Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №2»
«Согласовано»
Руководитель МО
___________ Романцова Л.Н.
Протокол № ___ от
«____»____________2012 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы
по УВР МКОУ ООШ № 2
___________ Фролова О.С.
«____»____________2012 г.
| «Утверждаю»
Директор МКОУ ООШ №2 __________ Матвеев А.А. Приказ № ___ от «___»___2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Чёрной Татьяны Митрофановны,
высшая квалификационная категория факультативного курса по химии
«Химия и экология»
9 класс
-
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2012г.
| 2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
В последнее время в обществе появилось искаженное представление о химии (науке и промышленности) как первопричине кризисной экологической ситуации. Полагают, что все беды на Земле происходят из-за чрезмерного увлечения химизацией и что единственной мерой оздоровления природной среды станет отказ от развития химической индустрии. Такой однобокий, неконструктивный подход вызывает устойчиво негативное отношение к химии как к науке в целом, снижает интерес к ее познанию. Кроме того, ученик приучается находить причины всех несчастий в чем-то или ком-то другом, не принимая во внимание свои собственные поступки, не анализируя сущность возникшего конфликта, а ведь ответственность человека базируется прежде всего на критической оценке своей деятельности.
Химическое образование в средней школе должно включать и основы экологии. Чтобы обеспечить рациональное поведение, а во многих случаях и элементарную безопасность свою и окружающих, чтобы не наносить ущерба природе, необходимо формировать у школьников определенную систему взглядов и навыков. Эта задача может быть решена через факультативный курс химии.
Основные идеи курса:
· природа в своем естественном развитии находится в динамическом равновесии;
· непосредственным результатом взаимодействия человека и природы становится изменение химического состава компонентов окружающей среды, приводящее к нарушению природного баланса;
· методы химико-аналитического контроля состояния объектов окружающей среды или качества готовой продукции позволяют получить информацию о поступлении вредных веществ в контролируемые объекты, разработать способы очистки’ и, защиты этих объектов.
Факультативный курс химии дает возможность привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за сохранение природы. Содержание такого курса помимо теоретического материала и химического эксперимента включает расчетные и экспериментальные задачи, экскурсии, наблюдения за природой, краеведческую работу. Необходимо формировать представления о химических параметрах окружающей среды, их нормах и пределах изменения в результате хозяйственной деятельности человека, о контроле за качеством среды и химических способах ее защиты. Учебно-тематический план факультативного курса
«Химия и биология»
9класс
№ п.п.
| Название раздела, тема
| Количество часов
| Вид занятий
| Дата проведения (план)
| Дата проведения (факт)
| I. Введение. Экология водных ресурсов – 8 часов
|
|
| 1..
| Вода — не только Н2О. Химическая экология
| 1
| Беседа
|
|
| 2.
| Вода — бесценное богатство.
| 1
| Сообщение
|
|
| 3.
| Загрязнение воды. Экологизация водных проблем.
| 1
| Веб-сайт
|
|
| 4.
| Операция чистая вода. Методы очистки вод.
| 1
| Л/Р.
|
|
| 5.
| Задачи. Вода. Растворы. Основания.
| 2
| Решение задач
|
|
| 6..
| Обобщение. Вода вдохновляет. Водная хартия. Это интересно знать
| 1
| Итоговый урок
|
|
| II. Экология атмосферы – 4 часа
|
|
| 1..
| Химическое загрязнение. Загрязнение атмосферы
| 1
| Беседа
|
|
| 2.
| Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
| 1
| Беседа
|
|
| 3.
| Влияние загрязнения атмосферы на человека, растительный и животный мир.
| 1
| Экскурсия
|
|
| 4.
| Обобщение. Последствия загрязнения атмосферы.
| 1
| Дискуссия
|
|
| III. Экология почвенных ресурсов – 4 часа
|
|
| 1..
| Почва — наше природное богатство. Эрозия почв. Борьба с эрозией почв
| 1
| Реферат
|
|
| 2..
| Почва и здоровье человека. Деградация и загрязнение земель
| 1
| Встреча с агрономом
|
|
| 3.
| Охрана использование почв.
| 1
| Сообщение
|
|
| 4..
| Обобщение. Экология почв. Поистине колоссальное богатство
| 1
| Итог занятий
|
|
| IV. Внеклассная работа – 1 час
| Защита проектов
|
СОДЕРЖАНИЕ
факультативного курса курса
«Химия и экология»
Введение. I. Экология водных ресурсов
Вода — это не только Н2О. Химическая экология. Вода — бесценное богатство. Нахождение воды в природе. Получение. многоликая вода. Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе.
Загрязнение вод. Операция чистая вода. Методы очистки вод. Экологизация водных проблем.
Это интересно знать: вода полезная и не очень; вода в мире, традициях, ритуалах; давно ли люди моются; вода и наше здоровье; для желудка главное — вода; что мы пьем? Любопытные цифры.
Решение задач «Вода. Растворы. Основания».
Практическая работа «Вода».
Презентация «Вода - основа жизни». Водная хартия. Вода (60 добрых дел).
Экологическая музыка.
II. Экология атмосферы
Химическое загрязнение. Загрязнение атмосферы «подвижными» источники (автотранспорт, самолеты, ракетоносители, шумы).
Защита атмосферного воздуха от загрязнения. Влияние загрязнения атмосферы на человека, растительный и животный мир.
Последствия загрязнения атмосферы: парниковый эффект; озоновые дыры; кислотные дожди.
Лабораторная работа «Состав атмосферного воздуха».
Презентация: «Проблемы экологии». III. Экология почвенных ресурсов
Почва — наше природное богатство. Состав и свойства почвы. Факторы почвообразования.
Эрозия почв. Борьба с эрозией почв. Почва и здоровье человека. Аридизация почвы.
Деградация и загрязнение земель. Деградация земель. Антропогенное землетрясение. Антропогенное влияние на геоморфологические процессы.
Охрана и использование почв. Экология почв (итоги, проблемы, перспективы). Поистине колоссальное богатство.
Лабораторная работа «Изучение состава почвы».
Презентация «Радиоактивные и химические загрязнения». IV. Внеклассная работа
Исследовательские работы:
· Отходы. Отбросы. Мусор. · Минеральная вода.
· Бесценные водные ресурсы.
Создание буклетов:
«Вода в природе»; · «Экология водных ресурсов»;
«Какая она, вода?»; «Экология атмосферы»;
Выпуск бюллетеней: «Экология почвы»; «Экология водных ресурсов»;
«Водная хартия»; «Поэтическое вдохновение»
«Экология атмосферы»; «Операция чистая вода»; Требование к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
· о взаимосвязи ионообменных процессов, протекающих в живой и не живой природе;
· о роли воды как активной внутренней среде организма и как непосредственного участника многих биохимических процессов;
· сущность биогеохимических круговоротов веществ;
· о значении природных буферных систем (в регуляции обмена веществ, сохранении определенной концентрации ионов водорода (рН) в организме, почве, водоемах, биологической очистке сточных вод);
· методы очистки пресной воды от загрязнения;
· физиологические свойства почв;
· процесс питания растений (поглощение питательных компонентов из почвенных растворов);
· о последствиях закисления почв и водоемов для живых обитателей этих сред;
· о последствиях засоления почвы для сельскохозяйственных культур;
· важнейших представителей неметаллов (С, Н, О, Р, N, S), их положение в периодической системе химических элементов (характеристики атомов, обусловливающие их биогенность: заряд ядра, радиус атома, относительная атомная масса, способность образовывать кратные связи (кроме водорода), участие в образовании компонентов клетки и переносе энергии);
· о роли биогенных элементов в живых организмах, биосфере;
· о сущности биогеохимических циклов кислорода, углерода, азота, фосфора и серы, их взаимовлиянии, причинах нарушения и путях сохранения цикличности;
· основные соединения серы, углерода и азота как загрязнителей природной среды, их влияние на жизнедеятельность растительных и животных организмов, здоровье человека;
· о роли озонового слоя в биосфере, причинах и последствиях его истощения (понятие «озоновые дыры»);
· о последствиях техногенного воздействия некоторых металлов и их соединений на биологические системы;
· основные причины и источники загрязнения окружающей среды металлами;
· принцип биологического накопления применительно к металлам и их соединениям и последствия этого процесса;
· пути трансформации некоторых металлов (их соединений) в пищевых цепях;
· основные направления «оздоровления» экологической ситуации на планете.
Учащиеся должны уметь:
· объяснять аномальные свойства воды, используя примеры, иллюстрирующие роль воды в природе и живых организмах;
· устанавливать зависимость между изменением концентрации ионов водорода (рН) и поглощением организмами различных ионов из природных растворов;
· оценивать состояние природных водоемов и почвы своей местности;
· определять физиологические свойства почвы и по необходимости их корректировать (на пришкольном или садовом участке);
· прогнозировать последствия закисления и засоления природных почв и вод;
· применять простейшие методы очистка питьевой воды;
· составлять схемы круговоротов кислорода, углерода, азота, фосфора и серы в природе, анализировать причины и последствия их нарушения;
· приводить примеры биологической взаимозаменяемости элементов-аналогов в природе и прогнозировать последствия этого процесса для живых организмов;
· прогнозировать последствия загрязнения окружающей среды соединениями некоторых металлов и металлов, приводить примеры воздействия тяжелых металлов на здоровье человека, на развитие растений и животных;
· приводить примеры влияния кислой среды на миграцию металлов в почве, на выщелачивание (извлечение) в водоемах;
· обнаруживать в образцах почвы и воды ионы металлов и неметаллов;
· определять источники соединений, загрязняющих природную среду;
· обезвреживать вредные вещества, образующиеся при проведении химического эксперимента.
Литература для учителя
Ю.Н.Кукушкин. Химия вокруг нас, М.: Высшая школа, 1992, с. 191
Л. Чалмерс. Химические средства в быту и промышленности. Л.: Химия, 1969, с. 198.
В. И. Лялько. Вечно живая вода. Киев: Наукова дума, 1972, с. 195.
Н. В. Ширшина. Сборник элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2006, с. 220.
О. Ольгин. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986, с.190.
А. М. Юдин, В. Н. Сучков, Ю. А. Коростелин. Химия для Вас. М.: Изд-во – Химия, 1984, с. 192.
О. С. Габриелян. Химия. Методическое пособие 8-9 классы, М.: Дрофа, 2001, с. 118.
А. Н. Бармин, Н. Н. Беломоин, П. И. Бухарицын, С. В. Виноградов и др. Природа и история Астраханского края, Астрахань: Издательство АГПИ, 1996, с. 364.
Литература для учащихся
Ю.С. Чуйков, Л.Ю. Чуйкова, Д.Л. Тёплый, Л.К. Шамгунова. Экология человека, Астрахань, 2000, с.234.
Е.С. Белозеров Побочные эффекты лекарственной терапии. Алма-Ата, Наука, 1989, с.192.
О.С. Габриелян Химия. Учебное пособие для 11 классов средней школы, М. Блик плюс, 1999, с. 368.
С.В. Дендебер, Л.В. Зуева, Т.В. Иванникова и др. Конструктор элективных курсов. М.: 5 за знания, 2006, с. 176.
М.Х. Карапетьянц, С.И. Дракин. Общая и неорганическая химия, М.: Изд-во: Химия, 1981, с.631.
| |