Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных»





Скачать 320.81 Kb.
НазваниеРабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных»
страница1/2
Дата публикации28.07.2014
Размер320.81 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > География > Рабочая программа курса
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение



РАССМОТРЕНО

на МО межпредметного цикла

Протокол №______

от «____»__________2013г.



СОГЛАСОВАНО

с зам.директора по УВР
_________ Храмогина Е.Л.

«____»____________ 2013г.


УТВЕРЖДЕНА

Приказ №_____

от «____»___________2013г.

Директор

_____ Шахова Н.В.



Рабочая программа курса экологии

в 7 классе


Авдеенко И.В.,

учитель биологии и химии,

высшая квалификационная

категория

Рябчевск, 2013
Рабочая программа

Курс «Экология животных»

7 класс
Пояснительная записка
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.

Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Изучение экологической культуры на ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:

  • углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;

  • ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения природы родного края;

  • формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;

  • выработка устойчивых установок на практическое участие в различных экологических акциях, направленных на сохранение природы конкретной местности.


Рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Программы для общеобразовательных учреждений «Природоведение. Биология. Экология» по экологии, автор Швец И.М. «Экология растений» для 6 класса, М., «Вентана-Граф», 2010.
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.

Программа этого цикла реализована в учебном пособии, выпущенном Издательским центром «Вентана-Граф»: «Экология животных. 7 класс» (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин.

В представленной экологической программе требования к ученику составлены с учетом выработки умений работать с информацией.

В 7 классе лабораторные и практические работы составлены таким образом, чтобы сформировать умение экспериментировать: ставить цель эксперимента, выбирать условия, корректировать условия для достижения цели, моделировать эксперимент.

В рабочую программу внесены изменения:

  • увеличено до 2ч изучение темы «Экология животных: раздел науки и учебный предмет.»

  • уменьшено до 3ч изучение темы «Условия существования животных.»

  • увеличено до 8ч изучение темы «Среды жизни»

  • на изучение тем «Свет, вода, воздух, температура в жизни животных» отводится по 1ч;

  • уменьшено до 2ч изучение темы «Сезонные изменения в жизни животных»

  • уменьшено до 2ч изучение темы «Численность животных»

  • за счет высвободившихся часов введена новая тема «Взаимоотношения между животными одного вида» в количестве 3ч.


Тематическое планирование




Наименование темы урока

Кол-во часов

1

Экология животных: раздел науки и учебный предмет.

2

2

Условия существования животных

3

3

Среды жизни

8

4

Жилища в жизни животных

1

5

Биотические экологические факторы в жизни животных.

3

6

Свет в жизни животных.

1

7

Вода в жизни животных

1

8

Воздух в жизни животных

1

9

Температура в жизни животных

1

10

Сезонные изменения в жизни животных.

2

11

Взаимоотношения между животными одного вида.

3

12

Численность животных

2

13

Изменения в животном мире Земли

6

Итого:

34



Содержание рабочей программы

«Экология животных» 7 класс
1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (2ч]

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.

Основные понятия. Экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.
2. Условия существования животных (3 ч)

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.

Основные понятия. Среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.

Экскурсия. Условия обитания животных. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с условиями обитания животных.)
3. Среды жизни (8 ч)

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособление животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособление животных к жизни в живых организмах.

Основные понятия. Видовое разнообразие, природ-но-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных.
4. Жилища в жизни животных (1 ч)

Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.

Основные понятия. Жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.
5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3 ч)

Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.

Взаимоотношения между животными. Внутрииидоные взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.

Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.

Основные понятия. Внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.
6. Свет в жизни животных (1 ч)

Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.

Основные понятия. Органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим.
7. Вода в жизни животных (1 ч)

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.

Основные понятия. Содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма.

Лабораторная работа. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. (Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых червей в садках-террариумах в уело-

виях недостатка и нормального количества влаги в почве — формируется умение ставить цель наблюдения.)
8. Воздух в жизни животных (1 ч)

Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.

Основные понятия. Окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных.

Домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни. (С использованием пособия «Экология животных» и учебника для 7 класса по биологии (Константинов В.М. и др.) учащиеся заполняют таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания.)
9. Температура в жизни животных (1 ч)

Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

Основные понятия. Холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные.

Лабораторная работа. Движение амебы при разных температурах. (Определяется время образования ложноножек амебы при комнатной температуре и при охлаждении — формируется умение ставить цель эксперимента.)
10. Сезонные изменения в жизни животных (2 ч)

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Основные понятия. Оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.

Лабораторная работа. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке. (Из любого отмирающего фрагмента дерева (сектора пня, опавшей ветви), который удастся обнаружить на пришкольном участке, послойно выбирают насекомых. Учащиеся с помощью учителя определяют их систематическую принадлежность, стадию развития и количество.)

Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. (Учащиеся, объединившись в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных — формируется умение вести долгосрочные наблюдения.)
11. Взаимоотношения между животными одного вида [3 ч)

Изменении поведения животных в брачный период. Поведении животных во время выкармливания детенышей

Основные понятия. Брачный период, ухаживание, постройка гнезда, забота о потомстве, выкармливание детенышей, обучение детенышей.
12. Численность животных [2 ч)

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.

Основные понятия. Область распространения, неоднородность среды, плотность населения, численность популяции, динамика численности.

Лабораторная работа. Динамика численности дрозофилы.
13. Изменения в животном мире Земли [6 ч)

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.

Основные понятия. Многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения, Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк.

Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или в краеведческий музей.


Требования к уровню подготовки учащихся

• Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.

• Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

• Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

• Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.

• Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.

• Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.

• Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

• Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

• Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

• Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

• Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

• Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconРабочая программа По химии Год составления: 2013 – 2014 учебный год Класс 10 11
Составитель: Чурикова Н. А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconРабочая программа По природоведению
Составитель: Чурикова Н. А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconКоннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная...
Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconКонспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина...
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconРабочая программа педагога чёрной Татьяны Митрофановны, высшая квалификационная...
Кроме того, ученик приучается находить причины всех несчастий в чем-то или ком-то другом, не принимая во внимание свои собственные...
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconРабочая программа основного общего образования по географии для 9...
Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего...
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconРабочая программа по мхк. 5 класс Пояснительная записка
Составитель(и): учитель истории Дехтевич Д. И (высшая квалификационная категория)
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconНарушение правильной осанки, плоскостопие
Чернецкая С. Г.,учитель биологии мбоу сош №19 города Сургута, высшая квалификационная категория
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconРабочая программа по литературе для 5-9 классов Составители
Жаравина Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconИнтегрированный урок «Белки» Учитель химии Кузовая Т. В., высшая квалификационная категория
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconЯблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф....
Примерные программы основного общего образования. Часть 2", М. Просвещение, 2009), Программы "Музыка. 5-7 классы ", авторы: Е. Д....
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconПрограмма «Управление качеством образования». Волкова Г. С., зам...
Модель управления внедрения фгос и роль Методического совета школы. 2013 г. Волкова Г. С., зам директора по нмр, высшая квалификационная...
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconАнализ работы мо учителей русского языка и литературы за 2009 2010 учебный год
Варданян Н. А. (высшая квалификационная категория), Якуничева О. В. (первая квалификационная категория), Хренова Е. Ф. и Горшихина...
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconУрок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии...
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория Рябчевск, 2013 рабочая программа Курс «Экология животных» iconРешение целых уравнений
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск