «консервирование» внутренних проблем и экспансионистская внешняя политика могут привести к национальной...
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты icon1. Сущность и характерные черты современного менеджмента Тема Внешняя...
Студент должен знать: эволюцию менеджмента, сущность современных подходов в менеджменте
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты iconРабочая программа по дисциплине Международные отношения и политика региона. 1918-2007
Тема Внешняя политика Китая накануне и в период антияпонской национально-освободительной войны. 1937-1945 гг
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 031900....
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030700. 62 «Международные...
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 «Международные...
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты iconТемы рефератов «Объекты и субъекты предпринимательской деятельности»
Предприниматель, потребитель, наемный работник, как субъекты предпринимательской деятельности
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты iconИстория отечественная. Урок “внешняя политика россии. Русско-японская война” Предмет
Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политика России в начале XX века
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты iconВ 9а,9б,9в,9г классах: Геополитическое положение и внешняя политика...
Федеральный Закон о противодействии коррупции. Присутствовало на уроках 115человек основными задачами на уроках явлились: повышение...
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты iconКонтрольные вопросы для самостоятельной работы студентов
Предмет и задачи курса отечественной истории. Сущность, формы и функции исторического знания
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты iconКонтрольные вопросы для самостоятельной работы студентов
Предмет и задачи курса отечественной истории. Сущность, формы и функции исторического знания
Вопросы темы: Внешняя политика: ее сущность, принципы, функции, цели, средства, субъекты iconМетодическая разработка урока. Тема: Внешняя политика СССР в период перестройки
Общие цели: охарактеризовать направления внешнеполитического курса СССР в период перестройки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск