Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна





НазваниеИз фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна
страница1/31
Дата публикации31.08.2013
Размер5.04 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Ромек, Елена Анатольевна

1. Социальный статус психотерапии

1.1. Российская государственная библиотека

diss. rsl. ru

2003

Ромек Елена Анатольевна

Социальный статус психотерапии

[Электронный ресурс]: Становление,

функция, концептуально-методологические основания:

Дис.... д-ра филос. наук : 09. 00. 11,

09. 00. 01 . -М. : РГБ, 2003 (Из фондов

Российской Государственной Библиотеки)

 

 

 

Онтология и теория познания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст:

http://diss. rsl. ruAiiss/03/0782/030782010. pdf
Текст воспроизводится по экземпляру,

находящемуся в фонде РГБ:


Ромек, Елена Анатольевна


Социальный статус психотерапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов н/Д 2003

Российская государственная библиотека, 2003

год (электронный текст).

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОМЕК Елена Анатольевна

Социальный статус психотерапии: становление, функция,

концептуально-методологические основания


09.00.11 - социальная философия

09.00.01 - онтология и теория познания

Научные консультанты:

д.ф.н., проф. РЕЖАБЕК Е. Я.,

к.ф.н., проф. ПОТЕМКИН А. В.

Ростов-на-Дону

2003
Оглавление
Введение................................................................................................................ 5

Глава 1. Предмет, задачи и социальный статус психотерапии в научно-
теоретической рефлексии.................................................................................. 33

1.1. Определения психотерапии в учебной и научной литературе............... 33

1.1.1. Социальный статус психотерапии: часть медицины или самостоятельная сфера деятельности?............................................................................ 33

1.1.2. Психотерапия и функция воспитания.......................................... 42

1.1.3. Проблема научности психотерапии….......................................... 47

1.2. Эмпирическое обоснование психотерапии. Психотерапия и медицина.. 58

1.2.1. Психотерапевтические исследования: социальная миссия и
теоретические результаты.................................................................................. 58

1.2.2. Анализ методологии эмпирических исследований психотерапии (на примере методики Люборски)..................................................................... 71

1.3. Феноменолого-герменевтический подход к выявлению «природы» психотерапии........................................................................................................82

1.3.1. Психотерапия как «наука о духе»................................................. 82

1.3.2. Психотерапия как герменевтическая практика............................ 86

1.3.3. Обоснование научности психотерапии средствами структурализма................................................................................................... 90

1.3.4. Феноменологический метод против психологизма..................... 97

Глава 2. Концепция «душевной болезни» клинической психиатрии и ее
гуманитарные и социально-правовые следствия......................................... 110

2.1. Теоретико-методологические основания кризиса психиатрии в начале XX в.......................................................................................................... 110

2.2. Противоречия концепции душевной болезни.............................. 123

2.3. Психофизиологический дуализм и права человека….................. 139

2.3.1. «Нравственная дефективность» и «преступное помешательство»... 141

2.3.2. Права человека в психиатрическом законодательстве............... 155

Глава 3. Психическое расстройство как социальная проблема............ 167

3.1. Личность и социальная норма: рефлексия гуманитарных наук…168

3.2 Критика «разума» философией «франкфуртской школы» и ее методологические основания.................................................................................... 189

3.3. Генезис и социальная функция института клинической психиатрии в «Истории безумия в классическую эпоху» М. Фуко................................... 197

3.4. Проблема социальной нормы в «генеалогии власти» М. Фуко.. 225

3.5. Антипсихиатрия: борьба за права психиатрических пациентов. 236

3.6. Философские основания и практическая реализация «феноменологического» направления антипсихиатрии...................................................... 248

Глава 4. Концепция монистической социальной сущности человека
классической европейской философии как теоретико-методологическая
основа решения проблемы «психических расстройств».............................. 260

4.1. Психофизиологический дуализм в современном антропологическом знании................................................................................................. 261

4.2. Социокультурная природа всеобщих человеческих способностей (Кант, Гердер)................................................................................................... 267

4.3. Диалектика всеобщего и единичного в становлении человека
(Гегель) ............................................................................................................. 272

4.4. Разрешение психофизиологической проблемы в социально-
исторической теории Маркса....................................................................... 281

Глава 5. Предмет и задачи психотерапии в свете концепции культурно-исторического развития психики (Л. С. Выготского).......................... 297

5.1. Социокультурные закономерности формирования высших
психических функций человека и его «психологических систем»......... 299

5.2. Органический дефект и культурное развитие личности......... 314

5.3. Противоречия «неорганической» жизни человека как предмет
психотерапии................................................................................................ 328

Глава 6. Психотерапия: функция и социальное становление........ 344

6.1. Концепция монистической сущности человека и социальная
функция психотерапии................................................................................. 345

6.2. Социокультурные практики в разрешении противоречий
«неорганической» жизни............................................................................. 359

6.2.1. Исторические предпосылки психотерапевтической деятельности.................................................................................................................. 361

6.2.2. Преобразование суггестивных практик гипнотизеров в метод психоанализа................................................................................................ 373

6.3. Психотерапия как профессия.................................................... 386

Заключение..................................................................................... 416

Литература...................................................................................... 423

Введение.

Актуальность темы исследования.

В условиях стремительных социальных изменений, происходящих в российском обществе после распада тоталитарной системы управления, перехода к рыночным отношениям, военно-политических конфликтов с бывшими соотечественниками, кризиса «социальной» сферы, у широких слоев населения сформировалась потребность в профессиональной психотерапевтической помощи и поддержке. Однако эта потребность не находит удовлетворения по ряду причин:

1. В нашей стране психотерапевтическая практика традиционно относится к сфере медицины и осуществляется врачами-психиатрами, не имеющими необходимой социально-гуманитарной и профессиональной психотерапевтической подготовки. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ № 294 от 30 октября 1995 г. «О психиатрической и психотерапевтической помощи» наделяет правом заниматься психотерапевтической деятельностью только лиц, получивших медицинское образование. Программа такого образования включает лишь считанные часы психологии, гуманитарных и общественных дисциплин, а психотерапия преподается в камуфляже под медицину. Следствием этого является то, что врачи-психиатры, не имеющие профессионального образования в области психотерапии и руководствующиеся фрагментарными знаниями отдельных «техник» и «технологий», могут заниматься этим видом деятельности на законных основаниях, тогда как психологи и обществоведы, прошедшие углубленный курс психотерапевтической подготовки (дополнительного образования), уравнены в правах с представителями «альтернативной медицины» (экстрасенсами, колдунами и т. п.).


2. Не определен социально-правовой статус психотерапии. В настоящее время в Государственной Думе РФ находится несколько альтернативных проектов закона «О психотерапии», отражающих позиции и интересы разных групп специалистов - от врачей-психиатров до экстрасенсов (75, 116). Вместе с тем, во многих странах мира имеются полноценные законы, выделяющие психотерапию в самостоятельную сферу теоретической и практической деятельности, определяющие единые стандарты образования в этой сфере, качества психотерапевтических услуг, инкорпорации новых видов психотерапии и т. п. (29, 152). Но и за рубежом существуют множественные противоречия между психиатрией и психотерапией, и людьми, профессионально занимающимися этими видами деятельности (30, 118).

3. В сознании россиян психотерапия ассоциируется то с медицинской психиатрией, то с деятельностью разного рода «гуру», колдунов и экстрасенсов. В первом случае возникает страх принудительной госпитализации и поражения в гражданских правах, во втором - надежда на чудо борется с опасениями стать объектом мошенничества. И эти опасения, увы, не беспочвенны. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (91) предусматривает возможность ограничения в результате психиатрического освидетельствования целого ряда личных, экономических и политических прав граждан, закрепленных за ними Конституцией РФ.

По данным Восточно-европейского института психоанализа в 2000 г. в России насчитывалось 2 тысячи дипломированных психотерапевтов, 15 тысяч психиатров и 300 (!) тысяч магов, колдунов, провидцев и т. п., паразитирующих на недостатке квалифицированных специалистов на рынке психотерапевтических услуг и получающих доходы, превышающие бюджет Министерства здравоохранения РФ (155, с. 3-5). Огромное количество «альтернативщиков» дает представление о масштабах потребности россиян в психотерапевтической помощи.

Исследование социального статуса психотерапии приобретает в этом контексте особую актуальность. Сторонники разных концепций психотерапевтического законодательства обосновывают свои позиции, главным образом, ссылками на зарубежный опыт. Между тем, этот опыт не только разнообразен, но и противоречив. В США, например, некоторые виды психотерапии вписаны в систему здравоохранения, другие осуществляются в рамках частной психологической практики. В Германии психотерапевтическая помощь финансируется, по преимуществу, из средств медицинского страхования, хотя практика в этой области не требует врачебного образования. В Австрии, Дании, Швейцарии и других европейских странах психотерапия законодательно закреплена в качестве самостоятельной сферы научной и практической деятельности, а к специальному обучению допускаются наряду с врачами и психологами философы, социальные работники, обществоведы и даже священники. В России в 20-е гг. прошлого столетия психотерапия (психоанализ, психотехника, дефектология) получила развитие в рамках сферы образования (221). Отсюда ясно, что проблема социального статуса психотерапии в нашей стране, как и в любой другой, не может быть решена «по прецеденту», эта проблема - теоретическая. Она заключается в определении предмета и задач психотерапии, выявлении ее социальной функции, реконструкции ее становления в качестве профессиональной сферы деятельности.

В прошлом столетии психотерапия изучалась практически всеми ведущими направлениями общественно-гуманитарного знания философией (феноменологией, экзистенциализмом, герменевтикой,

структурализмом, франкфуртской школой, постмодернизмом), психологией, социальной и культурной антропологией, социологией, педагогикой. Это само по себе свидетельствует о том, что значение психотерапевтической деятельности выходит за пределы не только медицины, но и научной сферы, и имеет всеобщее значение.

Вместе с тем, в теоретической рефлексии неясность социального и дисциплинарного статуса психотерапии не только не устраняется, но воспроизводится и закрепляется. Представители различных областей знания отождествляют ее то с медицинской деонтологией, то с одним из психиатрических методов, то с психологией или философией, а то и с шаманизмом. Хотя терапевтическая эффективность психотерапии в наши дни доказана и признана, теоретически она остается неопределенным явлением. Эта неопределенность многократно усиливается влиянием философии «франкфуртской школы», «генеалогии власти» М. Фуко и антипсихиатрии, показавших, что проблема психических расстройств является социальной, а не медицинской, и тем не менее не предусматривавших гуманитарной альтернативы пенитенциарному институту клинической психиатрии. Психотерапия имплицитно отождествляется указанными направлениями с психиатрией. Поэтому исследование социального статуса психотерапии невозможно без анализа ее концептуально-методологических оснований.

Анализ различных методологических стратегий изучения психотерапии, их теоретических результатов и практических приложений, имеет важное значение для философии как научной дисциплины - ведь психотерапия является не только новым социальным институтом, но и новой наукой о человеке. Кроме того, для философских течений прошлого столетия психотерапия стала своеобразным «тестом на реальность» ­

сферой практической деятельности, в которой их методологические программы прошли проверку на истинность.
Степень разработанности темы исследования.

В XX в. психотерапия была предметом интенсивного изучения представителями различных областей общественно-гуманитарного и естественнонаучного знания.

Прежде всего, сложилась целая традиция истории отдельных направлений. Лидерство в этой сфере, безусловно, принадлежит психоанализу - у истоков «аналитических хроник» стоял сам Фрейд и его верные «апостолы» О. Ранк, К. Абрахам, Э. Джонс, М. Эйтингтон, Ш. Ференци и др. Позже их дело продолжили историки психоанализа и психотерапии - Ф. Ботторн, Р. Вольхайм, Л. Вэй, М. Гротьян, А. Каротенуто, Й. Кремериус, Ж. Лозан, З. Лотан, Ж. Массерман, М. Наги, Г. Орглер, К. Пападопулос, А. Прогофф, С. Розенцвейг, Э. Самуэлс, Р. де Соссюр, Р. Степански, М. Треви, Л. Шерток, Ю. Шайдт, И. Штефан, X. Элленбергер, А. Эткинд и многие другие. Аналогичные, хотя и более скромные, традиции существуют и в других школах психотерапии. Скажем, история психодрамы изложена в работах Я. Л. Морено и 3. Морено, Г. Лейтц, X. Петцольда, Р. Ренувье, Г. и Ч. Чапувых, Э. Шайфеле и др., история гуманистической терапии в работах К. Роджерса, А. Маслоу, Д. Мартина, Р. Мейливера, М. Фридмэна, Д. Хауарда, Б. У. Шоца, и др.

Притом, что подобные исторические исследования дают ценнейший материал для теоретической рефлексии, сами они, как правило, такой рефлексии избегают, отождествляя предмет, задачи, социальный и дисциплинарный статус психотерапии с их выражением в описываемом направлении. Так, историки бихевиоризма рассматривают его становление в контексте развития психологии - поведенческая терапия трактуется ими

как одно из практических применений психологической теории научения, созданной Э. Торндайком, Дж. Уотсоном, Б. Ф. Скиннером и др. В исследовательском поле историков классического психоанализа традиционно находятся биографии и личные отношения пионеров движения, их организационная и «раскольническая» деятельность, зарождение и развитие идейных разногласий и т. п. При этом психоанализ рассматривается как метод лечения «душевных» расстройств, применяемый наряду с психиатрическими методами. Исследователи экзистенциально-гуманистической терапии, напротив, подчеркивают ее антагонистичность клинической психиатрии (к которой нередко причисляется и психоанализ) и воспроизводят историю их противоборства от «Общей психопатологии» до антипсихиатрии. Сама же психотерапия трактуется как развитие человека средствами философии.

Часто история тех или иных направлений психотерапии излагается в научной и учебной литературе как история психологических теорий. Например, Д. и С. Э. Шульц именно таким образом описывают становление психоанализа, бихевиоризма, гуманистической терапии, ставя их в один ряд со структурной психологией, функционализмом, гештальтпсихологией и т. д. (218). Сходным образом поступают авторы учебника «Теории личности» Л. Хьелл и Д. Зиглер (204) и многие другие.

В последней четверти прошлого века под влиянием X. Элленбергера, утверждавшего в своей знаменитой книге «Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии» (1970), что психоанализ зародился на почве месмеризма (240), появились работы по истории психотерапии, авторы которых рассматривали ее как продолжение целительской практики магнетизеров и гипнотизеров XVIII - XIX вв. В той или иной мере этой позиции придерживаются Р. Дарнтон, Г Дринка, С. Гоулд, Л. Шерток, Р. де Соссюр и др. В отечественной литературе

соотношение месмеризма и психотерапии исследовалось М. Я. Ярошевским (223), С. А. Подсадным (144) и др. Указывая на несомненную связь между месмеризмом и психотерапией, последователи X. Элленбергера, к сожалению, не выявляют качественного своеобразия последней ни в отношении способа преодоления психических расстройств, ни в том, что касается ее социального статуса. В итоге граница между психотерапией и ее историческими предпосылками, к числу которых помимо месмеризма относятся различные религиозные (суггестивные магические, ритуальные и т. д.), культурные, идеологические практики, размывается. Это приводит к фактическому уравниванию психотерапевтов с экстрасенсами, колдунами и т. п.

Таким образом, историки психотерапии отождествляют ее с различными социальными явлениями, институтами и видами деятельности 41 - медициной, практической философией, психологией, суггестией, «альтернативной медициной».

Не менее авторитетна теоретико-дидактическая традиция изложения
«основ» различных направлений с присущими им антропологическими учениями («теориями личности»), методологией, терапевтическими практиками и т. п. Она представлена работами классиков - «Лекциями по введению в психоанализ» 3. Фрейда, «Психодрамой» Я. Л. Морено, «Гештальт-семинарами» Ф. Перлза, «Взглядом на психотерапию» К. Роджерса, «Позитивной семейной терапией» Н. Пезешкиана и т. д. (16, 112, 116, 128, 184, 203, 294); академическими исследованиями, подобными книге Г. А. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено», «Энциклопедии глубинной психологии» и т. д. (9, 32, 60, 77, 95, 108, 219, 263); обширной учебной литературой (8, 15, 61, 86, 115, 133, 140, 167, 176). Однако различные направления психотерапии апеллируют не только к разным, но и к противоположным
концептуальным основаниям, антропологическим концепциям, методологиям, по-разному формулируют свои цели, часто находятся в антагонистических отношениях друг к другу. Например, гуманистическая терапия, базируясь на экзистенциально-персоналистских направлениях философии XIX-XX вв., отказывается от научных методов исследования личности, видит свою цель в ее развитии средствами эмпатии и поддержки. Поведенческая терапия ориентируется на эмпирико-аналитические критерии научности, квалифицирует «теории» личности, психических процессов и т. п. в качестве «метафизических» построений и усматривает свою задачу в том, чтобы на основе знания стимулов, воздействующих на человека, изменять его поведение.

В силу теоретических и методологических расхождений такого рода фактическими основаниями причисления определенной направления к психотерапии является традиция, авторитет его адептов в той или иной стране, его терапевтическая репутация и тому подобные «привходящие», как сказал бы Аристотель, обстоятельства. В этой ситуации единственным «объективным» критерием принадлежности целительской практики к психотерапии становится ее эффективность.

Именно из этого исходят представители медицинской традиции понимания психотерапии в качестве одного из методов лечения душевных расстройств, наряду с фармакологическим, и судорожным (35, 87, 88, 145, 159, 205). Психиатры признают необходимость особого образования в области психотерапии (психоанализа, поведенческой терапии, психодрамы и других направлениях), однако специфику терапевтического действия этого «метода» связывают, как правило, с «психическим воздействием» (159, с. 11) врача на пациента, т. е. с его личным влиянием (поддерживающим, воспитательным, суггестивным). Закономерным следствием такой позиции является признание психотерапии частью
медицинской деонтологии, или профессиональной этики врача (159, с. 11, 205, с. 160-161). Теоретико-методологические основания и антропологические концепции различных школ психотерапии обретают в рамках этого представления значение современных аналогов «пассов», прикосновений, свидетельств о чудесных исцелениях безнадежных больных и т. п., к которым магнетизеры XVIII в. прибегали для усиления своей власти над пациентами. Смысл образования в области психотерапии сводится к освоению различных «техник» «психического воздействия», а сама она - к внушению, или психологически обоснованному месмеризму.

Тот факт, что психотерапия инкорпорирована медициной, несмотря на двусмысленное понимание врачами природы ее действия, является результатом совместных усилий ученых разных стран, доказавших ее терапевтическую эффективность. Эмпирические исследования психотерапии проводились, начиная с 50-х гг. XX в., преимущественно академическими психологами - А. Берлином, Р. Валлерстейном, О. Кернбергом, Д. Кислером, М. Ламбертом, Л. Люборски, Д. Маланом, X. Струппом, Дж. Франком, У. Хентшелем, Д. Шапиро и др. (68, 81, 113, 133, 200, 227, 241, 248, 254, 259, 262, 268, 274, 275, 276, 300). На основе эмпирико-квантитативной методологии исследователи оценивали результаты лечения «душевных» расстройств различными видами и методами психотерапии. В итоге ее терапевтическая эффективность была доказана статистически и в наши дни уже не оспаривается. Эмпирические исследования сыграли решающую роль в признании психотерапии медицинским сообществом, но их теоретические «плоды» не удовлетворили ни самих исследователей, ни практикующих психотерапевтов. Обширный статистический материал, собранный десятками ученых, оставлял без ответа вопрос о том, на чем основан «лечебный» эффект психотерапии, почему, в частности, действенность

различных направлений и школ примерно одинакова. Попытки решить эту проблему эмпирическим путем не увенчались успехом (68, 248, 296).

Психотерапевтические исследования активизировали дискуссию по проблеме научного и дисциплинарного статуса психотерапии, в которой приняли участие такие признанные авторитеты в области теории познания как Р. Карнап, Э. Нагель, К. Поппер, А. Грюнбаум, Х. - Г. Гадамер, Ю. Хабермас, П. Рикер и др. Итогом этой дискуссии можно считать осознание недостаточности формально-логических критериев (принципов верификации, фальсификации, гипотетико-дедуктивного вывода и т. п.) для определения научного статуса психотерапии: различные исследователи приходили на их основании к противоположным выводам (4, 30, 31, 62, 249).

Это обстоятельство стало дополнительным аргументом сторонников феноменолого-герменевтического подхода (М. Анри, Ф. Е. Василюка, Ф. Вальнера, Э. -М. Вольфрам, Р. Кочюнаса, Д. А. Леонтьева, Р. Мэя, А. Притца, А. А. Пузырея, П. Рикера, К. Роджерса, Т. Слунецко, X. Тойфельхарта, О. Фришеншлягера, Ю. Хабермаса, М. Штайнлехнера, Г. Шипека и др.), утверждающих, что средствами науки понять специфику психотерапии вообще невозможно и рассматривающих психотерапию в качестве герменевтической дисциплины и «освобождающей практики». Этот подход сложился в рамках философски-культурологической традиции осмысления психотерапии, начало которой было положено К. Ясперсом, предпринявшим попытку описать психические расстройства, руководствуясь методом Э. Гуссерля (1913), а после выхода «Бытия и времени» (1927) - методом М. Хайдегтера. Позже начинание Ясперса было продолжено В. фон Гебзаттелем, Е. Минковским, Э. Штраусом, Л. Бинсвангером, М. Боссом, Р. Лэйнгом, Д. Купером, Р. Мэем и др. (16, 24, 112, 128, 129, 169, 233, 264, 265). Важнейший вклад в дело философского

переосмысления психотерапии внес французский университетский психоанализ. Ж. Лакан и его многочисленные последователи - М. Анри, М. Бертран, И. Брес, М. Давид-Менар, Ж. Делез, Б. Доре, С. Жижек, Ж. Ипполит, Г. Клейн, Ж. Лапланш, С. Леклер, К. Рабан, П. Рикер, М. Фуко, Ю. Хабермас, М. Шнайдер и др. (4, 5, 26, 71, 100-102, 157, 269) перевели психоанализ на язык ведущих направлений философии XX в. - феноменологии, экзистенциализма, структурализма, аналитической и лингвистической философии, постмодернизма.

Критический анализ этой традиции представлен в работах Н. С. Автономовой, А. Блатнера, В. П. Визгина, К. Г. Гергена, Ю. А. Замошкина, Б. В. Зейгарник, Г. М. Кучинского, В. М. Лейбина, М. К. Мамардашвили, Н. В. Поповой, А. А. Пузырея, А. М. Руткевича, 3. А. Сокулера, Э. Ю. Соловьева, И. Хэкинга, X. Шригельбергера, М. Г. Ярошевского и др. (4, 5, 17, 77, 107, 117, 146, 169, 171, 247, 251, 298). В 90-е гг. прошлого столетия она нашла в России не только приверженцев, но и продолжателей - А. Голика, С. Зимовца, И. Кубанова, М. Маяцкого, В. По дорогу, В. Руднева, М. Титову, С. Хоружего и др.

Философская «проработка» сделала психотерапию достоянием представителей общественно-гуманитарного знания, художественной и литературной интеллигенции, однако в вопрос о ее социальном статусе ясности не внесла, скорее наоборот. В рамках указанной традиции психотерапия чаще всего рассматривается в качестве философии нового типа либо в смысле индивидуально центрированного мировоззрения (4, 17, 247), либо в смысле «философского праксиса» - практического применения различных направлений философии (феноменологии, экзистенциализма, структурализма, лингвистической философии, постмодернизма и т. д.) (24, 38, 46, 95, 224).

Некоторые направления психотерапии, действительно, используют различные философские учения. Понять закономерности психотерапевтической деятельности без помощи философии также вряд ли возможно, но из этого вовсе не следует, что психотерапия и философия тождественны. Философия находит применение не только в психотерапии, но и в других областях общественной жизни - науке, образовании, политике и т. д. Психотерапия использует наряду с философией психологические учения, культурные и религиозные практики, различные формы искусства, мифы и т. д., подчиняя их той функции, ради выполнения которой она возникла в XX в. Задача заключается в том, чтобы понять, в чем именно эта функция заключается. Отождествление психотерапии с другими феноменами, включая философию, не только не решает, но осложняет эту задачу.

Социально-философские исследования психиатрии и психотерапии были инициированы философией «франкфуртской школы», выдвинувшей после Второй мировой войны в центр общественного интереса проблему нормы-аномалии. Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и Э. Фромм утверждали, что капитализм превратил социальные нормы в главное орудие господства, при помощи которого «рациональная власть» управляет поведением человека, планомерно вырабатывая все его жизненные ресурсы (124, 192, 193, 256). Ж. -П. Сартр противопоставил в «Критике диалектического разума» праксис (коллективную деятельность людей) и его ставшие формы - социальные нормы, порабощающие их и побуждающие к объединению и борьбе за свою свободу. Следуя этой традиции, М. Фуко представил психиатрические классификации «душевных болезней» в качестве наиболее изощренного и вместе с тем типичного примера «нормативной власти». Психиатрические пациенты обретали в этом контексте статус подлинных личностей и одновременно

репрессированных диссидентов, нуждающихся в немедленном освобождении.

Именно такой вывод сделали в конце 60-х гг. прошлого века участники «нового левого» движения в Европе и движения за гражданские права в США, выступившие с протестом против психиатрического «контроля над сознанием». Идейной выразительницей этого протеста стала антипсихиатрия - международное научное и общественно-политическое движение, объединившее правозащитников, бывших психиатрических пациентов, врачей, гуманитарную интеллигенцию, журналистов и т. д. Опираясь на аргументы философии «франкфуртской школы», экзистенциализма и «генеалогии власти» М. Фуко, антипсихиатры - П. Бреггин, Л. Калиновски, Д. Купер. Р. Лэйнг, Дж. Мэйсон, К. Прибрам, В. Саргэнт, Л. Стивене, X. Филлипсон, П. Хох, С. Чавкин, Т. С. Шац и многие другие, выступили с критикой клинической психиатрии как пенитенциарного института буржуазного общества, добиваясь его уничтожения (112, 169, 172, 207, 228, 229, 233, 264-267, 299, 301, 303, 304).

Представители этого течения внесли значительный вклад в изменение отношения общества к психиатрическим пациентам, опровержение теоретических постулатов клинической психиатрии, реформирование психиатрических законодательств разных стран, запрещение некоторых методов «лечения» «душевных болезней» и т. п. Вместе с тем, антипсихиатрии свойственна логика негативизма, проявляющаяся, в частности, в отрицании самой проблемы психических расстройств. Пафос ее приверженцев часто ограничивается борьбой за устранение клинической психиатрии и предоставление психиатрическим пациентам права быть «Другими». Целый комплекс социальных проблем, связанных с тем, что страдающие психическими расстройствами люди (в

той или иной мере) не могут участвовать в «нормальной» жизни общества, иногда беспомощны в отношении даже элементарных жизненных нужд, бывают агрессивны, часто не способны реализовать своих неотъемлемых гражданских прав, включая право на «инаковость» и т. д., попросту игнорируется. Поэтому остается неясным, является ли психотерапия альтернативным клинической психиатрии гуманистическим способом преодоления психических расстройств, или же обе они выполняют «пенитенциарную» функцию. Ответ на этот вопрос требует специального анализа теоретико-методологических и социально-исторических оснований психиатрии и психотерапии.

К антипсихиатрической традиции примыкают исследования социальных философов и социологов - Д. Бакера, Р. Беккера и X. Беккера, М. Б. Буххольца, Р. Вест, М. Газзаниги, Е. М. Лемерта, Н. Пере, В. Райта, Б. Тэрнера, Н. Фокса, М., Чарлсворта и др., посвященные социальным, гуманитарным и правовым аспектам проблемы девиантного поведения (137, 226, 232, 242, 246, 270, 304, 306, 307). Авторы этого направления реконструируют возникновение и изменение представлений о норме-аномалии, средствами компаративного и кросс-культурного анализа демонстрируют их относительность, рассматривают специфику правового статуса маргиналов (представителей сексуальных, религиозных, «культурных» меньшинств и т. п.) в современном западном обществе, ратуя, за толерантность и политическую корректность. Однако, как следует применять эти принципы в отношении людей, страдающих шизофренией, депрессией, умственной отсталостью, социальными страхами, истерией и множеством других «душевных» расстройств, они не разъясняют.

В конце 80-ых гг. обозначилась тенденция изучения психотерапии как целостного образования. На первый план были выдвинуты проблемы, связанные с социальным, дисциплинарным, правовым статусом

психотерапии как области профессиональной и научной деятельности. Стимулом к разработке этой темы стал процесс объединения психотерапевтов разных направлений в рамках национальных и международных организаций: формирование единых стандартов образования и качества психотерапевтической деятельности, подготовка и принятие в ряде стран психотерапевтических законодательств и т. д. Тенденция изучения психотерапии как самостоятельной и целостной сферы деятельности представлена в эмпирических исследованиях психотерапии (81, 98, 276), а также теоретических работах, авторы которых (Р. Дж. Бенч, Э. Бруннер, Р. Бухман, Э. Вагнер, Э. Ван Дойрцен-Смит, В. Датлер, Г. Зоннек, Л. Рейтер, К. Д. Смит, Й. Феттер, А. Фильц, Г. Шипек, М. Шлегель, Э. Штейнер, У. Штреек и др.) определяют статус психотерапии на основе науковедческих и социологических критериев (4, 29, 30, 31, 156). Недостатком этих исследований является формализм, в силу которого разные авторы на основе одних и тех же или различных критериев научности, профессиональной самостоятельности и т. п. приходят к противоположным выводам о социальном статусе психотерапии (4, 30, 31, 156).

Отдельного упоминания заслуживает инициированный в 1985 году Фондом Милтона Эриксона проект «Эволюция психотерапии», в рамках которого 26 ведущим психотерапевтам, среди которых были А. Бек, Д. Киппер, А. Эллис, 3. Морено, Р. Сэнфорд, В. Сатир, Дж. Вольпе и др., предложили кратко ответить на вопрос «Что такое психотерапия?» и охарактеризовать специфику направлений, которые они представляют (76). В результате получился, по выражению Л. Кроля, то ли бестиарий, то ли музей - «почти зоологический путеводитель по редким видам живых

существ» (76, с. 5), выявить сходство между которыми порой «почти» невозможно.

Таковы генеральные направления исследований психотерапии в современном общественно-гуманитарном знании, каждое из которых представлено сотнями журнальных публикаций, диссертаций, монографий, научных сборников. Количество работ о психотерапии поражает еще больше, если принять во внимание, что написаны они менее чем за сто лет. Это обстоятельство свидетельствует о том, что в течение XX в. психотерапия оформилась в качестве особой сферы отношений между людьми, и позволяет поставить вопрос о теоретическом и социальном значении этого факта.

Вместе с тем, наш анализ исследований психотерапии показал, что неопределенность ее общественного, профессионального и дисциплинарного статуса, к сожалению, воспроизводится и Закрепляется в научной рефлексии.

Таким образом, перед философией возникает нерешенная на сегодняшний день научная проблема социального статуса психотерапии: ее предмета, концептуально-методологических оснований, социальной функции и становления в обществе.

Базовая гипотеза диссертационного исследования состоит в следующем:

Психотерапия не является частью медицины, но представляет собой вид социокультурной деятельности, выделившейся в самостоятельную сферу отношений между людьми. Ее возникновение связано с разрешением противоречия психофизиологического параллелизма. Социальная функция психотерапии заключается в выработке социокультурных практик, помогающих каждому человеку преодолевать противоречия «неорганической» жизни, или, говоря языком классической

философии, содействующих формированию и развитию такой человеческой способности как свобода воли.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна iconВладимир Ромек и Елена Ромек
Кыргызстана принял решение по итогам работы депутатской комиссии, изучавшей июньские события 2010 года
Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна iconОсновные положения и правила
«Российские правила каталогизации» разработаны авторским коллективом на базе Российской государственной библиотеки, Российской национальной...
Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна iconОсновные положения и правила
«Российские правила каталогизации» разработаны авторским коллективом на базе Российской государственной библиотеки, Российской национальной...
Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна iconКонспект урока основы конституционного (государственного) права Российской...
Модуль «Право», раздел «Система органов государственной власти», тема «Основы конституционного (государственного) права Российской...
Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна icon5000 от 12. 12. 2012 г. Стандарт качества муниципальной работы «Формирование...
Обеспечение соответствия состава библиотечного фонда задачам библиотеки и потребностям читателей
Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна iconПлан работы Трёхбалтаевской сельской библиотеки на 2012 год Основные задачи работы библиотеки
Доставка документов в оригиналах и копиях по запросам пользователей из фондов других библиотек
Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна iconМарина Юрьевна Нещерет, заведующая отделом справочно-библиографического...
Несмотря на сравнительно небольшой опыт работы, она может служить примером успеш­ной реализации справочно-библиографического обслуживания...
Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподаватели: Васина Елена Анатольевна, Мкртчян Людмила Алексеевна, Науменко Елена Сергеевна, Хлебникова Людмила Ильинична
Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна iconРеферат Тема дипломной работы: «Основные производственные фонды и...
Основные фонды, оценка основных фондов, классификация основных фондов, амортизация основных фондов, износ основных фондов, коэфициент...
Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна iconЗаконодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
Российской государственной библиотеки, юрисконсульт по гражданско-правовым вопросам
Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна icon«Дошкольная педагогика» на сайте Российской государственной детской библиотеки

Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна iconЮ. А. Гагарин (К 80-летию со дня рождения)
...
Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна iconГражданское право
Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания маоу сош №3 г. Калининграда
Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна icon«Достижения современной генетики»
Изотова Елена Анатольевна – учитель биологии муниципальной средней общеобразовательной школы №1 г. Галича
Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна iconРазработка урока «Файлы и файловая система»
Автор: Зеляева Елена Анатольевна, гбоу спо мо «Люберецкий политехнический техникум», п. Красково
Из фондов российской государственной библиотеки ромек, Елена Анатольевна iconА. С. Пушкин «О сколько нам открытий чудных…»
Сегодня интерес к чтению, посещению библиотеки сократился в несколько раз. Причины очевидны: распространение интернета, появление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск