Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
(университет «Дубна»)
УТВЕРЖДАЮ
проректор по учебной работе ____________ С.В. Моржухина «_____»___________2013 г.
П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы Социология управления
(наименование дисциплины)
по направлению (специальности)
081100 Государственное и муниципальное управление
(№, наименование направления, специальности)
Форма обучения: очная Уровень подготовки: бакалавр Курс (семестр): 4 (7 семестр)
г. Дубна, 2013г. 1. Цель освоения дисциплины Дисциплина «Социология управления» призвана акцентировать внимание на аспекте управленческой деятельности государственных и муниципальных служащих. Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными процессами. Психология сосредотачивает внимание на особенностях поведения человека. Изучение психологии способствует познанию человеком самого себя, культуры общения, пониманию людей, с которыми приходится общаться в процессе осуществления профессиональных обязанностей, дает возможность правильно выстраивать линию поведения в конфликтных ситуациях, а также своевременно принимать меры по их предотвращению.
Задачи дисциплины:
раскрыть особенности управленческой деятельности в организациях;
построение эффективных групп и команд;
в формировании организационной культуры;
психологические и социальные механизмы, обеспечивающие эффективность деятельности управленческих систем.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Социология управления» (Б3.В.ОД.8) относится к вариативной части профессионального цикла учебного плана специальности 081100 «Государственное и муниципальное управление» для студентов, обучающихся на кафедре «Государственное и муниципальное управление» по образовательным программам бакалавриата. Курс и нацелен на формирование у будущих специалистов в области государственного администрирования и познания человека самим собой. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения дисциплины «Социология управления»:
социология
конфликтология
философия
Изучение дисциплины «Социология управления» дает основу для изучения последующих курсов управленческого профиля:
теория управления
теория организации
экономическая теория
основы менеджмента
3. Требования к результатам освоения дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ:
предмет, объект, задачи и методы социологии и психологии управления;
основные школы науки управления;
содержание теорий и концепций, относящихся к социологии управления;
специфику изучения структуры организаций и управления, внешней среды, мотивации, культуры и инноваций в социологии управлении;
основные виды конфликтов в управленческой деятельности и стратегии их разрешения.
УМЕТЬ:
применять понятийный аппарат, описывающий управленческую деятельность в практической работе;
использовать теоретические основы построения управленческой деятельности с учетом её социально-психологических характеристик в управлении организацией;
применять методы оценки исполнительской деятельности на практике.
ВЛАДЕТЬ:
методами организации взаимодействия и профессионального общения;
приемами ведения деловой беседы;
методами принятия индивидуальных и коллективных решений;
приемами организации командной работы.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующим комплексом компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК):
ОК1, ОК2, ОК5, ОК7, ОК12, ОК13, ОК14, ОК15, ОК16
б) профессиональных (ПК):
ПК1, ПК2, ПК16, ПК29, ПК31, ПК34, ПК35, ПК36, ПК37, ПК38, ПК48, ПК49, ПК50 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Результат обучения
| компетенция
| Образовательная технология
| Вид задания
| знать
предмет, объект, задачи и методы социологии и психологии управления
| ОК1
ОК5
ПК1
ПК16
ПК50
| С3, С4, С9, Л 3, Л 9, Л 10, Л8-Л10, эссе, СЗ, ИР, экзамен
| эссе, СЗ, ИР, Т
| формулировать
основные школы науки управления
| ОК7
ОК13
ПК31
ПК35
| Л 1-Л10, С1-С10, эссе, СЗ, ИР, экзамен
| эссе, СЗ, ИР, Т
| знать
содержание теорий и концепций, относящихся к социологии управления
| ОК12
ОК13
ОК15
ПК16
ПК29
ПК38
| Л 2, Л 9, Л 15-Л 17, С2, С9, С 10, эссе, СЗ, ИР, экзамен
| эссе, СЗ, ИР, Т
| Формулировать
специфику изучения структуры организаций и управления
| ОК2
ОК12
ОК16
ПК29
ПК37
| Л 2, Л 9, Л 2-Л 10, С2, С9, С 10, эссе, СЗ, ИР, экзамен
| эссе, СЗ, ИР, Т
| Знать основные виды конфликтов в управленческой деятельности и стратегии их разрешения
| ОК12
ОК16
ПК48
ПК49
| Л 10, С10, эссе, СЗ, ИР, экзамен
| эссе, СЗ, ИР, Т
|
умения:
Результат обучения
| компетенция
| Образовательная технология
| Вид задания
| Анализировать
понятийный аппарат, описывающий управленческую деятельность в практической работе
| ОК2
ОК12
ОК16
ПК29
ПК37
| Л2, Л 9, Л10, С 2, С9, С10, СЗ, ИР, экзамен
| СЗ, ИР, Т
| Организовывать
теоретические основы построения управленческой деятельности с учетом её социально-психологических характеристик в управлении организацией
| ОК12
ОК16
ПК48
ПК49
ПК29
ПК38
| Л 3, Л 4, Л5, Л 9, С3, С5, С 9, СЗ, экзамен
| СЗ, Т
| Анализировать
методы оценки исполнительской деятельности на практике
| ОК1
ОК5
ОК7
ОК13
ПК1
ПК16
ПК50
ПК31
| Л 6, Л9, С 6, С9,
эссе, СЗ, ИР, экзамен
| эссе, СЗ, ИР, Т
|
владение:
Результат обучения
| компетенция
| Образовательная технология
| Вид задания
| методами организации взаимодействия и профессионального общения
| ОК12
ОК16
ПК48
ПК49
ПК29
ПК38
| Л6, С6, эссе, СЗ, ИР, экзамен
| Т
| приемами ведения деловой беседы
| ОК1
ОК5
ОК7
ОК13
ПК1
ПК16
ПК50
ПК31
| Л2-Л10, С2-С10, СЗ, ИР, экзамен
| Т
| методами принятия индивидуальных и коллективных решений
| ОК2
ОК12
ОК16
ПК29
ПК37
| Л3-Л9, С3-С9, ИР, экзамен
| Т
| приемами организации командной работы
| ОК7
ОК13
ПК31
ПК35
| Л3, Л5, Л8, С5, С8, эссе, СЗ, ИР, экзамен
| Т
|
4. Структура и содержание дисциплины «Социология управления»
В подразделе «Содержание разделов дисциплины» в табличной форме (таблица 1) приводится описание содержания дисциплины, структурированное по разделам, с указанием по каждому разделу формы текущего контроля: защита практической работы (ПР), задачи (З), тестовые задания (ТЗ), написание эссе (Э).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единицы 1802 учебных часа.
Таблица 1
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| История социологических учений
|
Социология, ее предмет и место в системе гуманитарных знаний. История социологических учений
Общество как предмет социологического анализа и объект управления
| С, Э, СЗ, ИР, Т
| 2
| Социологические аспекты исследования
| Социологические аспекты исследования социальной структуры общества
Управление в системе общественных отношений
Понятие социологии управления
Социологические методы исследования процесса управления
Эволюция социологических взглядов на управление
Социальная организация и управление
Организационная культура, ее изучение и изменение
Социальное проектирование в системе управления
| С, З, СЗ, ИР, Т
|
Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студента в семестре
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| 7
семестр
| Всего
| Общая трудоемкость
| 180
| 180
| Аудиторная работа:
| 68
| 68
| Лекции (Л)
| 34
| 34
| Практические занятия (ПЗ)
| 34
| 34
| Самостоятельная работа:
| 112
| 112
| Домашние задания (ДЗ)
|
|
| Итоговая исследовательская работа (ИР)
|
|
| Написание эссе (Э)
|
|
| Самостоятельное изучение разделов
|
|
| Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям)
|
|
| Подготовка и сдача экзамена
|
|
| Вид промежуточного контроля
|
| зачет
|
4.1. Структура преподавания дисциплины
№
п/п
|
Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| Объем учебной работы с применением интерактивных методов (в %)
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Лекции
| Семинары.
| Практические работы
| Самостоятельная раб студ.
|
| История социологических учений
| Л1, Л2
| 38 %
| 1,2
| 4
| 4
| 4
| 34
|
| Социологические аспекты исследования
| Л3-Л19
| 32%
| 4-17
| 30
| 13
| 13
| 34
|
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1
Тема 1. Социология, ее предмет и место в системе гуманитарных знаний. История социологических учений.
Предмет социологии и ее функции. Объект и предмет социологии. Категории и законы социологии. Методология и методика социальных исследований. Место социологи в системе социально-гуманитарных дисциплин. Теоретическая и прикладная социология.
Вопросы:
Различия тенденций стратегического развития в конце ХХ в. и начале ХХI в. в промышленно развитых странах (идеологии, информационные технология, отрасли промышленности).
Препятствия развертыванию инновационного процесса и причины его сдерживания.
Основные закономерности инновационного процесса (цели, задачи, первопричины). Внутренние и внешние мотивы инновационной активности или деятельности.
Понятие «инновационный потенциал», его содержание и специфика
Тема 2. Общество как предмет социологического анализа и объект управления.
Понятие общества. Возникновение общества. Структура общества и его изменение. Первичные элементы общества: субъект, деятельность, отношения. Общество как целостная саморазвивающаяся система.
Вопросы:
Авторские классификации инноваций (Завлин П.Н., Цветков А.Н., Уткин Э.А., Пригожин А.И.)
Сопоставление механистических и органических структур управления деловыми организациями. Организационные инновации.
Отличия организационных инноваций от реформирования.
Макроэкономические последствия базовых инноваций
Отличительные характеристики улучшающих инноваций
Раздел 2
Тема 3. Социологические аспекты исследования социальной структуры общества.
Понятие социальной структуры общества. Различные определения природы социальной структуры общества (структурный функционализм, интерпретивная парадигма М.Вебера, феноменологическая парадигма, интегральные и объединительные концепции, марксизм).
Вопросы:
Процессный подход к анализу инноваций.
Характеристики этапов инновационного процесса (участники, результаты, объекты)
3. Соотношение новации, нововведения, инноваций и инновационного процесса
4. Социально-экономические методы стимулирования инновационных процессов
5. Комплексы маркетинговой деятельности на этапах рыночной жизни инновации
Тема 4. Управление в системе общественных отношений.
Категория “управление”: концептуальные подходы к определению (организационно-системный, кибернетический, социологический). Смена парадигмы управления в контексте социальных изменений.
Вопросы:
Типы стратегий государственной политики инноваций
Инструменты прямого регулирования инновационной деятельности
Возможности административно-ведомственного регулирования инновационной деятельности
Выбор приоритетных направлений инноваций и его роль в государственном регулировании
Основные направления реализации государственной поддержки инноваций
Тема 5. Понятие социологии управления.
Предпосылки возникновения научного управления. Понятие управления. Управление как функция в различных системах: биологических, технических, организационных, социальных. Объективные и субъективные факторы управления. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности.
Вопросы:
Информационные ресурсы по определению инновационного потенциала региона и муниципалитета
Разработка системы показателей инвестиционной привлекательности региона и территории
Региональная политика инновационного развития территории
Цели и задачи региональной маркетинговой деятельности
Этапы составления стратегической программы регионального инновационного развития
Тема 6. Социологические методы исследования процесса управления.
Понятие социологического метода, его место в структуре социологической науки. Особенности социологического исследования управления. Методологические подходы и методологические принципы анализа социальных отношений в системе управления.
Вопросы:
Виды эффективности инновационной деятельности, проектов и программ.
Задачи экономической оценки эффективности инновационных проектов и программ.
Метод приведенного чистого эффекта. Позитивные и негативные стороны метода.
Определение срока окупаемости в экономической оценке инноваций.
Понятие и расчет денежного потока при коммерциализации инновации.
Примеры расчетов.
Принцип дисконтирования в экономических расчетах.
Тема 7. Эволюция социологических взглядов на управление.
Социологический позитивизм О. Конта и его влияние на формирование научного подхода к управлению обществом. Законы общественного развития и их реализация посредством управления.
Вопросы:
1. Варианты региональных подходов к управлению инновационной деятельностью
2. Обобщение опыта региональных властей по проведению инновацонной политики на территории.
Тема 8. Социальная организация и управление.
Сущность организации её типы, виды и формы управления. Основные характеристики организации. Организации формального и неформального типов. Трудовая, производственная и социальная организация.
Вопросы:
Сущность и специфика научной деятельности.
Научное исследование: сущность, виды, задачи.
Научная проблема, принципы ее определения и формулирования.
Научная гипотеза, ее роль в исследовании.
Тема 9. Организационная культура, ее изучение и изменение.
Понятие культуры, основные черты культуры. Организационная культура, её происхождение. Образцы, ценности, символика как общие компоненты организационной культуры и их носители.
Вопросы:
Принципы и требования к определению гипотезы научного исследования.
Система управления как объект исследования.
Особенности и трудности исследования систем управления.
Основные методологические подходы к исследованию систем управления.
Тема 10. Социальное проектирование в системе управления.
Понятие социального проектирования, его объект и субъект. Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности. Понятие информационного массива и источники его создания.
Вопросы:
1. Аналитические подходы к исследованию систем управления 2. Структура системы управления. Структурный анализ.
3. Динамическая модель системы управления. Динамические переменные
анализа.
4. Факторная модель системы управления. Факторные переменные
анализа.
5. Социально-технологическая модель исследования системы
управления. 5. Образовательные технологии
В учебном процессе, помимо чтения лекций, которые составляют 30% аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы (обсуждение отдельных разделов дисциплины, защита практических работ). В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.
Для закрепления знаний студентов по отдельным разделам курса проводятся практические задания, целью которых является формирование первых навыков самостоятельной работы.
В учебном процессе, помимо чтения лекций, которые составляют 30% аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы (обсуждение отдельных разделов дисциплины, защита практических работ). В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.
Для закрепления знаний студентов по отдельным разделам курса проводятся практические задания, целью которых является формирование первых навыков самостоятельной работы.
Перечень обязательных видов работы студента:
посещение лекционных занятий;
ответы на теоретические вопросы на семинаре;
решение ситуационных задач на семинаре;
выполнение домашних заданий;
написание эссе;
решение задач;
выполнение итоговой исследовательской работы.
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях Семестр
| Вид занятия
(Л, ПР, ЛР)
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Количество
часов
| 7
| Л
| Видеопрезентация
| 95 %
| С
| Работа по индивидуальному заданию, подготовка практических заданий, подготовка к семинарским занятиям, написание эссе, решение задач
| 95 %
| ПР
| Выполнение итоговой исследовательской работы
Защита итоговой исследовательской работы
| 50%
100 %
| При изучении теоретического курса на лекциях предусматривается заложение материала в виде презентации.
Некоторые разделы теоретического курса изучаются с использованием опережающей самостоятельной работы: студенты получают задания на ознакомление с новым материалом до его изложения на лекциях.
При выполнении практикума студентам предлагается работать в группах: учебная группа разбивается на несколько небольших групп – по 5-6 человек.
Каждая группа выполняет задание практикума по планированию и проектированию организаций. Процесс выполнения работы осуществляется на основе обмена мнениями и выбора оптимального пути решения.
На основании полученных данных по всем опытам каждый студенты излагают свои пути решения.
На собеседовании с преподавателем студенты представляют оформленный отчет по данной практической работе и отвечают на вопросы преподавателя, связанные с методикой работы, результатами и выводами. По ряду работ предусматривается применение метода «защиты».
Групповая работа стимулирует согласованное взаимодействие между студентами, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. При формировании групп учитывается два признака: степень активности и подготовленности студентов и характер межличностных отношений. В ряде случаев студентам самим предлагает разбиться на группы, состав которых впоследствии может корректироваться для повышения качества работы.
Семинарские занятия призваны закрепить теоретические знания студентов и познакомить их с методами решения конкретных задач, возникающих при практическом приложении управленческих знаний. Особое внимание уделяется овладению студентами методами аналитических расчетов, которые позволяют дать количественные оценки эффективности территориального прогнозирования и планирования. Семинарские занятия проводятся в специализированном кабинете.
|