Скачать 142.27 Kb.
|
Этика государственной службы Малышева М.А. Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Кафедра государственного и муниципального управления Программа учебной дисциплины «ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» Для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» Курс 4 Автор: к.пед.н. М.А.Малышева Согласовано УМО Одобрено на заседании кафедры _______________ Зав. кафедрой______________ «___»______________201 «___»_________201 Утверждено Советом факультета ____________________________ Председатель ____________________________ «___»______________201 Санкт – Петербург 2011
1.1. Требования к студентам Для освоения данного курса предполагается знание следующих дисциплин: «Основы менеджмента», «Система государственного и муниципального управления», «Социология управления», «Политология», «Управление общественными отношениями». 1.2. Аннотация курса Дисциплина «Этика государственной службы» предназначена для студентов 4-го курса факультета менеджмента, обучающихся по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление». Актуальность дисциплины «Этика государственной службы» определяется необходимостью развития у студентов навыков, необходимых для их будущей профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления. По окончании курса студент должен иметь целостное и отчетливое представление о целях и механизмах институционализации морали в сфере государственной службы, о формах этого процесса в различных странах, а также должен уметь использовать свои знания по отношению к конкретным этическим вопросам служебной практики.
Преподавание дисциплины «Этика государственной службы» имеет целью сформировать у студентов целостное представление о характере и механизме действия норм профессиональной этики государственного служащего, их единстве и взаимодействии с требованиями общественной морали. 1.4. Задачи курса В результате изучения дисциплины студент должен:
1.5. Формы работы студентов Посещение лекций, семинарских занятий, выступление на семинарах, выполнение контрольной работы, представление результатов работы над проектом «Проблемы этики государственной службы за рубежом» (далее – проект). 1.6. Виды контроля Текущий контроль: осуществляется в форме контроля посещения лекций и семинаров, выступлений на семинарах, выполнения контрольной работы, участия в коллоквиуме с представлением результатов выполненной работы по проекту. Итоговый контроль осуществляется в виде письменного зачета. 1.7. Методика формирования результирующей оценки Оценивание знаний проводится по 10-балльной шкале. Результирующая оценка формируется путем суммирования накопленной оценки и оценки, полученной на зачете. При этом вес накопленной оценки – 0,6 балла, полученной на зачете – 0,4 балла. Накопленная оценка получается путем сложения произведений баллов, полученных по всем текущим формам контроля, на коэффициент, присвоенный каждой форме текущего контроля: посещение лекций и семинаров – 0,2; реферат – 0,3; контрольная работа – 0,3; представление результатов работы по проекту – 0,2. Оценка за посещение лекций и семинаров. За посещение всех занятий выставляется оценка 10. Пропуск каждого занятия без уважительной причины снижает оценку на 1 балл. За пропуск 7 занятий выставляется оценка 0 за посещение лекций и семинаров. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2.1. Темы дисциплины и их краткое содержание Тема 1. Этика, мораль, нравственность. Цель, задачи и структура курса. Этика как наука о морали. Общее представление о различных этических концепциях. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность». Изучение морали: различные подходы. Структура и функции морали. Проблема нравственного выбора. Отражение современных проблем развития российского общества в предмете этики. Тема 2. Понятие профессиональной этики и ее виды Понятие профессии. Профессиональная этика и профессиональная мораль: соотношение и различие, объективная обусловленность их возникновения и развития. Основные принципы профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной этики. Кодексы профессиональной этики. Понятие профессиональной морали. Соотношение общей и профессиональной морали. Тема 3. Особенности профессиональной этики государственных служащих. Административная этика как вид профессиональной этики. Этика структуры и этика нейтралитета. Государственная служба как профессиональная деятельность. Специфика и особенности профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Роль права в формировании и развитии профессиональной этики. Соотношение права и морали. Роль права в формировании и развитии этики государственной службы. Кодексы поведения государственных служащих. Органы контроля за соблюдением этических норм. Этические комитеты, комиссии. Тема 4. Конфликт интересов на государственной службе и механизмы его предотвращения и урегулирования Конфликт интересов как основной объект этического регулирования. Понятия реального, потенциального и мнимого конфликта интересов. Конфликт интересов и коррупция. Регулирование конфликта интересов: процедура декларирования интересов. Декларирование интересов и мониторинг имущественного положения государственных служащих: общее и особенное. Декларации интересов: декларируемые сведения; круг лиц, подающих декларации; органы, ответственные за сбор деклараций; форма декларирования; степень публичности деклараций. Возможные негативные последствия внедрения процедур декларирования интересов. Меры по устранению конфликта интересов. Тема 5. Культура управления на государственной службе Управленческая культура как основа служебной деятельности государственных служащих. Морально-нравственный облик современного государственного служащего. Оценка государственных служащих в СМИ. Общественное мнение о нравственных качествах государственных служащих. Этические трансформации и управленческие аномалии на государственной службе. Тема 6. Культура управленческих взаимодействий на государственной службе Регламентирование стандартов управленческих взаимодействий государственных служащих. Классификация управленческих взаимодействий. Внутренние и внешние взаимодействия. Этикет управленческих взаимодействий на государственной службе. Речевой этикет управленческих взаимодействий. Этикет письменной речи на государственной службе. Этикет и информационные технологии. Требования к внешнему виду государственного служащего. 2.2. Темы семинаров Семинар № 1. Формирование нравственного поведения Вопросы для обсуждения: 1. Мировоззрение, нравственные ценности, поведение. 2. Уровень нравственного развития. 3. Межличностные отношения и их влияние на поведение. 3. Нравственная слабость. Семинар № 2. Профессиональный этический кодекс. Анализ этических кодексов различных профессий (работа в компьютерном классе с последующим обсуждением). Семинары №№ 3, 4. Этический кодекс государственного служащего РФ. 1. Работа в группах: обсуждение необходимых положений этического кодекса государственного служащего. 2. Представление разработанных проектов. Семинар № 5. Органы РФ, непосредственно обеспечивающие этический режим. Анализ структуры и содержания положений об этических комитетах и комиссиях (работа в компьютерном классе с последующим обсуждением). Семинар № 6. Этические проблемы государственной службы. Обсуждение: примеры нарушения этики государственными служащими (на базе анализа фактических материалов из средств массовой информации и личного опыта). Семинары № 7, 8 (коллоквиум). Проблемы этики государственной службы за рубежом. Представление и защита проектов «Проблемы этики государственной службы за рубежом». 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 3.1. Организация работы по проекту «Проблемы этики государственной службы за рубежом» Работа над проектом проводится в малых группах (2 - 3 чел). Каждая группа выбирает одну страну и подбирает материал для выполнения проекта. Примерная структура представления результатов проекта: Введение (обосновывается выбор страны, определяются цели проекта). 1-й раздел: Краткая характеристика страны (географическое положение, площадь территории, численность населения, политическое устройство и т.п.). 2-й раздел: Специфика и особенности профессиональной служебной деятельности государственных служащих. 3-й раздел: Общие принципы служебного поведения государственных служащих. 4-й раздел: Особенности требований к служебному поведению государственного гражданского служащего. 5-й раздел: Органы контроля за соблюдением этических норм государственными служащими. 6-й раздел: Общественное мнение и СМИ о нравственных качествах государственных служащих. Выводы о возможностях использования опыта страны в российской практике. Список использованных источников. Основные идеи и выводы по проекту докладываются на семинарских занятиях (коллоквиуме). Презентация результатов работы по проекту «Проблемы этики государственной службы за рубежом» Презентация результатов работы по проекту (далее – презентация) осуществляется на семинарских занятиях (коллоквиуме) в 2 этапа. 1 этап. Представление основных результатов работы по проекту (до 20 минут). Представление основных результатов работы по проекту осуществляться студентами (от 1 до 3 человек), которые являются представителями группы, осуществлявшей работу над проектом. Решение о том, кто из студентов группы будет представлять основные результаты работы по проекту, принимается всей группой коллегиально. Использование для представления основных результатов работы по проекту презентации в Power Point приветствуется. 2 этап. Ответы на вопросы (до 10 минут). После представления основных результатов работы по проекту, студентам группы дается возможность ответить на вопросы. 3.2. Организация работы над рефератом «Этические проблемы государственной службы» Реферат выполняется индивидуально. Используя СМИ или Интернет, необходимо найти описание ТРЕХ ситуаций, в которых ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ были нарушены этические нормы или нормы служебного поведения. Для описания одной ситуации можно использовать личный опыт. Структура реферата
* - выполняется для трех ситуаций (сначала выполняются пп. 2-6 для одной ситуации, затем для второй, затем для третьей). Требования, предъявляемые к оформлению реферата Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. Поля: слева - 25 мм., справа, сверху, снизу – 20 мм. Шрифт 12, Times New Roman, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в оглавлении. Выполненный реферат (вместе с титульным листом) ОДНИМ ФАЙЛОМ в обязательном порядке пересылается преподавателю в системе LMS. На семинарском занятии осуществляется презентация двух любых (из разобранных студентом) ситуаций. 3.3. Организация работы по подготовке к зачету Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет. Зачет проводится в форме тестирования, в процессе которого студенты выполняют тестовые задания. Тестовые задания представлены в одной из четырех стандартизованных форм:
При подготовке к зачету в первую очередь следует основательно проработать лекционный материал, дополняя его чтением соответствующих глав из базового учебника, основной литературы. Кроме того, следует просмотреть конспекты, составленные при работе на семинарских занятиях. Примерный перечень вопросов к зачету
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Базовый учебник:
Основная:
Дополнительная:
Текущие публикации в журналах и газетах по вопросам этики государственной службы: «Государственная власть и местное самоуправление», «Вопросы государственного и муниципального управления», «Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование», «Коммерсантъ» и др. Информационно-правовые системы: Кодекс, Консультант плюс, Гарант и др. 5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Автор _______________________________ М.А.Малышева Государственный университет – Высшая школа экономики Санкт-Петербургский филиал Кафедра государственного и муниципального управления |