Скачать 449.33 Kb.
|
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств УТВЕРЖДАЮ Декан факультета культуры и искусств _______________ /____________/ (подпись/ Ф.И.О.) «_____»______________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебная дисциплина Б.3.3 История музеев мира Направление подготовки 072300.62 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Кафедра социально-культурных технологий Курс 2 семестр 3, 4 Форма обучения:очная
Рецензент(ы) _____________________________________________________________________________ (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола 2012
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой социально-культурных технологий протокол заседания №____ от «__»___________20___г_____________________________________________________ (Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись) Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Пояснительная записка 1. Цели освоения дисциплины Цель освоения дисциплины (модуля) История музеев мира – дать представление об основных этапах становления музея как социокультурного института, процессе развития музейного дела с древнейших времен до современности. Задачами курса является ознакомление студентов с историей крупнейших музеев мира, международным и отечественным опытом работы по формированию музейных собраний в системе музейного дела, наиболее оптимальными способами использования музейных предметов. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина (модуль) «История музеев мира» является дисциплиной базовой части профессионального цикла (Б.3), входящей вместе с дисциплиной «Основы музеологии2 в «Музейный модуль». Содержание курса связано с проблематикой курсов «Историяя искусства», «История культуры». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) История музеев мира Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-5). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): - способность применять теоретические основы и инструментарий (методы) историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия (ПК-1); - способность понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и представлять результаты исследований (ПК-2); - готовность к применению современных методов исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранения культурного наследия (ПК-3); - быть готовым к использованию современного знания о культуре в музейной деятельности и организационно-управленческой работе (ПК-5); - готовность к участию в разработке культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров, экскурсионных и туристических фирм (ПК-17). В результате освоения дисциплины История музеев мира обучающийся должен: Знать: - этапы и особенности развития музеев мира; - основные предпосылки, необходимые условия и составляющие процесса становления музеев; - историю и особенности функционирования музеев, созданных на основе памятников древности; - изменение статуса музея в зависимости от эпохи; - типологию музеев в их исторической динамике; - коллекции и шедевры наиболее значимых музеев Европы и Америки. Уметь: - на конкретном историческом и современном материале проследить становление и развитие музеев мира; - ориентироваться в деятельности ведущих музеев мира, их специфике, разнообразии форм культурных контактов; - использовать проектный метод для актуализации материала; - творчески и эффективно использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Владеть: - теоретическими знаниями по истории музейного дела; - навыками создания проекта «История крупнейшего мирового музея» (в виде электронной презентации и печатного издания). 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) История музеев мира Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов
Содержание учебной дисциплины Введение. Предмет, задачи и структура курса. Этапы становления музея как социокультурного института. Музеи и античный мир. Понятие «мусейон». Академия Платона в Афинах. Ликей Аристотеля. Вотивные дары как первые опыты коллекционирования. Пинакотеки. Александрийский мусейон и Александрийская библиотека. Мусейон и библиотека в Пергаме. Птолемеи и Атталиды – первые коллекционеры античного мира. Военные трофеи как основа коллекционирования в Древнем Риме. Частное коллекционирование. Складывание художественного рынка. Загородные виллы как места размещения частных коллекций. Появление специальных архитектурных сооружений для демонстрации публичных коллекций. Появление консервации. Рассеяние художественных собраний античного мира в эпоху Средневековья. Перемещение искусства в храм. Раннехристианские церкви. Богослужебная утварь. Появление церковных сокровищниц. Крестовые походы и реликвии. Коллекции церкви. Сокровищницы светских средневековых правителей. Сокровищница Карла Великого в Ахенской капелле. Коллекции Николо Кресченти (XIв.), Генри Винчестерского (XII в.), Джордано Орсини (XII в.). Жан Беррийский как представитель нового типа европейского частного коллекционера. Эпоха возрождения - период становления музея как социокультурного института. Бурный расцвет коллекционирования. Формирование первичных музейных форм: галерея, кунсткамера, мюнцкабинет, студиоло, антикварий. Галерея Уффици. Великие географические открытия – новый виток коллекционирования. Формирование музейной потребности. Возникновения феномена публичного музея. Строительство специальных музейных зданий. Старейший публичный музей в Европе – Базельский художественный музей в Швейцарии. Первый публичный учебный музей – музей Ашмола. Британский музей – публичный музей национального масштаба. XVIII век – переломная веха в истории музеев. Появление новых профильных групп музеев. Зарождение музеографии. Выработка принципов описания коллекций. Этикетажа, построения экспозиций. Зарождение движения за открытие музеев для широкой публики. Организация национальных музеев в XIX в. венгерский национальный музей в Будапеште. Национальный музей в Праге. Музей Прадо в Испании. Лондонская Национальная галерея. Протомузейный этап отечественной культуры. Великокняжеские сокровищницы, культурные сады, «аптекарские огороды», арсеналы, зверинцы. Петербургская кунсткамера. Становление Эрмитажа. Развитие частного коллекционирования. Формирование музеев военно-исторического профиля. Появление первых учебных музеев. Музеи «местного края». Начало XIX в. – новый этап в развитии отечественного музейного дела. Становление общероссийских центральных музеев. Государственный исторический музей (ГИМ). Деятельность Русского географического общества. Формирование государственной музейной сети. Музеи советской эпохи. Решение проблемы охраны памятников. Создание подотделов по музейному строительству. Национализация музейных ценностей. Формирование законодательной базы по вопросам охраны памятников истории и культуры. Просветительская функция музеев. Первый музейный съезд и его итоги. Потери отечественных музеев в годы Великой Отечественной войны. Выдвижение на первый план фондовой и учетно-хранительской функции музеев. Проблемы комплектации фондов современными материалами. Вопросы унификации музейных форм учета и учетной документации. «Инструкция по обработке и хранению художественных фондов. Новое направление в оформительском искусстве музеев. Новые формы работы с населением. Новые тенденции в музейной деятельности начала XXI в. Процесс формирования отечественной законодательной базы в 90-е гг. ХХ в. Принятие федерального закона «О Музейном фонде и музеях в РФ» (1996). Работа с нематериальным культурным наследием. Появление экомузеев. Классификация и типология музеев. Системы классификации музеев: типы музеев по общественному назначению, типы музеев по характеру хранимого наследия. Группы музеев по принадлежности к определенному собственнику, группы музеев по масштабу деятельности (административно-территориальному признаку), группы музеев по статусу, группы музеев по профилю. Школьные музеи. Тематический план лекций:
|
Рабочая программа по математике 2 ступень, базовый уровень, 5 класс... Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ. Рабочая программа... | Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для... М.: Просвещение, 2009. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года.... | ||
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель... Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы | Рабочая программа по курсу обществознание 9 класс Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса русского языка... Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В связи с тем, что учебный план школы предусматривает... | Рабочая учебная программа по математике 7 Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности направление художественное творчество Рабочая программа проектной видеостудии «Сам себе режиссер» разработана с учетом Программы воспитания и социализации обучающихся... | Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2014 2015 учебный год «Животные», авторы Константинов В. М., Кучменко В. С., Пономарева И. Н рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено... | ||
Рабочая программа по обществознанию 9 класс Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Н. А. Балюк. Организация транспортного сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.... | ||
Рабочая программа педагога эрдыниева александра жаргаловича II квалификационная... Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская... | ||
Рабочая программа учебного предмета «История» предназначена для 9-го... Данная рабочая программа и поурочное планирование курса геометрии для одиннадцатых классов отражает практику работы в классах старшей... | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... ... | ||
Рабочая программа по музыке 8-9 класс «Музыка» разработана на основе программы «искусство. Музыка 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений». Авторы:... | Рабочая программа ориентирована на решение следующих учебно-методических... Предлагаемая рабочая программа по географии адресована 6-7 классам основной школы. Рабочая программа опирается на государственный... |