Скачать 0.96 Mb.
|
Тема 1. Налоговое прогнозирование и планирование: основные понятия, сущность и сфера применения.Изучив материалы темы, вы сможете:
Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных объектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы и духа закона. В основе налогового планирования лежит:
Соответствие ли налоговое планирование основам рыночной экономики? Право субъектов налогообложения на защиту своих прав, в том числе права собственности, оправдано как главной целью рыночной экономики, так и основными принципами (неприкосновенность частной собственности, гарантии от произвола государства). В 1935 г. судья Дж. Сандерленд так выразил принципиальную позицию Верховного суда США: «Право налогоплательщиков избегать налогов с использованием всех разрешенных законами средств никем ни может быть оспорено». По законодательству Российской Федерации субъекты предпринимательства наделены полномочиями, защищать свои имущественные права, в том числе право собственности, любыми не запрещенными законом способами. Таким образом, налоговое планирование не может служить основанием для штрафных санкций или административных наказаний со стороны государственных органов. Налоговое планирование - это часть управленческой деятельности. Налоговое планирование представляет собой неотъемлемую составную часть управленческой деятельности. Налоговые платежи для любого физического и юридического лица — это одна из самых больших статей расходов, поэтому налоговое планирование так же способствует повышению рентабельности бизнеса, как сокращение издержек производства, транспортировки, хранения, сбыта. Поэтому его можно отнести к планированию расходов. Для предприятия эти расходы близки к накладным, т.е. расходам, увеличивающим издержки производителя и снижающим уровень чистого дохода. Уменьшение налоговых выплат, таким образом, для предприятия равноценно снижению издержек или увеличению доходности. Виды и формы налогового планирования Налоговое планирование подразделяется на:
Первое и второе имеет своей целью обеспечить выживание предприятий (фирм),– третье сохранность состояний граждан. В зависимости от того, выходит экономическая деятельность за пределы одной страны или ограничивается территорией отдельно взятого государства, налоговое планирование подразделяется на национальное и международное. Налоговое планирование подразделяется на корпоративное и индивидуальное. Корпоративное - налоговое планирование для предприятий. Индивидуальное или семейное, личное (налоговое планирование для физических лиц). Первое имеет своей целью обеспечить выживание предприятий (фирм), второе – сохранность состояний граждан. Рисунок 2. Налоговое планирование на макро- и микроуровнях Налоговое планирование, может осуществляться в трех различных формах: а) мониторинг налоговых вопросов выделенным работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия; б) налоговое планирование и текущий финансовый контроль за налоговыми обязательствами предприятия силами специализированного отдела (группы); в) привлечение внешних консультантов либо для налоговой экспертизы новых проектов (новых инвестиций), либо также и для контроля над текущими налоговыми платежами фирмы, вплоть до составления налоговой отчетности и представления ее налоговым органам. Основные формы организации налогового планирования
Уклонение от уплаты налогов, обход налогов и налоговое планирование Необходимо разграничивать уклонение от уплаты налогов, обход налогов и налоговое планирование. Уклонение от уплаты налогов или уклонение от налогов происходит в виде:
При уклонении от уплаты налогов налогоплательщик уменьшает свои налоговые обязательства запрещенными законом способами. Иногда употребляют термин «незаконное уменьшение или сокрытие части налоговой базы». Такие действия по законам любой страны должны быть уголовно наказуемы. В развитых странах уклонение от уплаты налогов карается не только государством (тюремное заключение, конфискации, штрафы), но и осуждается всем обществом. Быть уличенным даже единожды в уклонении от уплаты налогов значит реально столкнуться с невозможностью поступить на государственную службу, заниматься целым рядом видов деятельности и потерять уважение в обществе. Понятие «обход налогов» применимо в ситуациях, когда предприятие не является налогоплательщиком, но занимается деятельностью, по закону подлежащей обложению налогами, либо оно не зарегистрировано, а также когда имеет место сокрытие дохода (прибыли) или отсутствует учет объекта обложения налогом. Крайними формами нарушения налогового законодательства являются бегство от налогов. Эта формы криминального хозяйственного поведения -
Легальная минимизация налоговых выплат — суть налогового планирования В отличие от перечисленных нарушений налогового законодательства налоговое планирование основано на использовании всех допустимых налоговых льгот и легальных приемов, независимо от личного мнения представителей налоговой администрации, средств массовой информации. Минимизация налоговых выплат — один из главных инструментов государственной экономической политики, позволяющей мотивировать хозяйственное поведение собственников производственных ресурсов в желательном для государства направлении. Минимизация налоговых выплат — это законный вид деятельности, требующий хорошей базовой подготовки, знаний по целому ряду специальных дисциплин, постоянной работы по осмыслению старых и новых явлений и правил. Минимизация налоговых выплат предполагает:
Одной из важных целей налогового планирования является нейтрализация возможного налогового произвола государства, представляющего собой наибольшую опасность для граждан и самого государства, особенно в периоды анархии, галопирующей инфляции, кризиса. Налоговый произвол заключается в отсутствии стабильной законодательной регламентации взаимоотношений государства и налогоплательщиков. Он может проявиться : в введении новых незаконных налогов и сборов в течение года, изменении порядка их взимания, в пересмотре ставок, льгот, трактовок тех или иных понятий, в предоставлении индивидуальных льгот, в издании актов, действие которых обращено в прошлое, в принятии секретных (для служебного пользования, закрытых, не подлежащих опубликованию) актов, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщиков и государства, в наделении налоговых органов правом давать собственные трактовки и разъяснения законодательных актов, в выступлении в качестве арбитром в спорах, требовать от налогоплательщика дополнительную (не предусмотренную в законе) информацию. Налоговый произвол государства выражается в любом неравноправии сторон при ведении споров и их разной материальной ответственности при нанесении ущерба неправомерными действиями. Иногда проявлениями налогового произвола называют лишь меры, ухудшающие положение налогоплательщика (введение нового налога или отмена льготы), а отмену старого налога или введение новой льготы рассматривают как благодеяние государства. Данный подход не только некорректен, но и является вредным по чисто практическим последствиям. В условиях рыночного хозяйства, предполагающего равные права для всех участников конкурентной борьбы, никакое изменение «правил игры» ни для кого не может оставаться без последствий. Неожиданными такие изменения бывают отнюдь не для всех: одни узнают о них из прессы, другие - в момент подписания документа; третьи - на стадии разработки проекта и т.д. В худшем положении при таких изменениях оказываются те налогоплательщики, которые точно соблюдали норму закона: они могли уже внести определенные суммы в виде авансовых платежей, привлечь под высокий процент необходимые для уплаты средства, «заморозить» часть собственных средств на счетах, отказаться от ряда сделок как «непроходных» из-за налогового фактора. От налогового произвола государства следует отличать произвол чиновников, который можно подразделить на «узаконенный» и «беззаконный». «Узаконенный» произвол чиновников имеет место тогда, когда тем или иным должностным лицам в соответствии с законом или иным нормативным актом дано право по их усмотрению решать вопросы о предоставлении тех или иных льгот (освобождение от налога, отсрочка, рассрочка, налоговый кредит), о применении конкретных санкций к тому или иному налогоплательщику. Одна из целей налогового планирования - избежание санкций за налоговые правонарушения. Обычно размер штрафных санкций, возникающих в результате неправильного применения тех или иных методов налогового маневрирования, многократно превышает эффект экономии, ожидаемой от нарушения налогового законодательства. Издержки налогового планирования Затраты на налоговое планирование достаточно высоки. Одной из заметных статей издержек является постоянное исследование изменений в налоговом законодательстве. Необходимостью становится приобретение широкого круга нормативных источников, частые обращения за консультациями экспертов, сбор и систематизация специальной литературы. Большого объема могут достигать расходы, связанные с регистрацией и перерегистрацией предприятий, переориентация финансовых потоков, содержание штата высокооплачиваемых специалистов. Потребность в налоговом планировании диктуется двумя основными факторами: 1) тяжестью налогового бремени для конкретного лица; 2) сложностью налогового законодательства. Тяжесть налогового бремени обычно определяется долей налоговых платежей и других обязательных отчислений в валовом национальном продукте (ВНП). Если этот показатель составляет менее 20%, то ее можно отнести к категории стран со льготным (низким) уровнем налогообложения. Если доля налогов и других обязательных платежей составляет от 20 до 35%, то, как правило, данная страна рассматривается как страна со средним уровнем налогообложения. Однако подавляющее число развитых стран можно считать странами с высоким уровнем налогового бремени (от 40 до 55%). Но именно на эти страны приходится основная часть современного промышленного производства, в них расположены традиционно ведущие финансовые центры, эти страны отличаются политической, экономической и финансовой стабильностью». Однако значительная доля налогов и платежей обязательного характера в ВНП страны не всегда означает высокий уровень налогового бремени для конкретного физического или юридического лица. Большое число видов налогов и других платежей в отдельной стране может сочетаться с тем, что конкретное лицо будет являться субъектом обложения только тремя-четырьмя налогами. Налоговое законодательство страны следует считать сложным не тогда, когда велик массив законодательных актов по налоговым вопросам, а когда отсутствует единая методологическая база для построения механизмов отдельных налогов, существует неопределенность и расплывчатость норм налогового законодательства и происходит частый пересмотр законов и правил. Принципы взаимоотношений налогоплательщиков и государства как основа налогового планирования В развитых странах налоговое планирование основывается на общепринятых принципах взаимоотношений налогоплательщиков и государства:
Принцип налогообложения чистого дохода заключается в том, что в соответствии с законом налогоплательщик имеет право вычитать из полученных валовых доходов расходы, понесенные им в связи с получением этого дохода. При налогообложении доходов от реализации имущества из дохода разрешается вычитать не только первоначальные расходы, связанные с его приобретением, но и расходы по содержанию этого имущества, улучшению или совершенствованию. Как правило, понесенные издержки могут корректироваться с учетом официального индекса инфляции. Определенная часть видов расходов для целей налогообложения может ограничиваться законодательно установленными нормами и правилами. Правило реализованного дохода выражается в том, что налоговые обязательства для налогоплательщика могут возникать только в тот момент, когда налогоплательщик становится собственником дохода или имущества или получает право реально распоряжаться им. Как правило, никакие ожидания, намерения или обещания не являются основанием для возникновения налоговых обязательств. В соответствии с принципом полной и достаточной информированности налогоплательщика на налоговые органы возлагается обязанность по информированию налогоплательщика о его обязанностях и правах. Вся информация о нормах налогового права должна быть доступной как реальным, так и потенциальным налогоплательщикам. На практике применение этого принципа, частности, выражается в запрете для государства и его органов проводить какие-либо изменения норм налогового законодательства в течение налогового периода. Одним из важнейших принципов взаимоотношений налогоплательщиков и государства в экономически развитых странах является разрешение спорных вопросов при неясности или неоднозначности норм налогового права в пользу налогоплательщика. Трактовать нормы налогового права могут только суды. Если по какому-либо конкретному вопросу нет четкого и ясного обоснования обязанностей налогоплательщика, или какая-либо формулировка допускает возможность неоднозначного трактования, то такие положения, нормы и статьи практически не могут быть использованы налоговыми органами. Все инструктивные материалы налоговых органов не имеют юридической силы, если они ограничивают права налогоплательщика или увеличивают его налоговые обязательства. В своей деятельности по минимизации налоговых обязательств и платежей налогоплательщик имеет право использовать все перечисленные и другие нормы и правила, а также весь арсенал налоговых льгот, особых режимов налогообложения, предоставляемых как федеральным, региональным, так и местным налоговым законодательством. Принцип налогообложения чистого дохода позволяет максимально, но в установленных законом пределах, вычитать произведенные расходы, а в некоторых случаях — и производить дополнительные расходы с целью уменьшения величины налогооблагаемого дохода. По законодательству большинства стран не являются доходом (чистым доходом, налогооблагаемым доходом) поступления, носящие компенсационный характер, т.е. поступления, которые не приводят к увеличению общей величины достояния налогоплательщика. Правило реализованного дохода в ряде случаев позволяет налогоплательщику не рассматривать определенные виды увеличения своего имущества (достояния) как доход (налогооблагаемый доход). Наиболее типичной ситуацией является увеличение рыночной стоимости имущества (акций, облигаций, паев, недвижимости). Если владелец не продает имущество, т.е. не реализует прирост стоимости активов (имущества), то не возникает и объекта налогообложения. Этот принцип активно используется инвестиционными компаниями и инвестиционными банками. Практическое применение правила реализованного дохода всегда осуществляется либо для уменьшения текущих налоговых обязательств (переноса этих обязательств на более поздний срок), либо для уменьшения текущих платежей. Нередки случаи применения принципов полной и достаточной информированности налогоплательщика для целей минимизации налоговых обязательств и налоговых выплат. Налогоплательщик может быть освобожден как от уплаты налогов, так и от уплаты каких-либо штрафов за невыполнение отдельных налоговых норм или правил, если сможет доказать, что соответствующая информация либо была для него недоступна, либо не была доведена до него своевременно налоговыми властями, либо содержала неясности и допускала неоднозначные трактовки. Конкретные методы минимизации налоговых выплат чрезвычайно многообразны. Они, как правило, основываются на сочетании совершенного знания норм налогового права, применении благоприятных налоговых режимов и льгот, активном использовании методологических недостатков норм налогового права, противоречий между нормами, регламентирующими отдельные виды налогообложения. Контрольные вопросы
|
Д. В. Лазутина Налоговое планирование и прогнозирование Д. В. Лазутина Налоговое планирование и прогнозирование: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров направления... | Календарно тематическое планирование по курсу «Обществознание» 8 класс Общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, мировое сообщество, глобализация | ||
Реферат по дисциплине : Прогнозирование и планирование в условиях... В результате появится ответ на вопрос: «что будет», если государство не будет принимать никаких иных мер по регулированию | Тема урока Количество часов Принципы работы на уроках и при самостоятельной деятельности. Общество. Духовная сфера, социальная сфера, экономическая сфера, политическая... | ||
Прогнозирование и планирование в налогообложении Рабочая программа учебной дисциплины «Прогнозирование и планирование в налогообложении» составлена в соответствии с требованиями... | Программа по дисциплине «Прогнозирование и планирование в налогообложении» «Прогнозирование и планирование в налогообложении» составлена в соответствии с учебным планом соответствующих специальностей. Она... | ||
Реферат по обж за I полугодие 2005-2006 учебного года Тема: «Международное... Тема: «Международное Гуманитарное Право (мгп) – определение, сфера применения, состав норм, ответственность за нарушение норм» | План работы по экономическому воспитанию с детьми выпускной группы. Вид деятельности, тема Раскрыть сущность понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия); уточнить представления детей... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Налоговое планирование и прогнозирование» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | 1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,... Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право» | ||
1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,... Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право» | Программа дисциплины Налоги и налоговое планирование для направления 080100. 62 Экономика Целями освоения дисциплины «Налоги и налоговое планирование» по направлению подготовки 080100. 62 Экономика являются | ||
1 основные понятия и сущность производственной логистики В этом определении внимание концентрируется не только на материальном потоке, но и других | 1. Основные понятия и определения теории анализа и принятия решений... Вводные понятия теории анализа и принятия решений. Области применения. Лицо, принимающее решение (лпр). Альтернативы и критерии в... | ||
Календарно-тематическое планирование 5- 6 класс Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской | Рабочая программа Раскрыть сущность понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия); уточнить представления детей... |