Скачать 176.85 Kb.
|
Преподаватели: Васина Елена Анатольевна, Мкртчян Людмила Алексеевна, Науменко Елена Сергеевна, Хлебникова Людмила Ильинична Учебное заведение: ГОУ СПО педколледж №1 им. Н.А.Некрасова Учебная дисциплина: математика Тема: «Понятие об умножении» (программа «Перспектива») Целевая аудитория: 2 класс Тип урока: объяснение нового материала, 2 акад. часа Надпредметная цель: перекодирование информации. Главная дидактическая цель урока: определение понятия «Умножение», формирование навыков работы с клавиатурой, мышью. Цели урока: Знать: табличные случаи сложения в пределах 20, определение произведения, правила работы за компьютером. Понимать: теоретико-множественный смысл суммы и произведения как суммы одинаковых слагаемых, смысл и значение экранных объектов (меню, виртуальных кнопок, курсора, инструментов и пр.) Применять: заменять сумму одинаковых слагаемых произведением, читать произведение двумя способами, находить значение произведения путем замены его суммой, записывать решение задачи сложением и умножением, уметь пользоваться мышью для управления экранными объектами, клавишами управления курсором, клавишей ввода, малой цифровой клавиатурой, использовать готовые программы для реализации поставленной задачи. Анализ: находить суммы, которые нельзя заменить произведением, и обосновывать свой выбор, объяснять, что обозначает каждое число в записи примеров на умножение. Синтез: иллюстрировать произведение с помощью рисунков, составлять простые задачи, которые решаются умножением, записывая общее количество шагов умножением, выполнять развивающие творческие задания другими способами деятельности, т.е. с помощью компьютерного практикума, составить математический текст с использованием карточки-помощника. Оценка: оценить верность выполненной графической работы на компьютере. Оборудование:
План урока:
Ход урока Слайд 1 Организационный момент. Дети сидят за партами, на доске слайд. Учитель представляет героев урока – мишек, объясняет принцип работы по карте, каждый ребенок получает карту. Слайд 2 Задание "Теремок"Программа "Счет" загружена на компьютеры.Учитель информатики ставит перед учащимися задачу: -Наши мишки хотят поселиться в этом теремке. Чтобы им попасть в теремок, надо решить примеры на компьютере. Учитель рассказывает о правилах работы с программой, которая предназначена для закрепления навыков счета. Требуется устно решить примеры, ввести ответ с клавиатуры и затем нажать кнопку Готово или клавишу <Enter>. Если примеры решаются правильно, то теремок будет постепенно заселяться — по одному персонажу за каждый верно решенный пример. Если пример решен неверно, то все жильцы теремка покинут его, и примеры надо будет решать заново. Учитель объясняет и показывает, что вводить цифры удобно на двухрежимной малой цифровой клавиатуре. Стереть ошибку можно клавишей Backspace. Программа фиксирует количество ошибок. На работу дается макс.5 минут. (Таймер, интерактивные часы) Чтобы грамотно решать примеры нового вида, надо проверить имеющиеся навыки. Дети переходят к компьютерам. Требуется решить примеры, предлагаемые программой. После окончания по сигналу учителя дети возвращаются за парты. - Поднимите руку, у кого мишка поселился в теремке? Самооценка по рубрикам (№1). Слайд 3 - Однажды мишки гуляли и забрели к замку. Перед замком выстроились солдаты. И мишкам захотелось сосчитать солдат. Помогите мишкам это сделать рациональнее, т.е. удобнее и быстрее. Как это сделать? Проблемная ситуация: надо посчитать количество солдат у стен замка. Дети или учитель предлагают объединить всех солдат в одинаковые группы и считать солдат группами. Слайд 4 Учитель показывает прием группировки по 2 на Smart-доске. - Сколько получилось групп по 2 солдата? (Ответ:15) Слайд 5 - Как записать сложением, сколько всего солдат? (устно). Давайте проверим наши предположения. (Проверка только 1-й строки). (Все ответы анимированы). Индивидуальная работа: каждому ребенку выдается лист с точками-солдатиками (Приложение 1). Задание: - Каждая точка – это солдатик. Объедини солдатиков в группы по 3, 4, 5, 6, найди их количество сложением, запиши решение выражением на свободном месте под точками. Каждый ученик выполняет 4 классификации. Проверка: на доске выполняется запись сумм (2,3,4,5 строки). - Ребята, мы помогли мишкам сосчитать солдат удобным способом. Какой это способ? (Ответ: по группам). Самооценка по рубрикам (№2). Слайд 6 Введение термина «умножение» - на доске примеры на сложение без солдатиков, справа цветные числа-слагаемые (пока скрытые). – Чем интересен 1-й пример? (Ответ: все слагаемые одинаковые.) - Чему равно каждое слагаемое? (учитель «вытягивает» цифру 2), - Запишем этот пример удобнее. - Сколько раз повторили слагаемое 2? (запись маркером 15) . - По 2 взяли 15 раз. Это записывают так (маркером ставится точка). - Читаю: по 2 взяли 15 раз или 2 умножить на 15. - Запишем этот пример удобнее. Аналогично рассматриваются выражения в строчках 2,4, 5(строка с числом 3 пропускается). - Сколько слагаемых в 3 примере? (Ответ: 8) - Одинаковые ли это слагаемые? (Ответ: нет) - Как вы думаете, можно ли записать этот пример умножением: по 3 взять 8 раз? (нет). Почему? Работа по учебнику - с.30. - Прочитайте правило в рамке о действии, которое мы сейчас изучаем. - Как называется новое действие? (умножение). Что такое умножение? - Выполните задание №1 (беседа по 1 заданию). Слайд 7 - Решите пример на сложение. (Число 12 закрыто ШТОРКОЙ). - Ребята, а ведь мы забыли - у зверей новоселье в теремке. Мишка решил сделать зайцу подарок. Составьте задачу про подарок по решению, используя рисунок. (Применяется функция множественного клонирования). - Замените сложение умножением (анимированная запись появляется после клика 2-й строки) - Прочитайте эту запись по-разному. (запись с умножением читается двумя способами). - Назовите ответ задачи. Слайд 8 Самостоятельное иллюстрирование примера на умножение. - Составьте задачу про подарки другим зверям. - Изобразите каждый предмет-подарок точками (дети переворачивают листочки «Приложение 1», рисуют на обороте в выделенной зоне). - Запишите решение и ответ. - Обменяйтесь листочками и проверьте работу соседа. Проверка: сначала в парах, потом у доски. Слайд 9 - Бабочка и гусеница попросили мишек рассудить их. Кто из них записал верное решение задачи, которую составили по этому рисунку? Составьте задачу и объясните свой выбор. Фронтальное обсуждение. Перечеркнуть неверную запись маркером. Самооценка по рубрикам (№3). Слайд 10 - Медвежонок решил задачу, а условие задачи забыл. Составьте задачу. (фронтальная проверка.) При затруднении: - Давайте составим задачу. - Сколько листиков? (Ответ: 8). - По сколько лягушек на каждом из 8 листиков? (Ответ: по 1 лягушке.) - Сколько раз по 1 лягушке? (Ответ: по 1 лягушке 8 раз). Подходит ли составленная задача к мишкиному решению? Самооценка по рубрикам (№4). Слайд 11 Замена сложения умножением. - Рассмотрите примеры. Выберите те примеры, действия в которых нельзя заменить умножением. Ученик вычеркивает на доске толстым пером те записи, которые нельзя заменить умножением. - Запишите оставшиеся примеры и замените сложение умножением. Дети работают на листочках «Приложение 1» в выделенной зоне. Проверка: дети диктуют ответы, упражняясь в способах чтения, одновременно ведется запись маркером на доске. Самооценка по рубрикам (№5) Слайд 12 Замена умножения сложением (выбери верную запись). - Сейчас узнаем, сколько орехов собрали мишки. Для этого вы должны: - прочитать записи на корзинках и подобрать корзинку к соответствующему примеру. (Ученик двигает корзинку 8 6 к примеру №2) - Почему 2 оставшиеся корзинки нельзя подставить к оставшимся примерам? Слайд 13 Замена умножения сложением. - Мишка с мамой-медведицей пошли за малиной. Мама спрашивает: «Я хочу сосчитать, сколько малинок в первой корзинке. С помощью какого примера это можно сделать?» (корзинка передвигается по доске). Аналогично другие примеры. - Мы помогли мишкам сосчитать малинки, и они, взяв с собой корзинки с ягодами, ушли домой, в теремок. Слайд 14 Решение задачи №3 (1), с.32. - Прочитайте задачу про себя, вслух, решите самостоятельно. Дети работают на листочках «Приложение 1» в выделенной зоне. Слайд 15 Программа "Внимание" предназначена для развития внимания, памяти, логического и образного мышления, для закрепления умения ориентироваться на плоскости по клеточкам в направлениях вверх, вниз, влево, вправо, а также для закрепления навыков управления Учитель информатики рассказывает, как работать в программе «Внимание» с демонстрацией на интерактивной доске: - На экране компьютера рабочее клетчатое поле. Вы можете использовать инструменты для рисования: - Карандаш для рисования (работает в режиме рисования) F1 - Карандаш для перемещения (работает в режиме перемещения курсора без рисования) F2 - Ластик (работает в режиме стирания) F3 Учитель информатики ставит перед учащимися задачу: - Составьте узор так, чтобы все линии были одинаковой длины: длиной в 1клетку, в 2 клетки (3 клетки, 4 клетки). Длина может быть любой, но обязательно одинаковой. Слайд 16 Демонстрация на Smart-доске (режим Play) - Сейчас мы рассмотрим самый простой пример. (В моем узоре все линии одинаковой длины. Длина каждой линии в узоре 3 клетки. В моем узоре 6 линий. Всего в узоре по 3 клетки взято 6 раз). Узор может быть более сложный. - Сядьте за компьютеры, нарисуйте собственный узор. (Время работы 10 минут.) - Составьте рассказ о получившемся узоре, используя предложения в карточке-помощнике «Приложение 3». Детям раздаются карточки, они заполняют пропуски, после этого рассказ озвучивается несколькими учениками. Образцы рисунков могут быть предложены детям. Варианты проверки – вывод на экран, просмотр только учителем, просмотр всеми детьми на компьютерах (обход). Дети возвращаются за парты и заполняют оставшиеся графы карты по рубрикам. Самооценка по рубрикам (№7). Работа с технологической картой урока. Рефлексия. Подсчет общего количества баллов (максимальный результат – 23). Кто хочет, может выполнить дома дополнительное задание (на баллы или оценку – по выбору учителя):
Варианты доп.заданий распечатываются и выдаются детям после урока. КАРТА УРОКА «ПОНЯТИЕ ОБ УМНОЖЕНИИ». Ученик (ученица) ___________________________________________________
Мои баллы: __________ КОММЕНТАРИИ К УРОКУ Использование интерактивной доски и РНС на уроке помогает решить следующие дидактические задачи:
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной, тактильной памяти. Структурная компоновка урока с использованием интерактивной доски, компьютерных заданий и технологической картой самооценки способствует развитию системного, аналитического мышления, дает возможность использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, парную, индивидуальную, умения кодировать информацию, обобщать, анализировать и фиксировать результаты деятельности на уроке. Приложение 1 Приложение 2
Приложение 3 Карточка – помощник Составь рассказ о своем узоре, используя эти предложения.
|